Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Манифест Кургиняна. Моя оценка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некоторые замечания к Манифесту движения "Суть времени" (Манифест Кургиняна). Смотрите также у Skier'а его работу "Кургистройка": http://samlib.ru/s/skier/kurginyan_2.shtml


  

Манифест Кургиняна: моя оценка

   Сам Манифест здесь: http://spkurdyumov.narod.ru/kuuurrrggginyan.htm
   Мой конспект Манифеста здесь: http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/kurginyan_manifest.shtml
  
   В целом, выход Манифеста - исключительно положительное явление. После таких значимых документов, как "Концепция общественной безопасности" , "Проект Россия", "Русская Доктрина", появление Манифеста Кургиняна означает, что мысль тех, кого беспокоит судьба России, работает, и работает в правильном направлении - обеспечение непрерывности развития нашего человека, общества и государства на собственной основе, а не на основе внедренной извне чужой и чуждой нам идеологии либеральной демократии американского разлива. Манифест Кургиняна смотрится особенно благоприятно на фоне потуг либеральной мысли изобразить нечто удобоваримое.
   Тем не менее, Манифест неоднозначен, противоречив, а его теоретическая основа более, чем зыбкая. Основные вопросы, разобранные в Манифесте, как я их вижу, следующие:
   -- Советский проект и причины его провала.
   -- Кризис западного проекта "Модерн" и постмодернизм.
   -- Тупиковость и катастрофичность для России возврата к капитализму.
   -- Воскрешение идеи Председателя Мао о мировом городе и мировой деревне.
   -- Судьба России в условиях сосуществования проектов "Постмодерн" и "Контрмодерн".
   -- Четвертый Проект.
   -- Рамка движения "Суть времени"
  
   1. Советский проект и причины его провала
   1.1 Причины победы большевизма в России
   Манифест считает, что существовал барьер тканевой несовместимости между капитализмом и Россией. Вероятно, Сергей Ервандович имел в виду барьер между основными ценностными категориями нашего народа и категориями, на которых основан капитализм. Если у них - личная свобода и личный успех в социальном плане и прибыль в плане материальном, то у нас в социальном плане это Родина, труд, справедливость, нестяжательство, товарищество, открытость, душевность, а еще стыд и совесть, о которых так правильно пишет Сергей Алексеев. Материальное у нас никогда не выходило на первый план. Наоборот, характерным является презрительное отношение к рвачам, шкурникам, любителям халявы, бесплатной и жирной колбасы, особенно, к тем, кто готов предать за эту колбасу самое ценное - Родину. В этом смысле Кургинян прав. Более того, рано или поздно весь мир осознает губительность погони за прибылью и успехом любой ценой. Он уже осознаёт это, и провал западной цивилизации - самое яркое тому свидетельство.
  
   Но причины победы большевизма именно в 1917-21гг и именно в России гораздо глубже "тканевой несовместимости", тем более, что к 1917 году капитализм в России вряд ли затронул самые глубинные слои народа, в ту пору - основную массу населения. То есть, согласно тому же Манифесту, было что подкидывать в топку Модерна, и было, кому это делать. Главное все же, как я считаю, исчерпанность Сверхидеи, на которой держалась Россия, и которая лишь приблизительно выражалась формулой "Православие, самодержавие, народность". Православие пришло к Распутину, самодержавие - к Александре Федоровне (тогдашней Раисе Максимовне) и тому же Распутину, а народность рвалась и жаждала выхода. Большевики умело воспользовались этой ситуацией, как только что, после выборов 4 декабря 2011 года, умело воспользовались недовольством народа неоднократно отвергнутые им правые.
  
   1.2 Субъект, реализовавший советский проект
   "Большевистская партия в 1917 году предъявила народу не только большой проект, но и себя в качестве субъекта, способного этот проект реализовать", - пишет Кургинян. Здесь он прав. В этом и один из источников преждевременного провала советского проекта.
  
   1.3 Источник энергии для советского проекта
   Как гласит Манифест "Страсть извлекали из Маркса те, кто его читал. Точнее, они эту страсть обнаруживали, скручивали в накаленный волевой жгут, усиливали, преобразовывали".
   Думаю, здесь товарищ Кургинян подходит близко к истине, но почему-то боится сделать еще один шаг. Шаг к моей ненаучной теории, к Сверхидее, овладевшей массами, как ранее овладела массами Сверхидея Христианства или Ислама. Именно Сверхидея объединяет и умножает энергию масс. Именно Сверхидея лежит в основе идеологии, а значит, и всех ее производных, включая мораль и нравственность.
  
