Аннотация: Антисемитизм на Русском Севере в XVI веке
Малоизвестные иконы. Богородица с голубыми глазами
Эту икону вряд ли справедливо назвать малоизвестной: она просто никому не известна. Досталась она мне в Архангельске, где я работал в середине 90-х годов, вот в таком виде:
Грамотные ребята отреставрировали икону, и она с тех пор стоит у меня на полке с книгами. Голубые глаза на иконе Девы Марии само по себе - диковинка, поскольку, как ни крути, Пресвятая Богородица, скорее всего, была этнической еврейкой, а в ту пору голубоглазые встречались только среди гоев, и то не везде. Второй особенностью иконы является то, что Дева Мария изображена без младенца Христа. Третья особенность иконы - она двухковчежная, то есть, поле иконы с изображением дважды заглублено по отношению к краям.
В книге Александра Рыбакова "Вологдская икона" я наткнулся вот на такой Деисусный чин, изображённый там под номером 59:
Как видите, икона Пресвятой Богородицы, составная часть любого Деисуса, здесь очень похожа на мою архангельскую икону.
Вот описание Деисуса, приведенное в книге "Вологодская икона"
"Середина XVI в.
47x108. ВОКМ, инв. 10211
Происходит из церкви Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни в Вологде.
Реставрация: сведений о реставрации нет.
Трехфигурный Деисус с поясным изображением Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи в XVI--XVII вв. был наиболее распространён и имелся не только в монастырях и храмах Вологодской епархии, но и в присутственных местах, в избах крестьян и посадских людей. Располагался он обычно над входом в помещение. Над западными дверьми храма находился Деисус и в Дюдиковой пустыни -- старом городском монастыре, обращённом после "литовского разорения" 1613 в приходскую церковь".
Судя по всему, и моя икона - часть такого Деисусного чина. Значит, где-то должны быть иконы Спаса и Иоанна Предтечи. Не знаю, можно ли отнести её к середине XVI века, как и Деисус из Пустыни, но в любом случае, икона древняя.
Вот, что пишут в Сети про Дюдикову пустынь:
"Пустынь основана в 16 веке монахами Николаевского Угрешского монастыря и была приписной к нему.
На территории пустыни стояли две деревянные церкви: холодная Иоанно-Предтеченская и теплая Николаевская. В 1571 году во время эпидемии чумы в Вологде крестьянину села Дюдиково Марку Заозерянину явилась икона Божией Матери "Знамение" с указанием поставить икону в Предтеченской церкви.
В 1612 году пустынь разорена поляко-литовцами и не восстановилась более. В 1614 году в вотчинном сельце Угрешского монастыря Дюдикова Пустыня стояли уцелевшие церкви Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, служил поп Симеон. На руках он имел тарханную грамоту, привезенную игуменом Угрешского монастыря, освобождающую священника от дани. В 1651 году царским указом бывшие монастырские церкви переданы прихожанам.
Приходская Иоанно-Предтеченская церковь. 17-20 век.
Каменная холодная Иоанно-Предтеченская приходская церковь с колокольней в одной связи построена прихожанами около 1653 года".
Вот ещё пара снимков Иоанно-Предтеченской церкви, найденных в Сети:
Конечно, это не та церковь, в которой был поставлен Деисус, описанный под номером 59 в работе Александра Рыбакова. Но древняя деревянная церковь стояла на том же самом месте. Сейчас ни храм Иоанна Предтечи, ни тёплая Знаменская церковь, построенная рядом, не сохранились, а территория Дюдиковой пустыни вошла в территорию современной Вологды. Сейчас это Набережная 6-ой армии вблизи пересечения её с улицей Прилукской.