Дараган Юлия Владимировна : другие произведения.

Тренажер или Бабайка?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Несколько мыслей, навеянных давним сетевым разговором с одним умным человеком.

  Несколько мыслей, навеянных давним сетевым разговором с одним умным человеком.
  
  Сразу оговорюсь: я очень паршивая христианка и ничего не смыслю в богословии. Так что приведенный ниже текст не является Официальным Мнением Запятой как Православной Христианки. Просто пара абзацев, чтобы привести в порядок свои мысли по поводу. Если увидите, что я несу явную ересь (в переносном и в прямом смысле), пожалуйста, скажите мне об этом.
  
  
  
  
  ***
  
  Часто встречаюсь с двумя взглядами на христианство. Иногда они смешиваются, но не суть.
  
  Первый взгляд (обычно критический) исходит из того, что христианство - это одна из морально-этических систем, наряду с исламом, буддизмом, солипсизмом, родноверием, индуизмом, иудаизмом, диалектическим материализмом и т.п. То есть, философская система, плюс набор этических норм, плюс набор неких обрядов и духовных практик, предназначенных для личностного роста человека.
  
  Отсюда - чисто утилитарный подход к религии. Я выбираю себе оптимальную диету, оптимальный комплекс упражнений - и точно так же я выбираю себе ту религию, которая подходит мне в данный момент. Скажем, католицизм - там соборы красивые, на мессе можно сидеть, музыка органная и священники симпатичные - не то что православные страшилы с бородами. Или лучше буддизм - они все такие спокойные, просветленные, умные притчи сочиняют, знают крутые приемчики ушу, а еще далай-лама весь такой симпатичный, улыбающийся, доброжелательный лапочка. О, или можно еще в индуизм пойти - там йоги на гвоздях спать умеют и по двести дет живут. Или совместить нафиг - по утрам медитировать, а по вечерам в соборе орган слушать. А на Купалу с родноверами через костер прыгать. У меня есть ощущение, что такой подход очень моден на сверхтолерантном Западе. На замечательном сайте флайледи в примере утренней рутины аккуратно выделено минут 15 или полчаса на отправление духовных потребностей. Встал, умылся, пописал, помолился - можно завтракать. Вроде как есть чувство выполненного долга: духовной жизнью сегодня пожил, можно галочку поставить.
  
  
  Второй взгляд у меня ассоциируется с политиками, с церковными старушками, с тетеньками, преподающими ОПК и им подобные предметы в школах, и со священниками, которые рецензируют учебники по этим замечательным предметам. Христианство - это традиция. Это вера наших предков. Ты русский (украинец) - значит, ты должен быть православным, а православные ребята хорошо учатся, слушают старших, помогают слабому, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
  Под это дело идут умиленные рассуждения о христианских обычаях, фольклорные концерты на церковные праздники, крашеные яички на Пасху, верба на Вход Господень в Иерусалим, березки на Духов день, картинно крестящиеся на иконы и золотые купола первые лица государства, а также многочисленные православные кулинарные книги, православные травники и лечебники, списки святых - кому от какой напасти молиться, паломничества по святым местам и сведения о том, где какие мощи и какая икона мироточит. Сюда же - стремление одеваться строго консервативно, а лучше всего - в народные костюмы (посмотрите иллюстрации к детским учебникам Закона Божия - вы там мальчишек в джинсах видели?).
  
  Если в первом случае Бог используется в качестве велотренажера (и сравнивается по эффективности с другими тренажерами), то во втором - это жупел для непослушных детишек (веди себя хорошо и слушайся старших - так Христос велел!) и символ национального самосознания. Почему Христос, а не Даждьбог? - резонно спросят родноверы. Да потому что особой разницы нет, а христианский бренд раскручен лучше.
  
  
  
  Штука в том, что христианство... да любая, в общем, религия - это НЕ этическая система с массой равноценных альтернатив. Целью религии НЕ является личностный рост отдельного индивидуума и НЕ является выработка инструмента для управления покорным стадом. Точно так же это НЕ набор традиций и кулинарных рецептов. Религия НЕ направлена на сохранение национального самосознания, поддерживание патриотизма и воспитание подрастающего поколения. Религия - это набор истин об устройстве мира, которые для верующего так же непреложны, как закон всемирного тяготения или факт, что земля вращается вокруг солнца, а параллельные прямые в Евклидовой геометрии не пересекаются. Кроме того, религия - это учение о том, что надо делать человеку, чтобы выполнить свое предназначение в этом самом мире - с учетом знаний о его устройстве. Цель христианства - спасение души. Спасение когда-то согрешившего и павшего человечества, очищение - для возрождения на обновленной земле и бытия с Богом и в Боге, для со-творчества с Богом.
  
