С Инной Михайловной мы встречались в маленькой, тихой гримерной Ленкома. Интервью она всегда назначала после спектаклей. Я шла по пустынным, полутемным коридорам театра. Почти все гримерки уже были закрыты, актеры разошлись по домам. И только в той комнате, где сидела Инна Чурикова, горел свет.
Мне казалось, что я увижу ее уставшей, утомленной после спектакля. Но не тут-то было. Инна Михайловна не показывала даже виду усталости и желания побыстрее завершить разговор, "отделаться" от журналиста и поехать домой.
Она медленно пила зеленый чай, рассказывала о прошедшем спектакле, смеялась. После часа беседы я поняла, что этих трех тысяч шестисот секунд мне совсем не хватило, чтобы спросить все, о чем хотелось. Инна Чурикова настолько интересный, глубокий человек, что даже следующих двух встреч с ней показалось мало - каждый раз появлялись все новые и новые вопросы.
Но ставить точку где-то надо. Инна Михайловна уехала на съемки в Петербург, потом на гастроли в Германию... Вырвав несколько часов между этими отъездами, мы встретились вновь - уже у нее дома. И пока она визировала интервью, я наблюдала за тем, как две очаровательные кошки актрисы бегали рядом с нами, запрыгивали на стол, садились на страницы с текстом, мешая читать. В конце концов, одна кошечка села на стол прямо напротив меня, и мы начали внимательно смотреть друг другу в глаза. Не знаю, чем бы завершился этот гипнотический сеанс, если бы Инна Михайловна, закончив чтение, не сказала: "Отлично! Можно печатать". Кошка, оторвав от меня свой изучающий взгляд, спрыгнула со стола и, соизмеряя свои шаги с шагами хозяйки, вежливо проводила меня до дверей...
Мир Звезд: Инна Михайловна, давно хотелось задать вам вопрос. В прошлом году было открытие вашей "звезды" на Аллее звезд. Меня поразило то, что на этом празднике не было никого из театра Ленкома, в котором вы работаете. Почему?
Чурикова: Я не задумывалась на эту тему. Может быть, никто не знал об этом или других дел было много. Значит, я этого достойна... Но думаю, что, скорее всего, они просто несерьезно отнеслись к этой затее. Я ведь тоже отнеслась к этому не очень серьезно. Но то, что пришли такие замечательные люди, как Мордюкова, Рязанов, Немоляева, Данелия - многого стоит! Они пришли, и я это запомню. Я всегда помню хорошее и не хочу ни на кого обижаться. Зачем? Можно так наобижаться, что и человека не заметишь, хорошего не увидишь... Может быть, я тоже бываю невнимательна: могла тоже что-то упустить, не поздравить с чем-то. Иногда ведь не знаешь, что актеру дали звание, что у него какая-то радость или беда...
Мой муж, кстати, тоже не пришел поздравить меня. Я не чувствую, что в этом есть что-то глубоко печальное...
Знаете, когда-то наш коллектив ставил спектакль "Три девушки в голубом". Нам было очень трудно: четыре года не пропускали этот спектакль. А мы любили его, любили драматурга Людмилу Петрушевскую. Мне кажется, что это один из лучших спектаклей Марка Захарова. Это было давно, во времена "застоя". Однако тогда мы были вместе, чувствовали и любили друг друга...
Мир Звезд: Получается, что новое время разобщило людей, в том числе и актеров театра Ленкома?
Чурикова: Навалившиеся заботы разобщили... Но я очень ценю и уважаю своих партнеров. В театре ничего не сделаешь без партнерского сообщества. И это сближает нас, возникает глубоко интимное чувство жизненного родства. У меня, например, есть интимное знание Коли Каранченцова, потому что мы с ним вместе играем в спектакле "Sorry"... Без партнеров вообще нечего делать на сцене. Если вы смотрели "Город миллионеров", то видели, какой потрясающий партнер Армен Джигарханян.
Мир Звезд: Говорят, Джигарханян хочет эмигрировать в Америку...
Чурикова: Я ничего об этом не слышала... Мне кажется, что глупости все это, Армен никогда не бросит Россию. Он работает, у него свой замечательный театр, молодые актеры, новые постановки.
Мир Звезд: К сожалению, у него не все так замечательно складывается, ведь ему не хватает денег на театр...
Чурикова: Денег почти никому не хватает. Мы вот хотим построить в Южном Бутове храм Владимирской иконы Божьей Матери. Нужны деньги. Живу в надежде, что добудутся как-нибудь, что люди соберутся: один чем-то поможет, второй. И глядишь, храм вырастет. А там можно и в женский монастырь... (Смеется.)
Мир Звезд: Зачем? Не надо в монастырь...
Чурикова: А может быть, надо... Когда я вижу ясные, удивительные лица молодых монахинь, на душе становится светло. Не заставляли же их! Значит, это им нужно: ищут спасения, что-то их настораживает в этой жизни. Много всяких искушений вокруг, особенно сейчас. Для молодежи время очень сложное: им сегодня как никогда трудно найти и выразить себя. И я понимаю, насколько важно для молодых людей иметь дело, которое увлекает, задачу, которую необходимо решить, да еще чтобы ангел-хранитель помогал, Господь подбадривал.
