Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Кривая вертикаль власти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Выдержки из интервью зав.кафедрой теоретической политологии МГУ, д.ф.н. профессора Расторгуева В.Н.


  
  

Кривая вертикаль

   Вертикаль власти, выстроенная вокруг закромов Родины нашим всенародно избранным царём, государем-батюшкой, отцом родным в его первое пребывание на троне, не работает. Более того, очевидно, что именно эта вертикаль стала тормозом дальнейшего развития страны, вошла в тесный симбиоз с компрадорской олигархией и организованной преступностью. Коррупция, казнокрадство, общий беспредел стали повседневными явлениями жизни страны, а нарастание проблем не находит ответа в виде адекватных и своевременных мер, принимаемых властью. Нарастает пиар, нескончаемая говорильня, за которой редко следуют конкретные дела, да и они - капля в море неотложных нерешаемых вопросов.
  
   В работе "Гнилая вертикаль" я приводил выдержки из книги Юрия Соломонова "Ядерная вертикаль" - мнение специалиста высочайшего класса, руководителя создания ядерного шита Родины, человека, знающего состояние дел в нашей бюрократии не понаслышке. Хочу привести мнение еще одного специалиста - заведующего кафедрой теоретической политологии философского факультета МГУ, доктора философских наук, профессора Валерия Расторгуева, опубликованное в газете "Вечерний Магадан. Привожу с некоторыми сокращениями причины, названные Валерием Николаевичем, по которым вертикаль власти дает сбои, а большинство указаний главы государства на местах игнорируются.
  
   Первая причина заключается в том, что в "России основные усилия и ресурсы были потрачены не на строительство новой политической или экономической системы, а на демонтаж старой. В первую очередь, демонтировалась система, которая называлась весьма условно, но достаточно точно - "командно-административная". Эта система была основана на жесткой регламентации вертикального и горизонтального управления. Это было возможно, поскольку это была действительно большая мощная политическая система, где государство играло решающую роль во всех отраслях производства, во всех сферах жизни. В этом плане, естественно, решения, которые принимались, во-первых, с учетом специфики системы, во-вторых, с опорой на вымуштрованный и достаточно образованный и грамотный аппарат, номенклатуру сверху донизу. И, кроме того, с опорой на население, которое тоже понимало, какое общество строится, какие цели поставлены, какие горизонты впереди.
   Когда эта система была разрушена до основания, когда на её месте оказался огромный котлован, то, естественно, в этот котлован можно бросать камушки, можно иногда услышать звон и грохот от крушения того, что осталось, но увидеть какую-то значительную реакцию, конечно, очень трудно, поскольку само государство в результате радикально-либерального реформирования потеряло почти все рычаги управления. Мало того, оно само отказывается от этих рычагов. Примером этому служит даже подготовка передачи бюджетных организаций на самоокупаемость. То есть этот демонтаж продолжается, и на этом фоне ожидать исполнения решений очень трудно".
  
   Вторая причина неисполнения поручений Президента "заключается в том, что в принципе распоряжения должны приниматься с учетом какой-то долгосрочной стратегии, когда понятно, в каком контексте и для чего они принимаются, как они связаны с другими решениями. Это возможно, когда существует хорошая или плохая, но долгосрочная стратегия развития. Можно сказать, что попытки создания такой стратегии в течение долгого времени в нашей стране не предпринимались вообще. (...)
   В условиях, когда нет сколько-нибудь ясного представления о том, что мы строим, не может быть ясного представления и у людей, которые должны исполнять поручения. Люди должны видеть перспективу, должны понимать, что и зачем они исполняют, как одно решение связано с другим, чтобы это были не спорадические волевые указания, а какие-то систематические шаги к определенной цели. Тем не менее, никто не видит, никто не знает, никто не понимает, никто не объясняет, к каким целям надо стремиться. В таких условиях разумные люди отказываются исполнять распоряжения, идущие сверху, не обязательно от Президента, по той причине, что не понимают, куда их ведут. А неразумные люди, может быть, и готовы исполнить решения, но "заставь дурака Богу молиться...", далее мы знаем, чем это кончается". (...)
  
   Кроме того, есть и третья причина пробуксовывания аппарата.
   "Государство сбрасывает с себя как раз те функции, прежде всего, в социальной политике, которые именно оно, только оно и никто кроме него должно исполнять. Если государство не справляется с такими задачами, не желает марать руки, не желает заниматься ежедневной трудной работой, передавая ее на хрупкие плечи регионов, то, естественно, что и вся система исполнителей перестает участвовать в этом деле".
  
   Четвертая причина неисполнения поручений Президента заключается в том, что "многие распоряжения и указания, идущие сверху, или не слишком обременены научным обоснованием, или, можно сказать, весьма легковесны. В частности, государство потратило колоссальные ресурсы в сфере науки, сконцентрировав и сложив их в одну копилку под названием "Нанотехнологии". Во всем мире хорошо понимают, что разработки в этой области можно сравнить с известной присказкой "иди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что". С точки зрения научной продуманности и обоснованности, это полное ничто, а затраты колоссальные. Мало того, чрезвычайно возможен разрушительный эффект, поскольку сами нанотехнологии рассматриваются во всем мире как один из самых опасных трендов и одна из самых опасных экологических угроз, потому что мы создаем некую систему феноменов, воздействие которых на окружающий мир не понятно, не известно и не изучено. Последствия могут быть самыми тяжелыми. Единственное, что нас утешает, что, скорее всего, эти фантастические деньги будут потрачены впустую и ничего серьезного создано не будет, поскольку руководит этим делом человек, который за всю свою профессиональную карьеру ничего сколько-нибудь ценного для Отечества не сделал".
  
   Валерий Николаевич, возможно, в силу своего официального положения, возможно, по каким-то другим соображениям не привел главной причины, из которой вытекают предыдущие четыре: внедрение в наше общество и государство чужой и чуждой нам идеологии либеральной демократии американского разлива, хотя и намекнул на потерю рычагов управления из-за радикально-либерального реформирования. Отсюда, из чужой идеологии, из отсутствия собственной, следует и поспешный демонтаж старой системы, и отсутствие представления о том, как строить новую, и отсутствие целеполагания, и клубок других кричащих проблем - от обнищания и вымирания населения до тотальной коррупции и казнокрадства. А в гарвардских учебниках, по которым строили демократию первые десять лет, было написано такое, что Рабинович до сих пор разбирается с Абрамовичем и Березовским в Высоком Лондонском суде.
  
   Отсюда и отсутствие собственной идеи на перспективу: строим демократию, а не общество и не государство, заботимся, как бы угодить Западу, а не о своих людях. Отсюда, из либеральной демократии, социальное людоедство, подаваемое под соусом устранения патерналистской роли государства. Про чубайсов от нанотехнологии, медицины или сельского хозяйства (и не только!) говорить не приходится: в лучшие времена мало, кто из них поднялся бы до уровня начальника отдела в третьесортном министерстве.
  
Вертикаль [Найдено в Сети]
   Грустно, товарищи дехкане!
  
   16 ноября 2011 года
   Москва
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"