СТАНОВИТСЯ СЛОЖНЕЕ БЫТЬ СОБОЙ, НО НЕТ НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.
НО МНЕ УЖЕ ВСЁ РАВНО.
ДАВАЙ ПОЙДЁМ СО МНОЙ, Я НАПРАВЛЯЮСЬ К ЗЕМЛЯНИЧНЫМ ПОЛЯНАМ.
НИЧТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ И НИ О ЧЁМ НЕ СТОИТ ВОЛНОВАТЬСЯ.
ЗЕМЛЯНИЧНЫЕ ПОЛЯНЫ НАВСЕГДА.
БИТЛЗ. "ЗЕМЛЯНИЧНЫЕ ПОЛЯНЫ".
О ЖИЗНИ И СМЕРТИ.
Вчера мой шестилетний внук некоторое время рассуждал на тему смерти, и интересовался каким образом люди умирают. Я пытался как-то это ему объяснить, но был очень неубедителен, и видимо подорвал свой авторитет в его глазах.
А собственно, что можно было объяснить? Я, лично ничего не сделал для того, чтобы получить жизнь. Я не планировал её получить, и не знал, что кто-то подготовил мой приход в этот мир, и что я прийду в него именно в таком виде, в каком и существую в настоящий момент.
Странно, но я не знаю, когда я уйду из этого мира, и каким образом я это сделаю. Опять, как и в случае с моим появлением, я отлыниваю, и ничего не планирую. У меня очень смутное представление о моём собственном строении. Я практически ничего не знаю о том, как протекают основные процессы в моём организме. Я силюсь понять, когда и каким образом в первый раз застучало тогда ещё моё маленькое сердце, и что заставляет его работать без перерыва уже шестьдесят четыре года.
Я не понимаю как из земли вырастает дерево, как кошки и собаки находят дорогу к дому за тысячи километров. Я немало прожил на свете по человеческим меркам, но так и не понял, где располагается моя душа, отчего так рано умерли все мои друзья, почему надо кого-то очень любить, а потом расставаться с ним навсегда.
Я не могу повлиять на свой собственный процесс старения, не умею предсказать будущее для себя и для своих близких. Я не совсем понимаю зачем мне дано так любить окружающий меня мир, восхищаться его красотой, ощущать каждой клеточкой его величие и взаимосвязанность всех его элементов.
Что хотел увидеть во мне Творец? Что он хотел, чтобы я увидел своими глазами? Зачем я ему - такой маленький и такой уязвимый? Так я и живу, не понимая каким образом я это делаю, зачем я это делаю, и что ждёт меня за границей моей физической смерти. Но чем меньше я понимаю в чём смысл моей жизни, тем больше я эту жизнь люблю, уже не слишком задумываясь над этим парадоксом.
***
В царстве Аида скрыты многие тайны и великие разгадки. Однажды и нам доведётся пройти через эти врата. Там ли, а может в других сферах есть надежда встретить тех, по кому болит сердце. Много ли значит короткий миг, проведенный в мире иллюзий? Но пока бьётся сердце и видят глаза - ничего лучшего нет и быть не может.
***
Как мало мы знаем об этой жизни, чтобы с ней расстаться! Как много мы знаем о жизни собственной, чтобы полюбить её беззаветно! Люди уходят каждый день, исчезают, будто их и не было.
Ещё вчера он был со мной рядом, пожимал мне руку своей тёплой рукой, лучились его глаза, его голос говорил мне о том, как велик человек. А сегодня его нет, он исчез, как утренний туман, и там, где он недавно стоял - пустота.
Люди исчезают бесследно, от них не остаётся ничего - ни голоса, ни жеста, ни запаха, ни лёгкого абриса. Ушедшие поселяются в нашей памяти, в нашем сердце. Мы храним их любовь, пользуемся их привычками, перенимаем их жесты, их образ мышления. Зачем они были? Зачем мы есть? Господи?!
***
Мы - люди Севера, но мы не замерзнём, пока в наших сердцах живёт любовь. Давайте, прислушаемся к собственной душе, замрём на мгновение, как замирают спасатели на развалинах домов в поисках жизни. Ещё ничего не потеряно, но нельзя бесконечно жить шумом и никчемностью ускользающих дней.
***
Мы приходим в мир неосознанно, постепенно обретаем себя, поначалу лишь настолько, насколько требуется чтобы быть счастливым, не понимая этого, просто пользуясь состоянием сознания и тела. По мере роста сознания (души?), появляется недовольство собой, окружающим миром, существующим положением вещей, и угрозой неминуемой смерти.
Начинаются лихорадочные поиски бессмертия, при этом, выполняется природно-социальный минимум по материальному обеспечению, карьерному росту, обретению семьи и продолжению рода. Появляется привычка - та, которая по классику является заменой счастья.
Постепенно исчезают иллюзии, груз несбывшегося и обломки того, что было построено, но рухнуло под напором времени начинает давить, перегруженную бесплодными исканиями душу. Вопросы о смысле собственной жизни, о её значимости начинают доминировать во внутреннем мире. Поиски смысла жизни часто заводят в тупик.
Единственное спасение - в обретении Веры. Через Веру можно расширить границы поисков и даже найти ответы на некоторые вопросы, которые так мучают душу. Но человек мыслящий и творческий всегда будет колебаться между тем, что он считает реальностью и сферой духовной, метафизической. Мой незабвенный учитель - поэт Эрнст Портнягин - написал такие замечательные строки:
" Что делать, если даль глуха,
присыпан пылью подорожник.
Здесь от молитвы до греха
всю жизнь колеблется художник..."
***
В нас есть желание понять истинную ценность жизни, желание хоть что-то исправить, хоть как -то ощутить радость от того - очень простого, что надо было бы делать всегда, но что невозможно всегда делать, ввиду того, что есть молодость с её эгоизмом, есть животно-плотское, которое частенько берёт верх в человеке, есть лень и зависть, есть безразличие и вялость души.
Мы так устроены, что чаще созреваем духовно к тому моменту, когда лепестки уже подвяли, и вот-вот готовы опасть, когда душе уже ничего другого не остаётся, как покинуть своё временное пристанище, к которому она кажется привыкла. Но большая удача и истинное наслаждение для души, когда ещё в своём старом теле, она почувствует свою сопричастность со всей вселенной, примет как великое чудо осознание величия и красоты нашего Божественного Мира.
