Аннотация: Вышли на бумаге очередные работы Андрея Ванюкова, Ольги Фост и Марзии Габдулганиевой
Три книги авторов Самиздата
Как известно из марксистско-ленинской философии, количество часто переходит в качество. И это хорошо! Вот и у моих друзей - авторов Самиздата накопление опыта и постижение смысла жизни всё чаще и чаще реализуется в виде законченных и изданных книг. Только что мы радовались выходу новых книг у Андрея Калинина, Николая Ашурова и Евгения Меркулова - и вот новый подарок.
У меня в руках три вот эти книги (излагаю в порядке поступления ко мне):
- "Я только малость объясню в стихе" - со стихами Андрея Ванюкова.
- "Скворцы" - работа Ольги Фост.
- "Звёздный кот" с работой Марзии Габдулганиевой.
"Я только малость объясню в стихе"
Эта книга - сборник работ выдающихся мастеров: стихи, песни, пародии и т.д., сочинённые в Театре на Таганке, где Андрей Ванюков имеет честь работать. Кроме стихов Андрея в сборник вошли стихи и песни Владимира Высоцкого, Леонида Филатова, Вениамина Смехова и других мэтров. Совсем неплохая компания у нашего Андрея!
И надо сказать, что работы Андрея отнюдь не выпадают из общего ряда.
Совсем наоборот!
Вот его стихотворение "Настройщик":
Мир полон струн, звучащих невпопад,
сумятицей невнятных нотных строчек.
И только самый опытный настройщик
отыщет в них гармонию и лад.
Да и сам Андрей как опытный настройщик ищет лад и гармонию в повседневной жизни,
" ...Ты, как будто этого ждала,
и взглянув застенчиво и гордо,
терцию послушную вплела
в чёткую гармонию аккорда.
И весь мир, томящийся окрест,
раздвигая сущего границы,
зазвучал, как слаженный оркестр
после сотен долгих репетиций".
(Из стихотворения "Оркестр").
Как и всякий поэт, Андрей - творец, а значит, в чём-то вровень с самим Богом. Он так и пишет (привожу полностью, поскольку мне это стихотворение особенно нравится):
Книга Ольги Фост "Скворцы" - самая толстая из трёх, подаренных мне авторами: в ней 344 страницы! И это не стихи, это проза, но какая! Вы не читали моего любимого Мориса Симашко, его "Маздак", "Искушение Дабира", "Повести Чёрных и Красных Песков", чудом изданные ещё до перестройки и гласности? Морис Симашко пишет о Персии, о султанах, о мамелюках - о переходных периодах в истории, маскируя тогдашним временем кричащие проблемы времени нашего, в основном, проблемы власти. Ольга пишет о нашем времени, о начале девяностых и чуть более позднем. Маскировать сейчас уже ничего не надо, можно писать прямо, и Ольга пишет о проблемах молодых людей в переходный период, в самый сложный период перехода от детства к взрослению, период, отягощённый не только гормональными, но и чисто житейскими проблемами.
Роднит этих двух авторов невероятная притягательность способа изложения, романтика эпохи, выраженная, вроде, обычными словами и через обыденные для эпохи ситуации. Определить суть такой писательской манеры я не в состоянии: для меня это всё равно, что описать словами аромат ландыша или сон-травы. А работы Ольги Фост из книги "Скворцы" очень ароматны.
В книгу вошли любовные романы "Скворцы" и "Доля мастера", а также рассказы "Креатив", "Призвание Тимофея", "Нет, значит - хорошо", "Не было бы доли..." и "Один вечер". Не буду пытаться объять необъятное для меня и пытаться пересказать здесь особенности этих работ. Предположу только, что оба романа: и "Скворцы", и "Доля мастера - автобиографичны. В первом Ольга рассказывает о своём доме в Сетуни, о его обитателях, их жизни и судьбах во втором - о своей профессии звездочеи, в романе - звездочеи придворной. Приведу лишь по одному отрывку из каждого повествования - только, чтобы заинтересовать потенциального читателя.
"Говорят, счастье - острый момент. Удовольствие, везение... Согласны? Но может, это песня радостная, что звучит себе негромко в дальней комнатке души, согревает лучом солнечным и не утихает, не слабеет до самого конца? Ведь, чудо-то какое - дышать, чувствовать, мыслить, надеяться... Это мы теряем слух и осязание, это мы счастью изменяем - вовсе не наоборот. И порой только беда оплеухой возвращает нас в обыкновенное счастье - быть живым.
Но легко ли помнить о том, когда заблудился в единственной и неповторимой своей судьбе? Как заблудилась старчески медленно шедшая под схоронившим зарю дождём. Не первая заплутала, не последняя - и в жизни, и в странном времени, которому пришлось остаться в памяти временем мощных начинаний, свернувших в сторону свой ход. Эх, куда ж ведёте вы, исковерканные дороги, и станете ли хоть когда-нибудь ровными?"
Это из романа "Скворцы". А вот - из "Доли мастера":
"София неслышно, но в полную грудь вдохнула и склонилась в глубоком реверансе:
- Ваше величество, как и всегда, прекрасно всё помнит и верно понимает. Однако приведённый довод верен для личного звёздного расклада, да и то не во всякой ситуации. Когда же речь идёт о столь важном деле, как рождение наследника престола, в игру вступают иные силы, и воли одного человека, сколь бы могущественным властителем он ни был, оказывается недостаточно.
Только династическая гордость и суровая дворцовая закалка не позволили Елизавете размахнуться и ударить по бледным щекам собеседницы так, чтобы заполыхали на них алые пятна унижения - такого, которое переживала сейчас сама правительница.
Её дочь - и неспособна родить наследника! За три года супружества - три девочки! Такого в семье Остенштерн не бывало ещё, всегда дочери нашей семьи исполняли перед супругами первейший женский долг... "
Все эти работы есть на двух страницах Ольги в "Самиздате", здесь:
В этот альманах фантастики для детей среднего и старшего школьного возраста вошёл рассказ Марзии Габдулганиевой "Данька и инопланетянин". Марзия не просто выдумщица, она прекрасно владеет слогом, почти весь рассказ состоит из диалогов, написанных мастерски: живо, реально, тем языком, который характерен для подростков. И это не удивительно: Марзия сама воспитала трёх сыновей, так что детскую речь знает не понаслышке.
Сюжет рассказа прост. Данька видел инопланетянина, "он был во-о-от такой! Огромный-преогромный!". А дальше:
"В кабинете неспешно беседовали Директор и Воспитатель.
- Вы были правы, он гениален, - Воспитатель произнёс это с оттенком нескрываемой гордости.
- Я должен покаяться. Это я помог ему сбежать в земную школу. Нужно было срочно наладить контакты с землянами, а легче всего это получается у детей. Они не отягощены предрассудками и выбирают сердцем, не руководствуясь выгодой.
- Надо признаться, друга он себе выбрал достойного и такого же гениального ..."