Системная целостность функциональна только тогда, когда она едина.
 
5. Кавказская субэтносистема и ее противоречия
Это наиболее сложная (вместе со Среднеазиатской) субэтносистема, в первую очередь, с точки зрения взаимосвязей и взаимозависимости. Для нее характерно следующее:
5.1 В определенной своей части Кавказская субэтносистема является периферией Восточно-Исламской цивилизации, находящейся на территории России. Внутренние процессы в Восточно-Исламской цивилизации, а также усилившееся давление на нее Запада приводят эту цивилизацию в "возбужденное" состояние, что отражается на Кавказе.
5.2 В связи с распадом СССР на территории России образовались осколки, "части" и "куски" некогда единой субэтносистемы.
5.3 Имеется обширная диаспора кавказской субэтносистемы как в России, так и за рубежом.
5.4 Кавказская субэтносистема содержит как тюркские, так и эндемические (автохтонные) этнические группы. Эндемические группы обладают ярко выраженным "горским" признаком, что динамизирует этнополитические процессы в регионе.
5.5 Кавказская субэтносистема, в первую очередь, ее тюркская часть, является объектом активного воздействия со стороны Турции. Идея "Великого Турана" возрождена и начался процесс ее реализации. Он выражается пока в замене русской этнодоминанты турецкой (тюркской).
5.6 Имеется прямая заинтересованность Запада в поддержании конфликтности в российской Кавказской субэтносистеме.
5.7 Наличие в регионе значительных ресурсов, в том числе, энергетических создает благоприятную почву для мифа о возможности создания здесь собственных Кувейтов и Брунеев.
5.8 Кавказская субэтносистема испытывает мощное воздействие со стороны Восточно-Исламской цивилизации, которая, не будучи единой, приносит сюда и реализует здесь ряд своих проблем.
Характерным для этой субэтносистемы является клановый, родовой, тейповый характер внутренних взаимоотношений, а также высокая роль традиционного права - адата и его преобладание над формальной системой права, а также - в последнее время - усиление роли шариата. Ориентирующиеся на Москву и пришедшие во власть с помощью Москвы местные правители зачастую оказываются вне тейповых отношений, то есть, фактически не имеют реальной базы среди местного населения, хотя принадлежат к местным этносам. Подъем национального самосознания ведет к уменьшению роли русской этнодоминанты и выдвижению на эту роль местных этносов, которые по определению не обладают для нее необходимыми качествами.
В значительной степени все вышесказанное относится и к среднеазиатской субэтносистеме. В итоге южные границы России фактически стали политико-символическими, а с этнополитической и правовой точки зрения они абсолютно некорректны.
Основные внутренние противоречия Российской части Кавказской субэтносистемы по Чернову вылились и выливаются в следующие реальные и потенциальные конфликты:
Осетино-ингушский. Причиной конфликта явилось непонимание тогдашним ельцинским руководством России специфики северокавказских реалий, поводом возвращение на этническую родину (Пригородный район Владикавказа в Осетии, естественно уже занятый и обустроенный представителями других этносов) незаконно депортированных ингушей. В итоге в октябре 1992 года разразился кровопролитный конфликт с многочисленными человеческими жертвами. Ввод федеральных войск остановил кровопролитие, однако ни Центр, ни его армия не имели ни малейшего представления о местных традициях, о сути конфликта и об объекте защиты. В итоге антирусские настроения резко возросли как в осетинской среде, так и в ингушской.
Чечено-ингушский. В силу ряда обстоятельств (этническая близость, один язык, один стереотип поведения) носит более мягкий характер. Война в Чечне объективно способствовала гашению противоречий и вектор противостояния все более поворачивается против России. Финансовые успехи ингушской диаспоры привели к экономическому росту в Ингушетии и появлению мифа о возможной автаркийности этого региона.
Грузино-осетинский. Осетия расколота на две части: ее северная часть находится в России, южная - в Грузии. Грузия проводит политику территориальной целостности республики, а грузины претендует на функцию субэтнодоминанты. Стремление Южной Осетии к вхождению в состав Российской Федерации привело к масштабному кровопролитию 1989-1992 гг. С 1996 года ввиду ослабления центрального руководства Грузии наблюдалась латентная фаза объединения Южной и Северной Осетии. (Напомню, что работа написана в 1999 году).