Мир Звезд: Раньше с этим было проще?
Чурикова: Где-то проще, где-то труднее. Раньше ты постоянно ощущал на себе пресс идеологии: тебя заставляли делать то, запрещали это... Всех стригли под одну гребенку. Но это не мешало появлению талантливых личностей. Того же Глеба Панфилова (муж Инны Чуриковой - Авт.). Ведь "В огне брода нет" - это его дипломная работа, и при этом - талантливый, настоящий фильм. А где сегодня такие? Я смотрю дипломные картины молодых людей и не могу сказать, что то, что вижу, - в их пользу. Хотя я очень верю в молодых. Мне просто кажется, у них нет сильных корней, уходящих глубоко в родную землю, в ее историю (это, кстати, и есть любовь к своей земле). Все - по горизонтали, вертикали нет. Не хватает идеалов.
Мир Звезд: Каких идеалов? Таких, как коммунизм?
Чурикова: Нет. Молодежь не верит в это. И правильно, кстати, делает. Я тоже не верила в коммунистические идеалы.
Мир Звезд: Но вы верили, что СССР - великая страна?
Чурикова: Это интересная история... По телевизору Брежнев все время рассказывал, какая в нашей стране замечательная жизнь, но люди-то прекрасно знали, какая она на самом деле. Как-то в Ленинграде мы сели в такси, и водитель так лихо нас повез, так повернул руль, что мы чуть не вылетели из машины. А таксист говорит: "Наши руководители делают вид, что они хорошо руководят. А мы делаем вид, что мы хорошо работаем".
Кстати, наши "замечательные" руководители воспитывали в нас сильнейший дух диссидентства. Когда я прочитала "Ожог" Василия Аксенова (тихо, чтобы никто не увидел), то была взволнована тем, как в этой книге свободно. Он позволил себе свободно "летать" и писал так, как хотел. Или другой пример: когда мы, прислонив ухо к приемнику, старались уловить каждое слово "Голоса Америки" или "Свободы"... И вдруг возникла личность Сахарова, который говорил людям то, что думал. Как это волновало! А потом Солженицын... Как-то мы в Париже, вопреки всем запретам, минуя все слежки, встретились с Виктором Некрасовым, автором "Сталинградской битвы". Пошли в какой-то ресторан и, затаив дыхание, слушали его. А он жаловался на то, что обмяк, ослаб. В России у него были бицепсы, он дрался, а потому и писал хорошо...
Мир Звезд: А актриса Инна Чурикова тоже была диссиденткой?
Чурикова: Я бы сказала, что была скрытой диссиденткой... Я не участвовала в демонстрации, когда наши войска вторглись в Чехословакию. А несколько человек вышли на Красную площадь и протестовали. После этого их арестовали. Но они прекрасно знали, на что идут.
"Просвещенное" руководство запретило снимать "Жанну д`Арк", вырезало "ненужные" кадры из фильмов. Моей биографией распоряжались, решая, что мне читать, что мне знать, что мне видеть. Чего боялись? Что я начитаюсь, начну бунтовать или уеду? Сейчас вот все путешествуют и возвращаются назад...
Мир Звезд: Но однажды вы все-таки вышли на демократическую демонстрацию в поддержку Ельцина...
Чурикова: Я думала, что у нас времена изменились. Верила в это и решила, что должна быть там. Мне хотелось, чтобы мой сын жил в свободной стране. Потом-то я поняла, что все это не так, как хотелось и мечталось. Но как же мы тогда были счастливы! Вместе с Лией Ахеджаковой я пришла к Белому дому: там был праздник, все братались, портреты Ельцина передавались из рук в руки...
Всю эту историю можно наблюдать по спектаклю "Sorry", которому вот уже десять лет, как и нашей так называемой демократии. "Sorry", как и вся страна, претерпевал всевозможные изменения. Сначала мы повесили портрет Ельцина, а у меня были слова: "Слушай, ты говори, что хочешь, но демократию не трожь!" Помню, как после этих слов Анатолий Собчак вышел на сцену с цветами, вручил их нам с Колей и сказал: "Спасибо за демократию". А когда с демократией возникло некоторое напряжение, мы портрет Ельцина потихонечку сняли (он теперь находится в реквизите). И этих слов я больше не говорю...
Вообще в то время и люди казались другими: сильными, красивыми, смелыми, не боящимися говорить то, что думают. Создавалось впечатление, что таких много...
Мир Звезд: Но на самом деле, смелых людей всегда мало...
Чурикова: Откуда им взяться-то? Чувство страха никуда не уходит - передается из поколения в поколение. Думаю, мы впитываем его с молоком наших матерей. Я поражаюсь, что и современное поколение несет в себе это чувство. Это генетика. На вопрос Гамлета "Быть или не быть?" ты сразу же должен ответить: "Быть!" Но страх сидит внутри, и не всегда приходит искренний ответ.
Мир Звезд: А перед вами вставал такой вопрос?
