Цыганков Вячеслав Анатольевич : другие произведения.

Соучастник

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Писалось как реферат ;), но по форме - расширенная рецензия


Выбор "объекта"

   "Соучастник" (Collateral). - Реж. М. Мэнн, США, DreamWorks / Paramount, 2004. - В гл. ролях: Винсент - Том Круз, Макс - Джейми Фокс.
   Том Круз нравится мне как актер. Именно из-за него я и посмотрел этот фильм, как-то "боком" прошедший в нашем прокате. Незаслуженно, как мне кажется: фильм достоин внимания. Попытаюсь это обосновать.

"Сегодня все мы пассажиры..." / Завязка

   Аэропорт. Винсент /белая рубашка (без галстука), элегантный серый костюм. Слегка небритый. Седой, но не из-за старости: возраст неопределенный - от 30 до 40 лет. По виду - типичный бизнесмен средней руки. Внешность вроде примечательная, но "скользкая": увидишь ненароком - через минуту забудешь.../ "случайно" сталкивается с каким-то мужчиной, который обменивается с ним портфелями и желает удачи.
   Гараж такси-агентства. Макс /"афроамериканец"? к черту политкорректность - негр! Водитель. Машина в идеальном порядке. Специальной тряпочкой протирает стекла и даже руль (!). Внешность "интеллигентная": аккуратно пострижен, побрит, в очках. Возраст - примерно тот же.../ готовится к смене: на приборную доску вешает водительскую карточку... а на солнцезащитный козырек - фотографию острова.
   Видим нескольких клиентов Макса. Они ведут себя так, будто его нет: выясняют личные или деловые отношения, а он отвечает им взаимностью: то и дело смотрит на "свой" остров. Он не здесь, он - там.
   Меняются клиенты, меняются мелодии.
   Но иногда есть ради чего "опуститься на грешную землю". Очередной клиент - молодая женщина /негритянка, чтобы понятнее/. Сначала тоже "сама по себе" - решает по телефону какие-то вопросы. Но Макс постепенно "раскручивает" ее - провоцирует на спор: каким маршрутом ехать быстрее.
   Звучит задорная "негритянская" песня.
   Макс выигрывает. Энни заинтересована:
   - И много в Лос-Анджелесе таких классных водителей?
   - Было двое, но второго я убил, чтобы не составлял конкуренцию, -отшучивается Макс.
   Звучит лирическая музыка.
   И откровенничает: мол, мечтает организовать фирму по прокату лимузинов. Оказывается, у него есть не только отдушина (остров), но и мечта. Энни тронута: рассказывает о сложностях своей работы (Макс почти угадал: она не адвокат, а прокурор). "Раскрутка" продолжается:
   - Вам нужен отпуск.
   - А вы часто уходите в отпуск?
   - По 10 раз на дню. - И отдает ей фото: - Вам это нужнее, чем мне.
   "Раскрутка" удалась: Энни почти уходит, но возвращается и дает свою визитку, которую Макс ставит на место острова. И задумчиво смотрит на нее... так что не сразу замечает клиента, но "вовремя" окликает его. Новый пассажир - не кто иной, как Винсент, вышедший из здания, куда только что зашла Энни (они даже ехали друг мимо друга по эскалатору, не зная об этом).
   Линии судеб пересекаются первый раз.

