Аннотация: статья арт-критика ы выставке произведений Галины Лемковой
Времена города, мгновенья хайку.
И сколько их на полях!
Но каждый цветет по- своему.
В этом высший подвиг цветка.
Мацуо Басе
Согласно древнейшей китайской инструкции по организации садов, в саду должно наличествовать пять времен года. Про четыре нам все известно, а пятое - макушка лета - июль. Как раз в июле месяце, в галерее "Новое пространство" Самарской областной универсальной библиотеки состоялось открытие выставки с интригующим названием "Времена города, мгновения хайку".
Четыре автора: поэт хайку, участник и дипломант конкурсов хайку Алексей Зотов (Ле Ший), фотограф, видеооператор, поэт хайку Андрей Ларионов, художник, член Творческого Союза Художников Галина Лемкова, поэт и переводчик хайку, редактор альманахов хайку "Хайкумена", "РосСинки" Наталья Седенкова (Широки Мируками) представили некий симбиоз искусств - поэзию, живопись, фотографии. Все в круговой оправе хайку, как в определенной среде - субстанции.
Экспозиция выстроена по часовой стрелке, начиная с весны - времени года. Среднее пространство - дворик, это пятое время года июль. Внутри дворика сложная инсталляция, в которую включены ящики и стулья для игры в шахматы, детские игрушки-машинки, шахматы, автомобильные колеса, бельевая веревка, фотографии, старое кресло с клетчатым пледом; словом, мир городской среды. Так иносказательно и символически сложилась идея интерпретации дальневосточного сада.
Ведь сад в понимании культуры дальнего Востока, это мир вмещающий жизнь человека, "мир в мире", особый игровой мир, в особом замкнутом пространстве. Такова же природа хайку. Кажется нерифмованное трехстишие из семнадцати слогов, близкое и характерное для традиционной культуры Японии, никак не соотносится с ритмами нашего города, но сложилось так, что переживания человека в определенные моменты жизни, кратко описанные и связанные в короткую формулу, нашли отклик в сердце нашего соотечественника.
целую песню
настойчиво звонит телефон
опять тишина
Андрей Ларионов
аллеи парка
мамы с детьми
папы с папами
Алексей Зотов
весенний вечер
тормоза на перекрёстках
поют песенки
Наталья Седенкова
Хайдзины вышеприведенных строк замечательно преобразовали городской шум в покой горней обители. Преображение прослеживается не только в самих образцах поэзии, а и в динамике виртуального пространства сада в суетном людском месте. Пространство галереи идеально подошло для воплощения концепции
Обычно дальневосточный сад начинается со стены. Ее белый цвет служит фоном для всего, что находится в саду. В пространстве выставочного зала все осуществилось точно так же. На стены падают дневные тени, они освещаются закатными лучами солнца, растворяются на свету, напоминая светлое облако, спустившееся с неба. Светлое пространство служит нейтральным фоном, как бумага свитка для текстов хайку напечатанных на желтоватой бумаге крафт. Согласно идее сада, экспозиция читается наподобие каллиграфического или живописного свитка. Множество проемов окружающих дворик, создают определенный ритм, рождая при правильном прочтении сада многочисленные ассоциации. Это своего рода "волшебная" зона, представляющая сама по себе отдельный слой, который резонирует с пространством и разделяет его. Тем самым авторы утверждают, что город наш обладает "медитативной простотой", а его обыденная повседневная жизнь наполнена красотой и величавостью.
Поэт хайку, участник и дипломант конкурсов хайку Алексей Зотов (Ле Ший) делится: - "для меня проект - реализуемая возможность поэтического творческого пространства, в которое не получается приходить знающим и умеющим. Кажется, только сомнение и свое чутье позволяют здесь быть с собой и другими"
"утоплюсь!
в море
случайных знакомых"
"бумажные змеи
на стенах и заборах
Куплю... Продам... Меняю..."
"носится ветер,
нюхает сумку прохожего
одичавший пес"
Эти три миниатюры выдают главную задачу самарского хайдзина: запечатление многообразия мира. В рамках японской традиции это означает открытие целого мира в каждом мимолетном фрагменте жизни. В бесконечном и бесформенном потоке Хаоса не пропадает, не скрадывается ни один момент бытия. В нем каждая вещь непроизвольно поет своим, неповторимым и неподражаемым голосом. Кстати именно А.Зотову принадлежит концепция экспозиции сада в выставочном зале. Потому что дальневосточный сад - это мир странствия духа внутри проясненного сознания. "Когда нет настоящего места, где можно жить в свое удовольствие, - писал Ли Юй, - всегда можно вообразить несуществующее место, где можно жить так, как сам того пожелаешь". Где же пребывает совершенный сад? В действительности и в мечтах одновременно. И тайна жизненности сада кроется в невозможности стереть границу между тем и другим.