Чурикова: Бесконечное количество раз. В любых ситуациях (будь то конфликт или кто-то просит о той помощи, на которую действительно надо отважиться, потому что потом будешь нести за нее ответ) перед тобой стоит этот выбор...
Мир Звезд: Инна Михайловна, раз уж зашла речь о конфликтах, хотелось бы спросить вот о чем. Вокруг актерской профессии очень много злобы. Вы испытываете ее на себе?
Чурикова: Да, я это чувствую. Особенно по тому, что пишут. Читаешь иногда какую-нибудь рецензию - все неточно: хвалят неточно, ругают совершенно не за то. Все какая-то приблизительность, без сути... В Интернете одна дама, спрятав свое настоящее имя под псевдонимом, напечатала про меня такую, мягко скажем, ерунду... Наверное, ей от этого стало легче. А я задумалась, что же такого плохого сделала, чтобы обо мне так писать? Кому так насолила? Может, эту статью кто-то заказал?
Мир Звезд: А что написала эта дама?
Чурикова: Она написала, что я якобы грозилась покончить жизнь самоубийством министру кино Ермашу, если тот не даст мне сыграть Жанну д`Арк. Вранье... Очень много вранья, а правды нет. Зачем это? А самое главное - я не могу понять, кто это написал. Может быть, этот человек находится рядом со мной, я с ним сижу за одним столом, он мне улыбается, желает здоровья... А ложь пошла дальше. Как-то ко мне приехал тележурналист из Риги и начал: "И вот вы грозились покончить жизнь самоубийством..." Я ему, конечно, объяснила, что это не так, и сказала, что знаю, откуда у него такая информация.
Мир Звезд: Может быть, из этой же статьи пошло мнение, что вы - непослушная актриса, что не умеете правильно распределять свое время?
Чурикова: Наверное... Еще там было написано, что я всегда повторяю фразу Фаины Раневской "Мне хватило ума прожить свою жизнь глупо". Главное дело - "прожить"! Я-то еще хочу жить и никаких итогов подводить не собираюсь. Более того, мне кажется, что какие-то умные вещи в своей жизни я все же делаю.
Мир Звезд: Но что-то правдивое в этой статье было: Раневская действительно ваша любимая актриса?
Чурикова: А чья она нелюбимая?! Она фантастическая, невероятная! Я была у нее дома, видела ее собаку Мальчика, дворнягу с большими грустными глазами, как у всех дворняг. У Мальчика была тарелочка, всегда наполненная азу, которое трудно было достать в магазине: времена-то голодные. Но он поворачивался к мясу задом, клал лицо на лапы и смотрел на свою любимую хозяйку, все время поскуливая. А Раневская говорила: "Он мне напоминает молодого Горького на Капри". Ведь как сказано! Пес безумно ее любил, был так предан ей! А она говорила: "Бедный Мальчик, бедный мой Мальчик! Найдите ему суку, он хочет любви... Инночка, найдите ему суку".
Фаина Георгиевна написала мне "влюбленное" письмо, посмотрев картину "Начало". Потом была премьера "Гамлета" с Тарковским. И вскоре после этого я пошла к ней в гости. Знаете, какой первый вопрос она мне задала? "Деточка моя, а Офелия фригидна?" Ведь какой точный вопрос поставила!.. А как-то раз она мне позвонила и сказала: "Сегодня у меня была великолепная ночь с одним талантливым мужчиной". Я, затаив дыхание, спрашиваю: "Фаина Георгиевна, с кем?" Она:" Я провела всю ночь со Львом Николаевичем Толстым".
Мир Звезд: Раневская часто говорила, что осталась "недопоказанной актрисой"...
Чурикова: Тогда было жанровое отношение к актерам. Раневская - мощная актриса, рассчитанная на жизнь, а не на характерные, жанровые роли. Как она сыграла мать в "Мечте" Ромма - потрясающая драматическая роль! И сколько таких ролей она могла сыграть! Но у нас в кино все были задавлены ограниченным делением актеров на амплуа: вот это - характерная актриса, это - лирическая героиня, это - травести...
Мир Звезд: А у вас нет ощущения "недопоказанности"?
Чурикова: Вообще я скромный человек... Но мне кажется, что благодаря любой интересной, оригинальной работе, благодаря драматургу, режиссеру я могу сказать что-то новое. Именно поэтому мне интересны разные роли. Да, у меня была мечта сыграть Жанну д`Арк. Эта мечта так во мне и живет. Но не получилось. Она ведь молоденькая девочка, а единственный недостаток молодости в том, что она очень быстро проходит. Не сыграла и Соню Мармеладову, хотя была бы счастлива, если бы удалось. Но что из этого? Прошла, пробежала, иду дальше...
Мир Звезд: Значит ли это, что лучшая ваша роль - впереди?
Чурикова: Это сложно сказать. Важно, чтобы предложили что-то очень интересное, чтобы была возможность сыграть что-то новое, необычное... Я сейчас читаю много пьес. Среди них есть несколько, в которых мне хотелось бы сыграть. Мне нужно решиться и выбрать одну, так как за многое взяться не могу.
