|
|
||
Письмо псковского священника отца Феогена, полученное 15 января 2003 года. Здесь же теперь мой ответ ему, ранее стоявший отдельной строкой ("Русь мирская"). |
Прошлым летом, вернувшись с Балкан, я впервые попал в Псковскую область. Давно стремился в этот район, читал и слышал о его природе, о его памятниках. Стремился, но - далековато от Москвы, да и не закончил еще освоение близлежащих и тоже богатых на встречи областей - Тверской, Рязанской, Владимирской, Ярославской, Вологодской. И вот - лето, машина, палатка, фотоаппарат, запас времени. Было шестое июня, а плыть по Кобоже мы с сыном собирались только девятнадцатого. Времени достаточно. Едем во Псков.
О самой поездке напишу когда-нибудь подробнее - есть о чем. Сам Псков с его особой архитектурой и древними монастырями, Изборск, находящийся в двадцати минутах езды от Пскова, погосты Малы и Сенно, Выбуты - родина княгини Ольги, Будник - родина Святого Равноапостольного князя Владимира, возрождающийся Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, основанный в 1480 году св. Саввою, выходцем из такой близкой мне Сербии, и, наконец, оплот православия на западе России, Псково-Печерская лавра, - все это здесь, все близко, все доступно, все свято. О псковских реках, о псковских озерах, о великолепных псковских сосновых лесах - высоких, чистых, светлых - надо писать отдельно. Бог есть Природа, говорит Елена Леонидовна Березина. Псковская земля особо отмечена Богом.
Во Пскове зашел поставить свечку в маленькую и очень уютную, такую соразмерную человеку церковку, разговорился со священником. Познакомились. По приезде в Москву получил от священника короткое письмецо, сразу же ответил и послал ему две свои книги. Ответ долго не приходил, и вот буквально на днях, между Рождеством и Крещением, я получил объемистый пакет - с письмом, с трогательными иконками: Богородица, Спас Нерукотворный, Поклонение Волхвов, - и ксерокопиями текстов о природе русской души, проблемах духа, а также текст молитвы-псалма Спаси, Владычице, Святую Русь Твою. Меня потрясло письмо псковского священника, назову его отцом Феогеном в честь священномученика Феогена, епископа Парийского, день памяти которого празднуется как раз в день получения мною письма - пятнадцатого января по новому стилю, прямо на следующий день после дня рождения Ирины Чудновой. Привожу письмо, опустив лишь незначительные по объему места личного характера. Для лучшего понимания ситуации привожу с такими же пропусками мое письмо, отправленное отцу Феогену летом, сразу после поездки.
Мое письмо
Дорогой отец Феоген! Спасибо за Ваше теплое письмо и приглашения посетить удивительные и чудотворные псковские места, места, где живут добрые и отзывчивые люди, такие, как Вы, отец Феоген. Боюсь, что в это лето уже не получится, а вот в следующее - постараюсь приехать. Пока же буду жить с мечтой, что смогу увидеть то, о чем Вы пишете в Вашем письме.
Название Ольгино Поле мне незнакомо, но мы были в Выбутах, где родилась эта мудрая и святая правительница Руси, ставили там свечки в небольшом недавно построенном храме. Знаменитый храм Ильи Пророка в Выбутах сейчас восстанавливается, а чудесная его икона Илья Пророк в пустыне с житием и деисусом, написанная еще в XIII веке, уже давно выставлена в Третьяковской галерее в Москве. Я и узнал-то про Выбуты, когда читал литературу, связанную с этой иконой.
Про Никандрову Пустынь Вы мне говорили, но доехать туда уже не было никакой возможности. Да и, наверное, не надо стараться охватить все: надо сначала осмыслить и пережить то, что мы увидели, а это очень много даже для относительно подготовленных людей. Тешково мне вовсе незнакомо, а вот про Будник я, конечно, слышал, но не знал, что вами там сооружен памятник-часовня. Какое это хорошее дело - поставить знак, чтобы люди остановились и на секунду задумались о чем-то, находящемся выше повседневных забот, мирских, в сущности. А еще - связь времен. В годы господства исторического материализма эта связь времен была разорвана, и видите, что получилось в результате: народ-богоносец в массе своей спился или как-то по-другому опрохвостился, как это ни стыдно признавать.
Надеюсь, что освящение часовни прошло с духовным подъемом, и его след остался в сердцах тех, кто пришел и принял участие. Об этом должно говорить наше телевидение! Об этом, а не оболванивать людей пошлыми и примитивными телеиграми, полученными с Запада и призванными развивать у нас зависть друг к другу, жадность и другие низменные чувства.
