Чистяков Олег Владимирович : другие произведения.

О манифесте людей меры-3. Дорога к мере.

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Учитель Аристотеля - Платон полагал, что есть мир идей и мир вещей, и они существуют независимо друг от друга. Аристотель же считал, что материальный мир мир вещей и мир идей существуют во взаимосвязи, и что каждая вещь имеет свою идею форму. И не бывает формы без материи и материи без формы. Например, шар из бронзы имеет форму шаровидность и бронзу, как материю, и так во всём. И после Аристотеля на многие сотни лет данная картина считалось объективной истиной. Но тогда позвольте спросить: если даётся объективная картина мира, с которой можно работать, то, при наличии доброй воли людей и их труда, мир должен был меняться к лучшему более быстрыми темпами и без такой кровавой истории, которая есть у человечества за прошедшие 2 500 лет? Или вы и в XXI веке считаете, что мир состоял и состоит из поколений раз за разом рождающихся злых и изначально греховно- запрограммированных биороботов, и это наш мир? Абсурд.


   О манифесте людей меры, ч. 3
  
   Дорога к мере.
  
  
   Современное человечество существует тысячелетия, его совокупная память - культура, содержит бесчисленное множество достижений в различных областях знания, в строительстве городов, в сфере промышленного производства и сельского хозяйства, в воспитании, обучении и образовании. Однако, вряд ли сложившееся положение дел хотя бы в двух областях культуры - в экономике и политике можно признать удовлетворительным для большинства людей.
   Почему?
   Ответом на вопрос - "почему это не возможно для большинства людей" занимаются почти все. Ответом на вопрос - "как всё это изменить в лучшую сторону и для всех" занимаются немногие. Вот эти две разновеликие группы в основном и дискутируют между собой. Назовём их группа 1 и группа 2.
   Есть две не дискутирующие по этому вопросу группы, но отвечающие при этом за реализацию проблемы, назовём их группа 3 и группа 4. Группа 3 - это реальные управленцы, которым некогда дискутировать, они выстраивают планы и стремятся их осуществить. И 4 -я группа - огромная масса людей-работников, занятых в реализации планов управленцев. Причём, 4-я группа не только знаний по этому вопросу не имеет, но и времени на их освоение. Сейчас, правда, у этой группы появились возможности для освоения - хотя бы 20 минут в день любой человек может выделить.
   Существует еще и молчаливая, хоть и по различным поводам, пассивная массовка. Раз они молчат, назовём их 0-й группой.
   Зачем выделены группы? Чтобы каждый знал - за какую команду он играет.
   Теперь рассмотрим возможность существования в человеческой культуре одного единственного понятия, одной единственной категории бытия, при фокусировании на котором общество способно на протяжении 2-3 поколений людей кардинально преобразить культуру, снять вопрос о диспропорциях в экономике и политике.
   Такая единственная категория есть, и имя её МЕРА.
   В новейшем философском словаре читаем:
   "МЕРА - философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Подобный подход в трактовке М. был конституирован и легитимизирован в историко-философской традиции Гегелем ..." и далее по тексту.
  
   Желающие могут пошире и поглубже ознакомиться с определениями Меры, как в философии, так и в других отраслях знания. Однако, на наш взгляд, самое полное, ясное и, самое главное, ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛЕЗНОЕ для человека представление о Мере можно получить лишь в мировоззрении триединства "материи-информации-меры".
   В самом начале мы выяснили, что люди могут входить в различные группы по отношению к вопросу об удовлетворительном/ неудовлетворительном положении дел в человеческом обществе, а также люди могут отличаться по уровню и специфике образования и иметь прочие различия. Следовательно, здесь и сейчас нет возможности исчерпать любопытство всех, тем более, поисковые системы в Интернете предоставляют такую возможность при желании каждому.
  
