Цветков Борис Павлович : другие произведения.

Из истории Елатьмы - малой родины Матушки (Часть_6)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Часть 6. Из истории Елатьмы - малой родины моей Матушки
(из очерка "О предках и родственниках Цветковых и Макашиных
и об истории малой Родины Отца и Матушки")
Цветков Б.П.

  

О возникновении Елатьмы
(на основе книги Г.И.Грязнова "Елатьма - город ранней Руси")

   Некоторые историки связывают появление ряда городов (поселений) в этих землях, в т.ч. Елатьмы, с влиянием волжских булгар или донских булгар-ясов. Например, В.Н.Татищев, упоминает о походах, организованных Всеволодом Большое Гнездо в 1209 и 1210 гг., не против волжских булгар, а против донских булгар-ясов, которые обитали на южных границах Рязанского княжества и имели свои города. В более ранних летописях, которыми пользовался В.Н.Татищев, видимо, было написано, что войска пошли на булгар, но в последующие века монахи-переписчики опустили этот факт, указав лишь Рязанские земли, потому что к тому времени действительно там булгар уже не было - они обрусели, а оставшиеся назывались татарами. Донские булгары-ясы в непосредственной близости к Руси основали немало городов. В.Н. Татищев их перечисляет: "Месчора (Мещерский Городец, затем Касимов), Елатьма, Кадом, Шатск и Елец, Темников, Ломов, Козлов, Тамбов, митимдюди, болгары, ...".
   Современное расположение их следующее: Касимов, Елатьма, Кадом и Шатск - восток Рязанской области.; Елец - запад Липецкой области; Темников - северо-запад Мордовии; Ломов - Пензенская область, недалеко от реки Мокши; Тамбов - центр одноименной области. Сообщения В.Н. Татищева о булгарах по соседству с Рязанью подтверждают и современные исследователи. "В составе населения Рязанской земли, - пишет Ю.А. Кизилов, - значительную долю населения составляли алано-булгары (приставка "алано" - дань традиции - Р.Б.), мурома, мещера и мордва".
   В русских летописях Елатьма впервые упоминается в договорной грамоте 1381 года между Дмитрием Донским и Олегом Рязанским, когда Московское княжество купило Елатьму у мещерского князя Александра Уковича. По преданию, когда-то на месте поселка стоял громадный лес, в котором росли одни ели. Их было видимо-невидимо, то есть тьма. Отсюда якобы и пошло название Елатьма (елей + тьма). По другой легенде, лес был настолько густой, что внизу, под елями, всегда стояла темень, темнота, тьма. По третьей, пожалуй, самой распространенной, - в здешних местах жила некогда мещерская княгиня Елатома. И как подтверждение этому - старинное название поселка - Елатом. Следующая же версия приписывает основание селения некоему татарину по имени Ела, командиру тысячного войска (тысяча по-татарски "тьма"). То есть Елатьма - это тьма Елы. Сюда же можно отнести и версию В.Татищева, который в "Избранных произведениях" пишет: "Город в Месчере провинции Шатской, на реке. Имя татарское Еглатм - не застав кликать, в калмыцком Елатма - хвастун, самохваст".
   Если заглянуть в архив Н.К. Левошина, то там можно найти еще две легендарные версии. По первой - "елатом" в переводе с татарского означает место, из которого идет сигнал об опасности, вроде русского набата или сполоха. По второй - услышав как-то из христианской церкви, превращенной местными татарами в мечеть, призыв муллы "Алм-иль Алпах!", русские жители изумленно закричали: "Алла тама!". Отчего и получилось - Елатьма. Но это все легенды.
   А вот что говорят современные ученые. Для начала обратимся к "Краткому топонимическому словарю" В.Никонова, где сказано следующее: "Группа названий в этой части Поочья, объясняемых из современного марийского языка, позволяет предположить происхождение названия Елатьма из поволжско-финского языка, из которого развились языки мордовский и марийский - марийский йулатымс (сожженный, выжженный) могло означать место, расчищенное от леса. Окончание "ма" могло быть и не исконным - название употреблялось и в форме Елатом". Похожую версию мы встречаем у Н.К. Левошина, который также выводит слово Елатьма с угро-финских языков, только как "место, удобное для жилья" или "место обжитое, жилое". И поныне в современном финском языке "еляма" - жизнь, а "елет" у саамов - обжитое, жилое. Но, как далее говорит он, - так назвать можно местность, а не поселение. Вероятно, первоначально словом "елатом" называлась именно местность, а уже возникшее позже поселение получило по ней свое название. Еще один перевод этого слова: угро-финское - татарское - "бойкое место". На сегодняшний день эти три версии: "сожженный, выжженный", "место, удобное для жилья" или "место обжитое, жилое" и "бойкое место" в топонимике считаются основными.
   Князья Ширинские подняли брань на царя Большой Орды, и в 1298 г. ушли из нее кочевать на Волгу. Один из них Бахмет Усейнов сын пришел в Мещеру, 100 взял ее войною и остался здесь княжить. В Мещере родился у него сын Беклемиш, который впоследствии принял крещение и назвался Михаил. Он поставил в Андрееве Городке храм Преображения и крестил с собою многих людей. У него был сын Федор, а у Федора Юрий, который в 1380 г. пришел с полком своим на помощь к великому князю Димитрию против Мамая, отличился и пал в битве на Куликовом поле. К первой половине XIV в. относится начало христианских князей в Мещере.
   Таким образом, в Мещерских землях по Цне и Мокше в начале XIV ст. образуется новое удельное княжество и в то же время полагаются основы для будущих успехов христианского учения и гражданственности. Андреев Городок, конечно, не был единственным городом в этих местах; уже мы встретили здесь прежде Кадом, а несколько позднее находим еще Темников и Елатом.
   Кроме Бахметева рода в Мещере продолжали существовать и туземные князья. Последние также начинают в XIV в. принимать христианство, на что намекает загадочный Александр Укович, который встречается в договорных грамотах Димитрия Донского и его преемников с Рязанскими князьями; первая половина его имени обнаруживает христианина, а вторая указывает на отца язычника. Судя по тому, что Александр Укович в грамотах сопоставляется рязанскому князю Ивану Ярославичу, можно отнести его к первой половине XIV в. Мещерские князья, конечно, были слишком слабы для того, чтобы пользоваться самостоятельностью и не подпасть влиянию русских соседей, преимущественно рязанцев; но со второй половины этого века здесь начинает преобладать господство Москвы.
  

ЕЛАТЬМА -- ГОРОД ДРЕВНЕЙ РУСИ
(из книги 'Елатьма - город древней Руси', Издательство 'Узорочье'. 2001г. http://gorodec-foto.narod.ru/Book8-1.html )