  А вовсе не личностный рост и не воспитание покорных овец.
  
  
  
  
  
  ***
  
  У христиан этика есть, нравственность есть, но христианство - это не этика. Это, я бы сказала, мировоззрение. То есть, система представлений о мироустройстве. Система верований относительно устройства мира - можно, наверное, и так сказать. Остальное из них вытекает.
  
  Собственно, список этих самых верований перечислен здесь. Ни для кого секретом не является.
  
  Итак, есть Бог. Вечный и всемогущий Творец всего сущего. Бог сотворил человека - по Своему образу и подобию. Сотворил существо, наделенное бессмертной душой, способное мыслить и творить, свободное в своих помыслах и действиях.
  
  В какой-то момент люди - свободные, ага, - не соблюли технику безопасности и испортили себе жизнь. И продолжали портить себе жизнь, пока дело не зашло совсем далеко. И тогда Бог, любящий людей, умер за них. Читай, вместо них. И сошел в ад за них. И спас человечество. И дал людям путь к спасению: всего-то и надо, что см. инструкцию. Когда мы заболеваем какой-нибудь телесной хворью, мы совершаем обычно куда больше телодвижений, чем тут от нас требуется. Поначалу, по крайней мере.
  
  Да, существуют в христианстве определенные правила. Некоторые нам понятны, некоторые нет. Допустим, красть нехорошо - это я легко себе могу представить: если у меня украдут нужную вещь, мне будет плохо и обидно. А некоторые правила не так понятны и вызывают иногда раздражение. Ну чего плохого в регулярном сексе, действительно. Это естественная потребность организма, а вот сдерживать ее наоборот вредно.
  Приведу пример. Возьмем маму и, скажем, двухлетнего ребенка. Мама говорит малышу: не трогай кочергу, кочерга горячая, будет больно. Это еще с трудом можно понять. Но вот как понять, что нельзя съесть десять порций мороженого? Это же вкусно! А когда есть хочется - самое то наесться мороженого, заесть большим куском торта и запить пепси-колой.
  
  Ну не поймет двухлетка, почему нельзя совать пальцы в розетку и есть всегда только торты и варенье. Не дорос просто. И мама ему и не объясняет - просто говорит: нельзя. Не видим мы вреда от мужеложства, например (просто пример Очень Больной Темы, которую я тут развивать не буду). Это - типа нормально. Кажется нормальным, на физическом уровне. Но в систему христианских представлений о мире входит и такое: помимо мира физического существует мир метафизический. Нам, людям, невидимый, но от этого не менее реальный. И метафизический вред от тех или иных действий мы оценить не в состоянии. Можем только догадываться с той или иной степенью достоверности, судить по косвенным физическим признакам, доступным разуму.
  
  Заповеди - это не закон, за несоблюдение которого строгий Бог шлепает по попе. Это правила безопасности. Не будешь соблюдать - обожжешься, испортишь желудок, простудишься, тряханет током. Дело хозяйское - просто потом не ной, что не предупреждали. У Бормора, кстати, есть замечательный рассказ из цикла о Шамбамбукли и Мазукте - как раз про заповеди.
  
  
  
  Примерно так. И еще по мелочи.
  
  Про то, что христианство внушает чувство вины...
  М-м-м, давайте различим понятия. Есть, мне кажется, такая штука - осознание своей греховности. Помним, в какой системе представлений о мире мы мыслим. Человечество больно грехом. Это страшная болезнь, которая грозит бессмертному человеку смертью - не только физической, но и метафизической. Мы все больны, нет среди нас чистых, ослепительно чистых праведников. И - по идее - хотим исцелиться. Спастись.
  Если человек смертельно болен, ему хорошо бы знать о своей болезни - чтоб лечиться. Плакать или нет - его дело.
  
