Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Выставка Ильи Репина.Удовольствие для просвещенного зрителя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    статья о выставке в Самарском художественном музее. Опубликована в газете "Культура" 25.09.2014

  В.Чернова.
  
  Удовольствие для просвещенного зрителя.
  Юбилейная выставка великого русского художника.
  К 170летию И.Е.Репина.
  
  
  2014 год - год 170-летия со дня рождения художника Ильи Ефимовича Репина. В Самарском художественном музее впервые, с участием Государственной Третьяковской галереи состоялась большая персональная выставка произведений Ильи Репина и учеников его школы.
  Это знаменитое художественное собрание предоставило полтора десятка работ различных периодов творчества И.Репина. Произведения великого мастера включают разные этапы творчества, начиная с раннего и включая зрелый.
  Репин представлен на выставке во всех формах деятельности. Это наброски, этюды, эскизы к картинам, жанровые полотна, а также портреты.
  Одна из наиболее интересных работ, непосредственно связанная с селом Ширяево - "Бурлаки, идущие вброд". Мало кто помнит, что прославленных "бурлаков" Илья Репин написал в Петербурге, после возвращения из волжского путешествия. А на нашей земле он наблюдал, делал рисунки, наброски, этюды.
  Те, которые на прославленном полотне, решены на некотором удалении полностью в рост, как-то на втором плане, по длинной диагонали, и рельефно. А на юбилейной выставке - бурлаки идут прямо на зрителя по серединке холста. Они даны первым планом, укрупнены и потому неожиданно оказываются близко к зрителю. В этом жанровом полотне отсутствует монументальность, присущая общеизвестному шедевру, зато более тесный контакт с лицами бурлаков порождает сочувствие, задушевность.
  На выставке представлен маленький эскиз картины "Бурлаки на Волге", все в нем внимательно по - передвижнически перечислено и рассказано, есть и малюсенький эскиз к картине "Крестный ход в дубовом лесу", небольшие этюды с изображением отдельных фигур бурлаков, все подсобные рабочие материалы к большим полотнам, мелкий этюд головы к картине "Не ждали".
  Когда рассматриваешь их, приходишь к пониманию живописного метода художников - передвижников. Они сначала делали наброски карандашом отдельных людей, предметов, - такие представлены на выставке. Потом наступала очередь небольших этюдов фигур, аксессуаров, одежды и прочего. В третью очередь шли эскизы композиции картины, Иногда их было несколько, иногда в корне менялась композиция картины. Мастеру того времени приходилось много и упорно трудиться, прежде, чем он завершал свою задачу. Вся эта кухня достойно и наглядно представлена на выставке. Я думаю, знакомство с ней доставит удовольствие просвещенному зрителю.
  В свое время многие критики порицали Илью Репина за отсутствие "исторического чутья", и ставили под сомнение его мастерство исторического живописца, что, на мой взгляд, совершенно верно.
   Представленная на выставке в СОХМ картина "Самосожжение Н.В.Гоголя" только роняет авторитетное имя И.Репина в глазах почитателя, который боготворит этого живописца. Ну а мы, "просвещенные зрители", понимаем, что у любого мастера бывают работы и сильные и слабые.
  Талант Репина - портретиста подчеркивался всеми современниками, и никогда никем не оспаривался. Портреты, вошедшие в экспозицию "Портрет Василия Кирилловича Сютаева" (1882), "Портрет поэта Афанасия Афанасиевича Фета" (1882), "Портрет композитора П.И.Бларамберга" (1884) - все из коллекции Третьяковской галереи.
   Портретов немного, но они - славная часть великой портретной галереи образов, которую называют памятником русской передовой интеллигенции. В пресс-релизе приведена очень хорошая цитата В.Стасова. "Репин-портретист отличается от всех других мастеров портрета тем, что с дерзостью смелого починателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека".
  Репинская портретная галерея замечательна не столько отображением значимых лиц, но, и это самое главное, - является отражением жизни его времени.
  Один из лучших портретов на выставке в СОХМ "Портрет Фета". В одном из писем к Третьякову Репин, прекрасно осознавая воспитательную силу своих портретов, осторожно размышлял: "Хотел было, кстати, - писал он Стасову в 1881 году, - там же около Курска, сделать портрет Фета (поэта), да раздумье берет, говорят он ретроград большой".
  Если для нас Афанасий Фет автор строк: "Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало", то для Ильи Ефимовича он был автором консервативной публицистики, помещиком Шеншиным.
  Биография этого замечательного поэта заслуживает отдельного рассказа.