"Сделка с дьяволом" / Первая жертва

   Винсент - очень нетипичный клиент: сам начинает разговор. Макс и его везет "на скорость", но отказывается от пари: "уже спорил". Винсент признается в нелюбви к Лос-Анджелесу:
   - Ужасный город. Все кругом чужие. Я слышал, что один парень умер в метро и ездил часов 6, прежде чем кто-то заметил, что сидит рядом с трупом...
   Винсент проявляет себя хорошим психологом: замечает, что Макс - такой же одиночка, как и он. Ненароком наступает на больную мозоль - расспрашивает о работе, но на сей раз Макс не рвется откровенничать.
   Доехали быстро. Водитель устраивает Винсента, и он нанимает (фактически подкупает) Макса на всю ночь: "Надо навестить пятерых друзей, а утром успеть на самолет". Предчувствуя неладное, Макс сначала отказывается, но потом соглашается.
   Пока Макс ждет Винсента от первого "друга", перекусывает хот-догом и изучает описание "крутой тачки", звучит легкая смутно-классическая мелодия. Ее обрывает падающий на такси труп. Выясняется, что Винсент - киллер, и навещает вовсе не друзей, а жертв. Макс всячески пытается откреститься от своей "миссии", но Винсент буквально подчиняет его своей воле, заставляет спрятать труп в багажник и продолжить поездку.
   Музыка резко меняется: звучит явный "драйв".
   Макс переживает, нервничает - Винсент его успокаивает: "Расслабься и дыши". Макс пытается "читать мораль" - Винсент пресекает попытки в корне, обнаруживая изощренную казуистику: "На планете живет 6 миллиардов людей, а ты беспокоишься об одном мертвом?" На каждый вопрос он находит такой же цинично-"черноюморной" ответ:
   - Ты же говорил, что хочешь навестить друзей?!
   - Ну да, все они - чьи-то друзья...
   И еще вспоминает Хиросиму и Нагасаки.
   А между тем полицейский Рэй обнаруживает пропажу своего информатора - именно его убил Винсент.

"Ну, ты попал!" / Вторая жертва

   По пути Макса останавливают копы /один - белый, другой - черный, два хороших копа/: "Лобовое стекло разбито, машина небезопасна для пассажира". На самом деле пассажир опасен для них - Винсент предупреждает: "Как только откроют багажник - сами в него лягут". Давит на мораль: "У них наверняка семья, дети..." Копам (или Максу?) везет: дежурный вызывает их на место перестрелки. Для вида командуют: "Прямиком в гараж!" Ну да, конечно...
   Звучит тревожная музыка.
   Прежде чем нанести второй "визит", убийца привязывает Макса к рулю, а затем "разруливает" намечающийся конфликт с диспетчером /хорошо законы знает!/. Пока Винсент разбирается со вторым "другом", Макс отчаянно зовет на помощь. Неудачно: откликаются двое "отморозков", которые не помогают, а грабят Макса - забирают его бумажник и портфель Винсента.
   Возмездие приходит незамедлительно: киллер "убирает" уродов и возвращает украденное. /Вот бы полиция так оперативно работала!../ А после этого уже Винсент "читает мораль" Максу: "Из-за тебя погибли двое невинных людей". /Вспоминается "разборка" юного Джона Коннора с Терминатором.../

"All that jazz" / Третья жертва

   Смертельный "квест" продолжается. Следующий "друг" - черный джазмен, хозяин клуба. Макс и Винсент сидят за столиком, слушают музыку. Выясняется, что первый не любит джаз, а второй - обожает:
   - Это всегда за музыкой, всегда неожиданно... это - импровизация.
   - Как сейчас?
   Также выясняется, что киллер здесь не впервые:
   - Просто удивительно! Те же люди, что и 10 лет назад. 10 лет - а они все те же, будто 10 минут прошло...
   Затем Винсент приглашает хозяина к своему столику. Возможно, это импровизация. Может показаться, что это непохоже на Винсента: он - "Терминатор", холодная машина для убийства, действующая по точному расчету, по железной логике... но у Винсента есть и звериная "составляющая" - чутье, хитрость, изворотливость, - позволяющая ему действовать не думая (часто на это просто нет времени). И эта его часть вполне способна на импровизацию. Наверно, тут сказывается и влияние музыки... но мне кажется, более сильно влияние Макса - Винсент обнаруживает: "ничто человеческое...".
   Да уж, пора меняться: третья жертва - середина "миссии". Кульминация, понимаешь. Монолог Гамлета. Но для Винсента нет вопроса "убить или не убить?" Он разговаривает с джазменом, /а тот родился в 1945-м - как раз когда бомбили Нагасаки.../ то ли сам получая от этого кайф, то ли доставляя последнюю радость жертве, вдруг дает понять, кто он такой, а потом так же неожиданно убивает музыканта. Джаз джазом, а служба...
   Очень легко купиться на "математический расчет", но режиссер преподносит нам сюрприз: настоящая кульминация только приближается. Возможно, режиссер тоже любит джаз - там такое смещение называется синкопой. Это уже не импровизация, это преднамеренность.

