Аннотация: выставка произведений Зураба Церетели в Самаре
Мелодии Грузии
Выставка З.К.Церетели
Кружатся в танце цветы
Как красив их воздушный полет,
А сидящие за столом осушают бокал за бокалом,
чтобы жить тысячу лет.
Народная песня. Китай. IVвек.
В Самарском художественном музее состоялась персональная выставка Президента Российской академии художеств, народного художника СССР и РФ, Посла Доброй Воли ЮНЕСКО Зураба Церетели. Выставка открыла различные грани творчества художника - живопись, графика, скульптура, малая пластика, эмали. Сила характера и удивительная энергия, и неожиданный креативный подход к экспозиции выставки - составляют портрет Зураба Константиновича Церетели - художника, который объединил своими творческими поисками буквально все виды, жанры, техники изобразительного искусства. В экспозиции самарской выставки представлено 10 рельефов, 12 эмалей, около 20 графических и 50 живописных работ и 1 скульптура мастера.
Вернисаж выставки не походил на обычные вернисажи. Атмосфера залов в музее была пропитана неуемной радостью, сам мэтр, похожий на ребенка с улыбчиво смеющимся лицом, представлял свою выставку, как веселое дитя, которому дали разноцветные краски и разрешили раскрасить все холсты до полного упоения.
На встрече с художником, прежде всего, бросалась в глаза столь очевидная в личности Церетели национальная природа. Его грузинский акцент проявился и в его искусстве, грузинском до мозга костей, отображающем Грузию, живопись Пиросманишвили, и традиции грузинской живописи XX века
Стихия творческого общения в этом художнике активна: он, не умолкая, говорил о рисовании; о том, как важно в любой ситуации, при любой занятости найти час для живописи. Его живая речь была звучной как народный орнамент, как красочная палитра. Слова, словно выдавленные из тюбика масляные краски, сверкали как насыщенные цветом кусочки смальты мозаик, которые так любит Церетели.
При беглом взгляде на экспозицию, стало ясно, что основным принципом Зурабом Церетели является "полистилизм" в искусстве и свобода самовыражения; отказ от всех стереотипов.
Самым кульминационным моментом вернисажа стал акт раздачи подарков зрителям. Это были постеры с картин З.К.Церетели с автографом мастера. Восхищение и детский восторг читались на лицах счастливых обладателей. Даже образовалась давка, кому-то не хватило.
Самый праздничный зал, на мой взгляд, зал графики и эмалей. Графика представлена блоками по два или четыре листа, словно эскизы для декоративных панно, а объемные эмали восхищают не только своими размерами, яркостью цвета, но и удивительным качеством заливок эмали. Потрясающая экспозиция!!
Несколько дней спустя после открытия, в мраморном зале состоялся концерт - неаполитанские песни. И зрители на протяжении полутора часов внимающие песням с удивлением обнаружили вокруг себя множество рельефов на тему музыки. Где-то бронзовые музыканты "аккомпанировали" певцам, склонившись над музыкальными инструментами, где-то на определенных рельефах, простые люди с метлой в руке вслушивались в итальянскую песню. Именно тогда слушатели обнаружили, что в творчестве Церетели живут люди Грузии. Вот смешной и трогательный дворник в клетчатом, неуклюжий, коренастый, с характерным лицом и большими кистями рабочих рук, сжимающих метлу. Вот простая женщина на фоне старого квартала с метелкой в руке, слушает музыку.
В образах простых людей у Церетели видится то отношение к людям, которое так свойственно Грузии, где каждый гость - желанный друг, свой человек. В грузинском доме, за грузинским столом - всякий становится грузином, а люди на портретах Церетели неизменно воспринимаются как его гости. Люди никогда не отстранены, не отодвинуты за какой-то психологический барьер. Если это и актеры - то трагические люди-актеры. Если они и играют - то художник играет вместе с ними. Он сопереживает им как лучший друг, если им плохо.
Конечно, Зураб Церетели интересен не только как художник, он государственный и общественный деятель, он одинаково смело осваивает разные стороны жизни и искусства, обретает новых друзей и почитателей своего таланта. Сегодня жизнь его и искусство являют пример универсальной личности.
В целом хотелось бы отметить, что в ряду выставок этого года в Самарском художественном музее, выставка Зураба Церетели стала одной из наиболее значимых, запоминающихся.
Надо отметить, что после определенных откликов в медиа средствах, зрители пришли на вернисаж с чувством предубеждения. Но по мере всматривания, общения с художником лед таял и таял. Ко мне, как куратору выставки подходили разные люди и благодарили, прежде всего, за чувство праздника, которое родилось у них на выставке. А некоторые по телефону высказывали благодарность. И сейчас, когда за окном поднимается промозглый туман, под ногами хлюпает слякоть, приятно приходить в зал Церетели и согреваться в тепле его жарких солнечных эмалей.