В Малах мы были - но одни, получили только общее впечатление умиротворенности и покоя, но было трудно разобраться в деталях - в следующий раз!
В Псково-Печерском монастыре мы тоже были: благолепие и величие! Но с другой стороны очень чувствовалось полувраждебное отношение тамошних служителей к посетителям, которое, в общем-то, объяснимо, но вряд ли простительно по большому счету. Люди-то пришли из гнусного мира, они тянутся к высокому и правильному, ощущая его инстинктивно. Они неумелы и неловки - от неграмотности общей и духовной. Но они ищут возвышенное - и часто не находят из-за высокомерия и отстраненности тех, кто призван быть их целителем и терпеливым наставником. А еще - дух стяжательства, который там просто материализован. Это - отвращает. Потому что своим лицемерием напоминает исторический материализм. В Снетогорском монастыре, наоборот, мы не ощутили никакого благолепия - там господствуют опрощенность и бытовые заботы.
Конечно, краткость посещения и общая моя удаленность от церковных дел не дают мне права судить с такой резкостью, я это понимаю. Но - точно такое же впечатление могут получить и другие, подобные мне люди. Получить - и утратить искорку веры, которая привела их в эти хранилища нашего Духа. А за гордыню - простите.
С искренним уважением и низким поклоном
Николай
Январское письмо отца Феогена
Здравствуйте, Николай и вся Ваша прекрасная семья!
Мир вам всем и спасение о Господе!
С Рождеством вас всех Господа нашего Иисуса Христа, с Новолетием и с Крещением. Желаем вам всем из мирской семьи стать православной обителью - малым храмом, и чтобы Сам Христос посетил и храм ваш, и поселился в сердцах ваших.
Это великое иметь счастье - быть Православными в этом заблудшем и обманутом мире, где все направлено в угоду тела и плоти, а Бог создал нас по образу и подобию Своему и иной жизни от нас хотел, той которой жила Русь как единый монастырь, и весь мир признал ея Святой Русью, а сейчас мы решили догнать и перегнать Европу в ея безверии и безбожии. Ну и что хорошего? Господь их летом вразумлял через потоп и теперь заливает перед Рождеством Своим, чтобы они на Русь не зарились и не развращали ее своими соблазнами.
Зависть стран третьего мира к Европе обернулась им в горе, а если мы примем их католичество, примем ИНН и чип на руку или лоб, то война грядет тогда России, ибо Богу больно нас отдавать в руки бесам, а через войну мы спасем души свои, отдав живот свой за други своя и за веру Православную.
В любом государстве есть свои обычаи, своя культура, свои нравы и своя вера государственная, и пока мы не вернемся к тому, что потеряли, и не скинем иго иноверцев и безбожников, до тех пор мы и не будем хозяевами своей Родины. Вся государственность строится от веры в Бога и от отношения всех к закону и заповедям Божиим. Верила Россия, как дитя малое, и жила по закону Божию, а не по конституции, вот все и давал ей Господь, и всех врагов своих она побеждала, а сейчас нет веры, нет жизни по закону Божию и по Его заповедям, - Бог и отвернулся от нас и отдал в руки безбожников.
Раньше в Святой Руси картин не писали, а только иконы, и книг не читали никаких, кроме святоотеческих, Библии и Псалтири, посему и пили воду из чистых рек и родников, и сильны были телом и духом. А теперь все читают и пишут обо всем, что мерзость перед Господом, и пьют из грязных рек воду, а родники святые позакопали. Вот и не стало в людях крепости тела и души, и все стали лезть к нам, и все хотят нас на колени поставить и рабами сделать, ибо свобода только в Боге, а не в сошествии с Креста Божия.
Посему я не хочу судить о том, о чем Вы пишете в первой книге, ибо там и нет ничего плохого, но со стороны веры, от лица Господа есть праздность проведения времени в свое удовольствие. А мы должны сейчас собирать камни, которые разбрасывали деды наши. Гражданская война еще не окончена, Николай, и посему мы должны определиться, где мы и с кем. За Русь Святую, за монархию, за Христа и веру Его Православную или против. Середины тут быть не может, ибо благодаря тем, кто встал посередине, а не встал ни туда, ни сюда, многие и погибли потом в застенках ЧК или в красных лагерях Гулага.
Господь нам сказал: изблюю тех, кто не горит по Мне верою. Не будьте теплохладные, а горите, как свеча ко Господу. Господь сейчас и монастыри, и храмы восстанавливает. Это Воскресение кости как бы в прообразе, а теперь Он ждет, когда же они облекутся плотию. А плоть - это мы с вами и все люди Русские, ибо Русский это значит Православный.
