Максим Кантор - современный российский художник, писатель, философ, публицист, поднявшийся над либеральной толпой и не боящийся публиковать работы, идущие вразрез с мнением мейнстрима. Познакомиться с ним можно на его сайте www.maximkantor.com или просто набрав "Максим Кантор" в строке Яндекса. Ссылку на статью Максима Карловича "Пожар демократии" мне прислал Сергей ("SNC"), за что ему огромное спасибо.
Для нас, простых смертных, далёких от высоких сфер объективизма, экзистенциализма и пост-постмодернизма статья Кантора достаточно трудна для чтения, тем более, что в ней упоминаются имена и труды западных философов, мало известных в России за пределами узкого круга специалистов и вымирающих у нас интеллектуалов. Попытаюсь упрощённо сформулировать основные мысли статьи, как я их понимаю, пользуясь цитатами из статьи, иногда изложенными в вольном переводе, иногда заимствованными дословно.
Гибнущая либеральная экономика может выживать лишь путём утверждения всемирного хаоса. Страна и общество стали переменными величинами, функциями от капитала и рынка. Война - единственный порядок, единственно желаемое для демократической номенклатуры положение дел. Целью войн является то, что на современном политическом жаргоне называется "утверждение демократии", а это не утверждение иного порядка, чем тот, что был до войны, - это утверждение перманентного хаоса. И желаемый итог войны не победа над врагом, но неутихающая вражда. В разорённых войной землях занимаются отнюдь не медицинским снабжением и даже не восстановлением промышленности; занимаются организацией выборов лидера страны из трёх боевиков - надо решить, кто будет командовать в течение следующих трёх месяцев.
Потом пройдут иные выборы, к власти приведут иного головореза, и так будет всегда. Всякий проигравший поставит сторонников под ружье, всякий победитель откроет двери тюрьмы. Требуется поддерживать ротацию крикунов - это называют свободными выборами. Эта деятельность не улучшит конкретной жизни побеждённых, но граждане разорённой страны станут участниками общего процесса, они попадут на общий рынок. Кому-то из них, вероятно, повезёт больше, чем остальным. Всем остальным - не повезёт.
Даже если конкретная территория не представляет интереса для торговли и добычи ресурсов, её присоединение к рыночной площади имеет символический характер. Рынок отныне - это весь мир. Строить на пустыре нерентабельно, поэтому строить не будут; а разрушить страну, увы, придётся, потому что заборов на рынке быть не должно - всё открыто торговым рядам. Следует повсеместно создать условия соревнования - в большинстве случаев это соревнование с себе подобными за право на жизнь.
Причину такого положения вещей Максим Кантор видит в том, что демократия мутировала. Демократия отождествила себя с либеральным рынком, отныне демократия находится в зависимости от соревновательного торжества сильного над слабым, и демократия объявляет своим достижением победу успешного над неуспешным. Когда граждане клянутся демократическими ценностями, возразить против лозунгов нечего. Несправедливость демократии проявляется сама собой, стихийно и неотвратимо, подчиняясь стихии рынка; постепенно демократическая доктрина оказывается страшнее тирании.
Образовавшийся гибрид "демократия + либеральный рынок" утверждает торжество над слабым как вечное, создаёт касту "сверхграждан", сильнейших игроков, граждан мира-рынка, - но отнюдь не граждан конкретного общества. Президенты банков, главы концернов, владельцы месторождений представляют не общество и даже не собственно капитал - но новое образование, демократическую номенклатуру.
Практически здесь Максим Кантор говорит о либеральной демократии американского разлива, о Вашингтонском Обкоме в моём понимании этого термина: Обком как результат взаимодействия множества игроков, обладающих экономическими, финансовыми, политическими, военными и другими ресурсами мирового масштаба, интересы которых в установлении Нового Мирового Порядка совпадают. Да и Новый Мировой Порядок в статье Максима характеризуется с достаточной полнотой.
В статье Кантора много говорится об идеологии демократической номенклатуры, упоминаются творцы этой идеологии Ханна Арендт (свобода личности против "тирании логичности" тоталитаризма), Айн Ренд (личный успех, эгоизм и индивидуализм как высшие категории), Карл Поппер ("открытое общество", плюрализм, мультикультурализм, свобода индивидуя от всяческих табу и пр). Идеология демократической номенклатуры по Кантору предстаёт сегодня наиболее прогрессивным учением, система её ценностей обслуживается авангардными форумами искусств, беспредметным творчеством, левыми кураторами.
Граждан уверяют, что существует обязательный выбор: между тоталитаризмом и демократией - а третьего компонента не дано. Граждан убедили, что наличие богатых феодалов символизирует их собственные свободы, многие в это поверили, тысячи журналистов доказывают это положение ежедневно. И сами феодалы верят, что творят добро. Гражданам внушают: вы настолько суверенны, так лично своеобразны, так зачем вам государство, если каждый из вас -- личность?
Людям внушают, что их главное право - право на гражданскую войну, на то, чтобы "каждый взял столько свободы, сколько может" - этот чудовищный лозунг, прогремевший однажды с российской высокой трибуны, правит миром. Толпы скандируют, что они хотят перемен, но никто из митингующих никогда не скажет, каких именно перемен он хочет, - по сути, людям внушают мысль, что миру нужна вечная ротация; мир приведён в перманентное возбуждённое состояние, подобно наркоману, ежедневно нуждающемуся в дозе. Ещё, ещё, ещё - расшатывай государство, раскачивай лодку. Ты не хочешь расшатывать государство -значит, ты за тиранию, охранитель режима?
В заключении в статье говорится:
"Оруэлл предсказал, что новый порядок выдвинет лозунг "Война -- это мир".
Так и случилось.
Речь идёт о бесконечной гражданской войне, в которой практически нет виноватых. (...) Чтобы остановить войну, требуется избавиться от новой идеологии, от идеологии Айн Рэнд, от подделок "второго авангарда", от веры в прогресс и рынок. Требуется не просто отказаться от экономических пузырей, но проткнуть самый главный, самый страшный пузырь - идеологический".
Как видите, умные люди понимают, что корень зла не в Буше, Обаме или Путине, не в Абрамовиче, Фридмане или Керимове. Корень зла - в идеологии.
Следующий этап осмысления действительности умными людьми - признание идеологического шаттла, того несомненного для меня факта, что идеология либеральной демократии американского разлива является скрытым носителем совсем другой идеологии, идеологии права на управление миром, которая и есть идеология Нового Мирового Порядка.
Отсюда управляемый хаос, так точно и красочно описанный Максимом Кантором в его статье "Пожар демократии".