Я уже упоминал о движении "Радуга" в своих прошлогодних заметках "Движение Радуга и не только" и "Александр Грог и русалки". Псковская земля приглянулась хранителям традиций этого движения, и не первый раз принимает тысячи людей, в основном, молодых и не нашедших себя в жизни. Место для фестиваля обычно выбирается вдалеке от населенных пунктов, от основных магистралей и от внимания властей, хотя власти уже скоро двадцать лет, как забили большой болт на воспитание молодежи, доверив это познерам-швыдким и Ксюше Трахтенберг. Результат не замедлил сказаться: обвальный рост наркомании и молодежной преступности, в том числе, на почве алкоголизма, обвальный же рост заболеваний СПИДом, туберкулезом и сифилисом, что наряду с общим вымиранием населения стало самым ярким признаком демократии, внедренной к нам по самое некуда.
Природа не терпит пустоты. Официальный курс на идеологическую шизофрению, закрепленный в нашей Конституции, создал идеальные условия для духовного растления народа. Духовный вакуум, образовавшийся в результате краха идеологии исторического материализма, стали быстро заполнять всякие сайентологи, катакомбные церкви, секты типа "Белое братство" и другие охотники за человеческими душами, а наш народ, девственно чистый и по-детски доверчивый (вспомните "Чару" или "МММ"!), потянулся к этим "просветителям".
Повторюсь, что я с симпатией отношусь к основной массе участников фестивалей "Радуги". Это нормальные ребята и девушки, отрицающие мир статусного тоталитаризма, потреблятства и крысиных гонок, пришедший к нам с демократией и рынком. Это взрослеющие подростки, ищущие высокой истины, не находящие ее дома и потому обреченные на скитания по духовным задворкам Запада, на поиски ее у тех, кто отнюдь не заинтересован ни в будущем существовании этих подростков, ни в будущем существовании самой России. Питательная среда для подготовки "оранжевых революций", для организации "пятой колонны" внутри страны, забывшей о собственном народе, и в первую очередь, о молодежи.
Я не искал встреч с участниками движения "Радуга". Встреча с двумя совсем юными участницами произошла ровно в полночь на трассе Москва-Рига, когда я возвращался домой из Великих Лук. Вижу рюкзаки, торможу:
- Вам куда?
- Нам бы до станции Забелье...
- А что вы там забыли?
- Переночевать надо...
- "Радуга", что ли?
- Ага!
- А вы знаете, что станция по ночам закрыта, и вообще, ее открывают только к приходу поездов, которых тут два или три?
- Не-е-е-е...
В итоге девчушки, Дарья и Александра, ночевали у меня дома.
Рано утром я уехал в Пустошку ставить в свой раздел "Время цветения ромашек", а когда вернулся домой около полудня, девушки еще не совсем проснулись.
Тем не менее, примерно через час мы отправились искать лагерь.
Честно говоря, я бы еще в детстве поубивал из рогатки тех, кто снабдил участников фестиваля описанием маршрута. Отдельно и долго я бы убивал их за карту, которая прилагалась к описанию. И все-таки нам удалось подъехать к опознавательному знаку, который, возможно, указывал направление на лагерь:
Уже на обратном пути встретил девушку, брошенную её спутниками на перекрестке у этого же знака. Сами спутники пошли искать лагерь в двух совершенно противоположных от него направлениях.
Машину пришлось оставить на специальной стоянке и продолжать путь пешком, по дороге питаясь черникой, которая таки есть!
Наконец, среди сосен показалась первая типи, "типуха", стилизованное индейское жилище - непременный атрибут каждого фестиваля.
Нас приветствовал плакат, гласивший "Добро пожаловать домой", написанный почему-то на английском языке, возможно, исходя из того, что Америка не только ум, честь и совесть нашей эпохи, но и дом родной, земля обетованная для тех, кто устраивает такие фестивали.
Центр регистрации (опять по-английски - "Welcome Center") был пуст, наверное, закрыт на обед, и место для палатки пришлось выбирать самим:
Пока выбирали место для палатки, встречали по дороге самую разную публику. Надо сказать, что хорошим тоном на фестивале считается ходить по лагерю, в чем мама родила, поэтому мы чувствовали себя не совсем вписывающимися в пейзаж. А он был очень колоритным! Атлетически сложенные загорелые импотенты с членами до колена, пузатенькие гомики, уже навеселе, но направляющиеся в ближайшую деревню (7 километров) за "пойлом", девушки на выданье из Урюпинска, приехавшие на фестиваль искать женихов, поскольку реклама таких фестивалей гласит, что в них принимают участие вожделенные иностранцы, и не только из Штатов, но и из самого Израиля. Эти девушки наглядно демонстрировали, что еще не все основные демократические ценности дошли до российской глубинки, и бритва там по-прежнему считается инструментом, которым мужчины бреют щеки. Не могу предъявить фото, поскольку строго соблюдал ранее прочитанные инструкции о поведении на фестивале.
