Аннотация: статья арт - критика ,посвященная выставке пензенского художника.
Валентина Чернова
Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
Осип Мандельштам
Части целого Виктор Норкин, и его ВАНтастическая живопись.
В галерее Вавилон состоялась выставка произведений мастера из Пензы под названием Части целого. Теплый камерный вернисаж, немногословный художник, рядом в качестве группы поддержки - жена.
Что же увидел невзыскательный зритель? Много чего непонятного. Ведь раньше как было? Когда зритель приходил на выставку искусства прошлого века - соцреализм, то его встречали реалии жизни социума. Картины про стройку, про дороги, учебу, работу, пейзажные дали, урожайные сезоны, про свадьбы, крестины и похороны. Про известных людей, и не очень, про исторические события и бытовые сцены жизни. А здесь - ничего подобного. Личные сновидения мечтания, переживания, и стремление утвердить малое, частное, как противовес целому, общему.
В начале двадцать первого века, а это касается и писателей, круг тем у художников сузился. Мир замкнулся на персональных переживаниях и чувствованиях. Это особенно видно в названии выставок Норкина, которые с успехом прошли в Пензе, в Москве, Санкт-Петербурге, в Берлине, Шонберге (Германия), Амстердаме (Голландии), Вероне (Италия), Стокгольме (Швеция). Впервые Виктор стал выставляться с 1988 года с объединением "Зеркало? в Пензе. В 1990 году состоялась выставка под названием "Танец под луной?, в 1994 году выставка "Просто так...", в 1996 году появилось название выставки - "В окно, что ли загляделся?", в 1997году - "Осколки зеркала", в 2000 году - "Именины сердца", 2006 году "Так просто...", в 2008году - "Все загадки кругом, да чужие глаза", в 2010 "Мои погоны из снега", "Причудливым движениям поверьте", "Нет счастья без тебя", в 2011 году 2. "При любой погоде".
Понять произведения современного художника без его биографии, без знакомства с личностью, его увлечений и устремлений сегодня невозможно. Арт-критик, для понимания творчества художника должен близко наблюдать художника. Таким историографом для Виктора стал его друг и куратор Александр Лакманн - артист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, драматург, переводчик. Он пишет рецензии, экспликации, релизы, подыскивает выставочные площадки. Благодаря Лакманну состоялась уже вторая выставка в Вавилоне. "Я знаю Виктора давно. Еще когда я жил и учился в Пензе в педагогическом университете на факультете иностранных языков, я следил за творчеством Норкина. Но наше знакомство произошло несколько лет назад в мастерской. Его работы выделяются на фоне остальных пензенских художников. Творчество Норкина обращает на себя внимание намеренно упрощенной техникой, традициями классической школы и оригинальностью темы: Виктор не стесняется в своих работах говорить о себе. К тому же, он обладает редким для современных художников даром преображать своим творчеством окружающую обстановку".
Теперь о художнике. Виктор Норкин (1964г.р.) представитель династии художников. Живописуют его дед, отец, старший брат. Жена Светлана тоже художник. Продолжают традиции его дети. Семья определяет все. Уже с детства Виктора наградили кличкой "художник". Как правило, такие дети особо не задумываются о выборе профессии.
Возможно, во избежание путаницы возник псевдоним ВАН. Это аббревиатура имени, отчества и фамилии. Чисто механически он так помечал свои холсты во время обучения, в Пензенском художественном училище Позднее почувствовав магию в этом буквосочетании, он нашел на карте озеро Ван в Турции, это слово также обозначает титул государей и князей в Китае и Корее. Вероятно, Виктор Норкин ощутил себя некоей замкнутой Фигурой, отсюда привнесение личностного начала в живопись. "Может быть, в некотором роде мои картины - дневниковые записи. Не скажу, что буквально дневниковые, но это, какие - то случаи, которые со мной происходили, или впечатления. Вот, например, выпал снег - он хрустит под ногами, и мне интересно, как его нарисовать таким - хрустящим. Пишу, в общем, о себе. Поскольку себя я лучше всех знаю. Редко, но бывает, что вещи, которые пишу, сбываются?.
Когда я вошла в зал, скользнув взглядом по работам, сразу поняла, художник получил образование как мастер сценографии. Потом подошла к мастеру и услышала подтверждение. Норкин рассказал, что планировал учиться на факультете станковой живописи, но преподаватели были настолько замечательными людьми, что не было охоты переводиться на другое отделение.
Живопись Виктора Норкина тяготеет к плоскостности. Это не примитив, это другое. Уже на третьем курсе художника как бы замкнуло, он стал красить по - особенному. Стал получать двойки. Позднее, жалея педагогов театрального отделения, стал на просмотрах показывать то, что надо было. Но дома рисовал, как хотелось. Одним словом сотворил театр в живописи. А это примета современного искусства. Театрализованные сюжеты, придуманное искусство, не всегда бывают востребованы, потому на заказ он пишет копии с классических образцов живописи. И еще он преподает в детской художественной школе, в которой сам когда-то учился.