Мир Звезд: А что бы вам было интересно сыграть?
Чурикова: Хочется сыграть какую-то другую привычку жить, другой смысл жизни. То, что мне непривычно. Я с этим сталкиваюсь, встречаясь с другими людьми, живущими по иным законам. Нельзя сказать, что они плохие, а я очень хорошая. Нет, просто мы находимся в разных плоскостях, и мне хочется оказаться на их стороне, узнать их жизнь. Конечно, в женском облике... Раньше я мечтала играть мужские роли: Гамлета, Мышкина. Это были мои любимые персонажи. Но сегодня хочется говорить только о женщине. Хотя, как мне кажется, для мужчин больше интересного написано. Есть некое неуважение к женщине, даже у драматургов.
Хочется по силе что-то такое, как Жанна д`Арк. Маленькая девочка, она пожалела людей... У Глеба Панфилова в сценарии есть картина: деревня, молодые и старые выходят на улицу и смотрят, грызя семечки, как на поле бьются солдаты, как льется кровь, умирают люди... А девочке стало жалко солдата, она бежит к нему, умирающему, чтобы спасти...
Мир Звезд: А ведь мало что изменилось с тех времен: как были желающие понаблюдать за дерущимися со стороны, так и остались...
Чурикова: Конечно. И меня очень настораживает эта большая привычка относиться ко всему равнодушно.
Мир Звезд: Не так давно Марк Рудинштейн в своем интервью среди российских актрис, способных составить конкуренцию западным, назвал только вас. Что вы на это скажете?
Чурикова: Я бы с удовольствием, конечно, конкурировала с ними. Но я живу на своей земле, у меня своя родина, воздухом которой я дышу. А у них совсем другая жизнь, другое кино, другие героини. Хотя я себя как актрису уважаю, но бессмысленно даже думать об этой конкуренции - не было и нет такой возможности... Знаете, я смотрю их картины, и очень редкие актрисы доставляют мне удовольствие. Западное кино попало в рабство стереотипа. Бороться с ним, наверное, уже невозможно. Хотя есть, конечно, и замечательные фильмы с глубокими прозрениями, которые дают надежду на лучшее.
Мир Звезд: Как вы думаете, почему картина Глеба Панфилова "Романовы. Венценосная семья", хотя и была представлена от России на "Оскар", так и не прошла в номинанты?
Чурикова: Я думаю, ее там никто и не смотрел. Может, я и ошибаюсь, но мне кажется, что они уже заранее знают, что пройдет в номинанты на "Оскар". Мы и не рассчитывали на Америку. В России-то не все понимают этот божественный фильм. Но ничего, эта картина на время, на будущее. Я абсолютно уверена, что к ней люди будут возвращаться, приходить, смотреть. Ведь, несмотря на великий трагизм, в ней очень много света и любви.
Мир Звезд: Один из ваших любимых режиссеров Федерико Феллини как-то сказал, что "актриса всегда живет жизнью своих героинь". Вы можете с этим согласиться?
Чурикова: Это не моя история. В жизни я никого не играю: тихо отдыхаю, ухожу в отпуск. Правда, иногда в компании понимаю, что от меня как от актрисы ждут чего-то эдакого. Тогда приходится соответствовать. А так хочется спокойно посидеть, понаблюдать, просто поговорить, если встречается родной, хороший человек. Хотя, может быть, кто-то и говорит: "О! Это она сейчас ту сыграла..." Самой же мне трудно определить, как я выгляжу со стороны.
Мир Звезд: А разве по глазам людей не видно?
Чурикова: Кажется, что очень хорошо видно. Но кто поймет, так ли это на самом деле?.. Недавно слушала проповедь, в которой говорили о покаянии: если ты винишься, что к человеку относился не очень правильно, то должен даже в мыслях думать о нем хорошо. А иначе не винись. Какой смысл от твоего покаяния, когда ты вроде бы признался в своем грехе, а потом снова говоришь плохое? Я за собой иногда замечаю, что нехорошо подумала о ком-то и сразу же оправдала себя.
Самообман быстро входит в привычку.
Нельзя и клясться в любви, если ее не имеешь. Это очень плохо. Есть такой общественный тон: разулыбаться, расцеловаться с человеком и тут же, отойдя в сторону, наговорить о нем массу гадостей. Что это такое? Феллини говорит: "актриса...". Но ведь это не только актрисы делают. Это делают все! Поэтому и не знаю, как ко мне со стороны относятся...
Мир Звезд: А вам на себя со стороны было бы интересно посмотреть?
Чурикова: Еще как! Но знаете, я от себя не в глубоком восторге. И не ношусь с собой, как с орденом... Андрон Кончаловский как-то сказал, что мы привыкли смотреть на себя всегда спереди, а иногда полезно смотреть на себя и сзади. Так что со спины было бы интересно на себя посмотреть, потому что сразу же увижу, что, например, ссутулилась... Да много чего находишь в себе, что можно было бы изменить. Но не получается, трудно это.
Мир Звезд: Что именно вам хочется в себе изменить?