   Елатьма -- один из ранних городов древней Руси. Название это дано не просто урочищу, а населенному пункту. В историко-статистическом описании Тамбовской епархии, в статье Хитрова, говорится, что якобы, город был основан и построен татарами, как города Темников и Наровчатов. Но эта точка зрения легко опровергается.
   Во 11-ом томе "России" Семенова-Тяньшанского сказано о том, что город был основан мещеряками и мордвой и в 1381 году приобретен великим Московским князем Дмитрием Ивановичем Донским покупкою у Мещерского князя Александра Уковича. Эти слова он подтверждает договорной грамотой. Таким образом, в русских документах Елатьма упоминается впервые с 1381 года, но дату основания города никто не знает.
   В культурно-историческом очерке Тамбовской губернии (выпуск 1-ый, 1926 год) сказано, что г.г. Елатьма, Кадом и Темников принадлежат к числу древних городов Тамбовского края (Кадом -- 1209 г.), а когда основаны два других города неизвестно, но несомненно, что они существовали в ранее до установления официальной даты время. Как я отмечал выше, город Елатьма был основан не татарами, а племенем Мещеры, которое в XIV веке покинуло наш край и выселилось на Волгу; ее потомки ныне нам известны под именем народа Мари. Небольшая часть мещеры осталась на своей исконной Родине и обрусела.
   Много споров вызвало объяснение названия города. Здесь имелось много догадок и толкований. По преданию он, якобы, назывался именем мещерской княгини Елатомы, некогда живущей в нем. Но это предание не имеет под собой достоверности. Толкование этого слова в переводе с угро-финского может быть разное. Первое -- как место, расчищенное от леса, земли, второе -- как место, удобное для жительства. В настоящее время современные этимологи и лингвисты остановились на последнем определении.
   Ведь если обратиться к топонимике, то здесь мы найдем три толкования: Угро-финское -- "выжженное место", татарское -- "бойкое место", а у древних племен мещеряков, обитавших некогда на северо-востоке нашей области, слово "Елатьма" видимо означало -- "место, удобное для жизни"! И поныне в современном финском языке "еляма" -- жизнь, а "елет" у саамов -- обжитое, жилое.
   Елатьма стоит на высоком берегу Оки. Она образовалась как город-крепость, и имела оборонительное значение. Имеющаяся среди города площадь (Городище), обрытая рвом, напоминает о глубокой старине. Это остатки бывшей военной крепости. Крепость была довольно большая и по тому времени создана по всем правилам военно-инженерного искусства. Размер её: с юга -- ров и крепостной вал длиною около 300 метров, с севера-запада -- ров длиною также в 300 метров, а на востоке -- крутой откос горы в сторону реки Оки.
   Рвы вокруг крепости заполнялись водой, в их концах вода запиралась шлюзами. В ночное время мосты через рвы поднимались, и в крепость можно было попасть только через глубокую водную преграду.
   В местах шлюзов было сделано особое устройство, преграждающее путь к крепости. Стены крепости были деревянные двойные. В свое время город служил оплотом для мещерско-татарских владений против нападения русских. На площади в прежнее время находился мужской монастырь. Невдалеке от монастыря -- Елатомский тюремный замок, построенный в 1853 году за 22000 рублей. Тюремный замок каменный, двухэтажный с жилым подвальным помещением, с двумя флигелями и каменной оградой. Число мест в общих камерах -- 53, в одиночных -- 2. На территории Елатьмы в последнее время археологами обнаружены 8 поселений, относящихся к неолитическому периоду.
  

ЕЛАТЬМА В НАЧАЛЕ XV - КОНЦЕ XIX ВЕКОВ

  
   Шли годы.... Елатьма становилась верной опорой великих Московских князей в дальновидной политике, направленной на расширение и укрепление границ Русского государства.
   В 1426 году великий князь Василий Темный отдал Елатьму вместе с Кадомом вотчинникам Протасьевым, в ней появились наместники и воеводы. В 1539 году И.Г.Выродков, дьякон разрядного приказа посетил Елатьму. И по поручению Ивана Грозного обменял пленных ногайцев на плененного ранее князя Семена Вельского, а в 1550 году елатомский воевода князь Константин Иванович Курляев вместе с рязанскими воеводами разбил ногайских мурз, явившихся грабить Мещерский край, и преследовал их (аж до ворот Шацких).
   В трудное для Руси смутное время (1606-1612 гг.) город заняли поляки, сторонники Тушинского самозванца Лжедмитрия II. Войсками, освободившими Елатьму в 1608 году, руководил Ф.И.Шереметьев.
   При царе Федоре Ивановиче (сыне Ивана Грозного) наместниками в Елатьме были Иван Петрович Протасов и Евстафий Михайлович Пушкин -- предок великого поэта А.С.Пушкина. Удивительное дело -- род Пушкиных имел неоднократное касательство к Елатьме. Так, например, в середине XVII века Григорий Гаврилович Пушкин был елатомским воеводой и в 1643 году даже ездил послом в Польшу. В журнале "Исторический вестник" за 1885 год сообщалось, что царь Михаил Федорович включил в состав посольства к польскому королю Владиславу елатомского воеводу Григория Гавриловича Пушкина, который был предком великого поэта.
   За успешное выполнение поручения он был повышен из думных дворян в окольничие. В этом звании Г.Г.Пушкин ездил первым послом в Польшу для поздравления короля Яна Казимира с восшествием на престол.
   Хроника сохранила и такой факт: елатомский воевода по-старинному боярскому обычаю "постоять за свою породу" И.И.Дубасов "Тамбовские дипломаты первой половины XVII века" сообщает, что Г.Г.Пушкин тягался старшинством рода с самим князем Дмитрием Михайловичем Пожарским -- полководцем, народным героем и по этому поводу писал пространную челобитную царю. Как результат, просидел несколько недель в тюрьме и как местнические дела "выдан был головою князю Дмитрию".
   Называет среди воевод другого прямого предка Пушкина С.Б.Веселовский. Но уже Тимофея Семеновича, ведавшего делами в Рязани в первом десятилетии XVII века.
   При царе Алексее Михайловиче, Пушкин Григорий Григорьевич, ездил в Польшу во главе русского посольства, но уже с более тонкой и ответственной миссией. В это время Богдан Хмельницкий вел освободительную борьбу с панской Польшей за освобождение Украины от чужеземного ига и объединение Украины с Россией. Россия исторически и политически нуждалась в этом объединении. Алексею Михайловичу необходимо было ослабить Польшу и возвратить России её законные земли, в частности Смоленск, а также защитить веру православную.
   В книге "Переяславская Рада" Натан Рыбак так описывает эти дипломатические хитрости: "Бутурлин доложил царю о содержании грамот Хмельницкого. Выходило так, сообщение гонца Кунакова из Варшавы подтвердилось. Польский король готовился поправить свои дела за счет Москвы, Бутурлин, вытирая платком пот, басил: -- Надо сделать посольство в Варшаву. Надо поставить панов к стенке. Начать речь о возврате Смоленска, воспользоваться сообщениями Хмельницкого о том, что в польских книгах поносят царя и ругают бояр, что титул царя пишется неверно. Одним словом, есть за что ухватиться..."
   Царь потер руки и сказал: -- "Людям русским, по разным землям рассеянным, давно пора быть в одной державе. Хмельницкий начал дело святое и великое. Будет ему в сем деле моя рука. Ехать Пушкину в Варшаву немедля".
   "... Посылая Пушкина, царь имел в виду крутой и несдержанный нрав боярина. Именно такой посол, как никогда, подходил сейчас для Варшавы. Царь знал, что надменные и кичливые сенаторы не потерпят такого обхождения и нарушат договор о вечном мире". (Натан Рыбак "Переяславская Рада" выборочно стр. 319-329). Т.е. русское посольство, возглавляемое Г.Г.Пушкиным, справилось со своей задачей. Роль Варшавы в русских была значительно ослаблена. Таким образом, род Пушкиных был деловитым, сановитым и гордым. Он имел законные заслуги перед Отечеством.
   Когда в 1708 году впервые образовались губернии, то Елатьма оказалась в составе Казанской, а в 1719 году её приписали к Шацкой провинции, но уже Азовской губернии. Последняя в 1725 году была переименована в Воронежскую. Великий русский царь Петр I знал Елатьму и был в ней. Проплывая по Оке, он остановился здесь и пробыл около суток, а 24 мая 1722 года он принял крестьянина села Богданова Ново-Спасского монастыря Шацкого уезда Антона Иванкова с товарищами, с которых брали лишние подати-налоги, отчего он разорился, а в один набор с его двора взяли в рекруты сына и племянника. Петр I подписал указ шацкому воеводе Андриану Раевскому, чтобы он разыскал виновного и жестоко наказал отсылкой в каторжную работу навечно в Петербург. В Елатьме с Петром I был князь Александр Меншиков, который выдал отпускную грамоту темниковскому помещику, драгуну, князю Давлеткильдееву.
   В ноябре 1792 года вышел указ Сената об упразднении в Елатьме воеводы и о приписке города к городу Касимову Шацкой провинции. Местность утратила свой оборонительный характер.
   По данным ревизии 1762-1765 годов в Елатьме проживало 1895 жителей мужского пола, из них -- 12 купцов, 108 человек мастеровых, мещан -- 1792.
   В 1778 году в царствование Екатерины II были учреждены генерал-губернаторские округа и наместничества с уездами. 16 декабря того же года было открыто Рязанское наместничество, к нему-то и присоединили Елатьму и город Касимов. Оба этих равноправных города получили уезды. Но в октябре 1779 года Елатьму передали Тамбовскому наместничеству, утвердили в 1781 году герб города, а в 1785 году был утвержден план его застройки.
   Герб Елатьмы -- щит, разделенный на две части. В верхней части -- герб губернский (улей с пчёлами); в нижней части -- уездный: серебряный распущенный парус с золотыми веревками в знак того, что Елатьма обогащается парусами. При вступлении на престол (1796 год) Павел I преобразовал наместничества в губернии. В результате этого Елатьма лишилась статуса уездного города и была оставлена за штатом.
   В 1802 году, сохранив бывшим наместничествам названия губерний, Александр I возвратил им прежние деления на уезды. В том же году Елатьму опять назначили уездным городом Тамбовской губернии, и она оставалась им вплоть до 1923 года.
   В это время было 778 обывательских домов, проживало 196 купцов, 1864 мещан.
   Во время Отечественной войны 1812 года в Елатьме располагался военный госпиталь, а в конце 10-х начале 20-х годов XIX века квартировал Павлоградский гусарский полк. В 1835 году было построено деревянное здание городской больницы, а в 1853 году межевые инженеры составили план Елатьмы и дали её экономическое описание для межевого атласа Тамбовской губернии.
   На эту дату в ней проживало 6738 человек обоего пола, из них духовных -- 45, дворян -- 47, служащих -- 42, купцов -- 58, мещан -- 5609, нижних чинов разных команд -- 398* помещичьих крестьян и дворовых -- 49. Летом большая часть обывателей уезжала на различные промыслы. В это время на городище находились городские присутственные места: соляной магазин, три винных погреба, тюремный замок, а также каменная Рождественская церковь, В темных недрах одной из башен её висел, раньше особо почитаемый елатомцами, колокол с выбитой на нем надписью: "Дар царя Ивана Васильевича". Появлению его предшествовала длительная и упорная борьба Ивана Грозного за присоединение Казанского царства к России.
   Во время похода русских войск к берегам Волги в Елатьме собрались отряды: так как здесь пролегала Посольская дорога, которая связывала Москву через Владимир, Касимов, Елатьму с Казанью (не отсюда ли "бойкое место"?) В пределах нашего края она, посольская дорога, проходила с Касимова на Елатьму.
   В середине XIX века город делился на 29 кварталов, 40 улиц, 3 площади. В нем были приходское (1807 г.) и уездное (1787 г.) училища. 11 церквей, 788 частных домов, из них 14 каменные и остальные деревянные. На торговой площади и торговом каменном ряду было 5 лавок. Во время проведения ярмарок на площади устраивалось до 50 балаганов, а во время базаров до 20. При домах было еще 12 лавок. Тогда Тамбовским наместником был Г.Р.Державин. Да, да. ...Это он заметил лицеиста Александра Пушкина "...и в гроб, сходя, благословил".