Если во времена библейские человечество жило в ожидании Мессии - Спасителя человечества, и за много столетий и даже тысячелетий Пророки предсказывали примерное время Его пришествия и описали Его земную жизнь, Его дела и Его кончину на кресте и даже то, что Его одежды разделят и будут о них жребий метать, то мы-то на судьбе России как тысячу лет Православной видели, как Бог жил в России и людях Русских и являл через них свои чудеса не меньше, чем при жизни своей земной народу Израильскому, и знаем, что Троица Пресвятая являлась и русским святым: Александру Свирскому и Илье Муромцу. А через жизнь этих всех наших святых угодников Божиих Он нам всем показал, как надо жить на земле и как спасать души свои, как падать и как подниматься с колен, как побеждать самих себя и силу вражию, видимую и невидимую.
Все нам было явлено, и даже мирскому писателю через его произведения дал пророчество гибели России. Он дал нам тогда, в то время, возможность спастись от ухода в ереси и от маловерия, и от неверия. Поэтому призывал Достоевский вернуться к Богу. Через Толстого показал иных писателей, которые восстали против Бога истинного, и искали своего божка, и погибли, как и сам Толстой.
Вот и сейчас, в смутное время, многих тянет не к свету, а во тьму и во все тяжкие, как будто и нет Бога и Его закона мироздания, как будто есть одна безнаказанность, если нет закона государственного и конституции, как будто и не было первого пришествия Господа. Для нас же, для нашего спасения Он умер, чтобы войти во ад и открыть врата адовы для Царства Небесного; пролил кровь и погубил тело свое, чтобы нам же его дать во спасение наше для жизни вечной и для блаженства с Ним в вечности.
И Он предупредил нас, что в мире сем скорбны будете, а мы хотим быть богатыми и счастливыми, и не верим, что будет теперь уже второе пришествие Господа уже для того, чтобы Страшный Суд совершить и отделить овец от козлищ и зерна от плевел. Богатство нам дано несметное в вере Православной, а мы не ценим и не любим ни веру нашу, ни Русь Святую. Все смотрим и завидуем Западу, который уже тонет от грехов своих.
Николай, вы зачем-то появились в храме нашем, а не случайно зашли в него, ибо в мире сем случайного ничего нет и быть не может. Все происходит зачем-то или для чего-то. Может, почитав мое письмо, Вы что-то в нем найдете, от чего отказаться нельзя. Ведь наше время отпущена нам не навечно, потом опять будет гонение на Христа, закроются храмы, и захотим - а куда пойдем?
Господь поругаем не бывает. Верующих ведь всего в России два процента, а старцы уходят один за одним. Уже видим одно из пророчеств, что отнимется старчество, отнимется за соединение с католиками, как и от них отнялась Благодать Духа Святаго, и в храмы-то уже нельзя будет ходить, ибо уйдет из них Господь, и не будет совершаться таинства Евхаристии.
Это уже не за горами, ибо епархии католические для этого и строятся, чтобы соединить нас с ними. Не видеть этого, значит быть слепыми.
Господь нам дал свободу выбора и никого не неволит, и за уши не тянет, и ничего никому не говорит, а вот человека-то иногда пришлет. Только услышим ли мы, что он нам говорит, и поймем ли, что это воля Божия на нас, а не желание человека заставить нас поверить. Еще перед революцией Иоанн Кронштадтский предупреждал всю Россию, но его никто не послушал из интеллигенции, а простой люд тоже остыл ко Господу и упивался вином, да прельстился на красивые лозунги врагов своих и поверил не Богу, а врагу.
Вот что писал Иоанн Кронштадтский и им, и нам, в том числе:
Научись, Россия веровать в правящего судьбами мира Бога-Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры... Восстань же, русский человек!... Кто вас научил непокорности и мятежам безсмысленным? Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам, и России!....
Думаю, что в этих строках и в этих словах все сказано, и теперь нам уже видно, что мы потеряли и что приобрели. Свободу? Но в чем и какую? Чтобы во Святой Руси правили свой бал бесы? Творить грех и беззакония и думать, что за это мы не будем наказаны ни в сем веце, ни в мире вечном? Без Бога нация - толпа.
Простите меня за многословие, если сможете, простите за долгое мое молчание. Ведь что попало не хотелось писать, а по откровению души.
Спаси Вас Христос и дай же Вам дар Свой - приобрести веру истинную. Ангела Вам хранителя.
Верьте в Господа, тогда все остальное приложится вам. Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного.
Спаси Господи!
Феоген
Вот такое вот письмо.
Что я ему теперь отвечу?
21.01.03
Москва