Вообще-то я не люблю слово "провинция", не само по себе слово, конечно: оно вовсе не причем, и там, где уместно, выглядит даже достаточно гордо: "Римская провинция Каппадокия", например. У нас же слово "провинция" применительно к российской глубинке звучит достаточно пренебрежительно. Им чаще всего пользуются те, кто только что выбился из грязи в князи, обрел московскую или питерскую прописку и теперь получает особое удовольствие, произнося это слово. Вот этого я не люблю, и сам, хотя живу в Москве почти уже сорок лет, но столичным жителем до сих пор себя не считаю, предпочитая говорить о себе: "Я тамбовский".
Наверное, где-нибудь в Италии, такие города, как Рим, Флоренция, Равенна, Перуджа, Венеция и им подобные, города с многовековой непрерывной историей, и являются хранителями духа нации, ее знаковых традиций и обычаев, источниками ее стойкости и ее энергии. У нас - нет. У нас постоянным и неиссякаемым источником духа, мудрости, энергии, кладезем сокровищ нации, хранителем ее морали всегда была русская глубинка, российская деревня. Именно оковы крепостного права на живом и здоровом организме крестьянства были одной из причин вековой отсталости России. Именно на крестьянском вопросе спекулировали большевики, когда прорывались к власти, и именно на этом вопросе они споткнулись, когда к власти прорвались. Обескровленная, оставшаяся без хозяина деревня лишила общество основного источника его энергии. Так высыхают родники, если вырубить лес по их берегам. Так засыхает дерево, если подрубить его корни.
Перебравшись в город, человек тоже лишается корней, остается один на один с действительностью, становится беззащитным. Нарастание одиночества - главная причина повального пьянства, эпидемия которого угрожает русской нации, может, больше, чем СПИД и телевидение вместе взятые. Все это усугубляется целенаправленным и разрушительным воздействием на оставшегося в одиночестве человека всего арсенала средств массового оболванивания. Зомбирование живых, но оторванных от земли людей, превращение образа и подобия Божия в потребителя сомнительных материальных и духовных ценностей, поставлено у нас на промышленную основу, на поток.
Проводимая в последние десятилетия хорошо скоординированная политика "мировой общественности" при помощи наших заворовавшихся и не всегда адекватных правителей на окончательный развал России, на втаптывание в грязь ее ценностей, на разрушение всего, что составляет наше национальное достояние, уже не встречает отпора. Дух нации надломлен. Источники ее энергии перекрыты или перекрываются: чубайсы у нас действуют не только в энергетике, в духовной сфере они столь же эффективны.
В то же время в обществе нарастает осознание того, что политика грабежа общенациональных ценностей и регулярного ограбления народа, политика дегуманизации жизни, искусственное насаждение культа успеха, статусный тоталитаризм не приемлемы для России и далее не терпимы. Дальше - катастрофа, распад. Народ ждет от руководства страны четких, активных, широкомасштабных действий - будь то устранение из политической и экономической жизни компрадорских олигархов или война с сепаратизмом и агрессией чуждых нам фундаменталистских идеологий, очищение рядов правоохранительных органов или превращение банков из важного элемента мафиозных структур в важный элемент реализации политики восстановления экономики страны, если, конечно, наши правители всерьез озаботятся такой проблемой, как экономика.
Поэт в России больше, чем поэт. Президент в России тоже больше, чем президент: он царь, государь-батюшка, отец родной. Наш народ всегда верил в доброго царя. Верит пока и в Путина. К сожалению, огромные ожидания, которые были связаны со вторым сроком правления Путина, пока не сбываются. Потенциал того фантастического результата, который Путин получил на президентских выборах весной этого года, растрачивается впустую. Им практически не воспользовались для перелома ситуации, хотя имел место зондаж, проводимый в ограниченных масштабах против олигархов, против особо зарвавшихся феодальных князьков, против оборотней в погонах, против обнаглевшего и расплодившегося чиновничества. Результат этого зондажа показывал, что поддержка народа при полномасштабной, массовой операции в этих направлениях будет полной и безоговорочной.
В этой книге, основные материалы для которой написаны с середины 2003 года по середину 2004 года, я не ставлю своей задачей анализ сложившейся ситуации и поиск путей выхода. Частично это уже опубликовано в моих предыдущих книгах "Государство и общество", "Косово глазами постороннего", "Не надо нас дурить" ("Россия и ее выбор") и других работах, в том числе, в моем разделе на очень объемном и богатом сайте Максима Мошкова lib.ru (http://zhurnal.lib.ru/c/chuksin_n_j/ ). В этой работе я привожу лишь живые свидетельства времени, результаты моих многочисленных поездок по Тверской, Рязанской, Костромской, Вологодской, Тамбовской и другим областям. Здесь нет ничего выдуманного, здесь всё из жизни, здесь всё - реальная жизнь нынешней российской глубинки.
Нашу историю переписывали многократно. Может, именно эти путевые заметки, споры в дороге о судьбах России, о причинах случившейся с ней катастрофы, о путях ее спасения дадут будущему поколению материал для своего собственного ответа на эти вопросы. "Дневники" Михаила Пришвина - хороший пример важности такой публикации. Надеюсь, эта книга поможет вам в осознании того, где мы находимся, осознании того, что это - предел, за которым не просто закат империи - закат России.