Вопрос выбора системы ценностей опять актуален для России. Умело внедренная Западом либерально-демократическая парадигма, основанная на личном успехе, индивидуальных свободах, безудержном эгоизме и тотальном одиночестве, которую с восторгом заглотала наша озабоченная интеллигенция, мягко говоря, не привилась на нашей почве. Наоборот, она мутировала в чудовищную парадигму всеобщего воровства, подлости, круговой поруки и привела к социальному дарвинизму, результаты которого уже превзошли и сталинский террор, и гитлеровский Холокост. Потери страны от сверхсмертности исчисляются десятками миллионов жертв. Территории кладбищ всего за пятнадцать лет выросли в разы, и все равно мест для захоронения не хватает ни в вырождающейся деревне, ни в разбухших от притока мигрантов крупных городах. Мелкие города, а их у нас тысячи, деградируют на глазах и тихонько умирают.
Говоря о выборе особого пути для России, упоминается духовность как наиболее характерная категория, присущая нации. Не будем говорить о том, что ни нации, ни государства в строгом смысле этого слова у нас еще пока уже нет, хотя попытки государственного строительства возобновились с приходом к власти группировки Путина.
Попробуем разобраться с самим понятием "духовность", под которым одни понимают способность человека "культурно отдыхать", ублажая не только тело, но и дух; другие путают духовность с наличием национального характера вообще; третьи за духовность принимают Большой Театр и фигурное катание, противопоставляя их водке с пивом и мордобоем; четвертые считают духовность производной от справедливости. Думаю, всё это не совсем так.
Большая Советская Энциклопедия не знает понятия "духовность", хотя в статье "Духовно-историческая школа" говорит что-то о переживании, которое "объективируясь посредством поэтической формы, претворяется в целостную духовную реальность". Более точно о духовности выражался наш тамбовский святой, Святитель Феофан Затворник:
"В деятельной части от действия духа является желание и производство безкорыстных дел или добродетелей, или даже и выше - стремление стать добродетельною. Собственно дело души в этой ея части (воле) есть устроение временнаго быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемаго ею быта. Между тем, она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что оне нужны, полезны и приятны, но потому, что оне хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, не смотря на то, что они ничего не дают для временнаго быта и даже неблагоприятны ему, и ведены бывают на счет его. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ея незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ея требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе".
В рамках моей ненаучной теории общество - живой организм, возникающий из определенной массы людей при резонансе индивидуальных биополей каждого человека, который приводит к образованию устойчивого совокупного биополя общества. Биополе я определяю как материальную основу для трансформации и передачи геобиохимической энергии живого вещества, как физическое поле, создаваемое в ходе психической деятельности человека, продукт его наиболее глубоких переживаний. Совокупное биополе общества является частью совокупного биополя Земли и обладает способностью воздействия на живое вещество, вызывая у него определенное психическое состояние.
Оплодотоворенное Сверхидеей - недостижимым, но признаваемым в качестве достижимого идеалом, в ходе мистического осмысления которого биополя отдельных людей могут входить в резонанс с совокупным биополем Земли и черпать из него энергию, необходимую для реализации такого идеала - общество порождает еще один организм, государство, с которым находится в квази-симбиозе, обеспечивая этот организм энергией.
В данных терминах понятие духовности формулируется легко.
Духовность человека - это напряженность его индивидуального биополя, глубина его переживаний, обусловленных внутренними психическими процессами, отражающими процессы реального мира и направленными к идеалам любви, доброты, справедливости, гармонии.
"Духовность общества - напряженность совокупного биополя этого общества, его потенциал, обеспечивающий стремление к тем же идеалам любви, доброты, справедливости, гармонии.
Всё очень просто. Феофан Затворник, по сути, говорил то же самое.