Чурикова: Многое в отношениях с близкими людьми, прежде всего с сыном... Мы находим с ним общий язык, но он уже вырос, стал самостоятельным. Что ему со мной-то? Неинтересно. Ему кажется, что я не понимаю многого из тех вещей, о которых он говорит. А мне так хочется чаще видеть его, разговаривать с ним о чем угодно...
Мир Звезд: Существует мнение, что женщина-актриса не самостоятельна и является только средством выражения мужчины-режиссера. Мне очень хочется, чтобы вы опровергли эту точку зрения...
Чурикова: А мы действительно зависимы. Потому что, если ты работаешь с режиссером, который ничего не понимает, твоя работа становится бессмысленной. Даже если ты талантливый актер, ты не вытянешь на себе весь спектакль. Потому что спектакль - это не только ты. Это целый оркестр, в котором актер - лишь один голос. А режиссер, подобно дирижеру, все эти "одни голоса", все эти скрипочки, флейточки, контрабасы сводит воедино и извлекает дивную музыку. Поэтому без режиссера ничего не получится.
Но говорить об абсолютной зависимости женщины-актрисы от мужчины-режиссера не стоит. Дело ведь не в том, мужчина ты или женщина. Подходить к этой теме с точки зрения разницы полов банально.
Мир Звезд: Актриса Алла Демидова как-то сказала, что "зритель опустил планку театра". Вы можете с этим согласиться?
Чурикова: В чем-то я согласна с Аллой... Я не знаю, насколько нынешний зритель способен воспринимать серьезную, глубокую драматургию. Не комедии, не мелодрамы, а настоящую драму, трагедию. У меня такое чувство, что людям сегодня хочется больше утешиться, развлечься, отвлечься. А когда их заставляют еще глубже уйти в проблемы или каким-то образом поворачивают в сторону, где им открывается иная жизненная философия, они начинают сопротивляться, бегут от этого. Я эти моменты очень чувствую... Хотя, если сделано талантливо, все равно будут смотреть.
Еще я замечаю, что от шоу-бизнеса, от бесконечного мелькания клипов и рекламы что-то нехорошее происходит с нашими людьми. Теперь зритель хочет, чтобы снимали побыстрее, он не испытывает наслаждения от подробностей. А что такое Феллини или Висконти? Это уже "старье", слишком затянуто... Сейчас читаю Достоевского. Наслаждаюсь им. Может, это у меня от старости? Ведь у молодых мало интереса читать Достоевского. Как-то посмотрела небольшой отрывок из фильма "Даун Хаус", снятого по "Идиоту". И вздрогнула: главные герои Достоевского говорят о "колесах"! Не хочу такое смотреть. Баловство это... А как можно в кино баловаться? На хорошие-то фильмы сложно найти деньги...
Мир Звезд: В одном из интервью вы сказали, что Ленком для вас - "эмиграция от трудной жизни. От этой странной, некрасивой, уродливой жизни". Это так?
Чурикова: В какой-то степени да... Я, конечно, могу уйти в Чехова (правда, там тоже иногда бывает невесело), но довольно сложно забыть о том, что происходит за стенами театра. Все равно вдруг узнаешь, что Жванецкого обокрали. Причем тем, кто обворовал, было все равно, что это Жванецкий. Раньше бандиты знали, что этих людей трогать нельзя, потому что они - народное достояние. А какое сейчас народное достояние?! Нет уже этого! Воруй, что можно, воруй, пока воруется. А при случае можно и прибить... И куда мне прятаться? В Чехова? Выходить-то все равно надо на эту улицу и в эту жизнь. Но эти нелюди не заставят меня не верить в человека. Всем назло буду верить в него!
Мир Звезд: Знаю, что ваш любимый философ - Иван Ильин...
Чурикова: Да, меня волнует то, что он пишет.
Мир Звезд: А как вы относитесь к его идее о "жизне-смертной связанности людей"?
Чурикова: Я воспринимаю жизнь только в связанности с другими людьми. И чувствую себя ответственной за то, что происходит вокруг меня. Потому что если ты кому-то здесь помешал, то это обязательно где-нибудь откликнется тебе. Иногда не знаешь, по какой причине ты вдруг оказываешься в какой-то беде. А Господь учит: когда ты видишь что-то плохое, то сначала подумай о себе: все ли ты хорошо делаешь? Если у тебя плохие отношения с людьми, с миром, подумай, прежде всего, о том, где ошибаешься именно ты. Что кивать на другого-то?!
Мир Звезд: Но Ильин пишет не только об этом. Он говорит о том, что если я, например, сделаю что-то нехорошее, то и вы понесете за меня ответ.
Чурикова: Да, я это отчетливо понимаю. Чувствую, как на этом маленьком земном шарике каждый из нас находится в неразрывной связи с другими людьми...
Еще вот говорят, что солнце скоро потухнет и Земли не будет. Надеюсь, Бог не допустит этого. Ну ничего себе ученые сказанули, аж настроение испортили! Мне не хочется, чтобы Земля не жила... Хотя, если подумать, все делается для этого: хороним радиоактивные вещества, дышим отравленным воздухом, ходим по соленой земле, в Москве видим вместо ясного солнца сплошное марево. Эти "звоночки" ясно дают понять, что надо беречь то, что вокруг тебя.