   1.4 Коренные пороки большевистского советского проекта
   Здесь Кургинян указывает на не учтенное Марксом и унаследованное советским проектом игнорирование двух важнейших факторов:
   - социальной среды, которая формирует человека так же, как и создаваемая им материальная среда;
   - закономерностей развития самого человека, которые выходят за рамки как материального, так и социального факторов.
   Думаю, что в этом он прав. Хотя, если говорить глубже, то разрабатывая новую идеологию, следует рассматривать в комплексе все стороны отношений взаимозависимых живых организмов: человека, общества, государства и Природы. Но до этого нам пока еще очень далеко.
   Ну, и еще одним пороком, отмеченным Кургиняном, является догматичность советской идеологии. Здесь нет вопросов: таки да, был такой тяжкий грех.
  
   1.5 Внутренние и внешние факторы провала советского проекта
   Да, крах исторического материализма и развал СССР - следствие одновременного воздействия двух факторов. Первый связан со стремлением устранить идеологического и геополитического противника, второй - со стремлением нашей номенклатуры стать олигархией. Совместное воздействие этих двух факторов привело к нейтрализации энергетики Сверхидеи коммунизма, а лишенное энергетики общество в одно мгновение превратилось в толпу. Государство же как живой организм, не имеющий собственных источников энергии, а питающийся ею через общество от человека, так же мгновенно рассыпалось.
   Трест "Даешь капитализм" создавался падальщиками, деструкторами органических остатков бывшего великого и могучего Советского Союза, под чутким руководством их заокеанских наставников и отнюдь не в интересах России. Здесь Кургинян прав на сто процентов.
  
   1.6 О коммунизме
   "Коммунизм глубоко созвучен русской судьбе".
   Наверное, да. Но не в форме того примитивного коммунизма, когда каждому по потребности, а в форме общества будущего, в котором есть, например, духовность и справедливость, а нет, например, статусного тоталитаризма и потреблятства.
  
   2. Кризис западного проекта "Модерн"
   Это, по мне, наиболее хорошо проработанная Кургиняном часть Манифеста. И характеристика традиционного общества, и антикриминальный характер зрелой буржуазии, и её способность быть лидером созидательного развития, причем, не только в материальной сфере, и легитимность на определенной стадии - всё это логически безупречно и не вызывает отторжения.
  
   С другой стороны, Кургинян констатирует выход современной буржуазии за пределы её собственной легитимности, но не очень внятно объясняет этот факт, приводя лишь внешние признаки такого выхода (фашизм, абсолютизация демократии и пр.). Хотя, говоря о метафизическом, социальном и институциональном исчерпании буржуазного проекта "Модерн", Сергей Ервандович совсем близко подходит к мысли об исчерпании самой Сверхидеи, лежащей в основе этого проекта. А нет Сверхидеи - нет общества и нет государства, хотя сегодня посредством изощренных манипуляций сознанием оболваненных масс, а также созданием искусственной среды в мировом масштабе, можно продлить агонию и отсрочить неминуемую гибель систем, основанных на западном проекте. Именно такое состояние жизни после смерти Кургинян и обозначает категорией "Постмодернизм", который означает управляемую деградацию и управляемое гниение основных составляющих общества западного типа. Не случайно столько внимания там уделяется за последние годы теории и практике управляемого хаоса: он из той же сферы.
  
   3. Тупиковость и катастрофичность для России возврата к капитализму
   3.1 Несовместимость капитализма и России
   Кургинян совершенно прав, приводя тезис либералов о несовместимости с капитализмом русского духа, русской культурной матрицы. Практически все двадцать лет демократии - это не только уничтожение нашей промышленности, нашего сельского хозяйства и нашей инфраструктуры. Это, прежде всего, переформатирование русской культурной матрицы, уничтожение русскости. Отсюда десакрализация нашей истории, отсюда вытеснение из информационного и физического пространства русской музыки, русской литературы и русской архитектуры. Отсюда насаждение чужих и чуждых нам стереотипов, отсюда создание лжекумиров, отсюда "звёзды", похожие на проституток, отсюда бандиты и проститутки в качестве героев фильмов для массового зрителя, отсюда СПИД, наркомания, гомосексуализм и другие западные ценности.
  
   В то же время, в Манифесте отсутствуют объяснения, почему именно значительная масса населения страны таки купилась на обещания "светлого капиталистического будущего" с его "джинсовыми и колбасными райками и раечками", хотя причины этого и лежат на поверхности.
  