На выставке "Времена города, мгновения хайку" представлены фотографии поэта хайку Андрея Ларионова, многократного участника городских и всероссийских выставок. Это виды Самары, спальные районы, дворики, улицы. Объектив фотоаппарата остановился на мотивах, в которых время словно остановилось. Отсюда созерцательный характер многих работ.
"водоворот
последних листьев.
почти зима"
"час пик
цветом заката окрашен
поток стальных машин"
"В тень дерева
Вплетаются
тени птиц"
Андрей Ларионов также принимал активное участие в созидании пространства типичного дальневосточного сада и самарского дворика. В японской концепции считается, что если сад что-нибудь символизирует, то лишь творческую свободу сознания, и свободу быть безмятежным. Самарские хайдзины очень хорошо это выразили в хайку.
Поэт и переводчик хайку, редактор альманахов хайку "Хайкумена", "РосСинки" Наталья Седенкова (Широки Мируками), дипломант II Всероссийского конкурса хайку, участник XV и XVI Московских фестивалей свободного стиха пишет: "Для меня этот проект - редкая возможность показать и увидеть хайку в той среде, где они появлялись на свет. Интересно, подвигнут ли эти опыты на эксперимент самарцев?"
"весенний вечер
тормоза на перекрёстках
поют песенки"
"сирень зацвела
возле машин мужчины
с тазами мяса"
"облака над крышей
медленно
кружится голова"
"осенний вечер
первыми входят в трамвай
ветер и дождь"
Замечательные тексты самарских хайдзинов пропали бы в просторах галереи, не будь там полотен Галины Лемковой. Пространство выставочного зала очень конкретно. Он не рассчитан на дали за его пределами, от которых отгорожен высокой стеной. В этом пространстве "в себе" создается очень высокая локальная активность. Зал - сад постоянно дает вызов зрителю, он требует активного внутреннего и внешнего взаимодействия человека. Композиционно он представляет собой целостную зону, которая дробится на мелкие локальные части. В общем, экспозиция выставки, благодаря живописи, преобразована в сад, мир в мире, который самодостаточен и поэтому пребывает где угодно. Одна картина на отдельной стене, а рядом, соответственное хайку, так сформировалась композиция с особой смысловой нагрузкой, утверждая роль творческого начала в мире.
Хотелось бы обратить внимание на один акцент. Обязательной принадлежностью дальневосточного сада является вода. Водная стихия в картинах Лемковой предстает в различных ипостасях - снег на ветках деревьев, сугробы на асфальте, водные потоки на улицах, лужи, оставшиеся после дождя. С одной стороны вода это зеркало мира в покое, с другой стороны вода - символ вечного движения, наполняющая сод жизнью. Вот и наша Самара полна текучей жизни благодаря Волге, воде и круговороту людских перемещений.
Сама автор произведений считала соединение возвышенных хайку и прозаических городских пейзажей пугающе контрастным. Только внимательно изучив тексты, она осознала, что выставка является своеобразной метафорой времени, отражающей непрерывный поток бытия.
Дело в том, что полотна написаны десять лет назад. Именно тогда в 1990 -2010 годы наступило возрождение городского пейзажа, как жанра. Пейзаж города, созданный на рубеже веков, оказался наиболее чутким к переменам времени и воздействию этого времени на человека. Сама идея архитектуры приобрела в пейзажах Самары прямо противоположные значения. В одном варианте эта идея либо воплощает гармоничное сосуществование человека, либо оборачивается городом развалин, или заброшенным садом, дышащим равнодушием к человеку, все более одинокому в городской среде. На выставке в галерее мы увидели блестящее продолжение развития жанра городского пейзажа.
Вначале Галина Лемкова писала Старый город. Она приезжала с Безымянки, гуляла по городу, любовалась крепкими мышцами асфальтовых шоссе и любовно запечатлевала на фотографиях обаятельную улыбку его дворов. Заворожено глядела в его разноцветные, с искринкой глаза окон. Она со слезами на глазах писала изображения домков, назначенных на снос. Они остались лишь на холстах. Но мало помалу, точечная застройка перекинулась и на Безымянку. Галина Лемкова оказалась единственной, кто живописал Безымянку. И то, что было запечатлено в ее полотнах, сильно изменилось, или частично исчезло. Так вот оказалось, что пейзажи Лемковой - эхо прошедшего времени, миражи. Эта единственная в своем роде экспозиция воплотила программу интеллектуальной памяти. Вот он наш город на картинке, и рядом кусочки фраз, слов, знаков - символов земли, воздуха, ветра, воды. В нашем городском саду все оказалось мимолетно, и безвозвратно зыбко. Естественно, уникальные свойства места неожиданно открываются в уникальности своего момента времени.
Осознавая прекрасную подачу произведений, мы, зрители прильнули к полотнам, пристально разглядывали их. И милые домишки по весне становились одушевленными существами, комья земли среди разросшихся деревьев представлялись холмами в дремучем лесу, красные листья летели на ветру, растопырив пальцы, а заснеженные ветки деревьев уводили в Зимнее царство. Души вольно странствовали в этом мире и мы все были счастливы