0x01 graphic

Карта Елатомского уезда 1884 г.

  
   В Елатьме размещались: почта, аптека, гостиницы, 11 постоялых дворов, 7 питейных домов, 33 кузницы, 4 ветряные мельницы, 10 кирпичных заводов, 4 канатные фабрики, 6 бань, скотобойня.
   Надо отметить, что еще при Петре I было положено начало парусному, канатному и стеклянному производствам.
   Развитие корабельного дела и сплавной торговли по рекам в XVIII веке вызвало большой спрос на пеньку, которую изготавливали из конопли, поэтому крестьяне ее охотно сеяли. Население Шацкой провинции поставляло на внутренний рынок волокно из конопли в числе наиболее ходового товара. Использовалось оно и в самой Елатьме, где тогда работала канатная фабрика купца Алексея Гусева и полотняная -- Марока Коржевина. На последней имелось 36 станков и работали, в основном, фабричные крестьяне, продукция поставлялась в Москву и Петербург.
   Стеклянные и хрустальный заводы купца Гусева, братьев Коржевиных, сернокупоросный и красочный завод купцов Семизоровых производили различные виды продукции, которая пользовалась большим спросом на внутреннем рынке России. В семи верстах юго-западнее Елатьмы (район Ермолово) находился Унженский железоделательный завод Ивана и Андрея Баташовых. В городе были, имелось три воско-свечных завода, принадлежащих Иванову, Забозлаеву, Матвееву. Из ремесел более всего было развито кузнечное, шорное, столярное, плетеное.

   Подводя итог сказанному, надо отметить тот факт, что Елатьма в период Тамбовского наместничества и Елатомский уезд оказался самым культурным и развитым в промышленном отношении.
   В энциклопедическом словаре Брокгауза Ф.А. и Эфрона И.А., изданного в 1894 году в Санкт-Петербурге сказано, что в эпоху освобождения крестьян (1861 г.) в Елатьме было 2 кожевенных, 3 канатных, 5 кирпичных, 2 свечных завода, с общей суммой производства 25465 рублей, не считая различных ремесел. Таким образом, к концу XIX века прослеживается тенденция резкого сокращения промышленного производства и промышленных предприятий.
  

ТОРГОВЛЯ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
(http://gorodec-foto.narod.ru/Book8-3.html )