А так в лагере царит атмосфера спокойствия, доброжелательности и умиротворения. Дымятся костерки, вокруг которых беседуют группки приехавших вместе или познакомившихся здесь, на фестивале. Некоторые спят прямо под открытым небом, подложив под голову спальник или свернутый полиуретановый коврик - погода располагает, а спят здесь долго и со вкусом, поскольку расходятся поздно, да и воздух в сосновом лесу особенно чистый. Играют дети, их в лагере много, большинство в возрасте 3-5 лет, причем, не все они привезены недавно разведенными мамашами: некоторые приезжают на фестиваль и полными семьями. От палатки к палатке бродит важный серый в полоску кот, потерявший в боевой схватке правое ухо - и он улавливает эту атмосферу и потому чувствует себя совсем по-хозяйски. Основная работа с первичным контингентом, судя по всему, ведется на семинарах и во время дневного Совета на Главном круге. Не исключено, что далее работа продолжается по месту жительства. Учиться, учиться и учиться!
Это лица Дарьи и Александры, которые они сделали, увидев, где именно им придется провести несколько следующих дней:
Поскольку в лагере царит полная свобода, то палатки стоят, где попало и как попало, теснясь вокруг флага "Радуги" и центральной типухи, откуда доносились мерные звуки там-тама или какого-то другого барабана:
По традиции вечерами участники фестиваля собираются на Главном Круге, вот здесь, тоже под флагом, поднятом на высокой, до вершин сосен, мачте:
Здесь же происходит раздача еды, которой явно не хватает для всех участников.
Судя по посуде, здесь готовят примерно на пятьдесят человек, а медсестра из Минска Наташа, которую я подвозил на другой день до шоссе на Витебск, идущее через Пустошку, сказала, что в Большом Круге накануне участвовало человек двести народа. Наташа должна была срочно уехать с фестиваля, и, кстати, она тоже сбилась с пути и топала при тридцатиградусной жаре под солнцем и пудовым рюкзаком около десяти километров, пока я не остановился и не предложил подвезти. До шоссе ей оставалось идти еще восемь километров. Нет пределов дерзаниям человеческим!
В лагере я спрашивал у встречных разрешения сфотографировать их для Самиздата. Некоторые отказывались, но большинство соглашалось и охотно позировало. Привожу несколько снимков:
Славные ребята! Их бы в хорошие руки!
Например, вот в такие:
Николай живет в деревне Заболотно. Судя по всему, он и слыхом не слыхал ни про движение "Радуга", ни про фестиваль на озере Ашо.
Андрей из Усть-Долыссы был еще более категоричен. Он только что уволен в связи с достижением пенсионного возраста, и пенсия у него точно такая же, как у бабки Пелагеи. Прожить на эту пенсию без приработка в условиях полного развала организованного хозяйства на селе невозможно.
Андрея я встретил на Долысском озере, куда приехал провести пару дней в палатке. Полюбилось мне это место!
Андрей и Михаил подъехали чуть позже меня и долго извинялись, что им пришлось побеспокоить незнакомого человека. Беспокойство заключалось в том, что на площадке возле моей палатки они собирали привезенную кригу, снасть для рыбной ловли, с которой я ранее не был знаком. Даже не уверен, что правильно называю ее, возможно, это трига, названная по трем вертикальным кольям, к которым крепятся шарнирно соединенные нижние планки. Колья и планки держат сетку, и если крайние колья свести вместе, то сетка с планками образуют замкнутое пространство. Остается только выбирать из этого пространства зазевавшуюся рыбу и укладывать ее в большой кошель, который Андрей нес на перевязи через плечо. Просто и технологично, как и всё созданное народом за века его существования без сникерсов, тампаксов и героина - основных общечеловеческих ценностей, пришедших к нам с демократией.
Андрею с Михаилом помогал Евгений, добродушный гигант, приехавший в родную деревню в отпуск из Архангельской области.
Ребята облачились в сапоги-комбинезоны, что было отнюдь не простым делом, не намного проще, чем надевание водолазного костюма:
Спустились к воде:
Заняли исходную позицию:
И работа закипела:
Результат, правда, был не очень средним: несколько небольших щук, пара карасей, плотва, мелкие окушки. Да оно и понятно - жара за тридцать, вода, как парное молоко, рыба сонная, отстаивается на глубине, а не ходит под берегом.
Ребята уехали, а я продолжил знакомство с малиной, которая в этом году с лихвой компенсирует недостаток черники:
Вечер провел у костра, рассматривая в бинокль немногочисленных рыбаков и многочисленных чомг, которые прогуливали по плесу свои подросшие семейства:
Утро, в отличие от прошлого приезда, было сказочным:
Чомги, ночевавшие прямо на воде посреди плёса, отправились в путь:
Пришла пора уезжать и мне. По дороге в деревне Гультяи (!) снимал семейство аистов. Аистята тоже подросли:
Ехал и думал: если суть "Радуги" в освобождении духа и единении с природой, то почему для этого необходимо собираться в сотенные толпы и демонстрировать народу свои гениталии?