Внутридагестанский (латентный). В Дагестане как субъекте Российской Федерации создана этнополитическая система, состоящая из 12 элементов - коренных этносов. (Всего в Дагестане проживают представители 102 национальностей, относящиеся к трем языковым семьям. К дагестанско-нахской ветви иберийско-кавказской семьи языков относятся аварцы даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры и чеченцы. К тюркской группе алтайской языковой семьи относятся кумыки, азербайджанцы и ногайцы. К индоевропейской языковой семье принадлежат русские, таты и горские евреи, говорящие на татском языке, который относится к иранским языкам. Общая граница с Чечней и наличие значительного по численности чеченского населения, общая граница с Азербайджаном и наличие значительного по численности азербайджанского населения делают ситуацию в Дагестане крайне хрупкой). К 1998 году Дагестан почти с точностью начал повторять ситуацию "Ливан-75". Чернов предсказал, что развитие ситуации в Дагестане должно закончиться этноядерным взрывом. (Как мы помним, произошло вторжение чеченских вооруженных формирований в Дагестан, потерпевшее крах благодаря своевременному и жесткому вмешательству центра, в котором "демократы" уже начали терять влияние, а власть смещалась в сторону группировки Путина, занимавшего тогда пост премьер-министра.
Кабардино-Балкарский (латентный). Кабардинцы относятся к адыгскому (черкесскому) этноэлементу, балкарцы - к тюркскому. Адыго-черкесская диаспора весьма влиятельна и насчитывает около 2 млн. человек, проживающих в Ливане, Иордании, Египте, Израиле, на Кипре, в Гибралтаре и других странах. Социальные позиции адыгов в этих странах весьма велики. Так, основные посты в службе общей разведки Иордании, в ее контрразведке и полиции занимают чеченцы, дагестанцы и черкесы. Нальчик сейчас является крупным финансово-посредническим центром Кавказа. На территории Краснодарского края есть еще и Республика Адыгея - субъект Российской Федерации.
Осетино-Грузино-Ингушский. Военно-грузинская дорога, контролируемая осетинами, стала основной артерией поступления в Россию контрабандного турецкого спирта, из которого потом в массовом масштабе производилась "паленая" водка, продававшаяся по территории всей России. Доходы от этого "бизнеса" чрезвычайно велики, что подтолкнуло Ингушетию на строительство параллельной магистрали в Грузию. Строительство вели грузинские рабочие, что привело к вооруженному столкновению в районе строительства.
Кроме того, регион находится под воздействием грузино-абхазского конфликта (чеченский батальон Шамиля Басаева защищал Абхазию во время войны с Грузией, а находящееся на территории Грузии Панкисское ущелье с местным чеченским населением служит тыловой базой чеченских боевиков), армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе, азербайджано-талышского конфликта, не говоря уж о главном факторе, дестабилизирующем регион и приводящем к росту антирусских и антироссийских настроений - войне в Чечне. Складывается стереопсихотип восприятия русских как врагов.
Стратегически западные государства, особенно США, заинтересованы в чеченском кризисе и в дальнейшей дестабилизации положения в Кавказской субэтносистеме как с точки зрения детонатора распада России, так и с точки зрения ожидания, что исламский фундаментализм (усулия) переместит фронт борьбы с Запада на Россию. В любом случае, при реализации на Кавказе югославского сценария одной из составляющих миротворческих сил НАТО будут части турецкой армии. В направлении интернационализации северокавказского кризиса уже активно действуют ОБСЕ и ряд других международных организаций.
6. Практические соображения по Северному Кавказу.
Историческая память кавказских народов отягощена как кровавыми междуусобицами, так и войной России на Кавказе в XIX веке, депортацией в 1944 году чеченцев и ингушей, непоследовательной, а иногда и преступной политикой России на Кавказе в конце восьмидесятых - девяностых годах XX столетия. Сложившаяся политическая ситуация на Кавказе и вокруг него не совместима ни с интересами России как этносистемного государства, ни с интересами кавказской субэтносистемы. В этой связи П.В. Чернов предлагает следующее:
6.1. Снять вопрос о праве наций на самоопределение и перевести его в плоскость культурно-национальной автономии в рамках единой России. Опора здесь следует искать среди реальных авторитетов - старейшин кланов и тейпов.
6.2. В Чечне вести адресную социально-экономическую политику, направленную на поддержку тех, кто дистанцируется от преступной деятельности боевиков и их покровителей (Напомню, работа написана в 1999 году).
6.3. Любым путем воспрепятствовать всякому вмешательству в северокавказский конфликт международных организаций (включая ОБСЕ), что само по себе сразу же ослабит общую напряженность.
6.4. Пресечь всякую пропаганду и муссирование идей различных референдумов, выборов и т.п. Несмотря на их показную популярность, они не воспринимаются и не будут восприниматься северокавказским социумом в качестве легитимных. Местное самоуправление может быть с успехом реализовано через традиционные социальные структуры, несколько модифицированные в общих интересах.