"Так вот ты какой, северный олень..." / Кульминация

   Диспетчер снова вызывает Макса: его ищет мать. Винсент заставляет его ехать к матери в больницу - "чтобы не вызывать ни у кого подозрений", опять "читает мораль" - о почтении к родителям - и даже покупает цветы.
   Очередное пересечение судеб: в лифте Винсент и Макс едут рядом с Рэем - он приехал в морг искать "свой" труп. А находит три других, на которые его внимание обращает патологоанатом: все они убиты одинаково.
   Мать Макса - типичная стерва: в грош не ставит сына, но хвастается им перед "гостем" /Макс ее убедил, что уже занимается лимузинами/ и вообще рассыпается в любезностях. Винсент тоже галантен и учтив донельзя - очаровашка-обаяшка. Курсы притворства закончил с отличием...
   Макса от этого "парада лицемерия" переворачивает: он пытается убежать (неудачно)... и выкидывает портфель Винсента на шоссе. Ноутбук с данными о жертвах - вдребезги. Макс наивно полагает, что на этом "квест" закончится, но недооценивает Винсента: тот посылает водителя к Феликсу (заказчику) за оставшимися данными. Причем Макс должен сыграть роль Винсента.
   По пути "подельники" продолжают разговор на тему "отцов и детей". Выясняется, что Винсент рос без матери, а отец его постоянно бил:
   - В 12 лет я его убил... шутка.
   "И киллеры шутить умеют?" Макс явно шутил, когда заигрывал с Энни, - а Винсент? Верится с трудом...
   Звучит зажигательная латиноамериканская музыка.
   Хочешь жить - умей вертеться. Деваться Максу некуда: "на кону" не только его жизнь, но и жизнь матери. Сначала он зажат, скован; инициатива на стороне Феликса: он - хозяин и заказчик. Теперь он "учит жизни" Макса и даже рассказывает мексиканскую историю про "черного Питера" - помощника Санта-Клауса, "убирающего" плохих детей по особому списку. "Черный" - скрытая издевка, намек на цвет кожи Макса. Только вот Санта-Клаус - не Феликс (как тот о себе думает), а Винсент.
   В какой-то момент Максу надоедает, что его все "учат жизни". Он снимает очки, а вместе с ними - и свою скованность. На кураже он убеждает Феликса отдать ему данные... но Феликс чует: "что-то не так" - и посылает "хвост".
   Появляется и другой "хвост" - полиция: коллеги Рэя следят за клубом Феликса и видят Макса (считая его Винсентом) и разбитое такси. Только Рэй догадывается, что Макс "невиновен".
   Звучит напряженная музыка с четким ритмом.