Счастье, если в человеке постоянно живёт ощущение Красоты. Тогда он вольно или невольно становится "очарованным странником", читает розам стихи, или плачет от восхищения, когда капли росы дрожат на паутине и сверкают ярче бриллиантов. И ощущение того, что жизнь Подарок, что все родившиеся на Земле - избранные - уже не покидает тебя, и как-то примиряет с неизбежным концом.
А случись вечная жизнь - разве будет она откровением? Разве сможет тогда человек так любить и так страдать?
***
У каждого человека своя жизнь, свои комплексы, свои радости, по-разному мы относимся к своему прошлому и проживаем мгновения настоящего. Я не ощущаю тяжести своих утрат каждый день и каждую минуту, но все утраты, и потери лежат в каком-то определённом уголке души, влияют на мои оценки и действия, а в определённые моменты проявляются, становятся главными и тогда мне обязательно надо выразить своё к ним отношение.
***
Из всего можно извлекать пользу, от всего получать удовольствие. Никто не придёт и не освободит нас от лени, от инфантильности, от неумения ставить перед собой цели и их добиваться. На одно преодоление нанизывается другое, одно движение порождает следующее. Можно умирать от скуки на показе мод в Милане, а можно общаться с красотой в каком-нибудь медвежьем углу под музыку пурги и лёгкую поступь воспоминаний. Где явь, где сон, - разве это так важно?
***
Каждый придаёт своей жизни тот смысл, который ему открылся. Бывает, что это и ужас, и спасение одновременно. Тема тревожная для любого человеческого существа и обойти её стороной для пишущего человека - невозможно. Я часто думаю о полюсах, которые питают энергией поток жизни. Среди этого ряда: свет и тень, день и ночь, жизнь и смерть. При этом, мы кое-что знаем о тени и о ночи, имеем свой жизненный опыт, но ничего не знаем о смерти, как о процессе, имеющем свои особенности и свойства. Размышляя о смерти, человек невольно сравнивает её с ночью, представляет себе некую вечную темноту, с началом которой исчезает всё. Но жизнь - это процесс, свет и темнота меняются местами, почему бы смерти не быть таким же процессом, за которым опять следует день, то-есть свет и жизнь.
***
Что делать, меняются времена, рушатся и исчезают великие империи, уходят в небытиё и наши миры, в которых чисто и светло некогда купалась душа. Так устроена наша жизнь, так она развивается, так она готовит новое взамен старого, потому что это её основной принцип. Не плачьте, пожалуйста, не то я заплачу вместе с вами, хотя это точно ничего не изменит.
***
Мы действительно сотканы из священных писаний и мифов, потому-что со временем перестаём ощущать разницу между тем, что мы делаем и что думаем. Даже более того - то, что мы думаем, становится как-бы главным по сравнению с тем, что мы делаем. И тогда мифы перестают быть мифами, а священное писание не кажется живущим отдельно от души. Старея, человек теряет двигательные навыки, гибкость, способность в полной мере пользоваться своим телом. Но он обретает способность ясно мыслить, понимать то, что ещё вчера не приходило в голову, либо приходило, но казалось ненужным или недоступным. Расширяются горизонты, человека, видимо, готовят к переходу в иное измерение и дают ему возможность адаптироваться духовно. Я всегда вспоминаю летний лес - плотный, манящий сотнями движений и запахов, когда всё вокруг заросло зеленью, трепещет каждой веткой, манит ложными тайнами, спрятанными за каждым стволом и в каждом овражке. Кажется, что в этом лесу находится столько открытий и откровений, что их не сопоставить и не познать за всю жизнь. Но приходит осень, опадает листва, и с каждым новым днём открываются всё новые и новые дали, и то, что летом казалось непроходимой чащей - оказывается небольшим перелеском, а за ним уже просматривается и серебрится река, и заманчиво синеет поле, которое незаметно переходит в небо у самого горизонта.
О ВНИМАНИИ.
Мы одиноки, нам не хватает внимания и тепла, не говоря уже о любви. Нам не нужны советы, жизненные рецепты, готовые сценарии решения тех или иных проблем. Нам нужно чуть-чуть тепла, неуловимое сочувствие, намёк на то, что нас понимают, пусть не отчётливое, но благодушие, какую-то тень заботы, приоткрытое уважение, эрзац нежности, приглушённый интерес и дуновение благожелательности. Кто-то, кто стоит на другой стороне людского потока, не подпрыгивает - нет, но уже встаёт на носки и пытается разглядеть нас поверх равнодушных голов. Ради Бога, не упустите свой шанс!
ОБ УЧАСТИИ.
Есть работы, похожие на молитвы. Они берут за душу, возвышают, очищают, помогают справиться с собственной болью. Кажется, что это песни души, посланные в пространство нашей общей духовности, где каждый человек может воспользоваться теплом и участием, которыми они пропитаны. Моя душа тоже настроена на эти песни. Я слышу слова, я ощущаю общность человеческих судеб и меня переполняет чувство благодарности. Писать молитвы нелегко, ведь надо делиться своей духовной энергией, подобно донору, отдающему часть своей крови тем, кто в ней нуждается. Спасибо тому, кто за тысячи километров от меня плеснул в пространство частицу своей живительной силы и она уже мчится ко мне скорой душевной помощью, имя которой УЧАСТИЕ.
О СВОБОДЕ.
Русская свобода - тема вечная и потому успела как следует состариться, покрыться мхом, стала по-настоящему скользкой для всех, кто к ней прикасается. С одной стороны наши либералы, которым дай в рот пальчик - они всю Россию по локоть откусят, а с другой - наши консерваторы - вороваторы. Я думаю, мы обречены на просвещённую деспотию, и честно говоря, уже давно не вижу в этом большой беды. Поэтому главная задача - не разворовать всё подчистую, пока царь-батюшка не короновался, а также извернуться каким-то хитрым способом, чтобы не лечь под Америку с Европой, потому-что ничем иным, кроме группового изнасилования для России это не кончится. Свои, правда, тоже не дремлют, но, как известно, в своём ломте - своя воля.