6.5. Резко изменить подход к большинству вопросов практической политики, в частности:
6.5.1 На руководящие должности в регионе должны назначаться лица местного происхождения, владеющие языком и исламской догматикой, особенностями быта и нравов местного общества, готовые жить в регионе длительное время вместе с семьей. Опираться на традиционные структуры, в первую очередь, на старейшин.
6.5.2 Предотвратить отток представителей других национальностей из Чечни, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, с тем, чтобы не нарушать сложившееся этническое равновесие. Постепенно усиливать долю русского элемента как этнодоминанты системы там, где для этого имеются благоприятные условия.
6.5.3 Открыть межреспубликанские административные границы и закрыть границы по внешнему периметру.
6.5.4 Честно и правдиво объяснить все причинно-следственные связи чеченской трагедии. Публично назвать виновников этой трагедии.
6.5.5 Принять меры к недопущению формирования чисто этнических государственных и полугосударственных образований. Сломить сопротивление этнократии.
6.5.6 Навести порядок в так называемых миграционных службах, которые превратились в кормушки для чиновников и своей деятельностью наносят огромный ущерб целостности государства.
6.5.7 Наладить жесткий контроль за идеологическим обеспечением всех мероприятий. Идеология проста: сохранение единого государства и традиционных межнациональных связей.
6.5.8 Предотвратить образование промежуточных этнодоминант.
6.5.9 Взять под контроль распределение гуманитарной помощи.
6.5.10 Снять опасность односторонней ориентации федерального центра на Северную Осетию.
7. Послесловие и некоторые выводы
Любой этнополитический процесс затрагивает главный вопрос - вопрос о власти. Современные тенденции к этнократизаци власти в России чрезвычайно опасны сами по себе. Истина проста: невозможно всем этносам, нациям и народностям, группам и племенам дать власть и позволить создать собственное независимое государство. В этом случае мировой процесс превратится в сплошной поток малых и больших войн, национальных и этнических конфликтов, межконфессиональных столкновений. В 1991-1993 гг. значительная часть политической энергии была направлена в самый опасный из социальных коридоров - в этнический. Власть и этнос стали неразделимы. Массовые этноэмиграционные потоки разрушили устойчивую этносоциальную структуру многих регионов. Традиция централизованной российской государственности была нарушена. Одновременно начался и стал нарастать процесс форсированной мутации российского этносистемного стереопсихотипа.
В то же время шла смена естественного для России пирамидального политического режима на горизонтально-кольцевой, характерный для западных демократий, живущих в абсолютно других условиях: ни одна из них не является этносистемной. Форма российской государственной власти перестала соответствовать содержанию ее политических реальностей. "Российский эксперимент" наглядно показал, что как только в этносистемном государстве размывается вертикаль, ее место занимает "Скрытая" цивилизация в сочетании с круговой коррупцией и олигархией.
С потерей экономического потенциала в России может быть уничтожена этнополитическая основа развития не только федерализма, но и государства вообще. В результате российский федерализм быстро превратится в конфедерализм, а затем в разрозненные конгломераты маргинальных образований. Россия превращается в колонию.
Для собственного спасения Российская Федерация должна постепенно нивелировать этническую окраску своих субъектов, выдвигая на первый план экономическое районирование в рамках национально-культурного равноправия. Критерий здесь один и достаточно жесткий - сохранение геомолекулярной этносистемности, что возможно только в условиях прерывания тенденции к превращению административных границ в государственные.
Главная задача российской этносистемы - налаживание нормального межцивилизационного взаимодействия на всех уровнях, начиная с горизонтальных цивилизаций и заканчивая конкретными этнополитическими элементами и даже граниальными точками. Российское этносистемное государство должно превратиться из объекта цивилизационного дробления и растаскивания в центр межнационального притяжения.
Современная геополитическая модель мира также конфликтна. Стоит вопрос о пересмотре международно-правовой системы, сложившейся после Второй мировой войны и приведении ее в соответствие со сложившимися мировыми геополитическими реалиями. Однако, пока "третья мировая война" не закончилась, даже постановка этого вопроса утопична. Главный вопрос "третьей мировой войны" - сумеет ли "Скрытая" цивилизация удержать завоеванные позиции в расчлененной этносистеме СССР-СНГ-Россия.
От себя добавлю, что другой, гораздо более известный этногеополитик, утверждал прямо противоположное: "Конец еврейского господства в России будет также концом России как государства".
Политики, блин!
14.09.04