"Мясорубка" / Четвертая жертва

   Макс и Винсент едут к следующему "другу". Им перебегает дорогу койот со светящимися в темноте глазами. Ох, дурная примета... Винсент - не Пушкин, чтобы повернуть назад, но он и сам - "волк" и чувствует где-то впереди большой "облом", и в его глазах сквозит "неземная тоска"...
   Хриплый голос за кадром исполняет грустную песню, а музыка становится еще более напряженной...
   Четвертая жертва - китаец. /Ну, без китайцев - никак. Надо же всем сестрам по серьгам раздать! Политкорректность - это ведь и возможность "проехаться" по всем нациям. Диву даешься, как еще ни одного русского в кадре нет. Впрочем, когда собирается группа захвата, при переборе версий упоминаются и русские, даже звучит "КГБ". Боятся - значит, уважают?/
   "Место встречи" - снова ночной клуб. Звучит современная танцевальная музыка /что-то вроде "транса"/ с китайским текстом. Народ "колбасится". Тусовщики еще не знают, что сейчас "на колбасу" будут пускать живых /пока что/ людей...
   В "партии" участвует четыре стороны: киллер и люди Феликса хотят убить китайца, его охрана и полиция - защитить. Винсент пускает Макса впереди себя, чтобы отвлечь полицию, а сам "втихаря" подбирается к жертве, быстро и безжалостно устраняя всех, кто пытается ему помешать.
   В клубе слишком много оружия, у "игроков" чешутся руки - летит шальная пуля, начинается хаотичная перестрелка, всеобщая суматоха и паника. Винсента снова хочется сравнить с Терминатором: ему плевать на все, его не остановить - он выполняет задание. Мало того, он еще и Макса спасает, причем дважды: сначала от пули охранника, потом из рук Рэя.
   Очередное пересечение судеб обрывает одну из них...
   Как ни странно, даже Винсенту иногда требуется оценка:
   - Я тебя спас! Может, хоть "спасибо" скажешь?
   - Нет! Ты убил Рэя! А он мне поверил!..
   Макс в истерике: "а счастье было так возможно..."

Последняя дуэль / Развязка

   По пути к последней жертве Макс и Винсент выясняют отношения:
   - Почему ты выбрал меня?
   - Ты хороший водитель, мы сработались... и потом, бывают такие случайности. Ты не против, если я скажу, что убиваю только плохих людей?
   - Ты уже говорил. Так вот в чем причина?
   - Тут нет ни хорошей, ни плохой причины. Они все равно бы умерли.
   - А ты тогда кто? Чистильщик?
   - Это совсем другое. Ты же понимаешь: сотни галактик, сотни миллионов звезд - кто заметит маленькое пятнышко на одной из них? Мы все затеряны в пространстве: коп, ты, я - кто нас видит?
   - Я думаю, ты одинок.
   Винсента задело - он задевает Макса:
   - Мне тебя жаль: хороший таксист, в компании тебя уважают. Но однажды ты проснешься стариком и поймешь, что твоя мечта так и не сбылась. Тебе никогда не удастся ее осуществить, как бы ты ни старался. У тебя ничего нет. Какого черта ты все еще водишь такси?!
   Максу "сносит башню": он разгоняется и устраивает аварию:
   - Я должен тебя за одно поблагодарить - никогда не смотрел на все с этой стороны: какая разница, если она сломается?!
   Каким-то чудом оба остаются живы и почти невредимы. Винсент убегает, увидев патрульную машину. Подоспевший коп успокаивает Макса теми же словами, что и Винсент в самом начале: "Расслабьтесь и дышите".
   Ситуация меняется в считанные секунды: коп видит труп, и Макс из пострадавшего превращается в подозреваемого; Макс видит на экране ноутбука последнюю жертву - Энни - и не может позволить себя арестовать. Он обезоруживает копа, потом отбирает телефон у прохожего, чтобы предупредить Энни /визитка каким-то образом находится в кармане; зато фото острова вполне обоснованно стоит около монитора Энии/, но это удается лишь отчасти: у мобильника садится батарейка, обрывая разговор на полуслове.
   Энни тоже не успевает позвонить в полицию: Винсент обрубает провода, отключая и телефон, и свет. Звучит очень тревожная музыка.
   Прятки в темноте превращаются в дуэль: подоспевший Макс умудряется ранить Винсента /новичкам везет?/, но ему не хватает опыта или храбрости, чтобы добить противника, и они с Энни убегают.
   Звучит подходящая (для погони) музыка.
   Окончание дуэли происходит в метро: беглецы долго прячутся, но в конце концов Макс заставляет себя встретиться с Винсентом лицом к лицу и выпускает все оставшиеся заряды. И снова ему везет: он попадает, Винсент - нет. У киллера уже нет сил перезарядить обойму. Его последние слова:
   - Знаешь, Макс, когда я летел из Далласа в Лос-Анджелес, мне было на все плевать... /Видимо, это слова благодарности - так и хочется договорить: "Теперь мне не все равно - спасибо тебе за это"./
   Предпоследние кадры: упавшая на грудь голова Винсента, одинокого не только в вагоне - на всем белом свете...
   Последние кадры: Макс и Энни выходят из метро на улицу - прямо в рассвет - под "победную" музыку...
   Последнее пересечение обрывает одну судьбу и связывает две других.

