Цирк на Цветном бульваре знаменит не только тем, что он один из старейших в России - его история начинается с 1880 года, но и тем, что 15 лет художественным руководителем в нем работал самый любимый клоун страны - Юрий Никулин. И сейчас в его просторном кабинете все осталось без изменений, словно хозяин ненадолго вышел и вот-вот вернется. У окна на чайном столике стоит большой тульский самовар, окруженный многочисленными кружками - сюда частенько приходили друзья Никулина и устраивались веселые посиделки. На стене тикают часы, по которым вряд ли кто-либо сверяет время, потому что они вопреки законам механики ходят задом наперед. Изредка на рабочем столе звонит телефон, точнее, не звонит, а гавкает - потому что это игрушечная голова лохматой собаки, которая при этом еще и хлопает ушами и глазами. Да и вообще, в кабинете нет ни одной обыкновенной вещи. Никулину было важно создать атмосферу праздника и для себя, и для каждого, кто оказывался в гостях. Ведь человек приходил ни куда-нибудь, а в ЦИРК! А цирк - это волшебная страна, где живут самые необычные, особенные люди. Поэтому и кабинет главного человека в цирке никак не мог быть просто кабинетом серьезного начальника. Здесь каждый предмет должен быть со своим настроением
Близкие вспоминают, что долгое время у Юрия Владимировича была любимая игрушка - деревянное яйцо в коробочке. Он любил крутить его в руке. Когда же кто-то начинал хитрить и говорил неправду, он просил того: "Видишь коробочку? Открой..." Человек брал, открывал, доставал яйцо, на котором крупными буквами было написано: "Не морочьте мне яйца". Но это редкая игрушка в кабинете, понятная только взрослым. Остальные доступны и малышам, которые приходили сюда с родителями, друзьями Никулина, и отсюда их за уши нельзя было вытащить. Только представьте: телефон лает, зеркало - смеется, повсюду - сотни разнообразных клоунов: огромных, больших, маленьких и крошечных. Кстати, их коллекция у Никулина собралась сама по себе: друзья и знакомые привозили керамических, стеклянных, пластмассовых, тряпичных весельчаков из разных уголков мира. И теперь их скопилось столько, что представляют внушительную армию, способную развеселить каждого.
Клоуны занимают не только все полки в шкафу. Плакаты с их изображением висят и по стенам кабинета. Чуть ли не центральное место занимает огромная черно-белая фотография Чарли Чаплина, чьем творчеством восхищался Юрий Никулин. А рядом - знаменитые афиши с двумя клоунскими силуэтами: один принадлежит Никулину, второй - его незаменимому напарнику Михаилу Шуйдину, вместе с которым они много лет делали незабываемые номера. А над дверью - любимая картина Юрия Владимировича из фильма "Ко мне, Мухтар!", которую ему на 70-летие подарили с Петровки, 38. На ней актер в зимнем солдатском тулупе и шапке, рядом с ним - овчарка. Никулин шутил, что такую красивую картину мог нарисовать только самый лучший художник среди милиционеров и самый лучших милиционер среди художников.
Но кабинет Юрия Никулина отличается от многих других руководящих кабинетов не только редкими предметами. Необычно так же то, что в нем никого никогда не вызывали на ковер и не делали жестоких выговоров - по воспоминаниям, худрук и голос-то повышал редко. А дверь почти всегда была открыта - в кабинет входили без звонка. И порой заходили сюда не только работники цирка или друзья Никулина, но и простые люди. Они приезжали из разных уголков страны, чтобы увидеть знаменитого клоуна, а заодно и попросить у него, как это часто бывает, о помощи: одолжить денег или снять квартиру. Кстати, Юрий Владимирович этому не противился - любил общаться с людьми и из цирка, и вне его стен.