***
Размеры моей личной свободы не слишком велики, но вполне соответствуют моим представлениям о ней. При определённых обстоятельствах приходит ощущение, что свободы могло бы быть и больше, но это - от лукавого. Надо мной также довлеют привычки, моральные обязательства, традиции, но это как-то не мешает мне ощущать себя свободным в той мере, в какой я не мечтаю о большей свободе и не пытаюсь изменить существующее положение вещей. Иными словами, моей свободы мне вполне хватает. Временами мне кажется, что мой внутренний мир просто мелок и не очень-то требователен к себе, и тогда я вспоминаю о крепостных, которые, получив вольную, плакали, и не мыслили свою жизнь вне жизни своего барина. Мой барин - это красота нашего мира и сознание того, что я, как и все мы, был создан Творцом. И тогда приходит понимание, что свободы, отпущенной мне моей жизнью, возможно, даже немного больше, чем мне это действительно необходимо.
***
Изначально под свободой понимали освобождение от рабства. Позже появились понятия духовная свобода, свобода личности и так далее. По сути, свобода, это возможность развития человека и конечно, огромная ответственность. Существует такой парадокс, что чем большей свободой человек обладает, то-есть, чем большую свободу он ощущает в себе, тем более выверены и аккуратны его движения в социуме и в собственной судьбе. И действительно, если вы можете всё, значит вам не надо ничего, из того, что кажется привлекательным для иного, менее свободного человека. Значит, ваш дух настолько высок, что налагает ограничения сам на себя, не считая при этом, что он чем-то ограничен.
***
Чем больше вникаю в смысл понятия свободы, тем больше путаюсь и с трудом нахожу выход из тупика. Гражданина посадили в тюрьму и лишили его свободы, а он считает, что был не свободным и тогда, когда пользовался всеми гражданскими правами на воле. Можно быть свободным, как птица, и быть свободным от обязательств, освободиться от наблюдения, и освободить шпика от своего присутствия. Выходит, что слово свобода надо всегда употреблять с каким-либо определяющим словом, чтобы не запутывать себя и других. Заглянул в интернет и с удивлением узнал, что в Белоруссии аж в пяти городах есть площадь Свободы, на Украине - в шести, в России - не поверите - в двадцати трёх городах. Есть площадь Свободы и в Риге, где располагается и сам памятник Свободе. Именно вокруг памятника и строятся в каре счастливые граждане по случаю национального праздника, гордясь своими новенькими шинелями и конфедератками. Сама площадь довольна маленькая, но это очень удобно для нынешних латышских стрелков(снайперов), которые располагаются на близлежащих крышах, скорее всего, чтобы держать под прицелом своих неграждан. Неграждане изредка приближаются к памятнику своей избирательной свободы, равнодушно заглядывают за плечи немногочисленных зевак, и, убедившись в очередной раз, что делать им тут нечего, продолжают движение по своим делам.
О МУДРОСТИ.
Иногда, мне тоже кажется, что я - мудрый. Но человеческая мудрость - иллюзия, как и многое другое в нашей жизни. Мы очень часто принимаем за мудрость жизненный опыт и умение облекать этот опыт в слова. Мудрость живёт в опыте, как бабочка в коконе, дожидаясь своего срока, но в отличии от бабочек, очень редко обретает крылья.
О ЛЮБВИ К ИНОСТРАНЦАМ.
В пору поверить в норманскую теорию возникновения Руси. Мы же знаем, как всякий задрипанный иностранец вызывает, даже у вполне состоявшегося русского, некий душевный трепет. Может, этот неуместный пиетет действительно уходит корнями в прошлое. Какое уж тут осознание собственного культурного наследия во всех его видах?!
Сколько проходимцев воспользовалось этой нашей удивительной слабостью! Сколько снято дурацких фильмом, где благородный иностранец поражает воображение романтических особ своей порядочностью и чистоплотностью - чертами, которые следуют за подобными героями из сценария в сценарий! Колесо истории повернулось, а мозги никак не хотят поворачиваться и скрипят в одной и той же тональности, как водяное колесо, которое я когда-то видел в Сирии, и которому, по утверждению местных жителей, было не менее тысячи лет.
О НАШИХ РОДИТЕЛЯХ И ДЕДАХ.
Мне тоже жаль моих родителей и дедушек, и бабушек, которые хлебнули лиха на несколько поколений вперёд. Им выпала миссия оттянуть на себя львиную долю вселенского зла, в том числе, предназначенного и для нас. При этом, они не злобствовали и умудрялись быть счастливыми, используя для этого любые крупицы тепла и света, которые отпустила им судьба.
***
Наших Дедов на мякине не проведёшь. А, если и проведёшь, то они сделают так, что удовольствия ты от этого не получишь. Деды - сила, потому что в дедах есть стержень, заложенный в те благодатные времена, когда страна каждому этот стержень вставляла. Хочешь, не хочешь - получи и распишись. Иногда казалось, что этот стержень - лишний, но с годами пришло понимание, что мужик без такого стержня - не мужик, и уж конечно не Дед.
***
Какие красивые лица у наших родных на фотографиях сороковых годов! Только взгляд у всех одинаков. В этом взгляде беспокойство за своих родных и любимых, боль за страну, которую со страшной скоростью захватывает враг, готовность немедленно вступить в смертельный бой, и нет никакой растерянности, и страха. С людьми, у которых такие лица можно свернуть горы. Нам остаётся только гордиться тем, что это наши матери и отцы, дедушки и бабушки, и что в наших жилах течёт их кровь.
О КОНСПИРОЛОГИИ.
Можно, конечно, отрицать наличие силы, направляющей развитие человечества в определённое русло, хотя всё мировое течение на протяжении последних двухсот лет вопиёт об этом. Важнее понять, что все реальные изменения человеческого сознания и человеческой души возможны только через индивидуальные постижения и индивидуальную борьбу человека с собственными слабостями, заблуждениями и мифами.
Общественные организации, в том числе и государство могут только способствовать условиям, при которых возможно совершенствование человека. Но пока души дремлют, колонизация человечества будет продолжена до появления реального очага сопротивления, вызванного теми личностями, которые сегодня только просыпаются.
Я не уверен, что моё суждение правильно на сто процентов, но мне кажется, что миром управляют международные корпорации, по большей степени американские, за которыми стоят богатые семьи, возможно товарищества. Они выдвигают политиков, которые определяют государственный курс, управляют средствами массовой информации и формируют нужное им общественное мнение. Основная задача - создание глобального управляемого общества через всевозможные политико-экономические союзы и международные институты.
Цель, которая почти не маскируется, это создание глобального управляемого рынка в интересах группы ведущих государств. Замаскированная цель - управление всеми процессами жизни общества, включая культуру и образование, а также формирование у населения желаемых социально - поведенческих стереотипов. В рамках вышеназванной стратегии мелкие союзы поглощаются крупными, упрощается процесс управления. Отдельное государство уже само не определяет своё развитие и его программирование происходит за пределами национальных границ. Одновременно происходит "зачистка" всех других союзов и организаций, которые мешают процессу глобализации, а фактически, неоколонизации мира.