   Сын орловского помещика Афанасия Ивановича Шеншина и немки Каролины Шарлотты Фëт, прибывшей из Германии, он был зарегистрирован законным сыном своих родителей за год до их брака. Впоследствии, фамилию своей матери он называл "именем всех страданий и горестей".
  Брак, заключенный в Германии не по православному обряду, считался в России недействительным. Когда его родители обвенчались, будущий поэт уже под фамилией Фет проживал в звании внебрачного ребенка. Только в пожилом возрасте он получил фамилию отца.
   Он страстно хотел получить жалованное дворянство, для этого поступил на военную службу, так же как отец дослужился до штаб -ротмистра, вышел в отставку, но дворянских прав не завоевал.
   В Мценском уезде купил хутор Степановку, Фет начал хозяйствовать, получил прозвище цепкого агрария, потом за 105 000 тысяч рублей купил имение в Курской губернии, стал заклятым крепостником и умножил свое богатейшее состояние.
  В 1862 году Тургенев называл его, "закоренелым и остервенелым крепостником и поручиком старинного закала". К своему узаконению он относился с болезненным самолюбием, вызвавшим насмешку того же Тургенева, в письме к Ш. 1874 г.: "как Фет, вы имели имя; как Шеншин, вы имеете только фамилию". Фету были присущи такие черты характера как крайний индивидуализм и независимость. Например, путешествуя по Италии, он завешивал окна, чтобы не смотреть на тот вид, любоваться которым приглашала его сестра, а в России он убежал однажды от жены, из концерта Бозио, вообразив, что его "обязывают" восхищаться музыкой.
  Невероятно жестокий крепостник, он боролся с крестьянами, которые могли устроить незаконные покосы или потравы его угодий. Когда при нем читали романы - "Обломов", или "Отцы и дети", он спал от скуки. И вместе с тем это был человек склонный к самоанализу, к яркой чувственной образности, которая важна в поэтике и в переводах античных мастеров-классиков.
  Потому и портрет получился странно - противоречивый. Да, перед нами портрет поэта, умного человека с невероятно проницательным и вместе с тем недоверчивым взглядом глаз. Это человек сумрачный, закрытый, потому он так угрюмо напряженно сидит в кресле. Говорят, в портретах Репина нельзя разъять духовное и физическое, и к тому же его персонаж наделен нервами. Таким образом, Афанасий Афанасьевич Фет пребывает в определенном психологическом состоянии.
  Меня лично в этом портрете поразили руки поэта. Маленькие, с изящно согнутыми пальцами. Поверхность кожи, то, что называется карнация - цвет тела, поразительно теплая и живая. И краешки манжет белой рубашки как бы усиливают свет, исходящий из рук. Здесь есть некая двойственность. Сумрачный взгляд глаз Фета смущает, не позволяет зрителю вглядеться попристальнее в облик поэта. И зритель невольно опускает глаза и упирается в руки, обнаруживая, что они живут самостоятельной жизнью. Эти руки написаны с таким поразительным мастерством, что просто хочется снять шляпу. Этот портрет написан Мастером, который стремиться к правде жизни. В одном из писем как то он написал. "Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз... Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст"
  Башкирский государственный музей им.М.В.Нестерова предоставил небольшой этюд к известной в свое время картине И.Репина "Не ждали". Самарский художественный музей, знаменитый поздними полотнами Репина также предоставил большие холсты - "Король Альберт", " Портрет композитора Рубинштейна". И наконец, выставка великого художника и замечательного учителя была бы неполной, если бы не были представлены великие ученики своего преподавателя. Это Игорь Грабарь, Борис Кустодиев, Валентин Серов, Николай Фешин.
  После осмотра выставки невольно приходишь к выводу, она рассчитана на образованного зрителя, который знает разницу между такими понятиями, как наброски, этюды, эскизы. Конечно, радует, то, что выставка в СОХМ будет экспонироваться в течение трех последующих месяцев, с сентября по декабрь.
  Недавно на одном из форумов в иннете процитировали высказывание директора Гос.Эрмитажа Михаила Пиотровского. "Мы становимся очень примитивными: музеи рассматриваются как часть сферы услуг. От нас ждут Диснейленда. Но смысл музея нельзя свести к отдыху в парке аттракционов. И оценивать его по тем же критериям, как парк аттракционов, нелепо. В музей приходят за удовольствием, но это удовольствия просвещенного человека". Мне нравится последняя фраза про то, что в музее могут получить удовольствие лишь просвещенные зрители. И эта выставка произведений Ильи Репина - подарок знатокам. Это хорошо!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"