Самарский епархиальный церковно-исторический музей открыл персональную выставку работ самарского художника Валерия Ивановича Самаринкина.ᅠНа выставке представлены произведения разных лет - написанные акварелью, в смешанной технике или в технике батика: натюрморты, пейзажи, абстрактные картины.
Судя по фамилии, предки Валерия Самаринкина - коренные волжане, самарские. Валерий родился в Куйбышеве, и потому на протяжении всей жизни перед его глазами всегда была Волга. Вначале учился в Детской художественной школеNo1, ныне "Детская художественная школа им. Г.Е.Зингера", затем окончил знаменитое Пензенское художественное училище (1968-1974).
Его приняли на работу в Творческий Производственный комбинат художником - оформителем. Те, кто работали с ним бок о бок, отмечали необыкновенный вкус Валерия, стремление любую работу сделать красивой, особенную увлеченность работой Он был тогда захвачен многими вещами: интересовался керамикой, эмалями, самозабвенно любил акварель. Всегда радостный, необычайно дружелюбный, в мужском сообществе он мог часами обсуждать, как построить катамаран и какими клеями проклеивать его части. Про таких говорят: мастер на все руки!
Валерий Самаринкин любил Жигулевский край и исходил его вдоль и поперек. Его акварели воспевают неяркую природу Заволжья. "Холодный ноябрь". (1993)
Как художник он сформировался в 1970е-1980е годы. Именно в это время в союзах появились "молодежные объединения". Творчество молодых художников тогда оказалось поистине движущим элементом всей практики советского изобразительного искусства 70-х годов: "молодежные выставки того времени стали интересовать публику не просто как демонстрация первых шагов в искусстве, а прежде всего, как показ новых художественных процессов. Именно потому о них много спорили, горячо отрицая или отстаивая опыты молодых.
Почему так происходило? У наиболее талантливых молодых художников за отказом от лобовой публицистичности сурового стиля проступил иной, статус творческой индивидуальности; он характеризуется усложнением отношения к изображению, жаждой более полного человеческого самораскрытия художника, новой мерой его личностной, лирической активности в творчестве. Новые установки молодого поколения были ориентированы на более основательное выявление и анализ духовно-нравственной ситуации человека в социуме. То было движение к некоторому новому качеству реализма. В искусствоведческой критике новые качества образности определялись понятием "метафоричности". И Валерий Самаринкин из всех сил стремился к ее воплощению в своем творчестве. Он много и интересно участвовал в выставках как мастер акварели. С 1996 года Член Союза художников России, он усиленно занимался графикой и акварелью.
Ряд работ, представленных на выставке в епархиальном музее, посвящён селу Винновка. "Любимое место у папы - Винновка, мастерская - окрестности с видом на Волгу. Все это вдохновляло его, давало силу и энергию для творчества. На краю обрыва, который сам же он укреплял, стоял старый деревянный стол. Его он и использовал как постамент для натюрмортов. А на нем он размещал букеты из свежесобранного разнотравья или удачно пойманный улов рыбы. Это все, что ему нужно было для вдохновенья и огромного желания творить красоту", - вспоминает его дочь Алиса.
В жизни Валерий Самаринкин был жизнерадостным человеком, но творчество этого мастера тем не менее пронизано глубинным лиризмом. Самаринкин любил работать в традиционной для двадцатого века технике сырой акварели, когда цвета растворяются друг в друге. Это придало его работам свежесть и особое настроение. Акварели художника замечательны своим трепетным отношением к наследию прошлого, они побуждают пристально всмотреться в такие старинные артефакты, как старая телега, старинный мостик, в предметы, словно припорошенные серебристой пылью веков что характерно для искусства графики семидесятых годов XX века. Кстати, одна из картин мастера с изображением самарского костела была однажды подарена от имени городских властей папе римскому Иоанну Павлу Второму, когда тот посещал Москву.
К сильным художественным образам можно отнести серию "Самарские миражи", выполненную автором проникновенно, с душевной болью за разрушенные и забытые храмы. Это проявилось в цикле работ, написанных в любимой им Винновке.
В 1990-е годы церковь в селе Винновка была заброшенной, и вид ее разрушающихся стен вызывал художников Самары обеспокоенность за культурное наследие. "Мираж".1991. На выставке как раз экспонируется эта серия. Акварели данной серии художника замечательны не только композиционным решением, но и колоритом. Цветовая гамма, сдержанная, строгая, серебристо перламутровая. Прозрачность, невесомая легкость световоздушной атмосферы, сообщают акварелям мистическую призрачность, привносят дух иррациональности.
Дом в Винновке и сейчас - приют для жены, дочери и внучек. Церковь заново отстроена, украшена и сейчас является местной достопримечательностью. Алиса Самаринкина в одном интервью настаивала на том, что с этой деревней, расположенной на берегу Волги, была связана вся жизнь Валерия. Утверждая, что Винновка это мечта, это рай, это счастье, переполняющие эмоции, это встречи, друзья-художники, которых эта деревня покорила до самой глубины души и никого не оставила равнодушным, дочь художника подчеркивает, что и для нее это особое место!
Сейчас, когда она приезжает из Франции на берег Волги, она словно воочию понимает и принимает, привязанность отца к Винновке. Для него это грусть, радость со слезами на глазах, это невероятная тоска и одиночество зимними и холодными вечерами, это теплая печь в избе, о которую можно погреть руки после возвращения с мороза, это сумерки, это треск горящих поленьев, это запах костра, это сильный ветер, приносящий степной воздух с многообразным ароматом свежих полевых трав, это запах свежести и приятной прохлады с Волги, это аромат жизни, наполненной жизни, это жизнь и это смерть. Вот так образно описывая чувства отца к Винновке, Алиса приоткрывает нам смысл многих художественных образов воплощенных в акварелях. "В этой деревне собралось все! Это мир, остановившийся во Вселенной, и мой отец разговаривал с этим миром и жил в нем. Сейчас он говорит с нами своим искусством, тончайшими акварелями, в которых показана вся хрупкость этого несовершенного мира, он видел весь этот мир слишком тонко и изнутри, и очень переживал. Он оставил нам свой мир, чтобы мы наслаждались им, и он оставил нам частичку своей любви в своем искусстве. Его след исчез в конце пути, но его любовь всегда остается рядом".
ᅠС этим интересным художником мне не довелось часто пересекаться. Только однажды, случайно мы встретились у Почтамта, в руках Валерий держал подрамник с натянутым полотном шелка и с огоньком в глазах поделился планами заняться батиком, видя в этой технике большие возможности. На выставке представлены батики Валерия Самаринкина. Работы художника в этой технике привлекают композиционным решением, цветовая гамма же остается сдержанной, даже строгой, множество оттенков охры, коричневого. Видимо это связано с тем, что в девяностые годы не было изобилия красок для работы по шелку. Неожиданными стали пейзажные мотивы в технике батика. Обычно мастера вовсю используют цветочные мотивы, полагая, что техника батика больше тяготеет к декоративности, условности. Видно, что в батиках Самаринкина отразились его характер и внутренний мир. Опыты художника в области изучения техник эмалей, керамики, батика впоследствии были успешно продолжены дочерью Алисой Самаринкиной
Говоря о своем искусстве, Валерий Самаринкин, утверждал, что, творя, он очищает собственную ауру, тем самым избавляя себя от мрачных мыслей и сомнений. Будучи по природе искателем, сам до конца жизни продолжал искать свое место в искусстве. Безусловно наследие художника ценно и достойно быть представленным в собрании художественного музея. Все впереди.