Что двигает людьми, которые стоят на самой вершине пирамиды - трудно сказать. С одной стороны, видимо, желание властвовать, но у них наверняка есть свои идеологические и культурно-эстетические идеалы, которые и заставляют их делать то, что они делают. Возможно, они считают, что ведут человечество к благородной цели: без большой войны создать общество, в котором все будут более или менее сыты, иметь единое представление о истории и культуре; общество, где больше не будет войн и революций, где каждый будет знать своё место под солнцем или без него - мало ли мест, где можно работать и жить, и без солнечного света.
Я почти уверен, что большинству людей всё это может и понравиться, поскольку какой-то стоющей альтернативы, пока никто не выдвигает. Наша любимая страна не в счёт. Мы можем противоборствовать, но мы (пока, во всяком случае) не можем продемонстрировать миру ничего привлекательного взамен. То-есть, наша модель существует пока для внутреннего употребления и ещё для тех стран, для которых РФ - донор - более щедрый и не такой требовательный, как лидеры глобализации. Почему у нас так - особый разговор и к этой теме отношения не имеет. Но надо понимать, что только Россия в состоянии организовать настоящее сопротивление всему вышесказанному. Остаётся только объяснить всем, кто не воспринимает русскую жизнь на уровне подсознания и сердца, для чего мы сопротивляемся и что хотим предложить взамен. Вот уж задача так задача!
О ПРАВЕ НА ИРОНИЮ.
Да, мы имеем право замечать недостатки, которых хоть пруд-пруди в нашей стране. Мы имеем право, поскольку мы вложили в эту страну свой труд и своё здоровье; наши лучшие устремления были без колебаний брошены в топку того паровоза, который должен был лететь без остановок до самого светлого будущего. Не долетел, сломался в пути.
Но одно дело замечать недостатки, высмеивать их, говорить о них с горечью, имея в виду исправления и коррекции, другое - злобствовать, доходить до абсурда, вновь и вновь взывать к заграничному барину, который должен прийти и нас рассудить.
Никогда либеральная Россия не сможет взять верх без поддержки Запада, без того, чтобы в один прекрасный день, рассказывая нам об ужасах существующего режима, не предать национальные интересы, думая при этом, лишь о собственном успехе в глазах своих зарубежных покровителей. Даже беглый взгляд на историю расскажет нам об этих бесконечных попытках, о цене предательств, о головах, которые будучи отрубленными революцией, а потом и диктатурой вырастают снова и снова, ненавидя власть, призывая новые революции.
Уже и голов давно никто не рубит, и развелось их в немалом количестве. Да, шут бы с ними, если бы в эту кровавую игру опять не вовлекалась вся страна, не делилась на красных и белых, не готовилась бы привычно прорастать горбиками свежих могил, без которых на обжитой части России уже и так - шагу не ступить. ШАГУНЕСТУПИТЬ!
О НАШИХ ОТНОШЕНИЯХ С ЗАПАДОМ.
В наших отношениях с Западом, как и в отношениях любого человека к другим людям, необходимо чувство ответственности, меры, вкуса, терпимости, умение говорить о своём, но слышать чужое, иногда уступать, но при этом не поступаться ничем, что нам кажется правильным и завоёванным дорогой ценой. В то же время, мне кажется, что нас слушают, но не слышат, нам говорят о дружбе и так крепко сжимают в объятиях, что воздуха уже не вполне хватает.
Когда мы сидели дома и пытались понять, отчего нам так трудно дышится, нам указывали на внутренние недостатки, и всё заботливее укутывали шею плотным шарфом "дружественных государств". Теперь о наших внутренних "проблемах" почти не говорят, но это не значит, что о них забыли. К ним обязательно вернутся, когда придёт черед и когда проблемы внешние, по мнению наших визави отойдут на второй план.
Знаете, эти отношения напоминают отношения учителя с нелюбимым учеником. Мнение учителя об ученике вполне сложилось и чтобы он не делал - учитель уже НИКОГДА его не полюбит. Мало того, он считал и будет считать, что в школе есть только одно правильное мнение - учительское.
Прошу заметить, что на стороне учителя весь педагогический коллектив, школьные устои и родительский комитет. На стороне ученика только несколько одноклассников, которые дружат с "дылдой" по нужде и готовы сразу же разбежаться по углам при любой серьёзной драке.
И что же делать? А всё то же: наращивать мускулы, развивать мозги, не лезть на рожон, пытаться понять учителей, расти до самого выпускного и выхода в самостоятельную жизнь, когда можно будет и свою школу построить, конечно, если найдутся желающие в таковой обучаться.
О ПРОШЛОМ.
Вселенский грех сделал нас смертными, открыл границы познания, а потом и расширил эти границы до бесконечных проявлений любви и боли. Мы стали понимать мир в его многообразии, в его беспрестанной трансформации, за которой мы иногда не успеваем. Меняясь, мы познаём свою новую суть в то время, как в нас ещё живёт старая.
Память хранит многие черты прежнего, включая цвета, запахи, вызывает к жизни похожие эмоции, которые мы пережили, будучи теми - другими. И мы уходим в память, как охотники уходят в тайгу за добычей, пытаясь пережить ещё раз то, что было пережито нами когда-то. Но нам не дано этого сделать; мы возвращаемся, уже точно понимая, что мы - другие и вот тогда память, и превращает нашу старую суть в прошлое.
О СОВЕСТИ.
Иду по улице, вдруг вспоминаю какой-нибудь гадкий случай из собственной жизни и так мне становится стыдно - и в жар бросает, и останавливаюсь, и даже ругаюсь вслух. И ночами от гадкой мысли могу проснуться, вскочить с постели, и долго приходить в себя. Видимо, по мере приближения к горизонтам откровения, Господь даёт нам возможность заранее облегчить душу и очистить её от скверны.
Очищение души дело индивидуальное и напрямую не связано с посещением храма. Но храм даёт человеку точную настройку, камертонит душу с горним миром, чтобы процесс очищения проходил глубже и продуктивней. И всё же, в первую очередь, человек сам себе судья и проходит свой ад, пребывая на земле.