Знаете, меня так поразило, когда однажды в Штутгарте я переходила улицу вместе с зайцем. Перешли дорогу на "зеленый", а потом разошлись в разные стороны: заяц - в кусты, я - в гостиницу. Представляете, зайцы там спокойно живут, их никто не отстреливает! В России же из баловства "замочили" бы его давно: как так, живой заяц, надо обязательно пришибить! Логика испорченная...
Мир Звезд: В спектакле "Варвар и еретик" в самом финале вы произносите слова. Возможно, я не дословно их процитирую, но суть в том, что все наши страдания перейдут в радость тех, кто будет жить после нас. Как это?
Чурикова: Это не мои слова, это слова Чехова из "Трех сестер". Мне бы очень хотелось в это верить... Как это может произойти? Пострадать надо и покаяться. И те грехи, в которых покаялся, не перейдут другим поколениям. А все непокаянное переходит на ни в чем не повинных детей...
У нас ведь непокаянный народ. В нашей стране так много плохого было, но никто не чувствует вины. Наш фильм "Романовы. Венценосная семья" - это покаяние. Царя убили большевики, и сделали они это с сознанием собственной правоты. Наверное, даже умирали с гордостью, вспоминая совершенное. А грех-то перешел на их детей, на их внуков, и так без конца и без начала...
Сейчас мало что изменилось: грешим и не каемся. Я вообще не могу понять, что происходит. Где нравственность, да и есть ли это понятие в нашем мире? Мальчики организуют меньшинства, девочки - меньшинства. А Бог нам завещал продление жизни. Я прекрасно понимаю, что молодежи хочется чего-то откровенного, резкого, неправильного, порочного, запретного. А что потом? Как из этого выбираться?
Мир Звезд: На ваши вопросы и у меня есть вопрос: где искать нравственность?
Чурикова: В Боге, в Библии, в церкви...
Мир Звезд: Но сегодня и церковь стала объектом критики...
Чурикова: Есть люди, которым веришь. Когда слушаю проповеди Александра Меня, я ему верю. И сожалею, что жила с ним в одно время, но не встретилась, не был он моим духовником. Не увиделась с таким красивым человеком, с таким любящим и прощающим... Но на любой предмет можно посмотреть с нескольких точек зрения. Вы сказали, что церковь стала объектом нападок. И это есть. Одна моя приятельница рассказала мне очень трагическую историю: умирал ее любимый человек, итальянец, католик. И она пришла в православный храм помолиться за него, покаяться в своих грехах ради его спасения. А ее оттуда выгнали со словами: "Нет тебе спасения!" Что же это за батюшка был? Что за человек такой? А потом моя приятельница пошла в католический храм, где ее выслушали и утешили... Сложно это для понимания, но я абсолютно уверена в одном: и такое должно претерпеть. Это испытание искренности твоей веры. И много разумных и неразумных встретишь на своем пути...
Мир Звезд: Некоторые люди считают, что вообще не надо ходить в церковь, потому что человек может напрямую общаться с Богом...
Чурикова: Я не могу так сказать. В храме ведь хорошо, очень хорошо... Правда, я хожу в разные храмы, у меня нет духовника, не нашла еще. Трудно это... Хотя после таких историй человек еще сто раз подумает, а потом вообще обратится в другую веру.
Мир Звезд: Инна Михайловна, а как вы обратились к вере?
Чурикова: Перед премьерой спектакля "Оптимистическая трагедия" пошла в храм и крестилась. Почувствовала, что мне это необходимо. Но не скажу, что был какой-то толчок к этому. Просто захотелось это сделать. И было радостное чувство от осознания того, что я стала вместе со всем своим народом. Меня насильно от него оторвали, а я вернулась... От бабушки оторвали, которая была глубоко верующей...
Мир Звезд: А не тяжело ли человеку осознавать свои грехи?
Чурикова: Что же приятного - нести их с собой? Да, тяжело осознавать. И чем правдивее признаешь их, чем точнее определяешь, чем откровеннее это делаешь, тем труднее. В пьесе "Три девушки в голубом" героиня Т. И. Пельтцер говорила: "А что мне исповедоваться-то? Во мне грехов нет". В принципе каждый человек, особенно человек-материалист, которого выпускали из советских школ, грешен. Ведь в то время нас воспитывали такими словами как "пионерское сознание", "сознание советского человека", "советский человек должен быть таким, сяким и разэтаким...". А то, что Иисус завещал в своих заповедях, становилось неважным. Правда, в кодекс коммуниста многое взяли из Библии. Но что это меняло? Потому что "партия, Ленин, коллектив", но не Бог... Иногда меня, кстати, посещают страхи, что многое из тех времен может вернуться...
Мир Звезд: Откуда эти страхи?
Чурикова: Не знаю, как насчет партии, но все остальное - вполне... Мне кажется, здесь срабатывает рефлекс, который сидит во всех. Хотя мы часто и говорим о том, что молодое поколение уже живет без пионерии и комсомольцев, но память-то жива. И что страшнее, раскаяния нет. Почему? Ну, наверное, плохо историю свою знаем...
