Чистяков Олег Владимирович : другие произведения.

О манифесте людей меры-1.

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Феномен меры не структурирован и не отражен в культуре, не выведен на уровень навыка и не является приоритетом в жизни, хоть и присутствует в неявном виде в каждом человеке, в окружающем его мире и в природе. У меня нет сомнений, что в ближайшем будущем данный феномен себя проявит самым непосредственным образом. На мой взгляд, новые поколения людей, людей меры, просто будут выбирать меру во всем, и, следовательно, результаты их деятельности будут массово отличаться в лучшую сторону от результатов людей, мотивированных на неразумное потребление материальных и информационных благ. Данные улучшения коснутся всех сторон жизни общества от распределения благ в социуме до преображения культуры в целом. Куда денутся люди с завышенной материальной мотивацией, а также их информационные аналоги? Первые попросту будут смешны на каком-то временном периоде до тех пор, пока не останутся в ничтожном и неопасном количестве, а вот со вторыми человечеству придется дольше разбираться.


   О манифесте людей меры, ч. 1
  
  
  
   Считается, что любой 500 - страничный текст будет содержать лишь 4 - 5 интересных страниц с собственными мыслями автора. Остальные 99% текста служат основанием оплаты авторского труда. Дело у нас общественное, оплаты не требует. В остальном будем соблюдать меру, а насчет интереса - не мне судить.
   Слово "манифест" я беру в самом умеренном значении "призыва" - призыва к рассмотрению нового феномена культуры, неизбежно идущего на смену текущему информационному обществу. Кто-то уцепится за слово "неизбежность", да еще с манифестом и сразу проведет параллель с работой Маркса и Энгельса про "призрак коммунизма". Единственно возможная параллель здесь в том, что "бородачи" просто не могли не видеть нарастающей концентрации пролетариата как силы, требующей в XIX веке достойного для себя классового места, то есть они увидели новый феномен культуры и структурировали его для своих целей.
   На мой взгляд, наше поколение также присутствует при рождении нового феномена человеческой культуры - проявление Меры и не в единичном, а в массовом его выражении.
   Попробую это кратко обосновать.
   Известно, что первым и самым базисным феноменом культуры является материальный аспект бытия. Древние люди, наделённые большими, чем у животных, возможностями развиваться, коллективно создали крупные материальные запасы. Это сделало человечество самым конкурентоспособным видом на планете. Люди создали материальную культуру и на ее основе стали накапливать информацию и знания, формируя тем самым второй аспект жизни человечества - информационный.
   Взаимодействие этих двух феноменов сформировало нашу цивилизацию в форме толпо - "элитарной" пирамиды, где нижние социальные этажи создают материальную основу жизни общества, а "элитарии" занялись управлением, увеличивая при этом в культуре количество информационных продуктов и знаний о мире.
   Оставим вне рассмотрения здесь аспект социальной справедливости, а именно монопольно высокую цену за управленческий статус "элитариев". На протяжении всей истории человечества "элитарии" навязывают остальному обществу эту цену в виде библейской концепции жизнеустройства, прочих религий и идеологий, а также посредством существующих экономических воззрений, а те, кого они считают "толпой" - исправно и добровольно в преемственности поколений оплачивают содержание пирамиды. И так - тысячелетиями. Однако, с середины XX века человечество резко увеличивает производство информации и знаний о мире, а на их основе запускаются новые технологии. И сейчас мы живем уже не только в материальной, но и в постоянно развивающейся информационной культуре.
   Общество потребления и информационные потоки постоянно давят на индивида и приводят его в состояние насыщения. Поэтому не трудно предвидеть переход индивида и общества в новое социальное состояние: от насыщения - к неопределенности и легкой панике, и далее к состоянию осознанного выбора, то есть к мере. "Элитарии" все еще пытаются удержать пирамиду, навязывая обществу гонку потребления, но любая инерция имеет свои рамки. Пирамида обречена. Текущий экономический и финансовый кризис - её примета. Причем, обрушение толпо-"элитарной" пирамиды только "элитариям" да невежественным людям может показаться Апокалипсисом. Зато перед современным образованным человеком открываются многие из недостижимых ранее возможностей и учиться и применять на деле полученные знания.
   Конечно, единично люди меры существовали всегда. Еще Протагор, живший в V веке д.н.э. утверждал: "Человек есть мера всех вещей". Именно люди меры продвигали человечество в искусстве и в науках, в трудах создавая свои творения на основе знаний и чувства меры. Само развитие человека от рождения в качестве материального тела через информацию (обучение и знания) уже далее воплощается в его жизни, в работу и в результат - то есть в  меру. И природа, частным случаем которой является человек и его творение - цивилизация, подвержено этому общему феномену меры. Что есть развитие для всех видов в природе, как не накопление информации (навыков, качеств) и переход на новый уровень? Что есть борьба видов за выживание или их приспособление к изменяющимся внешним условиям, как не поиск меры в данном конкретном случае? И что есть такого в мире, чего не бывает чрезмерно? Ответ - мера.
   В мировоззрении будущего - мировоззрении триединства на основе предельно обобщённых категорий бытия "материи - информации - меры", мера, пожалуй, самая неявная, но при этом самая важная. Материю, материальные объекты человек воспринимает сразу и буквально, образы (информацию) об этих объектах человек может видеть, отображать и передавать из поколения в поколение, что и позволило человечеству создать цивилизацию. Однако, при этом до сих пор незаслуженно в тени этих двух "сестер" оставалась их скромная и неразрывная с ними третья "сестра" - мера. Истина, красота, гармония, понимание, сочетание - все это характеристики нашей скромницы меры. И люди это знали и ценили в своей культуре, хоть и в единичных случаях, а любое чрезмерие всегда воспринимали, как вред.
   Материальное благополучие, как основа жизненной мотивации человека - этот призыв тысячелетиями звучит в культуре. Тяжелые условия жизни, борьба за материальные возможности и отсутствие образования в нижних слоях пирамиды на протяжении тысячелетий не создавали предпосылок к появлению следующего массового феномена в культуре - информационного. Риск остаться без материальных благ был смертельным для человека. Однако, материальная культура запустила процесс глобализации, и со времен Древнего Египта мы можем наблюдать его развитие. Далее ускоряющийся процесс глобализации прервал монополию материального призыва, и последние сотни лет человечество узнало преимущество знаний и информации, образование стало доступным. И уже невежественность и необразованность понижали шансы на получение материальных благ. Десятки последних лет половина человечества живет в условиях материального достатка, широкого и доступного образования и невиданного прежде взрывного информационного обмена. Можно предположить, что и другая нуждающаяся половина человечества со временем и не без конфликтов, но получит свою долю материальных и информационных благ.
   Но почему нарастает неудовлетворенность у сытой и информированной части человечества? Какой скрытый риск ощущают люди все больше? На мой взгляд, этот риск - есть отсутствие меры, как феномена человеческой культуры. Общество потребления неизбежно насыщает индивидов и в материальном и в информационном плане. И что дальше? А дальше мы увидим в мотивациях людей нашу скромницу - меру, призыв которой будет звучать все громче от индивида к индивиду, от одного социального явления к другому. Произойдет манифестация меры, как феномена культуры.
   Я мог бы снабдить данный текст многочисленными цитатами и ссылками из обобщенного опыта человечества - культуры, но не стал этого делать по двум причинам:
   - если потребность в Мере есть, то каждый индивид может непосредственно ощутить её в себе и найти вокруг все необходимые подтверждения и доказательства;
   - если потребности в Мере нет, то не помогут никакие ссылки.
   При этом я обращаю внимание на то обстоятельство, что данный феномен пока не представлен в культуре в явном виде, как основополагающий мотив социума. Нельзя считать явным видом морализаторство взрослых по отношению к детям или бесконечные декларативные заявления самых разных представителей культуры, включая религиозных деятелей и политиков. Я также не спорю, что правильное воспитание содержит в себе элементы меры, а сама жизнь - лучший учитель, но ведь мы говорим о массовом феномене, а не об единичных достижениях.
  