Человек кается, отпускает себе грехи, либо они продолжают жить вместе с человеком и мучить его до последнего вздоха. Происходит это благодаря совести. Совесть, это особое состояние души и инструмент общения с Богом. Но покаяние не перекладывает на Спасителя ничего, покаяние это то, что лишь возвращает нам изначальную божественную сущность.
О СЛОВЕ ГРАЖДАНИН.
Кажется, слово "гражданин" ни в одной стране не является особенно популярным и это действительно связано с нарушением баланса прав и обязанностей, применительно к социальному статусу самого гражданина. У гражданина больше обязанностей, чем прав и это вполне понятно.
Гражданин - порождение государства, его главная надежда и опора, а государство, как не крути, сильнейший аппарат принуждения. У государства нет иных возможностей существовать, КАК ТОЛЬКО СОЗНАТЕЛЬНО НАРУШАЯ БАЛАНС МЕЖДУ ПРАВАМИ И ОБЯЗАННОСТЯМИ ГРАЖДАНИНА.
Уже существуют, пока в виде шутки, предложения совместить наши права и обязанности и сделать это добровольно, не дожидаясь указаний сверху. Добровольно повысить себе налоги, сознательно отказаться от бесплатного образования и медицины, вернуть с лихвой воинский долг в виде средств, собранных на персональный автомат.
И всё это, с удовольствием, улыбаясь и посмеиваясь, понимая, что нет тяжелее обязанности, чем право, и нет, и не может быть большего счастья, чем "отслюнявить" от тяжело заработанных денег - львиную долю "на благо страны". Но ещё больше вы будете смеяться, когда поймёте, что ваши деньги, выделенные со счастливым смехом на строительство дорог, детских садиков и больниц, пошли в карман чиновнику - проходимцу.
И тогда, вам может прийти в голову крамольная мысль о том, что среди множества прав, которыми так щедро одарило нас государство, можно, в виде исключения, пренебречь правом на некую никчемную жизнь, целиком потраченную на то, чтобы обманывать своих соотечественников и сограждан. Увы, мне!
О ТЕЛЕ И ДУШЕ.
Сегодня я славлю тело, которое мы подвергали физическим нагрузкам, которое помогало нам добывать пищу, чтобы не умереть с голоду, посредством которого мы получали физическое наслаждение, уже заранее названное любовью хитрой душой. Оно ведь двигалось - наше тело, не всегда ленилось, терпело жару и холод, задыхалось всеми своими порами в пыли - оно не виновато в том, что смертно, что сделано из легко растворимого в земле материала.
Логика подсказывает, что духовное должно возобладать. Душа вообще уверена в этом. Но как бороться с тем, что предопределено не тобой ? Как смотреть на своих близких людей и принять то, что мы вначале должны влюбиться в них до беспамятства, чтобы потом расстаться с ними навсегда, слабо согреваемые туманной возможностью свидеться где-то, в неведомых нам сферах.
Вот задача не для разума, конечно, но скорее для души, которая начинает мне не нравиться из-за того, что она, мол, страдает, болит из-за каких-то непонятных фантомов, а на самом деле использует тело в качестве временного убежища, созревая в нём, как жемчужина, чтобы предстать перед Богом во всей своей красе.
***
Ухо надо держать востро с любыми специалистами по человеческим душам. Я не из их числа, поскольку я даже не знаю место, где эта пресловутая душа находится. С другой стороны, можно вспомнить слова Учителя: "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше", и не откладывая, начать поиски...
О ТЕНДЕНЦИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ.
Все люди моего поколения (не в смысле возраста, а по восприятию мира) ощущают наступление тёмной силы, вселенского зла. В человеке убивают личность, стремление к совершенствованию, способность к самопожертвованию, умение самостоятельно мыслить и анализировать события. Разрушаются основы семьи, игнорируется разделение полов, на глазах исчезают христианские добродетели. От любви остаётся только слово в красивой упаковке супермодных брендов. В панике покидают общество стыд, таинство, порядочность и совесть. Поскольку все эти чувства всегда хранились в наших душах я с тревогой слежу, чтобы моя душа не покинула меня преждевременно со всем этим богатством.
***
Понятно, что этим миром правят деньги, что у денег есть хозяева, которые заказывают музыку, и которые не любят, когда звучат не те мелодии, которые они заказали. Именно эти люди помогали создавать современный технический прогресс, не жалея ни сил, ни денег. Сегодня, технические средства успешно помогают им манипулировать сознанием и направлять его в русло, так называемой, глобализации.
С падением СССР у мирового Запада исчезло последнее препятствие на пути оболванивания колоссальной массы людей. Процессы, которые происходят в сфере нравственности, общественной морали и даже религии уже не просто означают обычную смену поколенческих ценностей, но наводят на мысль о создании совершенно нового, роботизированного человеческого типа, которому совершенно чужды вчерашние морально-этические императивы.
Наступают такие времена, когда мы уже не можем сказать, что люди одинаковы, в том смысле, в каком они были одинаковы с начала цивилизаций и до конца двадцатого века. Современный homo sapiens постепенно перестаёт быть мыслящим, воспринимать жизнь во всём многообразии, опошляясь путём бесконечного навязывания ему потребительских стандартов, и опошляя вокруг себя всех, кто ещё сражается за общественную систему с человеческим лицом и за роль самого человека - человека - творца.
***
Происходит подмена понятий. Человеку предлагают эрзац свободу, не только не раскрепощающую его, как духовную личность, а наоборот, заковывающую его в примитивный псевдочеловеческий индивидуализм, закрепляющую за ним вполне определённое место кодированной особи, которой легко управлять с помощью специальных посылов. Среди этих кодированных сигналов - еда быстрого приготовления и бесформенная бесполая одежда, и социальные сети, где можно прославиться, просто сделав какой-нибудь бесбашенный снимок, и музыка, предназначенная для быстрого потребления, и такого же быстрого психологического насыщения. Путь борьбы за духовное в человеке - тяжёлый и неблагодарный труд, а сообщество, основанное на высших духовных ценностях, сегодня, как и много веков назад, кажется абсолютно недостижимым идеалом.
О ЧИТАТЕЛЬСТВЕ - ПИСАТЕЛЬСТВЕ.
Если вы решились писать, то вы точно хотите, чтобы вас читали. Но, если то, что вы пишите - читают, и положительно о написанном отзываются, значит ваши мысли и чувства уже как-то выделены на фоне тех людей, кто не пишет, не знает, как выразить свои чувства и поделиться своими мыслями, а потому - тихо плачет в подушку или смеётся в кулак...