Мир Звезд: Инна Михайловна, что-то мы много с вами о грустном говорим. Светлое-то есть? Вы же оптимист!
Чурикова: А как же! При всем при этом я верю в людей. Ведь то, о чем мы говорили, - взгляд только с одной стороны. А с другой стороны, я абсолютно верю в молодежь. Прорвемся! Правда, не знаю, будет ли это прорыв вправо, влево, выше или чуть ниже того места, на котором мы сидим. Конечно, прорвемся, потому что появятся новые светлые головы. Ведь помимо людей неверующих, лишь подсчитывающих содержимое своих и чужих кошельков, есть люди свято верующие. И есть люди, которые уже очень близки к вере, хотя могут и сами этого не осознавать.
Недавно разговаривала с одним известным композитором, который мне сказал, что не верит в Бога. "Что ты говоришь! - сказала я ему. - Это же Бог пишет твоей рукой!" Но ему не дано это знание. Пока. А потому и "мудрствует он лукаво" своими мозгами, а чувством все равно верует в Бога и пишет прекрасную музыку.
Мир Звезд: Можно ли сказать, что вы строите свою жизнь по заповедям Господним?
Чурикова: Хотелось бы... Но думаю, что я очень несовершенна. Чувствую, что очень слабая. Переживаю, но что сделать в этой ситуации, не знаю. Утешаю себя тем, что, может быть, своей работой помогаю людям...
У нас в стране огромное количество никому не нужных детей-сирот. Редко смотрю телевизор, но как-то попала на фильм "Существа". Двенадцатилетний мальчик рассказывал, как он зарабатывает деньги, как его восьмилетняя девочка "пошла по машинам"... Это что такое?! Это какое великое сиротство! Что здесь делать? Я не ответила на этот вопрос. Как не ответила и на вопрос: что делать с бездомными стариками, с бомжами... В этом моя слабость: хочу помочь, но не знаю как.
Мир Звезд: Сейчас многие говорят о любви к людям. А не кажется ли вам, что любовь к людям начинается прежде всего с любви к себе?
Чурикова: Наверное... Если, конечно, речь идет о любви как уважении к себе, а не о самовлюбленности. Но ведь если ты понимаешь свое несовершенство, то как можно полюбить себя? Ежели думать, что можно бороться со своими слабостями, грехами, с тем, что тебя не устраивает, то таким образом можно прийти к этой любви. Но чтобы к ней прийти, надо прежде всего любить Бога. И если ты нашел в себе Бога, полюбил его, то это чувство поможет совершенствовать себя. Да, это трудно, но это необходимо!
Ведь как прекрасно не думать о людях плохо. Но мы компромиссны, очень компромиссны. И есть поверхностные мысли, которые все равно лезут в голову, и поверхностные события, которые не имеют никакого отношения к глубинному смыслу. Вот, например, актриса, с которой я играю... У нее вдруг плохое настроение, она сказала что-то не очень для меня приятное, как-то не так посмотрела. Но это поверхностная история. А есть глубинная история: может быть, она плохо себя чувствует, может быть, она устала от своего одиночества? И когда начинаешь вот так заглядывать чуть-чуть поглубже, потом еще поглубже, видишь совершенно иную картину. Все поверхностные мысли уходят... Я ведь могла обидеться на нее. Но обидчивость - очень поверхностное чувство. Ты обижаешься на самые элементарные вещи...
Мир Звезд: Но ведь сложно настолько себя контролировать! Наверняка и вы обижаетесь...
Чурикова: Бывает, конечно... Близкие люди вдруг что-то скажут или сделают не так. Сын мой, например, случайно произнесет что-то такое, что меня заденет, и я обижаюсь на него. А потом думаю: что я такое делаю, он же молодой совсем, сказал и тут же забыл. Я, конечно, стараюсь не обижаться по пустякам, всегда быстро забываю, что было. Но настоящий "укол" останется навсегда. Ты его не забудешь. Есть люди, которые меня "укололи", и с ними я уже не могу находиться рядом...
Мир Звезд: Что может вас "уколоть"?
Чурикова: Может быть, предательство... И тоже сложная ситуация, потому что не могу говорить об этом с абсолютной уверенностью. С одной стороны, кажется, что предательство. А с другой, понимаю, что человек свободен. Так почему, собственно говоря, он должен быть обязательно со мной?! Он, допустим, предпочел какого-то другого человека мне. Это предательство? Можно сказать, что ты в этот момент испытываешь ревность. Да, но что такое ревность? Это ощущение того, что тебя предали: ты думала, что рядом с тобой плечо, тыл, а он - ба-бах! - и не тыл вовсе. В эти моменты приходит такое отчаяние! Иногда женщины или мужчины чувствуют внутри себя такую беду, что сильно заболевают, становятся совершенно незащищенными. Мне рассказывали об этом. И все разводы, скандалы, слова о том, что этот человек стал тебе врагом на всю твою жизнь - как это понять? До какой же степени доходит ненависть, как же она ослепляет!