   Феномен меры не структурирован и не отражен в культуре, не выведен на уровень навыка и не является приоритетом в жизни, хоть и присутствует в неявном виде в каждом человеке, в окружающем его мире и в природе.
  
   У меня нет сомнений, что в ближайшем будущем данный феномен себя проявит самым непосредственным образом. На мой взгляд, новые поколения людей, людей меры, просто будут выбирать меру во всем, и, следовательно, результаты их деятельности будут массово отличаться в лучшую сторону от результатов людей, мотивированных на неразумное потребление материальных и информационных благ. Данные улучшения коснутся всех сторон жизни общества - от распределения благ в социуме до преображения культуры в целом.
   Куда денутся люди с завышенной материальной мотивацией, а также их информационные аналоги? Первые попросту будут смешны на каком-то временном периоде до тех пор, пока не останутся в ничтожном и неопасном количестве, а вот со вторыми человечеству придется дольше разбираться. Дело в том, что в информационную эру человечество вступило не так давно, и как сейчас еще сильны материальные привязанности, так и дальше будет трудно оторвать людей от кино, ТВ, компьютера и Интернета, от пустого и лишнего общения, от бесконечного потребления информационных продуктов. Конечно, со временем информационный потенциал просто обязан перейти в реальное творчество и дела, как сейчас в социальных сетях и в блогосфере происходит информационный обмен любыми видео и фотоматериалами, формируются сообщества по интересам. Уже появился такой термин - выход в реал, выход в непосредственное общение в жизни, в отличие от виртуального обмена информацией по сетям. Конечно, и раньше люди собирались в реале, жили ведь как-то, не без этого, но вот обмениваться по большому счету кроме пороков и дурости было не чем...
   Наступают времена, когда каждый будет должен решить - кто он? Свободный творческий человек, реализующий себя в жизни в необходимой и должной мере или человек, заточенный на сверхпотребление материальных и информационных продуктов. Причем, люди чрезмерия пытаются оправдаться необходимостью передать накопленное, включая статус, своим детям и внукам и тем самым защитить их в жизни от неблагоприятного. Однако, это как оставить старую карету в наследство на заре автомобилестроения в конце XIX в., или как попытка передать устаревшую бытовую технику XX века в XXI. То, что выглядит насущным сегодня, может быть совершенно бесполезным завтра. Ни сама жизнь ни раскрученный человечеством прогресс не оставляют надежд для доминирования прошлых мотиваций.
   А что конкретно держит нас всех на положении нерешительных и несвободных людей прошлого? Что не дает нам реализовать наши мечты и планы в жизнь? Страх или стереотипы, наши слабости или наше невежество или всё вместе? На мой взгляд, отсутствие в культуре феномена меры является для человека ключевым, а все перечисленное лишь следствие данного факта. Известно, что человек по своему потенциалу существо сильное и умное и временами может проявлять это и довольно явно. Просто ему надо опереться на поддержку своего этого устремления в обществе, получить свой шанс.
   И современность дает такой шанс каждому человеку без исключения.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"