При этом, плачущие в подушку и смеющиеся в кулак, в отличии от пишущего человека, могут быть абсолютно счастливы по-своему. Но нам - пишущим - этого мало. Нам надо обязательно выставить свои мысли напоказ, продемонстрировать миру "богатство души" и некую уникальность личности. Таким образом, видимо, мы пытаемся обеспечить себе бессмертие, поскольку все люди, в той или иной мере, подсознательно делают тоже самое, доступными им средствами.
Надо признать, что в наше время, благодаря интернету, писательство уже перестало быть неким выдающимся явлением и из разряда сакральных материй перешло в банальное выплёскивание эмоций. Поскольку выплёскивателей большинство, они и задают тон на всех существующих порталах.
То, над чем надо думать и сопереживать, испытывая при этом, более сильные чувства, чем обыкновенные эмоции - отвергается, как никому не нужная заумь. Пробиваться в издательства сложно, этим надо заниматься серьёзно, не покладая натруженных пальцев, и не обращая внимание на бунтующее сердце. Поэтому, такой портал как Проза, чрезвычайно полезен для людей, которые захотели взяться за перо и действительно умеют писать.
После этих слов хочется пропеть одесную Кравчуку и немедленно продолжить литературные изыскания, радуясь тому, что есть люди, которые нас читают, да ещё и пишут позитивные отзывы. При этом и душа поёт, и жизнь открывается со своей лучшей стороны.
То же происходит, когда читаешь талантливую вещь и всё внутри откликается на эти волшебные аккорды творческой мысли. Прочитаешь работу, которая тебя захватила и чувствуешь, как меняешься изнутри, как хочется ответить этому потоку живой энергии, не менее мощным встречным потоком.
Мудрые мысли открывают новые горизонты, придают неожиданные смыслы, казалось бы совершенно банальным вещам. Литератор и слово - связаны неразрывно. Сколько людей, столько и стилей, особенностей языка и подачи материала. Это разнообразие не перестаёт удивлять и восхищать.
Становится совершенно очевидно, что слово не только преображает мир, оно его создаёт и одна только мысль о сопричастности к этому великому процессу - кружит голову, и заставляет сесть за компьютер. При этом, недавний читатель, который все понимал и чувствовал, читая чужую работу, и прекрасным образом отделял настоящее от фальши, существенно утрачивает эту способность, когда садится за клавиатуру и пытается выписать на светящемся экране свое собственное слово.
О, как коварен и устойчив бывает миф, какой зыбкой и обманчивой порой предстает перед нами реальность! Терпения и удачи всем нам!
***
Мы все разные, со своим почерком, стилем, видением мира. Если мы в чём то и схожи, то наше сходство всё же условное, основанное на принципах "да" и "нет", и расширенное до уровня общепризнанных понятий и норм. Я могу только догадываться, каким вы видите наш мир, какие тайны упрятаны в ваших душах. Я читаю ваши рассказы и нахожу в них эпизоды, схожие с моей жизнью, с жизнью людей, которых я хорошо знал, но то, как вы об этом говорите лишний раз доказывает мне, как много в нас отличий и как по-разному мы пытаемся встроиться в нашу быстротекущую жизнь.
Почти у всех авторов есть хотя бы одна вещь, которую интересно читать, вне зависимости от уровня их способностей и это говорит о том, что писать обязательно надо. Мы выходим на улицу, где солнце спряталось за тучи, где вдоль одинаковых до жути домов гуляют сквозняки, похожие на бродячих котов, и нам становится грустно. Но стоит лишь захотеть и каждый сквозняк принесёт свой запах, заставит работать воображение, серое небо поманит тем, что скрыто от наших глаз и посулит скорые перемены к лучшему. Стоит почувствовать в себе писателя и одинаковость домов перестанет раздражать, удивит и предстанет перед нами некой линией, прочерченной в пространстве, которая, возможно, указывает на дорогу к тому, к чему мы так долго стремились и всё никак не могли найти.
***
В очень давние времена я умудрился издать две книжечки стихов. С момента моего первого появления в издательстве и до того момента как был издан первый сборник - прошло семь лет. Примерно столько же времени уходило в те времена на защиту кандидатской диссертации. Кроме всем известной цензуры, в Советском Союзе был ещё и очень жёсткий профессиональный отбор, своеобразный фильтр, без которого нельзя было ни издать книгу, ни получить доступ на сцену. В наше время признательная сторона любого творческого процесса во многом зависит от финансового состояния соискателя. Конечно, есть счастливые исключения, но их можно перечислить по пальцам. Всем известно, что талант и признание очень редко представляют из себя любящую пару. Признание пытается подкупить талант, уговорить его делать то, что таланту не хочется. Талант, в свою очередь, частенько подгрызает личность, корит её за пустые восторги по поводу собственной исключительности и отравляет самые радостные моменты. Именно поэтому, Проза ру - это замечательное поле, где каждый человек, ощущающий потребность в писательстве, может сделать это, не выходя из дома, и не обивая пороги редакций. Конечно, на этом поле обязательно будут расти сорняки, пытаясь уколоть своими колючками всех, кто на них не похож. Ничего нового!
ОБ УМЕНИИ ОХОТИТЬСЯ.
За семьдесят лет советской власти нас научили ставить Родину выше человека, нас пытались научить охотиться за врагами народа и отщепенцами, но охотиться, чтобы жить, мы постепенно разучились. Времена изменились, нам пришлось выйти на охотничью тропу и большинству из нас не помогла ни любовь к Родине, ни наличие высшего образования, ни замечательное умение "лучше всех смеяться и любить".
О РОДИНЕ.
Слово Родина, по своей принципиальной трактовке такое же абстрактное, как и слово Бог. Говоря о Родине, можно говорить только о вере и только о любви, и никакая политика, история или география здесь абсолютно не при чём. Если я ощущаю в себе Бога - значит он есть. Для меня Бог - абсолют и я считаю странным обсуждать его отдельные черты, достоинства или недостатки. Если я люблю человека, то я люблю его целиком и мне сложно объяснить за какую часть тела или души я люблю его больше, и почему я собственно его люблю.
Также и с Родиной. Я не могу отнести Родину к понятию лишь географическому поскольку на той территории, где я родился жили люди, главенствовал определённый язык и были приняты определённые отношения между людьми. Да, моя Родина всегда была большой и в разных её частях были свои обычаи, нравы и традиции, но это лишь добавляло ей глубины, необычности и привлекательности.
