Манифест - письменное изложение творческих принципов, определяющих литературные или художественные направления (Российский гуманитарный энциклопедический словарь)
В этом плане Манифест Кацуры, строго говоря, не является манифестом. Это, скорее, обзорная статья из области теории творчества, кратко разбирающая историю развития отношения авторов и публики к таким элементам ремесла художника, как пространство, свет, ритм и пр. Из десяти страниц текста собственно к манифесту можно отнести от силы полторы-две.
Язык работы отнюдь не является языком манифеста. Читая Манифест Кацуры, постоянно спотыкаешься, попадая в капканы текста в скобках, расставленные без особой надобности почти в каждом абзаце. Сравните, например, "Манифест футуризма":
1. Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию.
2. Мужество, отвага и бунт будут основными чертами нашей поэзии.
Не звучит. Направление будет быстро переименовано в поц-арьергард, причем, будет обыгрываться как первая часть этого названия, так и вторая.
Более того, задается оборонительная, а не наступательная парадигма, а оборона, как известно, смерть не только вооруженного восстания, но и любого большого дела.
3. Обоснование необходимости нового направления
По сути, художественное творчество находится не просто в кризисе: какой кризис может быть у мертвеца? Вся культура нынешней России сознательно унижена до положения культур-мультур имени Швыдкого и тех, кто ставил задачу исполнителям стирания самого имени России с геополитической карты мира. Гено'м любого общества написан языком литературы, музыки, живописи, архитектуры, скульптуры, танца и других элементов генетического кода. Поэтому задача уничтожения России решается не только на экономическом, финансовом, военном, но и на генетическом уровне, в частности, по следующим направлениям:
1. Расслоение между "культурными кодами" разных поколений - формирование почти не пересекающихся моделей или стандартов "культурного потребления".
2. Расслоение между фольклором, классикой, церковной, бытовой, экспериментальной (авангардной) и другими ветвями культуры - расслоение даже на еще более мелкие субкультуры, то есть сообщества со специфическими интересами и предпочтениями, способ существования которых доходит до игнорирования всех остальных субкультур (изоляционизм маленьких "культурных мирков").
3. Расслоение между "элитарными", "эксклюзивными" формами потребления, интеллектуальными видами и жанрами культуры и, с другой стороны, - массовой, многотиражной, стереотипной культурой (замыкание в себе новых культурных каст).
4. К явлениям разложения и упадка можно отнести и саму глобализацию культуры, поскольку эта глобализация разносит по всему миру из западной цивилизации не что иное, как модели трех вышеперечисленных видов разложения.
Манифест Кацуры избегает обращения к общему политическому фону, на котором сегодня происходит культурная жизнь России, судя по всему, избегает сознательно. Но в таких больших делах прятать голову в песок, оставляя все остальное снаружи, вряд ли продуктивно.
4. Предлагаемые принципы
Если очистить текст Кацуры от избыточной словесной шелухи, то главный принцип нового направления, заявляемый в его Манифесте - вернуть проверенный столетиями простой и здравый материал - бумагу, холст и краски. Вернуть мазок и чувство цвета, вернуть остроту линии и острое чувство хождения за горизонт на пространстве белого листа. Вернуться идейно и энергетически к истокам, к "великому времени первой половины XX века, когда революционеры в живописи (шире - в искусстве) были настоящими художниками, полными огня и внутренней правды". Пробраться "куда-то дальше и выше, не теряя связи с глубинными понятиями красоты". Соединить распавшуюся связь времен. Вернуться к идее иконы как окна в духовный мир. Вернуться к традиционному авангарду начала XX века, открыть новые стороны традиционных вопросов пространства, линии, света, цвета, времени, вещи, предмета, мистической сущности произведения и т.д., и т.п.
Честно говоря, "маловато будет". Нет главного - направления. "Куда-то дальше и выше" слишком уж заманчиво для самых широких толкований. О "наполненности огнем" вопроса не возникает: в юном возрасте эта наполненность заложена природой. Сложнее обстоит дело с внутренней правдой: она всегда идеологически обусловлена, а идеологии-то у нас как раз и нету. Вернее, есть мутировавшая на нашей почве идеология либеральной демократии американского разлива, насильственное внедрение которой и является коренной причиной нынешних бед России не только в сфере культуры.
Да и сам лозунг "Вперед назад!" вряд ли будет принят, особенно, молодым поколением художников. Но выводы Манифеста для молодых художников вполне приемлемы, хотя и несут в себе опасную инфекцию избыточного индивидуйства:
- На мир смотреть жадно. Но с симпатией и даже любовью.
- Долго и упорно учиться. Рисовать постоянно.
- В итоге собрать в кулак душу, никого больше не слушать и никому не верить на слово. Всё внешнее и чужое, навязанное учением, отбросить.
- Вслушиваться в себя. Всматриваться в себя, в самую глубину. Вглядываться в небо, в звёздное небо и соотносить себя с ним. Научиться слышать его.
- И делать то, что следует делать.
5. Реализация заявленного
Об этом Манифест стыдливо умалчивает. Типа, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Напрасные надежды!
6. Спорные моменты и мелкие придирки
Их много. Некоторые я упомянул выше, к другим можно отнести следующие (и не только):
- Приравнивание творчества художника к потреблению наркотиков (выход в запредельный мир).
- Крайне негативная оценка советского периода истории России.
- Изобразительное искусство побеждено сегодня не столько умирающей фотографией и практически умершим кинематографом, сколько телевидением - "стеклянным окном в духовный мусоропровод", рекламой, видеоартом и шоу-бизнесом.
- Энергетический возврат к началу XX века, наверное, возможен и желателен, однако, вряд ли то же можно сказать об идейном возврате.
- Беда академической живописи вряд ли только в отходе от идеи иконы.
7. Общее впечатление
Очень важен сам факт осознания порочности сложившегося положения, поиск выхода из тупика, в который загнали современную культуру радетели рынка, "который всё расставит на свои места". Особенно отрадно, что это движение началось в среде интеллигенции, той самой, которая "стремится отделить себя от быдла и все время порывается это быдло куда-нибудь повести, чаще всего не туда", той самой, которая дважды за столетие предала свой народ. Манифест Никиты Михалкова, выступление Олега Дормана, а затем и Леонида Парфенова, Манифест Александра Кацуры - всё это свидетельства того, что наша интеллигенция начинает, наконец, двадцать лет спустя, прозревать, освобождаться от дурмана либеральной демократии американского разлива и готова пристроиться в арьергард движения за новую Россию - свободную, богатую и счастливую, идущую своим путем к своему будущему.