В принципе, хотя и есть божьи слова о том, что жена дана на всю твою жизнь, человек все равно свободен в своих чувствах. И не должен жить все свои дни с другим из-за чувства долга или жалости. Это надо четко понимать, хотя это очень горько, очень страшно и очень печально. Не всем хватает какого-то высшего чувства, что эта женщина на всю твою жизнь, что она послана тебе Богом. Бывает и так, что она и не божий дар. Не каждому удается найти своего человека на всю жизнь, чтобы не устать от него, не скучать рядом с ним. Как говорится, чтобы было "одно дерево - две головы".
Мир Звезд: Инна Михайловна, а как найти этого человека? Одни сидят и ждут его, другие дни напролет проводят в поисках.
Чурикова: Ну сиди. Что дальше-то?! Мне мама всегда говорила: "Дочка, твой мужчина идет по тропинке по направлению к тебе". Идет, потому что есть судьба. Два наших актера встретились на курорте в Болгарии. Он наклонился к фонтанчику, чтобы утолить жажду, и в это время коснулся своими губами ее губ. Так они встретились. И поняли, что нашли друг друга.
Мир Звезд: Ваша встреча с Глебом Панфиловым тоже была случайной?
Чурикова: Скорее, случайной закономерностью. Меня пригласили в другой город на пробы фильма "В огне брода нет", который снимал какой-то Панфилов на "Ленфильме". В те годы я еще не привыкла ездить из города в город, но поехала. Но это ладно, меня ведь долго не утверждали на роль Тани Теткиной, потому что на нее претендовало много молодых, замечательных кандидатур. И все Глебу говорили, что не надо эту-то, Чурикову, брать. Но "В огне брода нет" была его первой картиной, он сам написал сценарий, жил им и в роли Теткиной видел именно меня... Знаете, когда я увидела Глеба, он произвел на меня мощное впечатление. Его взгляд так пронзает, как будто сканирует тебя насквозь...
Мир Звезд: Вы как-то сказали, что в Кодексе ООН записано право человека на одиночество и что оно вам сейчас необходимо. Почему?
Чурикова: Я могу работать только в одиночестве. Оно мне необходимо. Но я не говорю о том одиночестве, которое приносит людям горе и боль. Упаси Господь... Побыть одной, но только не одинокой. Я - общественный человек, у меня есть дом, муж, сын, мама. Но для того чтобы что-то остро прочувствовать или продумать, надо побыть одной, побродить где-то. Но я не хочу быть одинокой. Только не это. Я очень привязчивый человек. И когда вижу одиноких женщин, понимаю, насколько это тяжелое, невыносимое чувство.
Раздается звонок. Звонит Глеб Панфилов, который каждый раз после спектакля встречает Инну Михайловну у театра.
Мир Звезд: Да, Инна Михайловна, все реже и реже встретишь такие красивые, крепкие отношения...
Чурикова: Не знаю... Он мне на всю мою жизнь. И надеюсь, что и я - на его. Хочется верить, что не увлечется какой-нибудь девочкой... (смеется)
Мир Звезд: Сторонние наблюдатели говорят, что жизнь Инны Чуриковой удалась на все сто процентов, что она - одна из самых счастливых актрис, и многие просто мечтают сыграть столько же ролей, сколько она. А вы можете так сказать о себе?
Чурикова: Не могу... Считаю, что Алиса Фрейндлих и Наташа Гундарева обогнали меня. Не думаю, что много сыграла, но то, что сыграла - многого стоит! Все мои работы были очень интересными. Наверное, потому, что я встретилась с Глебом...
А что сказать о счастье... Не знаю. Нельзя ни на что жаловаться. Я благодарю Бога за то, что он дал мне жизнь, надеюсь, что он мне еще даст время пожить и поработать. У меня есть дом, семья, муж, люди, которых очень люблю. В своей жизни я испытывала чистейшие моменты счастья, от которых захватывало дыхание, и казалось, что сейчас просто "взорвешься" от этого ощущения. Например, когда я родила сына. Были и еще моменты. Меня Глеб иногда спрашивает: "Что с тобой?" А я отвечаю: "У меня прилив счастья, я сейчас могу разорваться".
И тем не менее я побаиваюсь однозначно ответить на этот вопрос. Слишком ответственно. Я часто озабочена то тем, то этим, часто бываю недовольна собой... Наверное, хорошо, что моя профессия - актер. Потому что, когда выхожу на сцену, все мои личные проблемы исчезают, наваливаются проблемы того, кого играю...
Единственное, о чем я всегда прошу Бога, так это о том, чтобы он послал здоровье окружающим меня людям. Я в последнее время очень четко ощущаю скоротечность жизни. Люди уходят, очень быстро уходят. И вроде бы молодые, и вроде бы должны были много жить и радовать своим присутствием. Так что было бы здоровье - будет и счастье...
Но я не думаю о том, счастлива ли я в жизни, хотя, наверное, думать об этом надо. Может, я действительно счастлива? Лучше поставьте здесь многоточие...