Над арктической ледяной шапкой нависла новая угроза: Россия планирует построить крупнейший в мире ледокол, который будет способен пробиться через полярные льды даже зимой.
Атомное судно будет прокладывать судоходные пути через Северный Ледовитый океан, а также поможет энергетическим компаниям разрабатывать запасы нефти и газа в регионе.
Между тем, на прошлой неделе стало известно, что арктическая ледяная шапка сократилась до 1,8 миллиона квадратных миль. С 1979 года ее площадь была меньше только дважды. Ее средняя толщина на Северном полюсе также уменьшилась вдвое по сравнению с 1976 годом - примерно до 8 футов.
Русские ясно дали понять, что они намерены воспользоваться этими переменами. Три года назад они спустили на воду "50 лет Победы" - самый большой в мире ледокол, длиной в 500 футов и водоизмещением в 25 000 тонн, способный пробиться через лед 10-футовой толщины. Планируется построить еще два таких же судна, ядерные реакторы на каждом из которых будут генерировать 60 мегаватт энергии- этого было бы достаточно для города средних размеров. Однако флагман будет еще мощнее - с реакторами на 110 мегаватт и корпусом, способным проламывать еще более толстый лед. Его длина пока засекречена, но эксперты полагают, что она составит 650-750 футов.
Владимир Васильев, заместитель директора финансируемого правительством Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота, расположенного в Санкт- Петербурге, пишет в своем докладе: "В прибрежных зонах и на шельфе арктических морей располагаются огромные запасы природных ресурсов- газа, нефти, цветных металлов. Потенциальные размеры месторождений нефти и газа оцениваются в более чем 100 миллиардов тонн, и могут составлять 30 процентов мировых запасов. Для добычи этих ресурсов необходимы мощные атомные ледоколы и грузовой флот большой вместимости".
Дэвид Фэйрхолл (David Fairhall), специалист по Арктике, обнаруживший российские планы по строительству гигантского ледокола, в ходе сбора материалов для своей новой книги "Холодный фронт грядущий конфликт в арктических водах" ("Cold Front - Conflict Ahead in Arctic Waters"), считает, что это - лишь часть более масштабной тенденции, которая угрожает превратить Арктику в "район активной экономической эксплуатации". А Иван Блоков, возглавляющий российское отделение Greenpeace, полагает, что спуск судна на воду повысит риск загрязнения окружающей среды в результате несчастных случаев.
"Это также увеличит мировое потребление нефти и газа, использование которых усиливает глобальное потепление", - утверждает он.