   Наличие в Елатьме промышленности и ремесел способствовало развитию торговли, как в уезде, так и за его пределами. Немаловажно и то, что Елатьма стояла Оке, где перевозилось много грузов. Была также важно, что до ввода в России железных дорог, Елатьма была на перекрестке почтовых трактов из Москвы через Касимов, из Тамбова, Моршанска, Темникова, Шацка, Рязани, Касимова - в Меленки, Муром и Арзамас.
   Почти вся торговля находилась в руках елатомского купечества. Из них самыми крупными были Поповы, Смоляниновы, Сорокины, Аксеновы, братья Губырины и Четвериковы, Прибытковы и другие, только с меньшим капиталом. Попова принимала в заклад пароходы даже у волжских судовладельцев: Кашиной, Зарубина и других. Только за долги Попова приобрела два буксирных парохода братьев Ляховых "Авраам" и "Братья Ляховы".
   Наиболее предприимчивым пароходчиком был Самгин А.П., который имел два парохода: один пассажирский -- "Дмитрий Донской", другой -- буксирный "Владимир Храбрый". Пассажирский работал в линии пароходства "Наследников Качкова", курсировавших по линии Рязань-Нижний Новгород, отдавая 40% выручки Качкову за использование пристаней и права работать на линиях, так как Качков был монополистом на Оке. Конечно, купцы эксплуатировали дешевую рабочую силу, но надо отметить, что местные богачи не жалели денег на благоустройство своей малой родины.
   В торговом отношении Елатьма уступала Касимову и Меленкам, но она "побивала" их торговлей леса, сплавляемого по Оке. Город сдавал береговую землю под лесные пристани и причалы. Бойко торговали хлебом, закупали его преимущественно в г.Моршанске и отправляли на волжские пристани, в Петербург, Москву. Продавали скот, сало, мед, пеньку, канаты, воск. Елатомцы славились производством муки. Она отличалась особенной белизной, пользовалась большим спросом в Москве. На городской пристани грузилось до 700 тысяч пудов. С 1827 года регулярно собиралась предтеченская ярмарка, с 29 августа по 4 сентября ее оборот составлял 17389 рублей серебром, а в 1913 году -- 75000 рублей, на нее приезжали купцы из Касимова, Меленок, Мурома и окружающих сел и деревень.
   Рыбная ловля в Оке и озерах производилась по откупу от городской Думы. Ловили и продавали стерлядей, судаков, щук, лещей, белорыбиц и другие виды.
   Жители города, в виду острой нехватки земли, хлебопашеством не занимались, но содержали до 700 голов крупного и 150 мелкого скота, который пасся на городской выгонной земле.
   Яркой представительницей купеческого сословия была Мария Андреевна Попова. Не все, пожалуй, знают, что одна из прототипов горьковской Вассы Железновой была именно она -- волевая и властная миллионерша. В Елатьме гиды и сейчас могут показать вам двухэтажный дом -- дворец, где жила эта предприимчивая финансистка. Происходя из старинного княжеско-татарского рода, она получила отличное образование, имела достаточно высокий кругозор. Впрочем, это все, что могла ей дать уже обедневшая семья. Выйдя замуж за богатого купца -- пароходчика Попова, забрала дело в свои руки. Ее энергия, сметка, соединенная с хищнической сущностью натуры, позволила удесятерить капиталы мужа. Она осовременила дело, завязала знакомства с финансистами Европы. Сама зажила по-европейски: поставила в Елатьме первую на Рязанщине Электростанцию, приобрела первый в мещерском крае автомобиль. Когда этот красный кабриолет выезжал на тихие улицы городка, то за ним бежало чуть ли не все население Елатьмы.
   После 1917 года Попова М.А., как и следовало ожидать, оказалась в лагере контрреволюции и возглавила елатомский мятеж, а после его подавления бежала в Москву, где снова пыталась сколотить враждебные Советской власти группы. Дальнейшая судьба ее неизвестна. Одни утверждают, что она убежала за границу, другие -- расстреляна органами ЧК. Как бы то ни было, Попова М.А. оставила яркий след в своей жизни, ее вспоминают и поныне.
   Супесчаные и подзолистые почвы давали низкие урожаи, но и на них крестьяне выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, гречиху, просо. Из технических культур -- коноплю, лен, картофель. На огородах произрастал -- лук, чеснок, свекла, репа, огурцы, помидоры и другие культуры.
   Жители Елатьмы хлебопашеством не занимались, но город-то был уездным. В него входило 27 волостей (5 современных крупных районов) и, естественно, основную массу их населения составляли крестьяне. В уезд входило 249 сел. До освобождения крестьян (т.е. до 1861) в Тамбовской губернии было 2378869 десятин, что давало на каждую мужскую душу, находившихся у помещиков крестьян, в среднем по губернии по 6 десятин. Земли эти по разным уездам распределялись неравномерно. Так, например, в Елатомском по 3 десятины. В Елатомском уезде насчитывалось 214 помещичьих имений, которые занимали почти половину всей земли уезда. На другой половине теснилось свыше 180 тысяч крестьянских хозяйств. Страдая от безземелья 70% крестьян ежегодно уходили на отхожий промысел, который был наиболее развит в северных уездах губернии. В Елатомском уезде было много водников, так как Ока и Мокша служили водным путем для торговли между русскими, мордвой и татарами.
   Безземелье, постоянная нужда, подневольный труд, вопиющие несоответствия между крестьянскими и помещичьими наделами во все прошедшие века побуждали сельских жителей к недовольству. Крестьяне Елатомского уезда принимали участие во всех крупных крестьянских войнах (Болотникова, Разина, Пугачева).
   Особенно сильные волнения можно наблюдать во время проведения Столыпинской реформы 1905-1907 г.г. Так, например, в 1905 году наблюдалось сильное волнение ардабьевских крестьян против крупного помещика Девишева, присвоившего общественный лес. Когда крестьяне стали рубить и свозить его в село, из Елатьмы в Ардабьево прибыл исправник. Но ни уговоры, ни угрозы не действовали. Молодой крестьянин Савелий Ратов сказал исправнику: "Посторонись, ваше благородие, а то как бы Вас топором не задеть". Лес был срублен и свезен в село. Через неделю в Ардабьево прибыла рота карателей, учинила расправу и арестовала 126 крестьян. Царский суд приговорил трех человек к полутора годам арестантских работ, а остальных от полутора до 10 месяцев тюремного заключения. Сам реформатор Столыпин приказал сурово покарать бунтовщиков. В уезд срочно был послан отряд казаков под командованием штаб-ротмистра Гортынского. Ончинил расправу над правыми и виновными. Кулак, нагайка, револьвер -- все пошло в ход только за то, что человек не снял шапку перед карателями. Эти "подвиги" ввели в смущение даже царское правительство. Оно было вынуждено немедленно отозвать Гортынского из уезда.
   В январе 1906 года вновь вспыхнула многолюдная манифестация, посвященная памяти "Кровавого воскресенья". Перепуганные губернские прислали в Елатьму вице-губернатора с целью усмирения "мятежного уезда". В помещении городской управы было создано экстренное собрание. Вице-губернатор выступил с речью и перед массами, но был освистан. Эти примеры говорят о том, что вопрос земли был главным вопросом в нелегкой судьбе крестьянства. Он ждал своего разрешения.
   О вопиющем безземелии и нищете крестьян Елатомского уезда пишет А.М.Горький. О своем пребывании в окрестностях Елатьмы Алексей Максимович рассказал в очерке "Проводник". Вот что он пишет: "Скучно стало нам -- доктору Полканову и проводнику и мне -- шагать второй день по горячему песку берега ленивой Оки, мимо небогатых рязанских полей, под солнцем последних дней мая...". В очерке приводятся факты, о встречах писателя с местными жителями. Да, тогда скучно было на Рязанщине. В крае насчитывалось более двадцати трех тысяч безземельных хозяйств, около сорока семи тысяч крестьян не имели скота, свыше семидесяти четырех тысяч хозяйств были без коров.
  

ПРОСВЕЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА

   Город Елатьма был наиболее развитым уездным центром Тамбовской губернии. Еще в 1807 году в городе открылось приходское училище, до этого имелось уездное училище, появившееся в Елатьме в 1787 году, когда Тамбовским наместником был знаменитый поэт России Г.Р.Державин.
   В 1873 году была открыта четырехклассная гимназия, одновременно с такими же четырьмя -- в Петербурге, Москве, Одессе, Воронеже. В гимназии учились и ее окончили знаменитый авиатор России А.А.Васильев (1882-1918 г.), доктор геолого-минералогических наук, профессор М.Г.Органов (1902-1973 г.), член-корреспондент Академии художеств СССР Лаптев A.M. (родился в 1906 г.). Большая роль в учреждении прогимназии принадлежала камергеру А.И.Граве, который добрых шесть лет добивался этого своими неустанными и деятельными хлопотами. Для гимназии построили по тем временам очень хорошее двухэтажное здание, к которому в начале XX века была сделана большая пристройка под названием "серой". Ныне здесь располагается Елатомская средняя школа.
   По выписке, сделанной Тамбовской духовной консисторией из опубликованных сведений Тамбовского губернского статистического комитета за 1893 год, в Тамбовской губернии всех татар оказалось 24 000 души, из которых: 21 000 -- мусульман; 3000 -- христиан. Из них в Елатомском уезде: 6423 мужчин, 3220 женщин. В 1897 году в городе открыли частную типографию, фотографию, частный книжный магазин. Имелась почтово-телеграфная контора и бесплатная народная читальная имени А.С.Пушкина.
   В 1901 году началось обучение девочек в четырехклассной женской прогимназии, через пять лет она была преобразована в семиклассную, а в 1908 году она стала восьмиклассной, как и мужская. Для нее было арендовано двухэтажное здание, сложенное из красного кирпича. В настоящее время в ней располагается вспомогательная школа-интернат.
   В Елатьме было много интеллигенции -- особенно учителей: ведь, кроме гимназий, существовали три церковно-приходские школы, реальное училище, два приходских, два детских приюта. С 1882 года в Елатьме ставились драматические спектакли. Представления давались в залах городского общественного управления и детского приюта. Выступали любители и профессиональные труппы артистов под управлением Ф.В.Шумана, К.В.Островой, А.Яцуга. Город, как и ныне, делился на террасы -- нагорную и подгорную части и имел около 900 крупных садов, каждый более десятины. Не случайно и сейчас эта традиция поддерживается, и Елатьму называют яблоневой. Близ Елатьмы находились карьеры известняка.
   Благодаря обилию садов и воды, старанием Земской управы, которая была открыта в 1865 году, город пребывал в хороших санитарных условиях, которые поддерживались и чистотой улиц: все главные улицы и подъезды были мощеные. Чистились пруды, поздней осенью и зимой на них устраивались катки, играл оркестр. Но пользовалась этим городская элита, простолюдинов сюда не допускали.
   В Елатьме жило много дворян. Веденяпины, Девишевы, Поповы, Раевские и др. Все они были люди служивые, инициативные и, конечно, очень разные по характеру, склонностям, отношению к простым людям.
   Я расскажу об одном из них -- Николае Павловиче Раевском, который по случаю судьбы знал М.Ю.Лермонтова. В исследованиях, освещающих последние месяцы жизни Лермонтова, неоднократно упоминается имя Николая Павловича Раевского. Он родился в 1819 году в Елатьме, в семье потомственного дворянина. Образование получил в Дворянском полку в Петербурге и был определен прапорщиком в Кабардинский егерский полк. Новоиспеченный офицер "на казенный счет с большими надеждами и маленьким чемоданом" едет на Кавказ. Уже в 1839 году Раевский в составе чеченского отряда принимает участие в военных действиях. В сентябре 1839 года в перестрелке у аула Черкей он получает ранение в руку. 19 декабря 1839 года он производится из прапорщиков в подпоручики и 17 февраля 1840 года "в воздеянии отличного мужества и храбрости, оказанных при взятии штурмом укрепленного замка Ахульго" награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом.
   В 1841 году Раевский находится на излечении в Пятигорске, где и произошла его встреча с поэтом, которого, как он отмечает в своих воспоминаниях, знал и до этого. Он поселился во флигеле дома, в котором жили корнет конной гвардии М.П.Глебов -- будущий секундант поэта на дуэли и отставной майор Н.С.Мартынов.
   В литературе, посвященной Лермонтову, подробно рассказывается о событиях последних двух месяцев жизни поэта, свидетелем в определенной степени, участником которых был Николай Павлович. Важным источником об этом приезде Лермонтова в Пятигорск являются и воспоминания Раевского. В них ценны как описание города тех лет, так и воспоминания о самом поэте и обстановке, окружающей М.Ю.Лермонтова.
   Еще до гибели Лермонтова Николай Павлович подал прошение об отставке, и 23 1841 года император подписал приказ, согласно которому подпоручик Раевский увольняется со службы "по домашним обстоятельствам" поручиком.
   В следующем 1842 году Николай Павлович еще в Пятигорске стал свидетелем того, как в марте прах поэта был вырыт из кавказской земли и отправлен в Тарханы для захоронения в семейном склепе Арсеньевых.
   В начале 1840-х годов Раевский жил в Касимове. Когда началась Крымская война (1853 г.), он вступает в ополчение, после Крымской войны боевой офицер получает диплом лекаря в Московском университете. Первое время Раевский работает при Русском обществе пароходства и торговли, а после этого в Одессе занимается частной практикой. Скончался Раевский в июне месяце 1889 года.
   Как-то просматривал пятый номер журнала "Волга" за нынешний год, обратил внимание на публикацию под заголовком "Дневник гражданской войны, Алексей Бабин в Саратове: 1917-1922 гг." В предисловии говорится, автор "Дневника" Алексей Васильевич Бабин (1866-1930) родился в Елатьме Рязанской губернии в мещанской семье. Окончив местную гимназию, изучал историю и философию в Петербурге, затем работал библиотекарем, но уже в 1890 году оказался в Соединенных Штатах -- шальная попытка "сыграть в Вильгельма Телля", роковой выстрел сделал его невольным убийцей.
   За океаном неплохо владевший английским, французским, немецким А.Бабин начал работать библиотекарем в Корнельском университете, позднее перебрался в Индианский университет, в Стэнфорд и Библиотеку Конгресса, стажировался в Сорбонне. Новая жизнь вроде бы складывалась благополучно, но в 1910 году -- то ли из желания быть рядом с больной матерью, то ли из-за нахлынувшей ностальгии -- он возвращается в Россию сотрудником Ассошиэйтед Пресс. Февральская революция застает Бабина инспектором народных училищ в Волгограде. Здесь и был начат "Дневник гражданской войны в России", который автор вел на английском. Но основная часть дневниковых записей была сделана в 1918 году в Саратове, куда осенью 1917-го Бабин был приглашен в связи с созданием кафедр иностранных языков и истории в университете. В 1922 году А.В.Бабин вторично эмигрирует в США.
   Из наших мест вышел и Николай Ларюшкин. Он сначала участвовал в первой мировой и гражданской войне, потом водил караваны судов по северным рекам и морям. В 1942 году доставлял ценный груз в блокадный Ленинград, прошел на катере двухкилометровый перекат на реке Индигирке. Прежде он считался недоступным для судоходства. Перекат был назван именем капитана. А в Охотском море есть еще мыс Ларюшкина.
   Мы, дорогой читатель, немного отвлеклись от основной темы, но что делать, -- история та нить, которая связывает прошлое с сегодняшним, а сегодняшнее с будущим; а сегодняшнее и прошлое делали и делают люди и мы не вправе их забывать. В Елатомском краеведческом музее хранится копия художественной картины ученого мужа Адама Олеария, совершившего в первой половине семнадцатого века в составе немецкого посольства путешествие в Россию. На картине Елатьма изображена такой, какой она была триста лет назад. Рек остроносые челны с упругими парусами -- и целый хоровод рассыпанных по берегу строений, постоялые дворы и мельницы, купеческие лабазы, и рыбацкие лачуги, пожарные каланчи и храмы божьи. Особенно колоритно смотрелся ныне разрушенный Рождественский собор с часами и звонницей. Архитектурных памятников в Елатьме много, но они находятся в плачевном состоянии, о чем можно узнать на некоторых сайтах, например: https://62info.ru/history/node/2102 http://gorodec-foto.narod.ru/Book8-4.html
  

ЕЛАТЬМА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ (1917-1958 гг.)
http://gorodec-foto.narod.ru/Book8-3.html