Сказать честно, я люблю весь земной шар, побывал в разных краях, городах и весях, и встретил много таких мест, где мне было хорошо, радостно и интересно. Но нигде я не испытывал такого чувства, какое испытывал к своей земле, прекрасно сознавая, что это чувство не к берёзам, которые я встречал и в Америке, и в Германии, а к родным берёзам, к родным людям, к простым истинам, в которых небезызвестный отец сумел когда-то убедить крошку сына, а мои родители сумели убедить меня.
Так вышло, что географическая территория и страна на этой территории, и люди на этой территории, и язык, связывающий эту территорию, слились для меня в единое понятие. Мне нравится, что это со мной произошло, поскольку любовь к этому понятию стало одной из моих главных нравственных опор. Именно поэтому, я не хочу препарировать своё чувство, вычленять из него историю, географию, политику, социологию или культуру.
О русском языке в контексте этой темы могу сказать, что многие признаются в любви к нему, возносят его, как икону, и ставят в красном углу своей духовной избы. О языке говорят так, будто он абстрактен, будто какая-то неведомая сила его сотворила на радость почитателям и вбросила в наш мир.
При этом, почему-то не упоминается, что наш любимый русский язык создавали русские же люди. Именно их привычки, нравы, духовные устремления, надежды, боли позволили создать это богатство. И люди эти жили во вполне определённых местах, делали вполне определённые вещи, грешили и праведничали, осваивали новые земли и прирастали новыми народами, пока всё это в совокупности не приобрело свои известные пределы, не оформилось и не стало называться Отечеством, Отчизной, Родиной.
У Даля - родина - родня. То-есть, для него было вполне очевидно, что Родина это семья. Ушаков называет Родину Отечеством и тут же даёт второе определение, по которому Родина эта страна, в которой человек родился и гражданином которой он является. У Ожегова Родина - это то же Отечество, поэтому вполне понятно, что его определение несёт в себе чёткую патриотическую составляющую. Нет, я не набираю великих в свидетели некой своей правоты, а наоборот, хочу подтвердить, что моё представление о Родине никакое не уникальное, но вполне даже тривиальное.
Я точно не слепец и не заскорузлый ура - патриот. Я вижу и понимаю все наши ошибки, просчёты, даже некие черты национального характера, которые мешают нам жить так, как это нам представляется в мечтах. Именно поэтому я пишу ироничную прозу и буду это делать, но не злобствуя, не унижая, а любя. Очень хорошо о своём отношении к Родине, в моём понимании этого слова, сказал Мережковский:
Не любя, любить я буду
И, прокляв, не прокляну:
Эти бледные березы,
И дождя ночные слезы,
И унылые поля...
О, проклятая, святая,
О, чужая и родная
Мать и мачеха земля!
***
Как бы мы не относились к наполнениям, которые те или иные авторы вливают в слово Родина, мы обязаны ощущать священный трепет за её судьбу, испытывать стыд за её неподобающее состояние и мечтать о тех временах, когда она станет сильной и процветающей. При этом, я сознательно упускаю слово вновь, поскольку о нашем недавнем прошлом в обществе сложилось неоднозначное определение и поскольку у меня самого есть большие сомнения, когда речь заходит о восстановлении советского строя.
Нас давят, давили и всегда будут давить, как только к этому предоставится первая возможность. Мне часто становится страшно от нашего бездействия, от пустых разговоров, попыток сурово покачивать головой и поджимать губы. Да шут с ним, с западным миром! Пусть - ахает! Нам бы надо, чтобы свои ахали почаще , да не от ужаса и огорчения, как это у нас часто случается, а от радости и от гордости, что живут в такой стране, как наша.
Мы очень сильные и дерзкие, поскольку мы - воины. Так повелось, что наша сила и наш ум направлены как-бы не внутрь нас самих, а на внешний контур. Время от времени мы напоминаем миру о себе громкими подвигами и фантастическими достижениями.
Удивительно, но по данным независимых американских исследователей, в период правления Сталина с 1924 по 1955 год, средняя продолжительность жизни в СССР выросла на 26 лет. И это с ГУЛАГом, индустриализацией, выселением народов и беспрецедентно - разрушительной войной.
Оставим разговоры о космосе, балете и промышленных гигантах политикам и скажем о том, что мы действительно сильны тем, что растём и развиваемся на своей земле. Наши люди верят в чудеса, любят свою Родину больше самих себя, обожают своих царей, и так же сильно их ненавидят.
Нет, мы - не китайцы, хотя ещё существуем в соответствии с собственными традициями и нравами и у нас есть привычка защищать своё неумение жить с поразительной стойкостью.
Нет, мы - не греки, хотя у нас общая религия, и по-своему уникальная православная церковь, которая в часы испытаний подвергалась жесточайшим гонениям, чем-то сравнимыми с гонениями первых христиан.
Мы не японцы, и это странно, поскольку только мы и они таранили вражеские эшелоны и самолёты, не считаясь с собственной жизнью. Наши достоинства вполне сродни нашим недостаткам. Но разве было что-либо достойней мученического стояния жителей блокадного Ленинграда, когда не единицы мужественных, не десятки и сотни одержимых, а сотни тысяч простых граждан явили миру такую силу духа и такое высокую человеческую стойкость, каких ещё не знала история человечества.
Конечно, мы и не англичане. Когда у нас отменяли крепостное право в Лондоне начинали строить первую линию метро. Над их империей никогда не заходило солнце, а у нас, частенько, и не рассветало вовсе. И всё равно, от Бреста и до Порт-Артура все называли Россию - матушкой, а царя батюшкой, и так было достаточно долго, до самого времени потрясения устоев.
Согласен, что разговорами о нашей особой судьбе и богоизбранности, часто стараются прикрыть неумение нормально жить и работать. Да, мы любим пустую болтовню, вспыхиваем в спорах и гаснем, как плохие спички, когда доходит до дела.
Вместо настойчивости у нас - упрямство, вместо уступчивости - неоправданная гордыня. Мы крайне себялюбивы, невоздержанны, страдаем чинопочитанием и частыми запорами от некачественной пищи, которую сами и производим. И мы убиваем сами себя тяжелыми джипами на улицах, и даже на остановках, а ещё - убиваем за квадратные метры, за неправильную парковку, за нечаянно вырвавшееся обидное слово. Да, мы - такие!