   Мы же продолжим и от приведенного утверждения о том, что "мера - есть философская категория" сразу обратимся к Аристотелю и постараемся у него найти интересующий нас предмет. Два слова об Аристотеле: жил в IV веке до нашей эры, был учителем Александра Македонского, оставил собственное философское учение. Из описи его трудов в 550 папирусных свитков Александрийского каталога, до наших дней дошли лишь 106, составивших основу эллинической научной мысли, которая затем послужила основой для мышления арабского и европейского миров. И через тысячу лет авторитет Аристотеля был непререкаем. Например, в Средние века после фразы на латыни "Ipse dixit!": "Сам сказал!", имея в виду какое-нибудь утверждение Аристотеля, спор прекращался. И сегодня, изучая его труды, современные философы обращаются к наследию Аристотеля за вдохновением.
   Учитель Аристотеля - Платон полагал, что есть мир идей и мир вещей, и они существуют независимо друг от друга. Аристотель же считал, что материальный мир - мир вещей и мир идей существуют во взаимосвязи, и что каждая вещь имеет свою идею - форму. И не бывает формы без материи и материи без формы. Например, шар из бронзы имеет форму - шаровидность и бронзу, как материю, и так во всём. И после Аристотеля на многие сотни лет данная картина считалось объективной истиной.
   Но тогда позвольте спросить: если даётся объективная картина мира, с которой можно работать, то, при наличии доброй воли людей и их труда, мир должен был меняться к лучшему более быстрыми темпами и без такой кровавой истории, которая есть у человечества за прошедшие 2 500 лет? Или вы и в XXI веке считаете, что мир состоял и состоит из поколений раз за разом рождающихся злых и изначально греховно- запрограммированных биороботов, и это наш мир? Абсурд. Уж, наверное, современный и образованный человек сейчас скорее выдвинет какую-нибудь социальную теорию о неравенстве и прочее, чем будет возводить напраслину на целый мир и природу человека. Значит, была сделана ошибка в предельно-обобщенных категориях мироздания, и мир имеет совсем другую основу, чем нам представляют различные философские и научные школы. Тем более, как мы выяснили, что только 20% трудов Аристотеля дошло до потомков. А может Аристотель и его ученики всё же нашли недостающую категорию бытия и осмыслили её, как МЕРУ, разделив "форму" на "описание" и собственно "меру"? Мы можем и ошибаться, но ведь известны в истории факты поджога крупнейших библиотек древности, там могли быть и нужные свитки... Может, именно поэтому ни у кого из последующих мыслителей, включая "канонического" Гегеля, мы не находим предельно-обобщенных категорий бытия "материи-информации-меры" (условно "первокирпичей"), позволяющих людям снять конфликтность в понимании мира. Ведь, если мы не имеем таких "первокирпичей" или имеем не те "первокирпичи" в мировоззрении, то и здание цивилизации, построенное на ущербном мировоззрении, будет ущербным. И, соответственно, правильное понимание людьми объективной картины мира, состоящей из объективных составляющих - "первокирпичей", в конечном счете, должно дать людям верную постройку, как работает на благо людей масса прикладных наук и законов. И это - в интересах абсолютного большинства людей. Попробуем это доказать.
   Рассмотрим, например, бронзовый шар Аристотеля. Материал - бронза, здесь всё понятно. Человек, как существо материальное и ориентируемое первым делом на материальные нужды, первым делом освоил материю. Форма предмета - шар. И "форма" шара по Аристотелю - есть овеществленная "идея" шара. Может, Аристотелю надо было просто дополнить представление об "идеях" Платона и ввести "форму" в предметы наравне с "материей" и "идеями"? То есть платоновская "идея", переходя в мир вещей, не трансформируется в "форму", не овеществляется в "материи" в виде "формы", а остаётся сама собой, то есть информацией. Мы можем шар вообразить, мы можем шар нарисовать, мы можем шар описать, то есть передать идею или, как бы сейчас сказали, передать информацию. И назови Аристотель свою "форму" Мерой и введи платоновскую "идею" (информацию) в реальном мире в своё представление, то человечество уже тогда , 2500 лет назад, получило бы в публичном доступе мировоззрение триединства на основе предельно-обобщенных понятий "Материя-Информация-Мера". "Форма" Аристотеля - есть внешняя разновидность, частный случай проявления Меры. Кстати, укажем здесь, что согласно современным представлениям, материя также имеет внутреннюю количественную и качественную упорядоченность - это тоже мера (см. таблицу Менделеева). Итак, любой шар имеет размеры, любой материальный предмет имеет размеры, а мерить и считать, как мы знаем, греки умели хорошо. То есть в форме шаровидности заключена не столько сама по себе "форма", сколько её размер (диаметр шара) и описание (идея, вид, информация: геометрическая форма предмета- шар). Все предметы уникальны, и каждый имеет свою форму - свои размеры и описание. "Форма" Аристотеля - с позиции мировоззрения триединства "материя-информация-мера" есть объединение двух объективных категорий: "информации" и "меры".
