Когда я учился в сельхозакадемии на бухгалтера, был у нас на втором курсе такой предмет "Социология и психология труда". Естественно, что как и большинство моих однокурсников, я на этот предмет забил: весна, молодость, пива попить хочется с друзьями. Я всегда много читал различной литературы и поэтому посчитал, что зачет сдам без особых трудностей. И когда сессия наступила (как всегда, внезапно), я смело отправился сдавать зачет по этой дисциплине.
Июнь, жара. В этот день на физкультуре мы пробежали 5 км. Потом был часовой перерыв между парами, во время которого я выпил четыре бутылки пива, чтобы восстановить водно-солевой баланс в организме и после этого я почувствовал, что готов сдавать зачет.
Возле кабинета, помню, отнял у кого-то конспект лекций и пролистал за пару минут. В общем, основательно подготовился. :)
Вытащил билет и бодро начал отвечать на первый вопрос: типы темперамента. Я успел только рассказать про холериков и сангвиников, но преподаватель (Олег Игоревич - помню его как сейчас - на вид "божий одуванчик", но жутко строгий, да еще и идейный коммунист) сказал мне, что он видит, я знаю этот вопрос, и потому достаточно и можно перейти ко второму. А второй - типы реакции на посторонние воздействия - в общем пурга какая-то. Помню только, что есть там сензетивность и резистентность - это, то что я в конспекте чьем-то увидел. Ну сказал я эти пару названий. Он предложил еще хотя бы два назвать, а всего их десять, что ли. Я сделал задумчивый вид - мол, всю ночь учил, а теперь от волнения забыл. Он немного в недоумении спрашивает:
- Вы так хорошо первый вопрос знаете. Почему со вторым такие трудности?
Я что-то уклончиво бормочу про внезапное ухудшение памяти от волнения. Ну он по доброте и говорит:
- Ну, а ригидность знаете?
Мне правда послышалось "фригидность". Во, думаю, психология с элементами сексопатологии???
- Знаю, - говорю.
- Чем характеризуется?
- Ну это... Одним словом, холодность, - отвечаю.
- Как холодность???
- Нуууу... Эээ.... Инертность.
- Вот это уже ближе. А конкретнее? - допытывается препод.
Ну вот тут-то я и сказал конкретно, что такое фригидность и как она проявляется. Надо было видеть его лицо!!! :)
- Вон отсюда, - говорит, - ты никогда мой предмет не сдашь! И вообще без декана я тебя на порог не пущу.
А декан экономического факультета - Николай Васильевич - это тема для отдельной книги! Он был у нас студентов личностью легендарной. Хитрый хохол. Но свойский и понимающий. Со своеобразным чувством юмора. Частенько он за нас вступался в разных ситуациях. В общем, опекал всячески.
Прихожу к нему:
- Николай Васильевич! Можно?
- Ааа. Заходи, заходи! Ну что там? Сессию сдаете?
- Сдаю. Вот с социологии выгнали. Сказали, без Вас никогда не сдам.
- Что такое???
- На вопрос "что такое ригидность" ответил неправильно, - а вижу, он тоже не знает, что это такое. Вернее, знает так же, как и я. :)
- А ты что ответил?
Я рассказал, что и как я ответил.
- Ну так все правильно, - говорит.
- Да нет, Николай Васильевич. Оказывается, совсем неправильно. Это на самом деле - неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.
- Да ты что??? Во как! Ну пошли тогда.
Пошел я с ним опять к преподавателю социологии. Декан сказал, что я студент отличный и на соревнованиях за факультет два раза выступал: на турнике подтягивался и на лыжах бегал. И что он за меня ручается. Поэтому надо поставить мне зачет. Ну и социолог тут же молча мне зачет поставил.
Зато я с тех пор знаю, что есть ригидность, а есть фригидность - и это абсолютно разные вещи. :) И декан тоже с тех пор это знает. А раньше-то не знал. :)