Композиция

   Налицо "классическая" драма в пяти актах. Очень четко прописаны основные элементы - завязка, перипетии, кульминация, развязка. С некоторыми оговорками соблюден даже принцип "трех единств": место - Лос-Анджелес, время - одна ночь (от заката до рассвета), действие крутится вокруг Феликса: Энни ведет дело против него, полиция под него "копает", Винсент работает на него - убирает фигурантов дела, а Макс вынужденно "помогает" Винсенту, но на самом деле противостоит ему, защищая себя и Энни.
   По определению Аристотеля - комедия: действие развивается от плохого /неожиданная встреча с киллером, серия убийств/ к хорошему /плохие парни - в т.ч. киллер - мертвы, хороший парень победил, есть надежда на романтические отношения между хорошим парнем и спасенной им девушкой/.
   По современной классификации жанров - экшен/триллер: напряженное действие захватывает зрителя с первых минут; места-люди-события быстро чередуются, не давая расслабиться. Герои совершают нелогичные и неожиданные поступки и постепенно меняются. Кажется, немного затянут финал, но это довольно субъективная оценка.
   Есть отдельные мелкие недочеты: почему разбитое такси останавливают только один раз - все остальные копы слепые? Конечно, можно все списать на ночь - темно, мол... Поездка к матери Макса - поступок с натянутой мотивировкой: логичнее быстро "сделать дело" и "сделать ноги". Но это не математика, логика у каждого своя... Из той же оперы - покупка цветов: человек с букетом очень заметен. Темные очки - слабая "маскировка"... В общем, на каждое замечание можно найти оправдание той или иной степени достоверности. Наверное, главное в том, что замечаний очень мало, а все "недочеты" в целом работают на сюжет - повышают драматизм, напряженность.
   Особо следует отметить саундтрек - он подобран идеально: визуальный ряд надежно подкреплен звуковым. И музыка звучит столь ненавязчиво, что при первом просмотре я ее почти не заметил - и тем более оценил при втором, когда специально прислушивался. Музыкальному редактору - мое почтение!

