Жизнь и жизнеподобие в живописи. Размышления на выставке.
Февраль не слишком был богат на вернисажи. Мне довелось присутствовать на открытии выставки Натальи Суботиной в Доме актера и на выставке Елены Макеевой в выставочном зале Союза художников на ул. Молодогвардейской.
Первая представляла искусство акварели, запечатлевшее различные уголки Самары. Выставка так и называлась "Акварельная Самара". Формат листов разнообразный. Мотивы все узнаваемые. Только один лист представлял типичный тесный дворик и стайку покривившихся мусорных баков. Остальные образы, так или иначе, связаны с постройками в черте старого города. Вот розовым пятном засияла стена протестантской кирхи, а вот здание химфака Технического университета. Вид сделан из Струковского сада.
Хорошим цветным пятном распласталась на листе с белыми полями часовня святого Алексия. Всегда бывает эстетически красиво, когда фон не заполнен красками. Эта традиция закрепилась за акварелью еще в начале девятнадцатого века. В таком же плане решена стена Иверского монастыря с башенкой. Отдельные работы Натальи Суботиной решены со сплошным заполнением листа. Легкостью и подвижностью световых пятен отличается силуэт Детской картинной галереи (дом Клодта), польского костела и других отдельных зданий исторической части города.
Наталья Суботина для меня совсем молодой художник. Я помню ее девочкой, студенткой художественного училища им.К.С.Петрова-Водкина с милым по - девичьи улыбчивым лицом. Потом она вышла замуж, потом она стала мамой, и тут, кажется, следы затерялись. И вдруг возникла с серьезным портфолио.
Милое улыбчивое лицо сохранилось, и так же изящна по - девичьи, но уже преподает, обзавелась массой поклонников, почитателей таланта и армией учеников.
Меня подкупила ее внутренняя раскованность в манере письма, акварели решены спонтанно, по влажной поверхности, профессионалы сказали бы "по - мокрому". Они сплошь струятся потеками краски. Особенны протекшие - большие работы, которые написаны акварелью на грунтованных живописных холстах, натянутых на подрамник. Это крупные работы с изображением памятника воеводе Г.Засекину и панорама площади им.В.Куйбышева. Еще одна изображает внутренний дворик Музея модерна. Разноцветные потеки льются ручейками краски от верхней части до нижней кромки холста
Что было для меня совсем неожиданным, так это то, как восторженные почитатели таланта Натальи Суботиной настаивали - "Все, что она делает, все это - как живое!".
Бесполезно всматриваться в знакомые силуэты одряхлевших домов. Нельзя найти фотографической достоверности в деталях, нет филигранной отделки поверхности бумаги, это возможно лишь при наличии иной техники "по - сухому", полностью отсутствует скрупулезность в наложении краски, в том, как работает кисть. И все же, как радостно было услышать от современников эти слова. Безусловно, глядя на подвижное вольготное существование потоков воды - "аквы", струящейся краски, хлынувшей на площадь, на улицы и стены домов, именно в этой водно-красочной субстанции они наблюдали и чувствовали жизнь. И что такое жизнь произведения, перефразируя слова Н.Заболоцкого "сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?"
Некоторое время спустя я оказалась на вернисаже Елены Макеевой. Выставка проходила под названием "Моя живописная география". Эта молодая женщина уже в прошлом году запомнилась мне выставкой "Городские прогулки" в Доме журналистов и тогда я написала статью "Стремительная живопись Елены Макеевой". Она действительно такая стремительная, что только в прошлом году организовала около десятка своих выставок. Вот перечень:
2014г. Художественная выставка "Наставники и ученики".г.Самара.
Художник, между прочим, в 2012 году была награждена золотой медалью за вклад в отечественную культуру.
Прошлогодняя выставка у меня тогда вызвала эпитет - стремительная, там превалировали городские пейзажи, и тогда я подчеркнула, что свое будущее Елене Макеевой надо связать с этим жанром.