   Конечно, и Платон и Аристотель не могли иметь современного представления об информации; изображения - были, письменность - была, операции с числами - тоже, а вот то, что существует такое объемлющее понятие, как информация - наверное, нет. Это нам сейчас легко на эти темы рассуждать, в XXI веке, а тогда еще только формировались школы мысли. Возможно, конечно, предположить и некое умышленное формирование школ мышления, ведь в древности дороги обучения вели к жрецам в Египет. Аристотель после смерти своего учителя Платона посетил и страны Средиземноморья и Египет. Возможно, что жрецы Египта поддерживали только определённые направления мысли и школы, и только определённые мыслители имели возможность учиться у Египта и далее работать самостоятельно в своих регионах, поэтому только эти школы и оставались в веках и давали рождение другим школам и т.д. А что если предположить, что ошибка в предельно-обобщённых категориях бытия - не есть безобидное дело философских школ, а самая главная и лежащая на поверхности тайна мира? И дело здесь вовсе не в конспирологии, а в Концепции управления, идущей из Древнего Египта, идеалом которой, или "формой", выступает толпо-"элитарная" пирамида общества. Наверху - фараон, за спиной фараона - жрецы, внизу под фараоном - "элита", армия и чиновничество, под чиновничеством - разнообразный рабочий люд. Понятно, что мыслители и люди искусства включались в "элиту", если их творчество шло на благо режима. Вы уверены, что мы до сих пор не живём по этой Концепции? Я - не уверен.
   В плане обмена знаниями между Древним Египтом и Элладой по теме Меры меня заинтересовал вопрос об искусстве Древнего Египта и египетских канонов, и развитии искусства Греции и греческих канонов. Искусство возникло задолго до прочих отраслей знания и сопровождает род человеческий на протяжении десятков тысячелетий. Всем известны наскальные рисунки в пещерах древних людей, амулеты и различные статуэтки первичных идолов у охотников. Известно, что египетские каноны изображения оставались неизменными тысячелетиями: одни и те же плоские однотипные фигурки на стенах и монументах. Архитектура и скульптуры египтян - тяжеловесны и грубоваты. Греческая школа искусства, позаимствовав у Египта первичные знания, вступила на самостоятельный путь развития и в 7-6 в.в. до н.э. вышла на реалистичное отображение мира. И далее, успех греческого искусства, скульптуры и архитектуры достиг своего пика в 5 -4 веке до н.э. и считался непревзойденной вершиной для остальных народов. Римляне в дальнейшем могли лишь копировать этот успех греков, но копия всегда хуже оригинала. И сегодня классическая греческая архитектура широко применяется при строительстве современных дорогих отелей и вилл.
   Как же египтяне соблюдали единый и неизменный канон в искусстве? Известно, что египетские мастера сначала чертили на стене прямоугольную сетку с определенным шагом - отрезком и потом согласно канону наносили изображение: например, ступня фараона - 2, 5 длины отрезка. То есть у египтян была мера, но я не уверен, что они поделились своей технологией с греками, так как опять же известно, что греческие скульпторы и художники ваяли и писали "на глазок", столетиями формируя свои собственные навыки-каноны. То есть у греков фаворитом была "форма", а меру красоты и гармонии они брали с натуры и дорабатывали сами. У египтян: берём камень, мерку и незыблемый "божественный" канон и возникает одно искусство. Мерка и канон у египтян - застывшие, незыблемые, но это и понятно: зачем фараонам перемены. У греков: берём камень и без мерки переносим форму с натуры в камень через навык. Со временем возникает чудо - гармоничное и прекрасное классическое греческое искусство, шедевр человечества. Однако, после расцвета почему-то приходит упадок, навыки пропадают и повторить и уж тем более превзойти шедевр не удается до сих пор. Почему произошёл упадок? Многие скажут, что из-за войн и рабовладения у греков. Спорить сложно: и первое и второе - объективное зло, с которым человечество долго живёт вместе, и греки - не исключение. Но возможно, что всё же было что-то у греков, какой-то аванс более совершенного представления о бытии, при привнесении которого в культуру общества могло бы и рабовладение и войны угаснуть за ненадобностью?
