Художник Владимир Романов отметил свой шестидесятипятилетний юбилей выставкой живописи и графики в Самарском художественном музее. Небольшая выставка в зале музея включает живописные портреты и акварели.
Для искусства возраст художника шестьдесят пять лет не возраст. Считается, что художник числится в молодых до тридцати девяти лет. Надо набрать много впечатлений, надо долго развивать глаз, руку, чувство композиции и колорита. А это нельзя сделать быстро. Потому художники долго учатся.
Владимир Борисович Романов родился в 1953 году в городе Благовещенске Амурской области, окончил Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого (1976- 1980). Затем художественно - графическое отделение, по специализации художественная графика. Магнитогорского педагогического института (1983-1988). В выставках начал участвовать с 1980-х годов.
Надо сказать, художником он оказался чутким к веяниям времени. А тогда в середине 80 - х. годов началась перестройка, постмодернизм стремительно распространялся не только в литературе, но и в живописи. В соответствии со вкусами своего времени, на протяжении длительного времени художник увлекался то абстракционизмом, то экспрессионизмом, то сюрреализмом. В последнее десятилетие после обращения к стилевым экспериментам, он предпочитает фигуративную живопись.
Одна из граней творчества Владимира Романова - портретная живопись. На областных выставках он периодически показывал пару портретов, запоминавшихся крепостью композиции, выверенным колоритом, физиономической точностью.
С портретистами Самаре не везет. Их катастрофически мало. Имеется в виду то, что человек постоянно работает в данном жанре. Конечно, многие мастера нашего города эпизодически пишут портреты, в меру удачные, большей частью заказные. Но река Волга - наше божество, она влияет на умы, и души и потому в Самаре на протяжении полутора столетий доминантным является волжский пейзаж. Кстати Владимир Романов работает в этом жанре тоже.
Счастливым стечением обстоятельств стало то, что сотрудники самарского художественного музея сами разработали концепцию выставки, отобрав портреты с изображением людей искусства - художников.
Портреты людей искусства в большом количестве впервые появились в "серебряном веке", на рубеже конца XIX века начала XX века. Искусство настолько сильно влияло на общество, что появление портретов выдающихся художников, актеров быстро становилось событием. В журналах того времени портреты воспроизводились, обсуждались. Великий русский художник Илья Ефимович Репин оставил целую галерею портретов своих выдающихся современников - людей искусства. Один из его шедевров "Портрет композитора А.Рубинштейна" экспонируется в залах второго этажа Самарского художественного музея. Глядя на этот портрет, осознаешь, что художника начала двадцатого века волновала задача передать состояние художнического озарения личности в момент творчества. Таков портрет кисти Репина. Рубинштейн не позирует, он дирижирует и всецело погружен в музыку.
В портретах нашего современника увидено иное. Самарские художники запечатлены в своей личностной человеческой ипостаси: то насмешливо серьезные, как Вадим Сушко, то отстраненно задумчивые как Владимир Жирнов, то, как бы застигнутые врасплох дома, как Александр Репин, то немного растерявшиеся от пристального взгляда художника, как Вадим Свешников, или приветливо улыбающиеся, как Сергей Цедилов. Всего один женский портрет - портрет галериста Елены Овчиниковой, неброский по цвету, но ясный по психологии. Модель сидит на стуле, сцепив руки на коленях. В ее позе выразилось чувство неустойчивости, внутреннего одиночества и хрупкой женственности.
Музейщикам показался особенно близким портрет реставратора СОХМ по мебели, художника - живописца Владимира Кожанова. В портрете явственно проявились психологическая уязвимость, чувство невостребованности, покинутости. Вместе с тем Кожанову всегда были присущи чувство самоуважения, осознание себя чуткой творческой личностью. Два с половиной года нет с нами собрата по музейному братству. Отрадным было узнать, что этот портрет Владимир Романов подарил музею.
Также хорош по характеристике портрет Евгения Чертыковцева. Живопись этого мастера тяготеет к композиционным конструктам, к плоскостности. Его портрет написан широкими мазками, с использованием плоскостей, в сильном ракурсе. Открытые пятна цвета придают композиции дополнительную динамику.
Большая часть моделей В.Романова увидена четко, с усилением резкости. Здесь нет никаких световых и цветовых размывов, все увиденное предельно рационально и реалистично. Таков наш мир.
Вторая часть выставки Владимира Романова представляет его иную ипостась - графическую. В свое время акварели этого художника запомнились на региональной выставке акварели. Опять - таки этот вид оригинальной графики, мало кем используется постоянно. Мы можем назвать лишь два три имени. Многие художники пишут волжские либо городские пейзажи. Иногда натюрморты в расчете на заказ. Только такие мастера, как Вячеслав Сухов, смогли воплотить в этой технике придуманный призрачный мир, полный лирических намеков и иносказаний.
В наше рациональное время невероятно велик интерес к иррациональному, будь это кино, литература и живопись. Акварели Владимира Романова в отличие от конкретных портретов зыбки, наполнены неуловимыми образами. Акварели решены преимущественно в одной или двух тональностей: серебристо - серой, либо пурпурно - серой, либо розовой с охрой. Заливая лист акварельной бумаги полупрозрачными фоновыми пятнами, автор посередине прорисовывает острой сухой кистью часть композиции, дополняя темной краской контуры фигур при помощи угловатых и перекрещивающихся линий.
Все условно, костюмы и одежда даны как часть силуэта, вне времени и пространства, вне исторической характеристики и конкретики, в зазеркалье или в сновидении. Среди житейских названий таких как "Велосипедисты" 2004г., "В мечтах" 2007г., "Свидание" 2011г., "Цирковые" 2012г. встречаются и названия из библейских сюжетов "Волхвы в пути" 1995г., "Радостная весть" 2007г., "Встреча Марии с Елизаветой" 2011г. Во всех листах привлекает эстетическая составляющая, лишенная связного рассказа, сюжета. Нет прозаизма аксессуаров, деталей, все размыто, смазано как на снимке с неуловленным движением. Все как утренний ускользающий сон, иррационально, по сути, и по воплощению.
Владимир Романов в своем приветственном слове на выставке говорил о собственных колебаниях. Нужно ли показывать две творческих составляющих в рамках одной выставки, конкретную живопись и призрачную акварель? Оказалось, зрителю все нужно!