Выставка "Великие Маковские", которая открылась на днях в Мраморном зале, запомнилась невероятным количеством зрителей и музыкой Шопена на вернисаже. День был, холодный неприветливый, можно сказать, пасмурный, но теплые стены Самарского художественного музея отражали звуки бессмертных вальсов.
Идея проекта "Великие Маковские" с привлечением произведений из соседних региональных музеев, родилась год назад. Такая работа обычно начинается со звонков, предварительных договорённостей, уточнением того, что можно получить и включить в список для выставки. А потом, спасибо интернету, доставка по почте оцифрованных изображений из других музеев, отбор. В проекте приняли участие Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей, Ульяновский областной художественный музей.
По мере продвижения переговоров начинаются подготавливаться и обсуждаться проекты договоров. Следом формируются гарантийные письма, списки. Параллельно извлекли собственные вещи из фондов СОХМ и начали готовить к выставке. Реставратор проверяет состояние сохранности произведений живописи, графики. Необходимо составить смету на оформление, рамы, паспарту для произведений графики. Следует отметить, что всегда легче принять иногороднюю выставку. Ведь приедет все оформленное, с готовым каталогом.
Впервые за много лет к выставке решили издать каталог. И снова немало предварительной работы. В первую очередь оцифровка произведений, надо сказать, даже наши вещи из фондов СОХМ не все были оцифрованы. А какая скрупулёзная работа была проделана по составлению каталога. Выверка сведений, провенанс (Провена́нс (фр. Provenance - происхождение, источник) - история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение), уточнение датировок. И так продолжалось всю весну.
Если идет интенсивная работа над проектом, становится неважным, личное время участника проекта. Поэтому, когда наступило время отпуска у заместителя директора по науке Татьяны Анатольевны Петровой - путешествие по на теплоходе в Соловки, она взяла с собой ноутбук, чтобы в тишине каюты написать вступительную статью к каталогу. Она управилась, и издание каталога не задержалось по срокам публикации. Честно говоря, мало кто из музеев может выпустить каталог ко дню открытия выставки. У нас в Самаре, в музее это первый такой случай.
Завершающий этап - перевозка вещей, охрана, прибытие, распаковка, потом очередной осмотр реставратора. Важно составить акты по сохранности вещей на момент прибытия. Кстати их делают ещё и при отбытии, потом сличают эти акты и выявляют разницу. Это важно. Так становится видно, как перенесли вещи перевозку.
Однажды произошел неприятный случай, во время перевозки раскололась китайская ваза. Лишь позднее, на оцифрованном изображении обнаружилось, что ваза ранее вся была покрыта трещинами. От вибрации выпал осколок.
Листаю каталог выставки и понимаю, как многое сейчас изменилось. Новое время. Сотрудники музея сами разрабатывали предварительный дизайн каталога, выбирали картину на обложку, определяли цвет и рисунок шрифта, и во всем принимали активное участие. "Великие Маковские" это коллективное детище Сотрудников Самарского художественного музея. Взгляд на великолепную экспозицию, вызывает чувство гордости.
Русский реализм.
Нашествие зрителей на вернисаже показало не слабый интерес к русской классической живописи. Творчество художников Маковских целиком было связано с реализмом. Для нас это понятие не требует разъяснения. А ведь это слово иностранное. Происходит от французского réalisme "реализм", из прил. réel "реальный, действительный"
Рождение реализма в живописи историки искусства связывают с творчеством великого французского художника Гюстава Курбе (1819-1877), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку "Павильон реализма", хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы. Но 1870-е годы реализм во Франции разделился на два основных направления - натурализм и импрессионизм.
В России принято отмечать как веху в развитии реализма бунт четырнадцати выпускников императорской академии художеств в 1863 году. Константин Маковский, вместе с тринадцатью другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул академию, не получив диплома.
Молодые художники порывали с той академической традицией, которая утверждала предметом искусства лишь идеально прекрасное. Выйдя из Академии, "протестанты" образовали Артель свободных художников по образцу тех коммун, которые были описаны в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?". Они стали сообща принимать заказы, устраивать самостоятельные выставки. Их первые реалистические опыты привлекли живой интерес знатоков и любителей искусства. Очевидный факт, реалисты - художники следовали за литературой.
Через семь лет после образования Артели на смену пришло "Товарищество передвижных художественных выставок". Вдохновленные идеей народничества, объединились московские и петербургские живописцы и взялись за просветительскую работу и организацию выставок. Передвижники противопоставляли свое творчество академизму. Художники Владимир, Константин и Александр Маковские, влились в это движение.
Но на тот момент не живопись была царицей искусств. Царицей стала великая русская литература. XIX век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и стал законодателем моды в этом виде искусства. На смену романтизму начала 19 века приходит эпоха реализма.
В 40-е годы возникла "натуральная школа" - которая стала началом развития направления реализма в русской литературе. Объектом исследования стали жизнь низших сословий, их быт и нравы, проблемы и события.
Со второй половине XIX века реализм получил название критического. В своих произведениях поэты и писатели критиковали действительность, пытались найти ответ на вопрос кто виноват и что делать. В этот период были созданы произведения, ставшие впоследствии шедеврами мировой литературы, в них были отображены жизненная правда, национальная самобытность, неудовлетворенность существующим самодержавным строем.