Символика

   С символикой в фильме тоже все в порядке.
   1. Названия, имена. а) Лос-Анджелес - исп. "город ангелов". Явная издевка: показано, какие "ангелы" его населяют... Впрочем, Винсент очень похож на "ангела смерти". Другой пласт смысла: Голливуд, пресловутая "фабрика грез" - один из районов Лос-Анджелеса. Что ж, в итоге случается то, о чем на самом деле мечтает Макс - кардинально меняется его жизнь, и то, о чем Винсент даже не мечтает - ему перестает быть все равно.
   б) Макс - от лат. Maximus - "величайший": если задуматься, тоже "в кассу" - он профессионал, стремящийся к совершенству. О своей мечте он говорит так: "Лимузин - это не просто машина. Это вроде клуба, а ты - крутой DJ и не хочешь, чтобы это заканчивалось. Все должно быть идеально". Перфекционист, в общем. Возможно, за это Винсент его и выбрал. /А еще Максимус - имя главного героя в "Гладиаторе".../
   в) Винсент / фр. Vincent - "добивающийся своего": на все сто! Не считая финала. Ну, нарвался на Макса - извини...
   г) Последний клуб называется "Fever" - англ. "жар, горячка, лихорадка". Без комментариев.
   д) На десерт - название фильма: collateral - англ. "родственник по боковой линии; обеспечение; залог; гарантия". Понятно, что переводчик руководствовался сутью фильма, но при этом он потерял игру смыслов: Макс для Винсента действительно и "дальний родственник" (как профессионал), и "залог" выполнения задания. И еще можно поспорить, оказалось ли задание невыполненным: может, Винсент и хотел, чтобы его остановил кто-то вроде Макса? Винсент явно устал от одиночества и от всего этого чуждого мира, на что он и жалуется с самого начала...
   Даже в "винегрете" имен и названий заложена мешанина культур (т.е. наций), активно "прокатываемая" в фильме.
   2. Цвет. Главный контрапункт - "белый / черный": плохой парень - белый снаружи, черный изнутри, хороший - наоборот. Реклама на машине Макса: с одной стороны фото белой девушки, с другой - негритянки. Вспоминаем и пару копов, остановивших машину. Ну а Феликс просто "оторвался" насчет "черного Питера"... Другие цвета кожи: как уже отмечено, "досталось" и мексиканцам, и китайцам. Винсент: серый костюм и седая шевелюра - и схожесть с волком, и маскировка. Машина Макса - красная: цвет тревоги, ярости, опасности. Очки: у Макса - прозрачные, у Винсента - черные. И даже когда он их снимает, все равно видит мир "в черном свете"...
   3. Свет. Основное действие протекает ночью. Ночь - время "темных дел", время беззакония, страха, смерти. Максу проще работать ночью - "люди более спокойные, расслабленные". Винсенту тоже: меньше копов, охраны, вообще людей, т.е. свидетелей и помех - проще остаться незамеченным и скрыться. /Да и вампирский опыт у Тома Круза есть ("Ночь вампира").../ Свет умело использовал и оператор: при разговоре молчащий обычно находится в тени - особенно четко это сделано в беседе Феликса и Макса. Финал фильма - рассвет: символ надежды, добра, справедливости и т.д.
   4. Место. Показано три клуба. Это можно трактовать так: а) Макс сравнивает лимузины с клубом - символом элитарности; б) клуб - средоточие ночной жизни современного города; в) клуб - странное место: вроде бы место встречи "по интересам", где собираются только "свои", но в то же время там могут оказаться совершенно посторонние люди и могут произойти неожиданные/"слу-чайные" встречи/события. В общем, клуб - эдакое "казино Судьбы".
   Другой "локатив" - дорога. Для Макса дорога - работа, жизнь. Для Винсента - просто промежуток "от А до Б". Философски дорога - символ Пути, движения, развития, прогресса. Как уже отмечено, герои меняются "по ходу пьесы", проходят свою "эволюцию". В этом смысле жанр фильма - road-movie или "квест" ("бродилка").
   А еще дороги (и город вообще) то и дело показываются сверху, "с высоты птичьего полета", точнее - с высоты полицейского вертолета. С одной стороны, это символ постоянного надзора в современном мире: то ли Большой брат за тобой наблюдает, то ли Бог. Видит - значит, поможет?
   Но этот символ легко перевернуть: что сверху разглядишь? Дороги - ниточки, город - паутина; люди - меньше муравьев, кое-как еще машины видно, и то по огонькам. И чем поможет полиция, если почти ничего не видно? А Бог еще выше - значит, видит еще меньше? Значит, и от него помощи ждать бессмысленно? Значит, Винсент прав, и все мы - пылинки в космосе? Но финал дает надежду: раз хороший парень победил, значит, Бог есть и нам помогает.
   5. Некоторые предметы, слова, действия явно символичны. Часто это достигается за счет "зеркального эффекта": очки Винсента и Макса; Винсент и Макс - пара копов; остров Макса - визитка Энни; Макс "читает мораль" Винсенту, Винсент и Феликс - Максу; шутка Макса - шутка Винсента. Самый сильный в этом смысле символ - слова Винсента о мертвом парне в метро... которым он в финале и оказывается. Кольцевая композиция, однако!

Сеанс окончен

   Надеюсь, если вы дочитали до этого места, то убедились, что "Соучастник" - отлично сделанный фильм, и хотите его посмотреть. Если нет - моя вина: режиссер выполнил свою миссию - рассказать зрителю захватывающую историю, усладить глаз и ухо, дать пищу уму и сердцу.
   Звучит прощальная музыка.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"