Наверное, едва ли не самая страшная смерть - от жажды посреди моря: кругом столько воды, а напиться нечем. Наверное, самое страшное одиночество - одиночество в толпе: кругом столько людей, а пообщаться не с кем. Но что, если ты можешь вырвать из толпы человека, и он составит тебе компанию? Проблема лишь в том, что ты тем самым отнимешь у человека мечту...
Робинзону Крузо, можно сказать, повезло: он был совершенно один, и ему не надо было делать сложный моральный выбор. Пятница стал своеобразной наградой за долгие годы уединения, к тому же Робинзон спас дикарю жизнь, и тот был ему благодарен.
Главного героя "Пассажиров" можно обвинить в слабости и инфантильности: оказавшись в критической ситуации, он не решается на самоубийство, но поддаётся соблазну спастись от одиночества за счёт другого человека. Можно оправдать, ибо искушение было чересчур сильным: в спутники он выбрал прекрасную девушку. Без труда можно осудить и главную героиню: она готова поставить несбывшуюся мечту и обиду за неё выше родившейся любви.
Но чувства и моральные качества проверяются испытаниями. Когда ситуация накаляется до предела (в переносном и прямом смысле), оба героя делают свой выбор. И что из этого получается? Рождественская сказка для взрослых. Именно такое жанровое определение подходит фильму больше всего. Для гордо заявленной авторами категории "фантастика" в картине слишком много нестыковок и натяжек. Хотите правдоподобия или научности - смотрите "Гравитацию" или "Марсианина".
Впрочем, обвинять сценариста и режиссера - еще более неблагодарное занятие, чем анализировать поступки героев. Ведь не просто так фильм вышел на экраны в новогодние праздники? В эти дни хочется не рассуждать и осуждать, а верить в чудеса. И "Пассажиры" с запросом прекрасно справляются.
Напротив, сценаристу и режиссеру надо аплодировать за то, как умело они вплели в антураж космической оперы старые, проверенные временем сюжеты. Помимо уже упомянутого "Робинзона Крузо" видны как минимум "Красавица и чудовище" и "Спящая красавица", причём каждое заимствование использовано дважды - напрямую и с инверсией.
Да и актерам есть за что сказать спасибо. Дженнифер Лоуренс, в противовес холодной героине "Голодных игр", стала чувственно-женственной блондинкой... при необходимости способной на решительные действия. А Крис Пратт, временами чересчур похожий на Бена Аффлека, отлично уравновешивает наигранную брутальность искренней самоиронией и умеренной сентиментальностью. И эти противоречия делают персонажей настолько живыми, что оказываются сильнее всех спецэффектов. И еще раз доказывают, что это сказка, в которой важны намеки и уроки.