Но мы и впускаем в дом незнакомца, когда ему плохо, отдаём свою кровь человеку, который в ней нуждается, останавливаем машину и переводим стариков через улицу, делимся последним с тем, кому сегодня хуже, чем нам, умеем постоять за своих и своё достоинство, и не умеем хорошо жить вдали от того места, которое мы зовём своей Родиной.
К тому же, мы сметливы, изворотливы, чудесно приспособлены к любым неожиданностям, у нас полным - полно гениев и не меньше узурпаторов. Так вышло, что мы отважились второй раз призвать варягов на царство в начале девяностых годов прошлого столетия, в аккурат через тысячу лет после первого варяжского призыва. "Где два, там и три", - думает кто-то и ждёт, что мы сделаем это и в третий раз. Возможно, но только надо будет чуточку подождать, всего какую - то тысячу лет - не больше.
О ДВУХ ИЛЛЮЗИЯХ.
Телевидение не отражает реалии сегодняшнего мира. Ящик тиражирует иллюзии, по сути, похожие на те, которыми морочил голову сказочному люду Великий и Ужасный Гудвин. Но наш, так называемый, реальный мир, на самом деле, не менее иллюзорен. Самое простое, что может нас в это убедить это то, что мы не такие, как о нас думают другие люди и не совсем такие, как мы сами думаем о себе.
А куда исчезает наше прошлое, в котором были такие осязаемые персонажи и такие конкретные события, куда, в конце-концов, исчезает вся наша жизнь? Порой, от человека не остаётся ничего, кроме поношенных брюк, потёртого свитера и пары разношенных ботинок. Разве это не доказательство иллюзорности нашего существования?! Вобщем, две иллюзии смотрят друг на друга с лёгкой гримасой отвращения, хотя, ни одна, ни другая, уже не могут и не желают существовать в одиночку.
О СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ.
Разрывы духовных связей между братскими народами сказались на огромном количестве людей, фактически, потерявших Родину. Всё-таки, советское пространство не суть пространство российское и той духовной общности, которая была у всех народов, населявших советскую империю, именно и не хватает больше всего рождённым в СССР. Все мы мечемся между некогда братскими республиками, между нашим прошлым и таким отличным от него - настоящим. Конечно, это не первая великая империя, которая приказала долго жить, но это была первая и единственная империя с официально провозглашённым равенством возможностей, со своей сложившейся моралью и духовностью, со своими уникальными ограничениями в области материального обогащения, что, как известно, всегда работало на обогащение души.
***
Мы - в нашей части земли - всегда были идеалистами. Что есть человек без идеалов - птица без крыльев. Нет, может кто-то и может прожить свой век, удовлетворившись лишь тем, что могут видеть его глаза и пощупать руки, но нас так воспитали, что нам был нужен хлеб насущный, а сверх того - ещё чуточку веры, надежды и любви. Неважно, был ли это кодекс строителя коммунизма или кодекс самураев, или путь Йоги, но духовная составляющая нашей жизни всегда находилась рядом, поддерживала в трудные минуты, не давала раскисать и сбиться с курса.
***
Миллионы мальчишек и девчонок, рождённых на улицах без рекламы, со скудным освещением, и разбитыми дорогами, с классиками, догонялками, футболом на земле и на камне, жмурками, полным отсутствием денег, стираной и штопанной одеждой, со своей уличной справедливостью, влюблённостью, для которой взгляды, записки, и надписи на стенах - были самыми увлекательными способами выражения чувств. Всё самое главное происходило не дома, а на улице, и мамы не могли нас дозваться и загнать на ужин, или засадить за стол делать уроки. Мы были свободны той свободой, которая не достигается деньгами и общественными усилиями, а вырастает из свойства детской души в условиях узаконенного социального равенства и полного пренебрежения к материальной стороне жизни. Если хотите, это была свобода деревьев и ветра, залетающего в наши улицы и переулки, свобода реализовать себя через бесконечные игры, горячие признания, и высокие устремления.
***
Когда Союз развалился мне было тридцать девять лет - вполне уже зрелый мальчик. Теперь уже поздно ахать и искать виноватых. Сомневаюсь, что без встряски мы смогли бы сами очиститься, подняться на должную высоту и попробовать что-то изменить к лучшему. Тем не менее, мы прожили в уникальной эпохе и уникальном государстве, значение которого и роль в мировой истории ещё будет оценена потомками.
***
Для любого советского человека столицей всегда была и останется Москва. Но Понятие родины охватывало все республики, все города и веси, входящие в СССР. Конечно, так ощущали это русские, либо русскоязычные и русскомыслящие люди. А как иначе? Если я родился в одной из республик, вырос там, дожил до вполне зрелого возраста - мог ли я не ощущать, что моя республика, и мой город - тоже часть моей большой Родины. С распадом Союза миллионы людей, мыслющих так же, как я, остались за пределами "русского мира", потеряли ощущение общности, ощутили вдруг, что почва ушла у них из под ног и они в одночасье стали чужими. Сколько людей спилось, покончило с собой, умерло от инфарктов! Сколько потеряло смысл жизни, вынуждено было уехать в совершенно незнакомое место, продав, либо просто бросив, своё жильё! Сколько погибло в межэтнических стычках и конфликтах! Эту трагедию предстоит ещё описать, поскольку она была чем-то сродни великому исходу в годы революции. Да, люди переезжали жить в Россию, но эта была для них уже чужая страна, где хоть и говорили на русском языке, но, где их никто не ждал, никто не собирался им помогать, входить в их положение. Государство перестраивало отношения, идеологию, даже те, кто жил в России - с трудом сводили концы с концами. Волею обстоятельств, я долгое время жил за границей. Ко мне приехал мой хороший знакомый, спросил у меня, как я себя ощущаю вдали от родной земли. Помню, я ответил, что тяжело жить среди чужих. В ответ знакомый сказал мне следующее:
- Послушай, ты хотя бы чужой - в чужой стране, а я теперь чужой - в своей...
***
Конечно, мы долго будем жить "по советским понятиям", поскольку каждый из нас - взрослых и вполне сформировавшихся людей - прожил в Советском Союзе довольно долгое время, и не мог не напитаться его духом. К тому же, общинное и социально-справедливое всегда жило в нашем массовом сознании и было сильней частного, и индивидуального. Но, ломать - не строить, поскольку ломать получается хорошо, а строить - не всегда. И бежать по лестнице вниз приятно только поначалу, а потом ноги начинают подкашиваться, голова кружиться, а остановиться практически невозможно...