Аннотация: Бронеавтомобили нашей страны, славные и малоизвестные бойцы
К. Чиганов
Автомобиль надевает броню
Дни 23 февраля и 9 мая всегда означают новые заботы у прессы. И умные журналы не исключение. Естественно, первой была мысль о военных автомобилях. Да, но... "Виллис" уже давно герой десятка монографий, про "Студебеккеры" и "Доджи" тоже написаны книги. Наши верные родные "газики" и "зиски" стали героями статей... Но нет ничего невозможного. Нашлась тема, о которой написаны специальные технически-исторические статьи, но почти не найти статей доступно-популярных. Даже в военных энциклопедиях "обо всем" посвящают им только несколько строк где-то перед танками "Тигр" и Т-34... Мы говорим о стойких бойцах - бронеавтомобилях отечественной армии.
Ох, как и любили же у нас еще недавно ругать царский режим. В том числе и Русскую армию того времени. И кормить ее не кормили, и лечить не лечили, а слова "тупость и косность царских генералов" вообще кочевали из книги в книгу. Так вот, трудами этих самых генералов, в числе которых были блистательные Брусилов и Корнилов, 19 августа 1914 г. начали создавать "1-ю автомобильную пулеметную роту", первую в мире броневую часть! К октябрю 1917 по численности и по качеству организации и техники Россия превосходила большинство иностранных государств! Только по числу бронеавтомобилей немного уступала Англии. А откуда же иначе в нашей гражданской войне участвовало столько броневиков...
Между прочим, бронеавтомобили той самой 1-й пулеметной роты были отечественными - 8 пулеметных "Руссо-Балтов". И в боях они проявили себя хорошо. Русский изобретатель штабс-капитан Мгебров разработал на импортных шасси свои броневики: легкий "Мгебров-Рено" и тяжелый трехбашенный "Мгебров-Уайт", с клиновидными пулестойкими корпусами, каких в мире еще не видели. Но отечественных заводов не хватило бы для снабжения армии, и бронеавтомобили решили заказать в Англии. Правда, в августе 1914 закупочная комиссия не обнаружила у англичан ничего, что удовлетворяло бы русским условиям. И разработать более совершенный двухбашенный броневик с парой пулеметов по русским требованиям согласилась фирма Austin Motor Co. Двигатель поставили в 30 л.с., передача на задний мост в системе сцепления имела... кожаный конус, зато коробка стояла с 4 скоростями вперед и 1 задней. В России все бронеавтомобили получили собственные имена, написанные белой краской аршинными буквами спереди и с боков: "Сильный", "Славный", "Бравый". Броню, правда, пришлось ставить Ижорского завода, хлипковата оказалась английская сталь. А экипажами машин были исключительно добровольцы. Вот цитата из доклада той войны, июня 1915:
"...После того как шофер был ранен, а помощник его убит, желая спасти остальных, младший унтер-офицер Василий Скрыпник самоотверженно стрелял из пулемета до тех пор, пока не был сам убит и взорван автомобиль..." Посмертно он получил "Георгия" 1-й степени. И много еще славных дел совершили броневики того времени. Потом они участвовали в гражданской войне на стороне почти всех армий, даже у Петлюры был броневик "Остин". Но пришлось и им уйти на покой, в учебные части. Только один "Остин-Путилов" установили в Ленинграде как машину, с которой говорил Ленин перед штурмом Зимнего. Правда, позже выяснили, что с этого броневика Ленин ну никак не мог говорить, поскольку в Петрограде ни одной машины этого типа тогда не было... но об этом не стали распространяться.
В СССР с дорогами было неважно, а с вездеходным транспортом еще хуже. Но Красная армия нуждалась в броневом кулаке, танки же обходились дорого и были все еще малонадежны, то у них слетали гусеницы, то ломались неважно изготовленные коробки передач... Пришлось выпускать куда более дешевые и простые бронеавтомобили на обычных автошасси. Легкие ФАИ на шасси первого серийного ГАЗ-А и БА-20 на базе славной "эмки" ГАЗ-М1 стали самыми массовыми броневиками 30-х гг. Вооружались они одним ручным пулеметом и по проходимости даже уступали легковушкам, ведь броня сильно их утяжеляла, зато были дешевы и просты. Дороже обходились броневики на трехосных шасси грузовиков, это были БА-3, БА-6, БА-10 на базе "полуторки", и тяжелый БА-11 на базе ЗИС-6. Зато эти машины по вооружению стояли наравне с легкими танками, а скорость и маневренность у них были еще лучше. Немцы тоже пробовали строить тяжелые броневики на шасси грузовиков, но их тип 231 вооружался 20 мм пушкой, а наши броневики стреляли из 45 мм орудия. Некоторые машины снабжали сменными железнодорожными колесами, и они служили бронедрезинами, приписанными к бронепоездам. Такие машины имели после названия буквы "жд".
И легкие, и средние броневики участвовали во всех вооруженных конфликтах СССР в 30-40 гг., повоевали они на Халхин-Голе с японцами, под Ленинградом с финнами, в Испании с обеих сторон - трофейные республиканские броневики охотно использовали сторонники мятежного генерала Франко. Вот как описывал писатель Михаил Кольцов бой испанского броневика: "...никогда не думал, что эта машина может так лихо действовать. Броневик, казалось, окончательно устарел и аннулирован танком. Вовсе нет! Запрятавшись за пригорком, или в рощице, или за домом, он подстерегает танк, выносится на большой скорости под углом к движению танка, стреляет в упор и улепетывает что есть силы. Конечно, броневики не могут здесь действовать строем, конечно, им нужны дороги или хотя бы удобные, сухие, слегка волнистые поля... онемели нос и скула, прижатые к смотровой щели. Но нельзя оторваться, жалко не повторять еще и еще жгуче притягивающий момент сближения с врагом. Два выстрела почти одновременно - свой и неприятельского танка. Затем около секунды ожидания. Это ожидание результата: чей выстрел попал в цель? Ожидание искусственное, удлиненное шумом и звоном в ушах. Ожидание ошибочное - результат уже есть, уже дан. Если бы он был не в нашу пользу, то мы ощутили бы его, опрокидываясь на бок или падая навзничь с разорванными кишками. Машина, техника опережают человеческие чувства..."
В 1941 г., в самое тяжелое время, на ГАЗе сконструировали и стали выпускать единственный наш серийный полноприводной бронеавтомобиль БА-64. Маленькая двухместная машина с мотором в 50 л.с. и наклонной броней могла на твердой дороге выжимать до 80 км/ч. В военные годы все больше отечественные бронемашины заменялись американскими, поставленными по ленд-лизу полноприводными "Скаутами" и полугусеничными М-3. Но и наши БА с честью дошли до Победы. Один пушечный БА-10 даже использовали партизаны орловщины, на его корме так и было написано: "Орловский партизан". После войны бронированные колесные машины в СССР не сошли со сцены, но теперь это техника специальной разработки - БТР-ы и БРДМ. В локальных конфликтах успешно используют бронированные УАЗы и УРАЛы Внутренних войск. А на ГАЗе сравнительно недавно сконструировали бронированный четырехколесный автомобиль ГАЗ-3937 "Водник" уникальной конструкции, на его шасси едва подготовленные солдаты могут в считанные минуты устанавливать разные "боевые модули", с пушечным или ракетным оружием, с радиостанцией, санитарный и т.д. К тому же "Водник" еще и плавающий. Значит, история российских бронеавтомобилей продолжается...