   Можно предположить, что аристотелевская "форма", без разделения на предельно-обобщенные понятия: меру и информацию, осталась в полу инвалидном состоянии и не смогла закрепиться в культуре человечества. И в культуре человечества 2,5 - 2 тыс. лет назад не возникло, по крайней мере, в публичном доступе, мировоззрения триединства "материя-информация-мера", которое бы позволило людям доброй воли уже тогда приступить к строительству менее конфликтной и более справедливой цивилизации. Например, представим хотя бы по воспитанию и обучению детей в то время или сейчас, что наряду с важностью материальных нужд, а также необходимости в знаниях, то есть в информации, ребёнок РАВНОЦЕННО с указанными категориями обучается МЕРЕ. Три самых важных знания о мире с детства: материя, информация, мера: все они взаимосвязаны между собой и не бывают по отдельности. Вы только представьте - какой вырастет ребёнок, с детства осознающий, что мера есть во всём и всё пребывает в мере. Возникли бы у такого ребёнка, а в последствии юноши или девушки и дальше мужчины или женщины экстремальные сверх меры притязания на чужую меру во всех без исключения случаях? Экстремальные - вряд ли, мера с детства заложила бы в ребёнке любовь или хотя бы понимание соразмерности и гармонии, красоты и справедливости, подлинного равенства и неприятия господства одних людей над другими, господства одних народов над другими и т.д. Конечно, это вовсе не значит, что люди станут идеальными и немедленно воцарится царствие Божие на Земле. Сложность человеческого бытия, безусловно, сохранилась бы. Как, например, делить на двоих один предмет обожания в любви у двух юношей к одной девушке и, наоборот? Наверное, без эксцессов бы не обошлось, но и массовым явлением бы не стало, так как люди меры имели бы совершенно иной уровень культуры и человечности. Например, сегодня человечество в развитых странах решает этот вопрос в сторону сексуальной свободы полов: решение явно ущербное и не приносящее счастья большинству людей. Или возьмём еще одну трудность для согласования - не знающую преград материнскую любовь к своему ребёнку, и желание матери протежировать и конкурировать с другими за успех и достаток именно её ребёнка в обществе. Есть такая трудность, причем, у отцов также встречается - только в форме навязывания своего дела сыну. Конечно, любовь именно к своему ребёнку сильна, как инстинкт. Однако, сегодня психологам известно, что в таких делах мать и отец могут думать не только и не столько о своих детях, сколько о своей дополнительной самореализации. И воспитание по мере, я уверен, со временем сказало бы своё слово и для будущих родителей. Я специально немного коснулся детства и проблем воспитания, так как многие социальные беды и пороки укорены именно там. Но главный успех общества в случае признания ФЕНОМЕНА МЕРЫ был бы в том, что толпо-"элитарная" пирамида общества стала бы осыпаться еще 2500 лет назад. Многих исторических эксцессов можно было бы избежать.... Куда бы в этом случае делись большие и маленькие "фараоны" - не наша забота. Постепенно поколения людей меры могли бы изменить характер общества, и помимо вспышки греческого искусства данный период мог стать подлинным расцветом и освобождением человечества от явного и скрытого рабства, от дисбалансов и перекосов в экономике и политике цивилизации.
   Однако и до сих пор, и в XXI веке дорога к Мере ещё не пройдена. До сих пор не введён в человеческую культуру ФЕНОМЕН МЕРЫ, как предельно-обобщённой категории мироздания в триединстве "материи-информации-меры". Именно поэтому вопрос, который мы задали в начале обсуждения и остаётся пока без ответа, а экономика и политика современной цивилизации пребывает точно в таком же полу инвалидном состоянии, как и искусство Древнего Египта.
   Настало время МАНИФЕСТА МЕРЫ all over the world .
   Мера сама идёт навстречу людям. Цивилизация, насыщая общество потребления материальными благами и невиданным количеством информации , тем самым формирует меру потребления и первого и второго. Именно сегодня, как никогда, Мера открывается каждому из нас в своей красе и скромности.
   Неужели люди не заметят её призыва, её манифеста? Манифеста-призыва всех людей доброй воли на преодоление тысячелетнего невежества и культурного рабства, призыва к обсуждению ФЕНОМЕНА МЕРЫ в культуре.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"