Яркие красочные полотна большого формата невольно останавливают взгляд. Сложные композиции, не поддающиеся хрестоматийным канонам. Самая простая - "Ловец реактивных жуков?, с изображением двух скульптур женщин с лейками в руках. Они поливают маленький вулкан, поросший кипарисами, а в недрах пламенеющей горы запечатлен человек, подбрасывающий в костер хворост. Дамы находятся в своеобразной среде, на оливковом фоне, сплошь затянутом частыми облачками. Сверху полотна полоса с текстами художника и два клейма. Действительно сюжет на полотне строится по принципу матрешки. Мастер моделирует свою среду, перемешивая вместе огонь, воздух, землю, воду, прошлое, настоящее и будущее. Все его стихии одухотворены, игривы и самодостаточны, общаются друг с другом. Такого рода направление можно было бы назвать фантастическим, но что - то в этом видится иное. Алла Шахматова, арт-директор галереи "Вавилон" в свое время отметила - На мой взгляд, творчество Виктора вписывается в направление романтического символизма. У Норкина свой язык, отличный от других художников. В своих работах Виктор раскрывается как маг и волшебник. Он как никто другой может своими картинами до неузнаваемости преобразить пространство галереи. На его работы хочется смотреть, они вызывают желание жить.
Мне больше понравилось публичное высказывание жены художника Светланы. - Виктор - оригинальный, неповторимый художник. Стилистическую принадлежность его работ определить очень сложно, и в современном искусстве трудно отыскать аналоги. Некоторые критики называют его полиграфистом, кто-то - примитивистом, с чем Виктор совершенно не согласен. Для меня в плане искусства он является авторитетом, и состязаться с ним мне как художнику бесполезно. У нас подрастают сын Иван с дочкой Машей, и они тоже занимаются живописью, мечтают стать художниками. Она поясняет, что художник довольно долго пребывал в состоянии многолетнего одиночества, которое побудило одну часть его личности существовать в рамках фантазийного мира. А поскольку этот ВАНтастический мир - существенная часть жизни, мастер ВАН создает охранные границы, посты, метит территорию. Одиночество побуждало к сохранению единственной темы, оно стало пищей для всей его живописи. Логично. Для того, чтобы сосредоточенно писать большие полотна необходимо уединение. В этом залог успеха.
На мой вопрос, про что его картины, Виктор Норкин уточнил, что в каждой работе присутствует его персона, фигурка человека с родинкой на левой щеке. Он посчитал ненужным рассказывать о картинах словами, они часто отражают мечты, и мысли. Считая себя писателем изображения, бесконечной повести, он объединяет все картины общей идеей и одним героем. Для Виктора изображение плюс текст - лучший способ выразить себя. "И в этом повествовании важно все, даже мелочи: вот иду по улице, прикасаюсь руками к листьям, ощущаю хруст снега под ногами, или, наступив на лужу, замечаю, как брызнула вода, и исчезло отражение, и думаю: "Эх, ты!!!". И я ломаю голову, как можно точно это передать? И так рождается картина с таким названием. А себя я реалистично изобразить не могу, нет уверенности, что существую: закрытые глаза, контуры лица и рук, тонкая оболочка, которая может растаять от капель дождя, улететь с порывом ветра, исчезнуть в любой миг. Меня не было, потом я родился, дальше опять исчезну...
Безусловно, Виктор Норкин для меня открытие, - философ, большой поэт. Он считает, что человеческая жизнь условна, а творчество - вообще загадка. Так же как и мне, людям хочется понять смысл конкретной картины, они задают вопросы, на которые художник не дает ответа. Немногословный, он внимательно смотрит на зрителя зеленоватыми глазами, отсылает к текстам на картине, но от этого вопросов становится не меньше. "Зачем рассказывать? Мое молчание красноречивее слов, ведь молчать можно о многом".
Из множества картин мне понравилась одна ночная, с изображением стада коров в пространстве архитектурного комплекса в Пизе с Падающей башней. В зеленое презеленое небо к желтому полумесяцу возносятся десятки разноцветных шаров. Такого рода сюжеты провоцируют на написание стихов, или эссе. И, для меня не стало неожиданным узнать, что этот невероятный труженик реализовал себя и в книжной графике. За последние три года им были выполнены иллюстрации к трём книгам, из которых две были изданы (Азбука любви, Юлия Яковлева, Новое литературное обозрение, Москва; Ветреная Геба, Александр Лакманн, ЗНАКЪ?, Санкт-Петербург).
Зимний вернисаж в галерее Вавилон удивил, заинтриговал, вверг в состояние задумчивого созерцания. Встреча с самим художником оказалась колоритной, а необыкновенные картины с выставки "Части целого? надолго запечатлелись в памяти и добавили еще несколько интересных мыслей о характере современной живописи.