Сергею Анатольевичу Фоминцеву с любовью и благодарностью
Когда ребята здесь на сайте жалуются на жестоких, беспринципных, скандальных критиков, которым плевать на литературный процесс, но зато хлебом не корми, а только дай перейти на личности и вынести свою оценку бескомпромиссную о том, что лучше, чем угодно только не литературой заниматься. Да еще тут с перлами носившимся, как со ступой тот самый товарищ, не буду обзываться, кто именно.
Так вот обращаюсь именно к обиженным и оскорбленным. Дорогие мои, если такой горе-критик уже выдал Вам свои рекомендации и сидит да ждет Вашей реакции на них, и готовит новую порцию банальных реплик по поводу того, что на воре шапка горит, то не торопитесь отвечать, черный список, слава богу, не отменяли. И очень легко и просто всех критиканов туда отправить с глаз долой.
Но я о другом Вам хочу сказать, что как только скандалист у вас появился, не запылился, это верная примета (проверенно лично), что придет Ваш любимый неповторимый и самый уникальный критик, потому что в этом мире всегда и всего бывает только поровну, и все дается нам равной мерой. А если бы было не так, то он бы давно уже рухнул и перестал существовать, закон равновесия никто не отменял.
Мы все проходили это в свое время. И за что я бесконечно благодарна нашему сайту, так это за то, что здесь есть такие уникальные писатели, как Валерий Рощин и Михаил Блехман. За то, что на Стихах Ру обитает и Вячеслав Куприянов, и Константин Кедров - это просто легенды нашей литературы, и более того, по непроверенным, правда, слухам, говорят, что и у самого Андрея Вознесенского есть там страница - представляете себе, в каком окружении мы с вами остаемся.
И куда это надо уходить, бросив все. Да такой " тусовки" Вы больше ни в каком другом месте не найдете.
Но с этими людьми рядом находиться невероятное удовольствие, а мы с вами все-таки о критиках печемся и никак успокоиться не можем.
Так вот, когда в мой черный список попали те, кому там и место, ну удержалась, хотя и обещала не открывать его, но не отвлекаться же на них постоянно - слишком много чести.
Тогда и появился Сергей Анатольевич Фоминцев, он себя еще называет
Виц Ним Оф, и на Стихах, и на Прозе Ру- человек он уникальный во многих смыслах, таинственный и неотразимый не только внешне.
Когда он начал свои заметки о прочитанном публиковать, о прочитанном на сайте, конечно, я лично с них всегда свой трудовой день и начинала, просто потому что он не только владеет в совершенстве языком, и стиль его неповторим и узнаваем, но такой тонкой и точной проникновенной критики, когда на что-то только слегка намекают, о чем -то молчат ( Здесь я сейчас помолчу, а потом что-то скажу...), о чем-то говорят так мягко и с таким юмором, что поневоле улыбаешься сам, даже если это касается твоих личных творений. А часто ли такое происходит, когда мы готовы признать правоту критика по отношению к другим, но никак не по отношению к себе любимому. Все карикатуры похожи, только меня безобразно нарисовали, ничего общего, - знакомая ситуация?
Так вот с Сергеем Анатольевичем это совсем не тот случай. Самый отчаянные и дерзкие просят его разобрать их произведения.
Хочу привести только два примера из его статьи, где он разбирает стихи и отвечает поэтам:
Пример первый той самой критики, на которую думаю поэтесса, если она в здравом уме, просто не может обидеться:
Вец:
- Я, как правило, не вступаю в разговор, а тем более в спор, - просто пишу о Вас в разделе "Авторам СТИХИ.РУ". Если отвечаю, то сюда же вношу и ответы.
Stray Cat
Да, у меня есть книжки. Если понадобятся, лучше всего связаться со мной через ЖЖ. Ссылка внизу страницы.
***
Оставь этот Невский, сверни на Марата,
как будто Корде ты - в кармане стилет,
как будто бы все мы немного поддаты,
как будто бы не было всех этих лет.
Какое везенье, какая удача -
резиновой пулей пробит черепок.
Нас кто-то забудет, а кто-то оплачет.
Но кто обещал, что все будет легко?