   Исторические события советского периода нельзя замалчивать и отрывать от предыдущей истории этого региона России. Тогда все началось с кровавой гражданской братоубийственной война, потом было голод и репрессии, приобретения и утраты. У историков, философов, писателей, политиков: Струве, Керенского, Бердяева, Бунина, Раскольникова и многих других -- самые различные точки зрения на Октябрьскую социалистическую революцию. И.А.Бунин называет её "окаянными днями". Выдающийся русский деятель, публицист, который в свое время принимал отречение Николая II от престола, Василий Витальевич Шульгин в рукописи "Опыт Ленина" писал:
   "Коммунизм можно считать светлой мечтой человечества, или называть его дьявольским наваждением. Быть может, в нем есть и то, и другое. Все доказательства разбиваются о каменность веры". Кстати, Василий Шульгин прожил 99 лет и не так давно скончался во Владимирском доме инвалидов, предварительно сдав свои рукописи на хранение в КГБ, будучи уверенным в надежности их хранения. Вполне возможно, что и Ю.В.Андропов произнес свою знаменитую фразу о том, что "мы не знаем общества, в котором живем", прочитав "Опыт Ленина" -- своеобразное сочинение на тему: "Как нам обустроить Россию".
   К 80-летию Октябрьской революции выдающаяся и мало кому известная работа В.В.Шульгина была опубликована в ноябрьском номере журнала "Наш Современник" за 1997 год.
   Конечно, через многие десятилетия, а может и столетия, пытливые историки поставят все точки над этой громадной темой. А моей скромной задачей -- есть задача правдиво и достоверно рассказать вам о том, как устанавливалась Советская власть в Елатьме, и кто стоял у её истоков.
   Елатьма была далеко расположена от железных дорог и промышленных центров. Революционные вести доходили сюда с большим опозданием, в основном от приезжих. Большевиков - РСДРП(б) в Елатьме не было. Поэтому после Февральской буржуазно-демократической революции Елатомский уезд находился под преобладающим влиянием кадетов, эсеров, меньшевиков, контрреволюционного офицерства и местного купечества. И в Елатьме был создан комиссариат от временного правительства, а местные органы власти находились в руках эсеров и меньшевиков. В крупных имениях стояли войска для охраны собственности и подавления выступлений крестьянства. Так, например, в Каргашине был расквартирован кавалерийский эскадрон. Кадеты, эсеры и меньшевики игнорировали требования большевиков и революционно настроенных трудящихся о выступлениях за прекращение империалистической войны (1914-1918 гг.) и передачу земли крестьянам.
   Вскоре после падения самодержавия в России в уезд стали возвращаться солдаты. Среди них в середине апреля 1917 года вернулся в родное село Старое Амесьево и большевик А.Н.Янин (1893-1971 гг.). В ряды РСДРП (б) он вступил в марте этого же года. После обращения партии к солдатам-отпускникам ехать на места в деревню и проводить там политику партии, он отправляется из Петрограда на родину. Сам выходец из семьи бедняков Андрей Никитович пользовался большим авторитетом среди беднейших крестьян. Его избирают председателем земельного комитета Глядковской волости.
   А.Н.Янин понимал, что для организационной работы среди населения необходима партийная организация. По его личной инициативе в Глядкове создается группа РСДРП(б). Большевистская группа имела свое красное знамя с надписью "Мир -- хижинам, война дворцам", которое ныне хранится в Рязанском областном краеведческом музее.
   Вначале группа была малочисленной, но она развернула активную разъяснительную работу среди масс уезда, быстро завоевала авторитет. Не было дня, чтобы где-то не выступал А.Н.Янин. Привлекательный внешне, он обладал ораторскими и организаторскими способностями, видел и слушал В.И.Ленина. Говорил правду крестьянам о политике большевиков, разъяснял сущность текущего момента. Беднейшее крестьянство уезда пошло за Глядковской партийной организацией. Эсеры решили обезглавить руководящую группу РСДРП (б), дав Елатомскому помещику корнету Покровскому распоряжение схватить и расстрелять Янина. Арестовав в Глядкове тов. Янина, Покровский с отрядом тайком отвез его к Тогеневскому городищу на расстрел. Но попытка расстрела не удалась. Узнав об аресте тов. Янина глядковцы с колокольни ударили в набат. Собрав население окрестных деревень, глядковцы организовали погоню за отрядом Покровского с целью выручить Янина. Встав лицом к лицу перед внушительной силой крестьянства, отряд разбежался, но Покровскому удалось доставить А.Н.Янина в Сасово.
   Было решено этапировать его в Елатьму и по дороге, под видом "попытки к бегству" расстрелять. В Сасово в это время прибыли глядковцы и, разогнав власть Временного правительства, сорвали гнусное намерение Покровского. В кратчайшие сроки большевики создали вооруженный отряд из солдат и матросов, вернувшихся домой.
   10 декабря 1917 года (по старому стилю) в с.Устье в местной школе начал работу первый уездный съезд крестьянских и солдатских депутатов. На разгон съезда из Каргашина был послан кавалерийский эскадрон, но он вступил в Устье с развернутым красным знаменем.
   На данном съезде был создан ревком, председателем которого стал Янин. Уже на следующий день вооруженные силы ревкома вступили в Сасово и установили там Советскую власть.
   Эсеры повели ожесточенную борьбу против большевиков. Ими издавались листовки, и их агитаторы выступали в волостях и селах уезда. На А.Н.Янина в первой половине 1918 года было совершено три покушения.
   Глядковская группа объединила вокруг себя преданных революционному делу людей: Е.И.Кузьмина, И.Т.Фролова, Г.С.Бородина, С.Н.Спиридонова, И.И.Пантюшина и других. Группа подготовила и провела 9 января 1918 года второй уездный съезд крестьян. Большинством голосов был одобрен декрет о земле и принято решение претворить его в жизнь.
   Необходимо было укрепить отряд Красной гвардии для взятия уездного города. Но ощущалась острая нехватка оружия. Тов. Янину было поручено съездить в г.Петроград и решить этот важный вопрос. Янину удалось попасть на прием к народному комиссару по военным делам и выхлопотать у него 100 винтовок и 5 тысяч патронов к ним. Ему был выдан соответствующий документ. Дословно привожу текст:
   УДОСТОВЕРЕНИЕ.
   Сим удостоверяется, что предъявитель сего тов. Янин А.Н. делегирован в город Петроград за получением вооружения для Красной Гвардии Елатомским уездом, имеет беспрепятственное право провозить полученное им вооружение в количестве 100 винтовок и 5000 патронов (сто винтовок и пять тысяч патронов), что собственной подписью удостоверяю:
   Народный комиссар по военным делам
   А. Подвойский
   Во второй половине февраля Красногвардейский отряд, усиленный кавалерией и артиллерией (три пушки, 5 пулеметов) под общим командованием А.Н.Янина выступил в поход на Елатьму. По мере приближения отряда к Елатьме в городе нарастала паника и смятение. Наиболее богатые промышленники и купцы спешили удрать из Елатьмы.
   26 февраля Красногвардейский отряд рано утром выступил из с.Емолово и окружил город с трех сторон: Пустыни, Алферьево и Иванчино, и с 3 на 4 марта 1918 года начался обстрел главных объектов белогвардейцев. (Их штаб находился в доме миллионерши Поповой, сейчас улица Янина).
   Белогвардейцы после непродолжительного сопротивления "потянулись" из города в сторону Выксы, так как со стороны реки Оки Елатьма не была окружена.
   Красная гвардия, заняв город, организовала погоню за беглецами, некоторые из них были убиты, а остальные пленены и доставлены в Елатьму.
   Жертвы были и с той и с другой стороны. Очень болезненно народ отнесся к гибели высокого, стройного, черноусого Михаила Егерева. В конце 1917 года он приехал в отпуск в родную деревню в Ватранцы и сразу записался в Красногвардейский отряд. Односельчане его любили и уважали.
   Вьюжной ночью Красногвардейский отряд под командованием Дмитрия Панкратова и Ивана Аникина начал наступление на город со стороны Ардабьева. В передовой цепи его с винтовкой в руках шел Михаил Егерев. Почти без боя бойцы захватили почту, казначейство, телеграфную станцию. На рассвете Дмитрий Петрович Панкратов шел проверять охрану зданий. Его сопровождали несколько бойцов, в том числе и Егерев. На улице на них внезапно напала группа белогвардейцев. В короткой горячей схватке Михаил Егерев был смертельно ранен. Товарищи перенесли его на почту, там он и умер.
   На его похороны в Ватранцы съехалось 2900 крестьян более чем на 500 подводах. У могилы был выстроен почетный караул. Когда опускали гроб, прозвучал прощальный салют. Именем Михаила Афанасьевича Егерева названа одна из улиц поселка. Таким образом, 3 марта 1918 года в Елатьме и уезде установилась советская власть. В экстренном извещении за N 1 по этому поводу говорилось:
   ... "Елатьма взята советскими войсками. Контрреволюционное сопротивление защитников старого проклятого мира сломлено. Порядок мирной жизни восстановлен. Штаб белых в ночь позорно бежал с горстью офицеров и наиболее ярых представителей контрреволюционного мятежа, бросив на произвол свою дружину.
   В интересах спокойствия порядка и безопасности город объявляется на военном положении, вследствие чего строго воспрещаются собрания, митинги, а также и появление на улицах позже 8 часов вечера.
   Отныне все граждане г.Елатьмы должны подчиняться только органам советской власти, которая гарантирует мирному населению безопасность, порядок и спокойствие"...
   Председатель военно-революционного комитета -- А. Янин
   Военный комиссар -- Боровой Боровский
   Комендант города -- Карновский
   В середине 1918 года центр уезда из Елатьмы перевели в Сасово, а потом обратно.
   Революция в уезде победила, настала острая необходимость заниматься хозяйственным строительством, снабжать население продуктами питания, товарами первой необходимости, топливом, орудиями сельскохозяйственного производства и т.д. В этом направлении делалось много, но допускались ошибки, перегибы, нарушались права граждан. Все это порождало массовые жалобы, которые направлялись в губернские и центральные органы власти и лично В.И.Ленину.
   Например, 12 февраля 1919 года житель с. Азеева Елатомского уезда Федосеев М.М. обращается к В.И.Ленину с жалобой по поводу незаконной национализации Уисполкомом принадлежащей ему типографии и просит оказать ему содействие, так как видит в этом большую несправедливость. В.И.Ленин не оставляет без внимания эту жалобу. Привожу дословно телеграмму Предсовнаркома.
   ї9 Телеграмма Елатомскому уездному исполкому 18.11.1919
   Уисполком Елатьма
   Михаил Митрофанович Федосеев из Азеева жалуется, что вы национализировали его типографию, отказав 6 февраля за N 455 и в уплате за типографию и в вознаграждении за устранение от работы его двух учениц и переплетчицы. Сообщите немедленно, верны ли эти факты, верно ли, что типография стоит в Сасове, в сарае и бездействует? Прошу обсудить, нельзя ли Федосеева приставить к типографской работе или предоставить ему создать товарищество рабочих и передать ему подконтрольное ведение бывшей его типографии при полном подчинении Совдепу.
   Предсовнаркома -- Ленин.
   Но Елатомский уисполком на очередном заседании отклонил заявление гр.Федосеева М.М. об уплате ему за типографию.
   В 1923 году Елатьма с уездом была передана из Тамбовской губернии в Рязанскую, а через некоторое время она стала волостью. В 1926 г. после гражданской войны население Елатьмы сократилось почти в 3 раза по сравнению с 1914 г. (см. таблицу ниже). В августе 1929 года волость преобразовалась в Елатомский район с населением 27-28 тысяч человек. В этом году Елатьма становится селом и в ней организуется ТОЗ -- товарищество по совместной обработке земли, ядром которого были Васильев, Четвериков, Меркулова, Осипова, Макеев и др. В 1929 г. практически вся территория Рязанской губернии вошла в состав Московской области.
   В 1930 году в Елатьме создается колхоз "Спартак". Первым председателем правления был избран Кленов М.Н. Но колхоз окреп и по-настоящему обрел силу под руководством Макеева Андрея Даниловича. Первыми колхозниками-добровольцами были Петунии Павел Михайлович, Киреева Татьяна Яковлевна, Сорокина Анна Ивановна. (Примечание БЦ: Именно в это время там массово проводилось раскулачивание, и под него попала семья моего деда Александра Макашина, о чем мной рассказано в Части 1 очерка).
   В 1933 году в Елатьме создается одна из первых в области машинно-тракторная станция (МТС). Сельское хозяйство района постепенно становилось на индустриальные рельсы. Преобразовалась и жизнь села. Вступила в строй первая очередь водопровода, электростанция, постепенно ликвидировалась неграмотность населения, развивался культурный уровень граждан. В Народном доме (ныне клубное объединение) ставились любительские спектакли, работали различные кружки. В это же время в Елатьме стали развиваться промысловые артели и предприятия пищевой промышленности. В 1937 г. была образована самостоятельная Рязанская область, а Елатьма входила в состав Касимовского р-на.
   С первых дней Великой Отечественной войны в Елатьме началась мобилизация в ряды Красной Армии. Люди потоком шли к райвоенкомату. Было много добровольцев. Уходившие на фронт земляки на летучих митингах клялись нещадно бить немецких захватчиков, а оставшиеся клялись работать в тылу по-ударному. Лозунг был один: "Все для фронта! Все для победы!" Елатомцы работали на производстве, рыли окопы, строили укрепления, размещали скот, пригнанный из других областей, принимали эвакуированные из Москвы семьи. Горе не погасило в сердцах елатомцев человеческой доброты. Около 250 елатомцев не вернулись домой, пав смертью храбрых на полях сражений. В память о них в 1965 году жители на свои средства воздвигли прекрасный обелиск, у подножья которого всегда лежат цветы.
  

