Аннотация: К обсуждаемому сейчас вопросу о роли элиты
Гаэтано Моска и российская элита90-х
- Ты где, российская элита?
- Я тута! Здеся! У корыта!
"В конце XIX -- начале XX века возникла школа философов политики, экономистов и социологов, которые пытались взглянуть на структуру Политического так же холодно и жёстко, как в своё время Макиавелли, вынося за скобки морально-ценностную риторику современных им политических партий и движений -- как либеральных, так и консервативных или социалистических.
Один из крупнейших представителей этого направления -- итальянец Гаэтано Моска разработал теорию "политического класса".
Главным импульсом, который подвиг его дать холодный и местами жестокий анализ современного общества, было раздражение от гуманистической, либерал-демократической риторики, которую он слышал со всех сторон, но которая вызывающе контрастировала с конкретной социальной реальностью. Сходство с Макиавелли требует вместе с тем определённых уточнений. Макиавелли писал свои труды в фазе перехода Европы к парадигмам Нового времени, и его философия политики несла в себе отрицание сакрального (католико-имперского) пласта в системе Политического (Макиавелли по-своему приближал Новое время, готовил пути либеральной мысли). Гаэтано Моска творил уже в разгар Нового времени, и его критика направлена в большей мере против либеральной риторики. Если Макиавелли десакрализировал европейскую сакральность, то Моска (и другие представители неомакиавеллистской школы) демифологизировали уже само либерально-демократическое общество, возникшее, в свою очередь, как продукт десакрализации. С трудами Макиавелли эту школу роднит методология, но контекст -- исторический и парадигмальный -- существенно различается.
Моска исходил из модели перманентизма, из принципа, что человеческое общество по сути не меняется, несмотря на смену идеологических и социальных декораций. За разговорами о прогрессе, демократии, развитии и свободе стоит неизменная и довольно эгоистическая человеческая природа. Следовательно, все аргументы либерал-демократии относительно превосходства современных идей и политических институтов являются "бессодержательной пропагандой", служащей лишь прикрытием и оправданием для новых социальных элит. В духе классового подхода Моска называл современную демократию "плутодемократией", то есть "властью богатого, состоятельного народа". По сути, такой подход подчёркивал специфику современных элит, напрямую связанных именно с финансовой и имущественной составляющей жизни".