Шевроны нашиты, расставлены вехи.
У Джона и Пола твоя ша-лу-ла.
А кто-то допился, а кто-то уехал,
а кто-то, наверно, попал под БелАЗ.
***************************************
Вец (Фоминцев Сергей):
- Я, как обычно, не знаю чего-то простого, что здесь всем известно. Я, например, не знаю, что такое "ЖЖ" и как через это самое "ЖЖ" связаться с Stray Cat. Не знаю. Но я точно знаю, что такое БелАЗ. И я точно знаю, что автор приплела, в сугубо городскую стихию, инородное тело - БелАЗ. БелАЗ в город не пускают, он, родимый, предназначен для работы в огромнейших карьерах, до которых ехать и ехать от Невского! И попасть под него очень трудно - он же с пятиэтажный дом габаритами. Есть, конечно, экземпляры и поменьше, но под него и специально не подбежишь - сдует.
Но зато какие рифмы! Марата - поддаты, стилет - этих лет, удача - оплачет, черепок - легко, вехи - уехал, ша-лу-ла - БелАЗ.
Вот правильно написала автор Алагира - скучно меня читать. Скучно. А без меня было так легко и весело!
И ведь самое главное, если Вы заметили, разговор только по существу именно литературного труда, восприятия текста, а не взглядов, отношений автора к миру, его ориентации любой - главное, было бы к чему прицепиться, а потом и клещами не оторвать, когда кричат наши доморощенные: не читал, но осуждаю, знаю с чужих слов, но меня тоже возмущает.
И вот совсем другой пример, о стихах моей любимой Марины Волковой, но это я Мариночку знаю и люблю давно, а Сергей Анатольевич просто открыл ее стихотворение в потоке и вот что он об этом пишет:
Вец:
- Я это стихотворение поместил рядом со стихотворением Юнны Мориц "Паяц".
Петебургский вальс
Марина Волкова
Петербургская белая ночь нас венчала с тобой,
Нас Казанский собор осенял золоченым крестом,
В нашу честь прямо к звездам взлетали мосты над Невой,
И салют распускался на небе веселым шатром.
А потом на Дворцовой играл восхитительный вальс,
Он чарующе лился и в светлое небо летел.
Мы с тобой танцевали, под музыку плавно кружась,
И с улыбкой на нас кроткий ангел с колонны смотрел.
А наутро над городом спящим заря поднялась,
В ослепительном солнечном свете раскрылись цветы,
Над Невой и над нами вдруг радуга ярко зажглась
Я проснулась, и рядом со мною, Любимый, был ты.
Вец:
- Я взял гитару и спел "Петербургский вальс" Марины Волковой. Вот только последний стих пришлось спеть так: "Я проснулся, а рядом со мною, любимая, - ты".
Я спел этот вальс, и мне не захотелось брюзжать и ворчать, как это я обычно делаю. Я еще и еще буду петь этот вальс своим друзьям.
И мне снова захотелось вернуться в этот чудесный Город, в Город Марины Волковой, а не в Город Достоевского, не в Город Гоголя, не в Город Бродского и даже не в Город Блока.
Хотелось бы Вам оказаться и побеседовать с таким критиком, вне зависимости от того, будет ли он указывать на недочеты и промахи или просто выделит то, что ему и на самом деле понравилось?
Мне кажется, о таким может только мечтать любой из пишущей братии. И остается только сожалеть о том, что обделил бог не только талантом, но и тактом и умом собирателей перлов, злобных критиканов, которые не только сами писать не умеют, но и в литературе ничего не понимают, а потому с особенным наслаждением критиками и становятся.
Я привела примеры из поэтических исследований Сергея Анатольевича, просто потому что именно там для меня лично он сделал больше, чем любой другой человек в мире, ну может быть кроме моих любимых университетский преподавателей Александра Борисовича Мордвинова и Ольги Васильевны Мирошниковой.
Со стихами всегда было очень трудно в моей жизни, всегда я не дорабатывала, и критики находились такие, что не дай бог любому, и все как-то было пущено на самотек. Хотя начиналось все не так плохо, даже по Всесоюзному радио звучали, о чем гонорар свидетельствует , хотя сама и не слышала, но мои знакомые потом говорили о таком факте. Но со временем отстранилась и отдалилась от них.
