Жили наши пращуры во времена стародавние до Бояновы аккурат сразу после сотворения мира. Много разных тогда людей великих было, да времена те прошли и былью все стало в нави кромешной. Раньше оно не так как нынче было все наоборот. Жили люди в мире да согласии.
- Деда а почто наоборот жили то?
- Эк разве не знашь? Так говорили по другому и думали разно. Вот ты сейчас как сказывашь про себя. Каков ты?
- Ивашка Алексеев сын из детей боярских!
- Ваня, а допреж было иначе говорили такоть Ван я. Значится теперяча ты бы сказывал Я Ван! Я хозяин! Я старший!
Знамо дело непонятно, а прежде все так сказывали Ван это мужчина хозяин ну и я это и сейчас не перва буквица азбуки, чтобы прежнюю грамоту люди помнили и место своё знали. Так вот и Марь это мать-родительница по стародавнему. Потом люди пообвыкли и забыли розмыслы сказов.
Народ наш жил далеко отседа и звался детьми богов Асов и буква азбуки от того первая Ас или Аз кто как сказыват. Но для того и буквица первая чтобы помнили откуда мы родом. Людей мужеского полу тогда Ваннами и звали, от того и сейчас нас Ваньками называют по привычке. Чужие нас звали Венами язык от у них корявый. От Венов получились Словены. Мы их тожа Немцами всех прозываем, а оне разного рода племени. Как и варяги народ разный это те что поморы - по морю живут и от него кормятся. Свеи, фризы, даны, русы и курши все варяги а народ разной.
Случился голод великий многия лета холод и дождь лил. Не родила земля ничего черна была аки пустыня. От тогда и решили наши пращуры пойти из земли Асов новые земли искать. Долго ли коротко ли шли оне про то я уже не ведаю. Много лет утекло стой поры. Пришли оне на берег светлой реки - Русны . Там и осели и звали их куры или курны от того что в избушках шалашах жили куренях. Теперяча говорят курные избы, это что топятся по чёрному. Посля много времени прошло соседи стали звать народ наш Руссами, что по реке Русе живут, а других звать ятвяги да ещё разно. Стало там людей обильно и предки наши стали искать свободной земли. Сели оне в лодью как на конь корб и поплыли по реке к морю варяжскому. Рядили оне не долго и поплыли на рассвет через море. Там где горы-вары красныя и земли пустынные. От тех мест порядок случился стародавний Красная горка. Каменья там красныя токмо когда мокрыя. Вот весной протает маковка и красна становится, а осенью от хлада обмерзнет или дождь промокнет так и тожа красна будет.
Там оне расселились меж карел да лопарей диких. Сказывали жили так долго что могилы варяжские словно река камена стали то место потаенное никто уже и не помнит, где оно точно. Знамо только камена река, а на ней каменья с резными дырьями, а в начале стоит великая голова каменная оскуя. От того нас руссов всегда медведями и прозывают.
- Деда а почто дырья то те.
- Я не знаю мне то не поведали тока много их там сказывали. Каменная река у реки настоящей и озеро там есть рядом. А лежит она возле города Выбора, что свеи на наших землях поставили, прям аккурат на капище. Там могил каменных много везде разно на берегу.
Сколько они там жили никто не помнит, а оттуда оне во времена Рюрика князя из-за моря варяжского пришли на озеро Ильмень и расселились там на реке Варяжке как и предки их допрежь во времена стародавние.
От тех времён у нас слова морския остались Яр и Юр. Яр то стена высокая каменная посредь моря. Она далеко видна и первая на солнце греется - ярится значит. От того и яркая она. А скалы те красные от тож и место то красное - красивое значится. Щит высокий о который бьются волны да не разобьют никак. Юр это другая тожа камень - стена только в воде. Отмель в волнах которая прячется. Кто как сказывает про то. Но одно верно Яр на свету, а Юр во тьме. От того предков и зовут пращурами что во тьме оне уже. Море то раньше звали Юрас - место Асов. Потом его переобозвали в Море от того что забирало оно людей. Придумали люди себе страшных богов Была такая богиня Морея- Маара но это другой сказ.
Юрий то не Егорий, а варяг-мореход выходит по стародавнему, а Георгий по гречески будет земледелец - крестьянин. По тому князья Рюриковичи ведающие никогда Георгиями не прозываются невместно это им.