На последней выставке были показаны пейзажи со всего света: Венеция, ее каналы и гондолы. Чехия, - дома и памятники. Севастопольская бухта и суда в ее акватории. Удмуртия и облик города Йошкар-Ола. И еще там были камни, скалы, натюрморты с самоварами, снедью и отдельно цветы. Столько всего разного, от обилия красочных пятен кружилась голова.
Особого внимания заслуживали два натюрморта с самоварами. Горизонтальный и вертикальный. Конечно, взят был один и тот же самовар, но в обрамлении различных предметов и драпировок получились как будто отдельные вещи. Особенно сильно подкупило в живописи упомянутых натюрмортов невероятное колористическое богатство в передаче отражений и блеска меди на поверхности самоваров.
Запомнилось так же, что художник предпочитает бирюзовый цвет - это и воды Венеции, и Черного моря, это и небо Крыма, и Чехии, это и осыпающаяся краска на поверхности деревянных домов в Удмуртии. На бирюзу и белила Макеева не скупится!
В ходе вернисажа меня попросили сказать несколько слов. И вот, не желая говорить банальные приветственные слова художнику, я решила подслушать, а что говорит народ. - "Все, что она делает, все это - как живое!". Почитатели таланта Елены Макеевой были единодушны. А ведь по большому счету, она не является примерным реалистом. Не пишет тоном, и цвета излишне форсированы, и форму она гиперболизирует, сминает, и краской пользуется, как пластилином. Почему же, как живое?
Невольно припомнилась очень интересная телепередача о Леонардо. "Подлинник или подделка". Зрителю показали множество картин будто бы кисти великого мастера. Некоторые выплыли из небытия совсем недавно. Некоторые произведения предлагались на торгах нашему государству. Один эксперт для наглядности привел пример с двумя Леонардо из Эрмитажа. Казалось бы, есть подготовительный рисунок мастера к "Мадонне Лита", это говорит в пользу подлинности картины Леонардо. Увы, фигура мадонны на фоне двух окон слишком нарядная, яркая, и статичная. Все застыло в мертвенном совершенстве. Возможно, Леонардо направлял руку ученика, или предложил ему свой рисунок. И вот рядом на стене почти монохромная "Мадонна Бенуа". Почему она такая живая? Не объяснить. Просто она живая. Потому что жизнь в лучах света, в каждой точке красочного теста, во всей поверхности этого шедевра.
Почему же зрители говорили, глядя на полотна Макеевой, про жизнь? Опять - таки подразумевая отдельную жизнь стремительных, порою вихревых широких мазков. Зритель видит, что мазок лепит форму сухой ветки дерева, или деревянной крыши, либо рельеф лепного наличника на штукатурке здания, или черный нос лаковой гондолы. Он также знает, что перед ним предстает корпусная, пастозная живопись. Из красочного теста вылеплены блестящие бока кувшинов, маленькие яблочки на драпировке, зажаристая корка на хлебах и батонах, золотистые бока бубликов. И все произведения написаны, кажется за один сеанс "а ля прима". Еще подкупает экспрессия живописного письма. Это немаловажно.
- Мужики, все учитесь у нее этой мощи письма, - сказал на вернисаже В.Сушко.
- У нас с такой энергетикой больше нет художников. Союз должен понимать это и относится к Е.Макеевой с большим пиететом, - предложил С.Карслян.
Одно выступление особенно запомнилось. Приехала жительница из Удмуртии, и громко поблагодарила за то, что Елена Макеева замечательно запечатлела облик города Йошкар-Ола. А ведь это знаменательно. Не Лондон, не Париж, и не Москва, и даже не города Золотого кольца стали источником вдохновения. За это ранее, Елена Макеева получила Благодарственное письмо за творческое участие в пленэре "Портрет города: Йошкар-Ола преображенная - жемчужина Поволжья". По меркам жизни в искусстве, она еще молода, и живописная география продолжается. Будем ждать новые вернисажи!