Вот и сейчас дверь в кабинет открыта. Правда, теперь в цирк не может зайти каждый желающий - охрана внимательно следит за теми, кто проходит через служебный вход. Во всем остальном здесь ничего не изменилось: по-прежнему проходят совещания, переговоры, отмечаются праздники, премьеры и дни рождения. И вот уже несколько лет консультантом по творческим вопросам в нем работает Наталья Николаевна Никулина, супруга Юрия Владимировича. Напротив же этого кабинета находится другой - генерального директора Максима Никулина. Кстати, он воплотил мечту отца и сделал свое рабочее место именно таким, о каком тот мечтал. "Этот кабинет - воплощение мечты отца, - рассказывает Максим Юрьевич. - Когда в 1985 году снесли старое здание цирка и начали строить на его месте новое, отец сказал: "Когда построим, я соберу всю старую цирковую мебель, благо, такая еще сохранилась, и сделаю свой кабинет". Но об этом желании пришлось забыть: когда через четыре года здание было готово, строители сдали его вместе с мебелью. И, конечно, ломать только что выстроенное не стали.
Однако спустя годы Максим Никулин решил собрать всю мебель Старого цирка, хранившуюся на складе, в архивах, по различным отделам и полностью поменял с помощью художников цирка дизайн кабинета. Конечно, на это было потрачено немало сил, времени и денег, но зато теперь директор Московского цирка на Цветном бульваре сидит за рабочим столом, за которым в 1880-х годах трудился первый директор цирка Саламонский! "Для меня важно, что за этим столом или на этом кресле сидели мои предшественники!" - признается Максим Юрьевич.
Рядом - резное кресло тех же времен. В мире всего два таких: одно на Цветном бульваре, второе было подарено директору питерского цирка Чанизелли, и теперь стоит у них в музее. На счастье Максима Юрьевича, сохранился и кабинетный диван Саламонского, и шкаф. "Представьте, только полгода ушло на реставрацию дивана! - делится Никулин. - Никак не могли найти большой кусок кожи для его перетяжки. И теперь реставраторы регулярно приходят, следят за состоянием мебели, обновляют, если это требуется. Ведь такие предметы важно поддерживать в форме". Правда, не вся собранная по сусекам мебель поддалась реставрации. Пришлось что-то докупать и "подделывать" под атмосферу кабинета. Например, никто не скажет, что стулья как-то выбиваются из общего ансамбля - а на самом деле, они - новодел. Но это не одна из трудностей, с которыми столкнулся владелец "исторического" кабинета: "Мне пришлось поломать голову над тем, как уместить на рабочий стол прошлого века такое нововведение, как компьютер. Он никак не умещался в ящик стола, поэтому несколько раз изменяли его конфигурацию". С горем пополам уместили, но в результате, специально под компьютер заказали гармонирующую со всем мебельным ансамблем тумбочку.
Но не только мебель в кабинете директора связана с историей цирка. Здесь даже маленький предмет - фигурка, рисунок - о цирке. На многочисленных фотографиях из циркового и домашнего архива - Юрий Никулин. Веселый и грустный. На сцене и в жизни. На картинах - улыбающиеся клоуны и гуттаперчевые акробаты. На шкафу - скульптурная группа львят, созданная два века назад. Когда-то Максиму Юрьевичу ее передали старые цирковые артисты, и она такая тяжелая, что ее еле-еле поднимают четыре человека. Как-никак - монолитный камень. И, по предположениям директора, раньше она стояла на чьем-то надгробии: недаром на ней проглядывается уже еле различимая табличка. В этом кабинете, как и в находящемся напротив, тоже есть статуэтки клоунов. Правда, их значительно меньше. Зато повсюду фигурки такс - любимой породы собак Максима Никулина. "Дома у меня их около 300, очень нравятся, - признается в своем увлечении директор. - Привезены из разных уголков мира. Есть из Европы, Японии. В моей коллекции даже гжельская, которую специально для меня делал художник". А есть в "коллекции" Максима Никулина и одна живая такса по кличке Тэкс. Она с удовольствием ходит с хозяином на работу в цирк, и пока он работает, сидит со своей подружкой, тоже таксой Зайкой, этажом ниже. И порой они вместе устраивают такой концерт, что лаем перекрывают голоса сидящих выше, в кабинете Никулина. Но к подобным выходкам в цирке относятся спокойно.
А хозяин кабинета, оглядываясь вокруг и признавая, сколько сил было вложено в то, чтобы восстановить предметы, связанные с историей Старого Московского цирка на Цветном бульваре, признается: "И все-таки, главное не столько в этих предметах, сколько в самой атмосфере, которая создана в нашем цирке. Ведь недаром говорят, что цирк - это волшебная страна!"