   3.2 Поражение или проигрыш?
   "В конце 80-х годов Россию не победили - ее обыграли. Осознание этого обстоятельства немедленно приводит к обнаружению ключевого противоречия нашей эпохи - противоречия между Игрой и Историей", - так говорится в Манифесте. Трудно спорить с тем, что в настоящее время Игра как набор "манипулятивных комбинаций, создаваемых элитой в условиях отсутствия народной воли, отсутствия народа как такового" приобретает широкий размах. Но я бы не стал противопоставлять Игру и Историю, помня, например, чем закончилась игра с высокими ставками на киевском Майдане. Манипулятивные технологии могут создать помехи на пути Истории, иногда помехи значительные. Но остановить или даже замедлить ее ход - вряд ли.
  
   "Демонтаж СССР и коммунизма - всего лишь пролог к демонтажу истории и человечества". Да, эти попытки, попытки установления Нового Мирового Порядка, резко активизировались после распада СССР и краха исторического материализма. Но на сегодня успехи Нового Мирового Порядка не очень средние, а скорее, Вашингтонский Обком, устанавливая этот порядок, надорвал животик и судорожно ищет новые подходы в то время, как тотальный кризис всё явственнее нависает над самим Западом.
  
   3.3 От криминального капитализма к криминальному государству
   Манифест пишет: "Хозяева треста "Даешь капитализм" взращивали не нормальный капитализм. Они взращивали криминального монстра. Взращивали псевдокласс-пожиратель. Они его взрастили. Класс стал пожирать всё и вся". Это так. Можно лишь добавить к анализу Кургиняна то, что кроме цеховиков, спекулянтов и держателей общаков в преступной приватизации по Чубайсу принимали участие другие основатели треста "Даешь капитализм". Это, в частности, высшая советская номенклатура и западный капитал, прежде всего, еврейского происхождения.
   Но в главном, в создании криминальным капиталом криминального государства, в котором прокуратура крышует казино, а президент, вернее, его местоблюститель, крышует прокуратуру, Манифест прав. Более того, реальным хозяином страны у нас стал тесный симбиоз компрадорской олигархии, организованной преступности и продажного чиновничества, а государство - аппаратом по обслуживанию интересов этого сибмиоза.
  
   3.4 Власть и криминал
   "Официоз не хочет обустроить Россию. Он хочет обустроиться в своих зарубежных поместьях и оттуда наблюдать крах России так, как зритель наблюдает увлекательное театральное представление". Думаю, это верное утверждение Манифеста.
  
   4. Воскрешение идеи Председателя Мао о мировом городе и мировой деревне
   Я пока не готов согласиться с тем, что имеет место модель стратегического союза исламизма и США. Думаю, что основой стратегии Вашингтонского Обкома было, есть и будет установление Нового Мирового Порядка. Тактический союз с исламизмом (например, включение в структуру Вашингтонского Обкома династии саудитов) уже имел место еще до удара по Ираку.
   Другое дело, что после провалов в Ираке, Афганистане, Пакистане, в условиях стойкости Ирана и в условиях смягчения оккупационного режима в России Вашингтонский Обком произвел маневр и сделал попытку использовать к своей выгоде накопившиеся противоречия в ряде мусульманских стран и где стимулировал, а где прямо организовал "оранжевые революции". Конечно, ставить задачу превратить все страны, за исключением "золотой двадцатки", в мировую деревню Вашингтонский Обком может: это не противоречит Новому Мировому Порядку. Но вот насколько он способен реализовать такой проект - другой вопрос.
  
   Да, Россия мешает переформатированию мира. Но это не нынешняя Россия, оккупированная ставленниками Вашингтонского Обкома, а Россия свободная. А до ее полного освобождения предстоит пройти долгий и трудный путь, по которому сейчас делаются только первые шаги - робкие и не всегда уверенные.
  
   5. Судьба России в условиях сосуществования проектов "Постмодерн" и "Контрмодерн"
   Отвлекаясь от самой вероятности наличия таких проектов, некоторые замечания о судьбе России.
   5.1 Возможность для России пристроиться к Западу
   Кургинян прав: такой возможности нет. Западу Россия не нужна. Западу нужны богатства России, и он будет делать всё, чтобы этими богатствами завладеть. Собственно, и Запад-то России нужен для очень ограниченных и утилитарных целей.
   5.2 Возможна ли у нас модернизация?
   Нет, в данных условиях невозможна.
   Главная причина в том, что у нас уже, по большому счету, некому и нечего модернизировать. Хотя почти всё, о чем говорит Манифест, также имеет место быть.
   5.3 Собственная парадигма развития
   Здесь Манифест наиболее декларативен и наименее конкретен. Да, наверное, собственная парадигма у России есть, её не может не быть. Но ни в Манифесте, ни за его пределами я пока не нашел разумных объяснений существа такой парадигмы. Скорее всего, это и есть та Сверхидея, которая приведет к формированию собственной идеологии России, отвечающей ее историческому пути и историческому призванию.
   Но, как известно, Сверхидею нельзя выдумать в кабинетах. Процесс ее формирования несколько более сложен.
   5.4 России нет места
   В рамках Нового Мирового Порядка - таки да, нет.
   Сверхзадача России - выжить в сегодняшних условиях, обрести Сверхидею и найти себе место вне рамок Нового Мирового Порядка.
  