  И - не вина это. Это чувство ответственности. Потому что ответственность за свою жизнь, за свою душу - не скинуть ни на родителей, ни на начальство, ни на детские комплексы, ни на дурную компанию, ни на священника - нам держать ответ, и только нам. За все поступки, за все слова, за все помыслы. И - если посмотреть на себя без скидок, если вспомнить, по Чьему образу и подобию мы сотворены, - то только на милосердие Божие нам и остается уповать.
  
  И еще. Чем ближе подходишь к Свету, тем яснее видишь тьму и грязь внутри себя. И недаром святые скорбят о своих грехах сильнее нас грешных, которым и тут, в грязной лужице тепло и уютно. Отсюда и все эти страшные слова, этот вопль о прощении - его слышно практически в каждой молитве, если открыть молитвослов. Господи, я мерзок, я грязен, я ужасен перед Твоим светлым ликом, я не стою Твоих страданий, но мне так страшно умирать, молю, помилуй меня, Господи, очисти меня и возьми к Себе.
  Молитвы эти слагали люди гораздо чище и лучше нас с вами. А нам их читать странно: у нас же все нормально, мы же не такие мерзавцы, как тут вот написано. Да?
  
  
  Про то, что среди христиан много нехороших всяких людей...
  ... тоже говорено-переговорено. Разные люди христиане. И буддисты разные, и мусульмане, и атеисты, и поклонники Великого Бхэ. Да, водятся вокруг церкви и не очень честные люди, и не очень здоровые, и просто нам лично неприятные.
  Пункт один: кто сказал, что в больнице должны находиться только здоровые? Она для больных? по идее. Да и священнослужители - такие же люди, как и мы. Врач в этой больнице один.
  Пункт два: нечестные и нездоровые люди кормятся не только на христианстве. Жулики, фарисеи, фанатики, кликуши есть везде. Мухи слетаются с равным азартом и на мед, и на менее аппетитные субстанции. Будем ставить знак равенства между всем, что едят мухи?
  Пункт три: методический. А надо ли вообще смотреть, где у нас там кто нехороший. Осуждать других и превозноситься над ними - дело... м-м-м... небезопасное.
  
  
  Про то, что зачем ваще церковь, если Бог в душе, и "не хочу я в такую церковь, где попы сигаретами торгуют, на мерседесах ездят и к правительству примазываются".
  Помним, в какой системе мыслим? Можно много говорить и про поддержку других людей, и про слова Христа ( "там, где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я посреди них", помните?). Про то, что в одиночку только оооочень крутые пловцы могут бурное море переплыть... Фишка простая. Люди больны. И Лекарство от болезни - в церкви. Таинство Причащения, угу. Если мы в системе, то мы понимаем, что без него никуда, что это не просто "обряд".
  
  
  Про то, что нафиг нужны церкви-монастыри, лучше бы больницу построили. И чем молиться, работать надо.
  "За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда".
  Вернемся к системе. Христос нам дал две заповеди: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Вторую заповедь помнят и часто цитируют, а о первой почему-то забывают. Это раз. А два... Про метафизический мир помним? А может, молитвами в этих храмах, монастырях, скитах наш мир и держится до сих пор, а? Вы знаете? Я не знаю. И не знаю, что для больного полезнее, лекарство или молитва. Хорошо бы, конечно, и то и другое было.
  
  
  Про политкорректность.
  Ну не может быть у христианства терпимости и политкорректности к определенным вещам. К людям - да, но не к явлениям. Потому что - см. выше про систему. Человек иной веры - это не просто человек иных взглядов, это хороший человек, обреченный на гибель из-за того, что заблуждается. То же по прочим нетолерантным пунктам. Если человек тонет, его нетолерантно вытаскивать?
  Другой вопрос, что человек может активно отбиваться, а то и тебя с собой на дно потащить, так что для спасения утопающих нужно хорошо уметь плавать и пройти курсы ОСВОДа.
  
  
  
  Исправления и дополнения, вероятно, следуют.
  
  
  Необходимое примечание.
  Я никого ни в чем не хочу тут убеждать и не хочу тут дискутировать - так что комментарии отключу. У меня диплома ОСВОДа нету и в богословских дискуссиях я не сильна. Я допускаю, что у вас может быть другая система представлений о мире. Расскажете?
  
  
  
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"