Аннотация: Негативный взгляд на литературных персонажей - Крапивинских Мальчиков
Свобода -или смерть!
Лозунг, непонятный Крапивинским Мальчикам.
История моего знакомства с творчеством Владислава Петровича Крапивина длинна и печальна. Впервые его книга мне попалась лет в тринадцать-четырнадцать. "Мальчик со шпагой". Через полтора часа книга была захлопнута, а Каховский (главный герой) назван "придурком высшей пробы". И разница между временем написания (1972-1974) и временем чтения (1997) здесь не при чем.
Тупенький, безотвественный, наглый и хамовитый. Да, это я именно про положительного героя и всех остальных положительных героев, поскольку Сережа Каховский есть типичный Крапивинский Мальчик.
Тупенький - а разве можно быть в свои 11-12 лет таким непонимающим основные принципы жизни и не разбирать, кому можно говорить правду, а кому нет? Да, еще к этому добавляется излишняя доверчивость.
Безотвественный - а позвонить отцу нельзя было? Напроситься туда, где есть выход из лагеря, зайти на почту да позвонить? Собаку бесхозную домой привел. А гулять с ней кто будет? А, может, у твоей мачехи или ее дочки на шерсть аллергия? Может, ласковый песик поэтому и ласковый, что уже бешенством заболел.
Наглый и хамовитый - здоровый лоб лежит в постельке и читает книжечку, забыв про то, что мусор надо вынести. А действительно, зачем? Мачеха вынесет, а Каховский по этому поводу пролефлексирует.
Весьма показательна для Крапивина стычка с вполне обычной семьей Дзыкиных. Как же, ведь можно показать "благородство" героя. Но, секундочку! Дзыкины разбили клумбу на пустыре. Сами. Ах-ах-ах, какое чудовищное преступление! А дети в эту клумбу мячом засобачили. Кретины малолетние. Глаз нет, что ли? Естественно, герой выходит победителем. И клал он на чужой труд с прибором.
В дальнейшем такое наплевательское отношение к чужому труду и чужой же позиции будет постоянно повторяться. Кстати, Каховский - один из немногих персонажей Крапивина, который сам может что-то делать (модели замков).
Переходим к конфликту. Наипаскуднейшие стороны творчества выходят на свет. Фирменная, вечная, примочка - Добрые Дети притесняются Плохими, Гадкими Взрослыми. К чести автора, здесь действительно есть полнейшая сволочь и урод - отец Стасика Грачева.
Увы, в дальнейших произведениях Крапивина Плохие, Гадкие Взрослые не выдерживают никакой критики. Замечание сделал - Плохой, Гадкий. Особенно от него достается учителям. Пусть сам попробует вести педпрактику в десятом классе, где трое на задних партах рисуют, один спит, половина вообще французская (у них учительница заболела), а шкаф на первой парте вообще с плейером сидит, "Монгол Шуудан" из плейера доносится.
Зло -а где у него Зло? Бюрократы - это норма жизни. Манекены? Да, они опасны, но зачем выпускать против них детей, если они опасны? Хорошие взрослые в лучшем случае - пассивны, в худшем - коммисары - сидят м трындят, до посинения или до своей гибели. А при любых обстятельствах Добрые Дети опускают руки и ноют. Да не ныть надо, а защищать то, во что веришь. Но - это ж напрягаться нужно, действовать. А быть жертвой так приятно! Тьфу!
Также можно выделить еще одну специфическую черту Крапивина, в большинстве присущую его фантастическим произведениям - боязнь жизни. Те же Дзыкины, мама Фаддея, который Федор(Оранжевый портрет с крапинками), Ромка-спинальник(Самолет по имени Сережка) - норма выдается за порок, горя нет, чужих мнений нет. Да, кстати - девочек тоже нет. Так, воспомогательные роли.
Касательно Ромки-спинальника. НЕ ВЕРЮ! Ни реакции мальчика на то, что ходить больше не сможет. (Играл на стройке, сломал позвоночник). А одноклассники к нему и зайти могут? - ко мне заходили, когда я в гипсе была, а я не сильно приятный человек, да и класс не дружный был. А во двор погулять мама сына вынести не может? - У меня в доме тоже колясочник неходячий живет, а гуляет регулярно. Причем на коляске. Так что не надо брехать.