   6. Четвертый Проект
   6.2 Конфликт западников и почвенников
   Да, этот конфликт - по сути, шизофрения общества - мешает обретению Россией собственного пути. В то же время понятие "Россия - второй Запад" достаточно двусмысленно в условиях явного провала первого Запада.
   Суть, конечно, не в названии. Суть в том, что возрождение России возможно только в том случае, если обретенная ею Сверхидея (её Проект в терминологии Манифеста) будет иметь значение не только для неё самой, но и для существенной части мира в качестве альтернативы нынешнему Западу и Востоку.
  
   6.3 Россия - альтернативный Запад
   Тогда посыл Манифеста о том, что "Может быть, поэтому Запад ненавидит Россию гораздо более яростно, чем он ненавидит Восток", приобретает новое измерение.
  
   6.4 Социальный суперрегулятор России
   На вопрос "Что же является суперрегулятором, позволяющим России сформировать быстро развивающееся немодернистское общество?" Манифест дает ответ: "Таким регулятором является культура, которая в России играет совсем иную роль, чем на Западе".
   Что-то я сильно сомневаюсь в верности этого предположения, тем более, что аргументов в его пользу Манифест не приводит. Единственным аргументом от противного, в смысле скорейшего уничтожения этого суперрегулятора, является назначение у нас министрами культуры то шоумена Швыдкого, то безвольного Соколова, то никакого Авдеева.
  
   6.5 Нужен ли ремейк большевизма?
   Нет, не нужен. Здесь Манифест прав: нам нужен Четвертый проект, который вобрал бы в себя все лучшее не только из растоптанного советского прошлого, но и из не менее оболганного при историческом материализме прошлого императорской России и ранее, вплоть до Нила Сорского и даже глубже. История должна быть непрерывной, и ее искусственное прерывание есть аборт, то есть, к рождению нового не приводит и привести не может.
  
   Что касается когнитариата, абсолютизируемого Манифестом, то я обозначаю эту прослойку образованцами (по Солженицыну). Вопрос классового анализа нашего общества в условиях господства тесного симбиоза компрадорской олигархии, организованной преступности и продажного чиновничества пока не решен. В любом случае, когнитариат Манифеста пока занимает лакействующее положение и питается со стола симбиоза. Легитимирование власти лакействующего класса или прослойки вряд ли приведет к чему-либо хорошему. Раб, как известно, стремится не к свободе. Раб хочет иметь своих рабов. Кроме того, не факт, что идеология нового Проекта будет идеологией господства - класса, расы, нации, конфессии или искусственного образования (смыслократии, аристократии знатоков, по "Русской Доктрине"). Скорее всего, речь будет идти об идеологии гармонии.
  
   7. Рамка движения "Суть времени"
   Она, как известно, слагается всего лишь четырьмя принципами, изложенными в Манифесте.
   Принцип No.1. Все мы относимся к краху СССР как к личной трагедии. Ответственные за этот крах силы лишили нас нашей Родины.
   Принцип No.2. Мы хотим знать, почему распался Советский Союз и кто виновен в этой трагедии.
   Принцип No.3. Мы хотим понять не только то, кто виновен в распаде СССР и в чем подлинный замысел сил, сумевших обеспечить его распад. Мы хотим понять еще и то, как можно вернуть утраченное.
   Принцип No.4. Мы хотим не только понять, как вернуть утраченное. Мы хотим это утраченное вернуть.
  
   Поскольку одной ностальгии по прошлому величию мало, я бы добавил сюда:
   Принцип No.5: Нам неприемлема та ситуация, в которой оказалась Россия.
   Принцип No.6: Мы ищем собственный путь возрождения сильной, независимой, богатой и справедливой России.
  
   В целом, повторюсь, Манифест Кургиняна - исключительно положительное явление, свидетельство того, что мысль в стране пока жива, что нарастает отторжение того уродливого состояния, в которое загнали Россию либеральные "реформаторы" и их западные кукловоды.
  
Подкрался... [www.durdom.in.ua]
  
   Работаем на будущее.
   Его облик в наших руках.
  
   5 января 2012 года
   Москва
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"