От Яра много слов вышло. Ярится - сопротивляться. Ярый - крепкий велико. Боярин от этого и произошёл - крепкий хозяин - бо ярый он. Боярин стена и защита общества за ним стар и мал как за каменной стеной. Вокруг заступника народ собирается от тож яркий он и согревающий на виду всегда. По то ране бояре да князья красное корзно носили. Тем от чёрного люда и отличались. Раньше у каждого боярина была своя дружина и свой стяг. Теперь это токмо у ляхов осталось у нас извелось. У ляхов паны у нас бояры от того что паны моря не видали. У свеев и данов раньше морских бояр прото и звали ярлами- высшими значится.
- Деда, а князь тогда кто по стародавнему?
- С князем то просто. Ранее князей выбирали опчеством скупно, собирались и рядили кого князем выбрать обычно из бояр выбирали или других умных да справных. Вече было там и кричали кого хотят от люда выбирать. Он от тогожь и звался кон и аз кон этож вот вы играетесь да спорите что делаете.
- На кон ставим.
- Вот заклад по уговору делаете кон и есть уговор а аз оно первый знающий. Вот князь это и есть первый по уговору или знающий уговор то есть кон. Ешо и говорят, что князь от бога и правильно рекут он от Асов богов прородителей ума и науки принял. Он для того и выбирался чтобы судить кто за кон вышел - уговор нарушил. Князь по уговору хранитель Правды или Прави - справедливости по стародавнему. Мир наш в старину звался чертогом Сварога он сварганил всего сущее и сотворил Асов. Сотворённым значится для черты Сварога. Токмо я не ведаю, где та черта была за которой предки наши жили. Вот и сейчас мы на черте живём службу государеву справляем.
Мир этот состоит из трёх частей от того и говорят ныне что святая троица. Раньше оно было Навь, Явь и Правь. Теперь Отец, Сын и святой дух. Допрежь оно как было кровью виру брали за татьбу и лжу. Око за око и зуб за зуб. Потом уговорились люди да цену рукобитьем назначили за потраву да поруху. Так и появились князья судить кто нарушил общий уговор. Оне своим детям науку ту передали.
В древле говорили что земная твердь Мать Сыра - Земля лежит на спине коровы, а после уж сказывали вола, а меж рогов его горит звезда - Ярило. От той чистой коровы Ялы или Яги значится появился бог Велес. Устанет корова или воды напиться захочет склонит голову и не видать солнышка. Ночь наступает. А так мо и по другому рекли, что Сварог словит её среди звёзд и в свой чертог заводит её в свою постель для любви. Да.. Теперь как и прежде все стельна корова говорят, что не праздна, а молодая значится ялОвая токмо спойманная. Была такая сказка про Волосынь тех дев коров, что по небу разбежались. Не знаю я её. Бабьи пересказы.
К чему я это всё? - Остановил свой рассказ дед Чтун, потеряв нить рассказа.- А вот к чему!
От Велеса бога к нам пришла шейная гривна и вешали её отмечая значится так человека, что он ярмо служения обчеству на себя принял обиходить и орать землю как тот небесный вол. Со временем дальше оно как у всех людей бывает - гордыня да жадность она у всех одинакова. Вот и вышли их в внуки да правнуки в князья родовитые. А со временем всё и забылось, как для чего было. И стало ярмо да корзно красное не бременем, а знаком власти.
- Почто забылось деда.
- Ленивые все стали учить грамоту не хотят, чтобы записывать и запоминать сказы стародавние.
А от предков пращюров о Велесе нам осталось в одежде ток мо название её части.
- Какое.
- Подол - близкий к долу край. Велесу там и ставили кумир в поле - в долу. От того нижний край вкруг в-коло одёжи всегда оберегом - шитьём расшивали в его честь с засеянными долами. От того другие слова вышли со временем вдоль и в-округ. Округа это земля что рядом. От того что ходил Велес по долам по горам, чтили скотьего бога те кто землю и море орал.
- А ты почто знашь как тогда было врёшь ты всё дед Чтун!