Какое-то время я просто ушла и отказалась от них, хотя в душе они оставались всегда.
И здесь на Стихах ру просто хотелось что-то опубликовать из старого, того, что, может быть, заслуживало внимания. Молодость вспомнить, когда мы на Московской кухне собирались, привет своей единственной и любимейшей подруге Оле Мунтяновой таким образом передать, не больше, тем более, что такая возможность стала реальной. Появлялись какие-то тексты в прозаических вещах, случайно, вдруг. Но я не пыталась их определять именно как стихи.
И впервые за много лет после столкновения с Сергеем Анатольевичем и его удивительной статьи, которая просто перевернула все в моей реальности тогда
http://www.stihi.ru/poems/2007/09/16/170.html
Вец (Фоминцев Сергей):
- Блуждая по лабиринтам портала, натыкаясь на хороших, очень хороших и отличных авторов, так как плохих авторов не бывает, я всё чаще стал задумываться о том, что нужно уделять анализу произведений больше времени. "Больше времени" это показатель количественный, а нужен еще и качественный анализ. Ведь серьезные авторs хотят самого серьезного разговора о своем творчестве.
С кого начать?
Мой выбор пал на Любовь Сушко. Произведение за произведением прочитываю я этого автора и вижу неистовый и страстный призыв, призыв любовный. Автор призывает нас любить друг друга, любить жизнь, любить историю нашу. Вот такая многогранная любовь у Любови Сушко.
Мы не были лично знакомы до того момента, ну разве что в какой-то другой жизни. Я вовсе не была уверена ( и это совершенно точно), что стихи заслуживают какого-то внимания, да еще критика такого уровня, я не просила ничего анализировать, просто так получилось, он выбрал сам. Он всегда именно так поступает, в чем совершенно прав.
И с той самой минуты мое отношение к поэтическому творчеству изменилось раз и навсегда, оно перестало быть легкомысленным и небрежным, я поняла насколько важны стихи для меня лично, и как они внезапно могут рождаться.
Ведь с прозой совсем по-другому, она -неторопливая река, стихи- чаще всего водопад, гроза, которая начинается и заканчивается внезапно, в них никогда и ничего невозможно предугадать, пока не поставлена последняя точка даже и не понятно, родилось стихотворение или нет. Да и потом все туманно и неопределенно.
Сергей Анатольевич стал Ангелом Хранителем с той самой поры. И только за него одного можно быть бесконечно благодарной именно этим сайтам - на других людей такого уровня не встречала.
И когда раздаются какие-то очередные потоки словоблудия, часто грубого и глупого, я все время вижу его лик древнего русского князя- князя Олега, прозванного Вещим(Мудрым) - так я его для себя определила. И один этот голос перевешивает все остальные, сколько бы их не было.
Потому что ведь в творчестве вовсе не в количестве, а именно в качестве дело. И всегда найдется тот единственный профессионал, который сможет оценить и помочь, а возможно, как и в моем случае, возродить из пепла то, что казалось навсегда потерянным.
Когда, забыв об учителях, кто-то из нас заявляет своим читателям: - Я все сделала сама, меня никто не учил, не наставлял, у меня даже образования гуманитарного нет, а вот пишу не хуже других и лучше многих, - все это такая самодовольная чушь, такое заблуждение. Что может сделать человек один и сам, как он может не заблудиться в этом лесу, именуемом творчеством, найти дорогу. А даже если это и так, насколько легче, проще и веселее жить и творить, когда есть любимые критики, они рядом.
Они есть всегда, главное их вовремя найти и встретить. Но еще важнее потом не забывать, что они для нас сделали.
Они чаще всего никакой благодарности не ждут, просто делают то, что нравится и считают нужными, но мы -то не должны забывать, потому что нет ничего хуже неблагодарности.
И самое главное, рано или поздно мы все равно сможем все оценить, только успеть бы вовремя.
И каждому пишущему желаю только одного -Вдохновения и любимого критика. А больше нам ничего особенно и не надо. Остальное все рано или поздно придет само.