Русский реализм во второй половине XIX века имел большие отличия от западноевропейского. Писатели того времени отметили в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к социальному реализму, произошедшему в XX веке. Колоссальной популярностью в России и за рубежом пользовались романы и повести именно периода второй половины XIX века, в которых показывалась социальная природа общества и те законы, с которым происходит его развитие. В своих сочинениях писатели раскрыли всю сложность и противоречивость человеческой натуры, благородство и духовность личности. И.С.Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, М.Е.Салтыков- Щедрин, А.П.Чехов, - вот та плеяда писателей творчество которой повлияло на умы и сознание людей того времени. Они внесли неоценимый вклад в развитие мировой литературы.
А живопись бежала следом. Русская реалистическая живопись была всецело литературного характера. Вот потому так хороши живописные полотна Владимира Маковского. На выставке представлены портреты, графика, но больше всего запоминаются большие картины - новеллы Владимира Маковского из коллекции П.И. и В.Л.Шихобаловых, Л.С.Аржанова в собрании СОХМ, Саратовского, Нижегородского государственных художественных музеев. Герои картин "У острога", "Получение пенсии" вызывают сочувствие у художника. Полотна В.Маковского "Две сестры" и "Две матери", "Перед объяснением (Свидание)", насыщены тонким психологизмом, художник отслеживает все нюансы поведения своих героев. Другая картина - "Прощание. К венцу", (1894) из-за того, что позировали одни и те же натурщики - молодая девушка и пожилой мужчина, у зрителей вызывает острое желание продолжить грустную повесть о бедах "маленького человека".
Бесполезно пересказывать сюжеты жанровых полотен. Их отличает психологизм, неравнодушие к судьбам героев, та правда жизни, на которую отзывается чуткое сердце. Неторопливо, через множество деталей художник пишет маслом свои трогательные повести. Приходилось видеть, как реагировали на полотна В.Маковского чопорные англичане и взволнованные китайцы. Литературная составляющая побеждает все языковые барьеры.
Константин Егорович Маковский (1839- 1915) известен как яркий представитель академического стиля во второй половине ХIХ века. Некоторые приемы, унаследованные Константином от учеников великого Карла Брюллова, С.К. Зарянко и А.Н. Мокрицкого, проявились в портрете 1860-х гг. императора Александра II.
Многое в творчестве Константина Маковского изменили зарубежные поездки, вначале в Египет и Сербию в 1870-х, отсюда появление ориентальных мотивов. "Египетский воин". Позднее поездки в 1904 году в Италию и Франции познакомили с традициями импрессионизма. Это видно в трех картинах: "Модели в ожидании художника", "Итальянский мальчик" и "Бретонки. К. Маковский начал отходить от традиций передвижничества. Дальнейшее творчество художника тематически повернулось в сторону русской истории, и Константин Маковский присоединился к представителям национального романтизма второй половины ХIХ и начала ХХ века. Его больше влекли затканные золотом боярские костюмы, старинные боярские обряды и предметы интерьера XYI и XYII веков. На выставке представлены несколько его русских красавиц - "Боярышня у окна" (1910), "Боярышня. За чаем" (1914). К.Маковский был мастером зрелищного портрета. В заказных портретах в силе историзма автор откровенно любовался миловидностью моделей, красотой и богатством костюмов, дополненных украшениями из жемчуга и драгоценных камней
Сын Владимира Маковского Александр стал преемником в плане продолжения традиций реализма. Александр Маковский, (1869-1924), мало известен любителям искусства. А.Маковский представлен на выставке четырьмя произведениями. Отличительной стороной пейзажей художника является тихая созерцательность, проявленная в избранном мотиве, отсутствие динамики. Самой яркой работой Александра Маковского на выставке стала картина "На пасеке" (1916), поступившая из шихобаловского собрания.
Во Франции реализм же с семидесятых годов ХIХ девятнадцатого века преобразовался в импрессионизм. А в России, в силу сильнейшего воздействия литературы на общественное сознание, реализм задержался на многие десятилетия. Он плавно из века ХIХ перешел в век ХХ. Его наследие культивировали художники группы АХРР (Ассоциация художников революционной России), потом, преемником наследия передвижников и семьи Маковских стал созданный в первой трети ХХ века Союз художников СССР. Не случайно, на выставке было много художников. Кстати, если взять к примеру школьные учебники СССР, то можно обнаружить в них немало воспроизведений картин В.Маковского. А Константин Маковский помнится всем по картине "Дети, бегущие от грозы", также вошедшей в школьную программу и запечатленной на обложках календарей.
Великие Маковские оставили после себя большое наследие, которое стало неотделимой частью русской живописи. Творчество художников было важным и для зрителей XX века. Их полотна, живописующие картины из жизни прошлого нашего Отечества, были близки нашему сознанию, популярны, оставили след в отечественном искусстве.
Имена Владимира и Константина Маковских являются частью того, что мы называем совокупностью отечественных ценностей. Картины русской жизни в искусстве Маковских были в СССР неотделимы от общественного сознания, будь это отдельная семья, социальные институты общества или учреждения культуры. Традиции этих мастеров удивительным образом продолжаются и в современном реалистическом искусстве.