- Это ты собака шелудивая очёсок брехастый почто меня позорить вздумал. Я с измальства грамоту разумею, как и все в нашем роду. О тожь стар я да! Да в уме своём! Я сейчас сыну своему скажу он тебе горячих отпишет. Пахом!
- Что батюшка?
- Нукась отвесь горячего неслуху Ивашке за поругание чести боярской. Чтоб думал, что говорит и разуму шибче набирался пока есть от кого и допрежь более старших, не срамил беспутно.
Наказанный Ивашка отсел от костра обиженный и тёр красное ухо. У Пахома кузнеца пальцы как крючья железные один раз крутанул, а ухо распухло и саднит нещадно. Ктож знал, что Чтун это Олимпий батюшка Пахома Олимпиева сына Чистюнина.
- Ты Ванятка не забижайся наука тебе в прок пойдёт. Будешь в след раз думать, где уста окрывать. Для всех сказываю и для тебя тоже, чтобы понимал чревную нить. Вот внучаты мои Олешка, Матюшка, Петрушка, Агапко старшаки для тебя все сидят и внемлют речам моим и ты науки набирайся коль без тятьки остался. Буде что пересказывать внучаты своим. Сказывал мне дед, что предки наши от рода варяжского настолько древнего, что во времена Рюрика он уже был старый. Жили оне под Новым городом на реке Варяжке в селе Егорий многие лета и с местными людишками кровь не мешали долго. Так от и женихались из соседних сёл варяжских невест брали. Были у них свои ладьи и дружина своя боярская. Ходили оне по морю до земель свейских и данских на торг а и за зипунами не единожды. От того и звали их ушкуйниками, что на оскуях лодьях в походы хаживали. Оскуй медведь значится по стародавнему. Вот повесят череп медвежий значится на кичке оскуя брусе резном - на разбой ватага собирается за зипунами. Новиков так и отправляли науки ратные постигать да дурь молодецкую спущать подальше от дома. А лошадиный череп ставили когда коробь для торгу слажен. Видаки сразу на торгу и сказывают на что боярин народ собирает в ватагу.
- Деда а пошто кичка бабья на лодье?
- Этоть не так. Кичку носить ранее не каждая жёнка могла, а только та у которой хозяин в море хаживат. На кичку оне сороку расшитую надевали у кого значится хозяин справнее да богаче показывали. Бабы оне и есть бабы такоть им сорока на хвосте вести несла. Расшивали узорами вязью письменами сороку и всё понятно сразу какова жёнка. От того и пошла молва людская что кичится хозяин. Значится выделяется перед другими, что корабь у него красившее да справнее иных будет и прибытку его ватага больше привозит.
Коли хозяин купец или гость торговый или скупная артель с ватаманом на промысел собирается так оне сразу на Красную горку в Юрьев день и сговаривались прилюдно с рукобитием о долях и пожилом до осенней Красной горки Юрьева дня. Осенью оне расходились до следущей путины. Опосля это и стало так везде на Юрьев день народ нанимать и распускать на разные работы..
Предок наш так и владел землями у корелы. Скупали у них меха, воск, скатень да червец. Крицы да уголье с дёгтем брали. Полюдья то небыло. Лесной народец не забижали. Дюже злыё оне коли разобидеть. Туды им везли соль да да разный товар со своей кузни. В тех местах и сговорились оне однажды с карелой да и взяли на щит город их стольный Сигтуну. Богатую добычу привезли по старой памяти. Свеи руссам раньше дань платили. Да. Времена те былинные никто и не упомнит этого ужо кромя самих свеев те то точно помнят кто им ухи драл. Была у них молива в церквах спаси нас боже от куршей и руссов. Те времена Сварожьи. Всё быльём поросло. Сказывал дед тогда оне последний раз были на могилах щюровых и жертву значится старым богам принесли. За то прознали попы и пришлось им медью откупного дать. Чтоб от церкви христовой предка вашего не отлучили.
- Деда а почему нас Чистюнины прозывают.
- Ну с етим просто. У царя Ивана Грозного был дьяк боярин Кикин из опричных людей и наш предок с ним службу нес вроде как. От из милости государевой и прозвали нас Чистенины за службу по чети и без урону.
Устал от я. Потом буду вам другую сказку сказывать. Опочивать пора. По заре дальше поедем черту смотреть. Службу царскую надо по чину справлять да вас поучать.