ЕЛАТЬМА ПОСЛЕ 1959 года

  
   В 1958 году Елатьма из села становится рабочим поселком городского типа. Район расположен в северо-восточной части Рязанской области. Расстояние от Елатьмы до города Рязани составляет 200 км, до города Касимова -- 30 км. В феврале 1963 года упраздняется Елатомский район и р.п.Елатьма вошел в состав Касимовского района.

0x01 graphic

   В 1957 - 1968 годах я каждое лето проводил в Елатьме и видел происходившее. При этом в радиусе 10-15 км много ходил пешком, передвигался на лодке по Оке и ее старицам, с родственниками изъездил на машине, автобусах и мотоцикле в окрестности Елатьмы, а также по дорогам Рязанской, Владимирской и Ивановской областей, соединяющие Елатьму и Иваново через Муром и Касимов. Смею утверждать, что именно этот период можно назвать расцветом родины моих предков Макашиных.

0x01 graphic

Елатьма и Касимовский р-н на карте Рязанской области от 1970 г.

  
   На фрагменте карты от 1970 г. (см. выше) хорошо видно большое количество населенных пунктов, густая сеть дорог вокруг Елатьмы. Сравнивая это фрагмент с современной картой этого района (например, см. Рис. 2 Части 1 моего очерка), хорошо видно, как резко сократилось количество деревень и проезжих дорог.
   Только в начале 1960-х к Елатьме подвели ЛЭП, а до этого электричество включали только вечером от местной дизель-электростанции, которая была введена в строй ещё в 1930-х годах. Асфальт в Елатьме и на дрогах к ней появился только в 1970-х годах. Но жизнь в тех местах бурлила, что особенно было заметно на пассажирском и грузовом потоках по Оке, подтверждалось вспаханными полями, скотными дворами и стадами, пасущимися в пойме Оки и на лугах вдоль дорог. При этом отмечу, что асфальт на дорогах, не относящихся к союзным шоссе, стал появляться только в конце 1960-х, а дорогу Касимов-Меленки и дорогу до Елатьмы асфальтом покрыли только в 1980-х годах.
   После 1960-х мне приходилось редко бывать в этих местах, но был заметен хозяйственный и демографический упадок этих мест, особенно, начиная с 1990-х годов, что подтверждают демографические сведения Росстата (см. также ниже таблицу с цифрами населения Елатьмы). Что особенно характерно, для всех областей европейской части России, в настоящее время в 2 и более раза снизилась численность сельского населения, и количество деревень и сел, особенно в местах, где нет железных дорог, промышленных предприятий. Именно в таком районе расположена Елатьма - малая родина моих предков Макашиных.
   С районным центром, городом Касимов, Елатьма связана шоссейной дорогой и водным путем по реке Оке (около 100 км). С городом Рязанью -- шоссейной дорогой республиканского значения (через Касимов, Гусь-Железный, Туму, Клепики, Солотчу), а также по реке Оке. До перестроечного периода в Елатьме функционировал аэродром, и дополнительная связь с городом Рязань осуществлялась воздушным транспортом.
   Особенно негативно на жизнедеятельность этих мест повлияло то, что в 1990-х годах по Оке прекратилась перевозка пассажиров, в десятки раз сократились транспортные перевозки, и практически не ведется сельскохозяйственная деятельность и этот процесс усугубляется, о чем мной подробнее сказано в Частях 2.2 и 2.3 моего очерка.
   Географические и природные факторы наложили на процесс формирования Елатьмы свой отпечаток. С древности Елатьма развивалась вокруг крепости, расположенной на высоком западного (левом) берегу р. Оки, а с востока на расстоянии 2-3 км долина речка Унжа, поэтому земельные ресурсы вокруг Елатьмы ограничены. Для важнейших построек в Елатьме выбирали лучшие места. Поселение имеет целостную панорама его видно с больших расстояний, особенно из-за реки, со стороны заповеди и бора. Елатьма разбит на прямоугольные кварталы, размером примерно 150x300 метров. Кварталы застроены в основном одноэтажными деревянными домами. В Елатьме имеется значительное количество каменных зданий, как прошлого, так и нынешнего века. Это средняя школа (бывшая мужская гимназия), Дом культуры (здание бывшего реального училища), пожарная часть, сельское ПТУ N23, цикл зданий приборного завода, маслосырзавода, каскад торговых рядов, жилой микрорайон и т.д. Из возведенных ранее 14-ти церквей действует только одна Всесвятская церковь (19 век, улица Ленина). В полуразрушенном состоянии 4 храма: церковь Вознесенская (8 век, улица Володарского), Ильинская церковь, (18 век, площадь Грибкова), Покровская церковь (19 век, улица Свердлова), Троицкая церковь (19 век, улица Пролетарская).
   Границы поселка за последнее время расширились и четко определены. С севера-запада Елатьму окружают земли ТО "Новый быт". В настоящее время на территории поселка расположены 30 организаций и учреждений. Наиболее значительные из них: приборный завод (Еламед), маслосырзавод, сельпо, многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства, профессиональное училище N23 на 720 учащихся, благоустроенная больница, поликлиника, отделение связи на 1000 номеров, детский комбинат, средняя школа, почта и т.д. Культурная сфера поселка представлена достаточно широко. На юго-запад от поселка располагаются земли ТО "Рассвет". Общая площадь земель, принадлежавших Елатьме, около 500 га.
   В Елатьме действует клубное объединение на 300 мест, музыкальная и спортивная школы, народный театр и народный музей, две поселковые библиотеки, два типовых спортивных зала, имеются два благоустроенных спортивных тира. Ежегодно проводятся смотры художественной самодеятельности, народные гуляния, ярмарки, выставки народного творчества, в клубном объединении ставятся спектакли.
   За последние 10 лет территория Елатьмы значительно расширилась за счет строительства жилого фонда Елатомским приборным заводом (Еламед). Появились жилые трехэтажные дома, образовались три новые улицы: "Заводская", "Сергея Есенина", "Окружная". Одна треть улиц покрыта асфальтом, заасфальтирована центральная площадь и торговый центр. В настоящее время ведутся работы по газификации предприятий и жилых домов граждан.
   Для важнейших построек в Елатьме выбирались и выбираются лучшие места. Располагаются они так, что слагается целостная панорама, образуя как бы фасад, видимый с далекого расстояния. Рабочий поселок Елатьмы необходимо рассматривать как памятник градостроительства. Его нужно не реконструировать, а реставрировать, бережно сохраняя сложившиеся в древности характерные части поселка и отдельные здания и сооружения.
   Елатьма и ее окрестности - настоящая жемчужина Мещеры, край благодатный для рыбаков и охотников. Автор очерка приглашает читателей посетить этот чарующий уголок Рязанской земли. Общая площадь района составляет 2969 кв. км. Административный центр района - г. Касимов, который является районным центром, но не входит в состав Касмовского района. Общая площадь района составляет 2955,3 кв. км (7,5 % территории области).
  

НАСЕЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ЕЛАТЬМЫ В XXI ВЕКЕ (Википедия)

   Численность населения является объективным показателем экономического и социального развития любого населенного пункта. В 1917 г. в Елатьме проживало около 10 тыс. человек, но это нигде не документировано, однако вполне может быть принято в качестве верхней оценки численности жителей города Елатьмы В настояще время в Елатьме зафиксированы такие показатели, которые напоминают демографические процессы Нечерноземья России.

1914

1926

1939

1959

1970

1979

1989

2002

2010

2015

2021

9300

?3209

?5391

?5658

?5451

?4847

?4559

?4002

?3511

?3203

?2944

  
   Экономика
   В Елатьме главным градообразующим предприятием посёлка является Елатомский приборный завод, выпускающий известную по всей России медицинскую технику. Один раз в месяц выходит газета "Вести Еламеда" с новостями посёлка. Среди других предприятий выделяются Елатомский маслосырзавод, Елатомское потребительское общество, четыре деревообрабатывающих завода. Работает предприятие ЖКХ. Есть также АЗС, автосервис и две автомойки, офис Сбербанка России. В посёлке имеется отделение "Почты России", офис обслуживания "Ростелеком". Работают операторы сотовой связи с поддержкой 3G или 4G: а также предоставляет доступ в интернет. Крупнейшими предприятиями являются ОАО "Елатомский маслосырзавод" и ОАО "Елатомский приборный завод" (изготовление медицинской аппаратуры). В районе 49 фермерских хозяйств и 19 сельскохозяйственных предприятий.
  
   Образование и культура
   В Елатьме работают детский сад и средняя общеобразовательная школа. Также функционируют учреждения социальной опеки: дошкольный коррекционный детский дом, детский дом-интернат для умственно отсталых детей и школа-интернат для детей-сирот, психoневрологический интернат. На протяжении многих десятилетий работают народный -- в 2007 году получивший статус краеведческого -- музей, дом культуры, народный театр, детская музыкальная школа, поселковая библиотека. На открытой площадке парка в тёплое время года по выходным устраиваются дискотеки. А сама традиция проведения танцевальных вечеров восходит к 1960-м годам. На базе реставрируемого дома купцов Поповых в 2021 году открыт историко-культурный центр.
  
   Здравоохранение, физкультура и спорт
   В Елатьме действует участковая больница. Функционируют аптечные пункты. Работает детско-юношеская спортивная школа на базе физкультурно-спортивного комплекса "Елатьма". ФСК оснащён современным оборудованием, есть бассейн и тренажёрный зал, организованы спортивные секции. На футбольной площадке парка регулярно проводятся матчи, в которых участвуют команды из населённых пунктов Рязанской области.
  
   Храмы
   В Елатьме располагаются православные церкви: Вознесенская, Всех Святых и Святой Троицы. Частично сохранились стены Ильинской, Рождествобогородицкой (Рождественской), Иоанно-Богословской (при мужской гимназии), Петропавловской (тюремной) и Архангельской (при больнице) церквей, в меньшей степени пострадала Воскресенская (Покровская) церковь. В 2015 году на оставшемся после разрушения Казанской церкви пустыре был установлен памятный знак с иконой Казанской Божией Матери. В начале XX века в уездном городе Елатьма действовало порядка 14 церквей, две мечети и одна синагога. Полностью утрачены Спасо-Преображенский собор, Благовещенская, Введенская (Никольская) и Казанская церкви, часовня в память о погибших в Отечественной войне 1812 года.
  
   Кратко об экономике Касимовского района, в состав которго Елатьма и Елатомский район вошли в 1959 г. (Википедия). С тех пор население Касимовского р-на уменьшилось с 47,7 тыс. до 25,3 тыс. в 2021 г., среди них 11398 мужчин (44.61%) и 14153 женщин (55.39%). В Касимовском р-не 24 поселений, и крупнейшими из них являются: городское поселение (ГП) Елатьма 2944 чел., 237 кв. км, Крутоярское сельское поселение (СП) 2013 чел., 134,8 кв. км, Торбаевское СП 1867 чел. 96,1 кв.км. Гусевское ГП 1809 чел., 223 кв. км. Плотность населения в районе - 8,6 чел./км, это один из редконаселенных районов области. Следует учитывать, что город Касимов не входит в состав Касимовского района.
   В Касимовском районе количество занятого - работающего населения составляет 15228 человек (59,6%), пенсионеров 7410 человек (29%), а официально оформленных и состоящий на учете безработных 1482 человека (5,8%). Уровень образования жителей Касимовского района Рязанской области: высшее образование имеют 21,2% (5417 человек), неполное высшее -- 2,0% (511 человек), среднее профессиональное -- 40,9% (10450 человек), 11 классов -- 14,6% (3730 человек), 9 классов -- 9,7% (2478 человек), 5 классов -- 7,5% (1916 человек), не имеют образования -- 0,6% (153 человека), неграмотные -- 0.2% (51 человек).
   Значительная часть экономики Касимовского района связана с добычей полезных ископаемых. В Крутоярском сельском поселении расположено Касимовское подземное хранилище природного газа, по состоянию на 2009 год -- крупнейшее в мире, созданное в водоносном пласте. В Акишинском, Малеевском и Касимовском карьерах производится добыча известняка, доломита и бутового камня.
   Агроклиматические условия и структура почв Касимовского района, в которой преимущественно преобладают (серые лесные почвы), позволяют развивать сельское хозяйства. Район (традиционно) является аграрным. Сельское хозяйство специализировано на производстве продукции животноводства - молока, мяса и продукции растениеводства, главным образом, (зерна и картофеля), кормовых культур. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет (120,2 тыс.) га, в том числе сельскохозяйственные угодья занимают (105,9 га из них площадь пашни (34.8 тыс. га.) В структуре посевных площадей преобладают кормовые культуры, на долю которых приходится 57%.
   В 2020 году во всех категориях хозяйств района было произведено (37,6) тыс. тонн зерна (в чистом весе), (23,2) тыс. т картофеля, (1,2) тыс. т овощей. За 2020 год произведено молока (32,8) тыс. т, реализовано на убой в живом весе мяса скота (0,9) тыс. т. На 1 января 2021 года во всех категориях хозяйств района поголовье крупного рогатого скота составляло (8900) голов, в том числе (3854) голов - коров, (747) голов - овец и коз, птицы (8850) голов.
   АПК района включает в себя: 18 работающих сельхозпредприятий различных форм собственности, 24 фермерское хозяйство, 16998 личных подсобных хозяйств, 4 перерабатывающих предприятия. Среди них значатся 2 с/х предприятия в Елатьме: ИП Камышов А.Н. и ИП Жуков О.В. Лидерами АПК в районе являются: Колхоз имени Ленина и АО ПЗ "Дмитриево". Специализация хозяйств - молочное животноводство, а в растениеводстве - картофелеводство. Основной доход предприятия получают от продажи молока. По итогам 2020 года в колхозе им. Ленина надой на одну фуражную корову составил - 10165 кг, в АО ПЗ "Дмитриево" - 11710 кг.
   Наибольший удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции занимают крестьянские (фермерские) хозяйства, среди них крупнейшим является ИП Замотаев С.А в Елатьме (Инкино), которое специализируется на выращивании крупного рогатого скота и производстве молока. На 01 января 2021 года в хозяйстве насчитывалось - 287 голов крупного рогатого скота, в т.ч. коров -131 голов. Хозяйство продолжает наращивать производственные показатели, увеличивать поголовье крупного рогатого скота, в т.ч. коров.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   - 13 -
   О родине Макашиных в Елатьме
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"