Аннотация: статья,которая появилась после посещения персональной выставки произведений Валентина Пурыгина
Валентина Чернова
Валентин Пурыгин ― знакомый художник и незнакомые мифы.
Выставка, открывшаяся в залах Самарского художественного музея на улице Куйбышева, посвящается девяностолетию со дня рождения Народного художника России, мастера волжского пейзажа Валентина Захаровича Пурыгина (1926-2002). Выставка юбилейная, посмертная, и потому обнажающая неизвестные стороны творчества этого известного художника.
Для многих почитателей волжского пейзажа имя Пурыгина связано с появлением в художественной жизни Куйбышева в течение шестидесятых - восьмидесятых годов XX века великолепных образцов пленэрной живописи. Свободные, раскованно и размашисто написанные этюды, большие полотна с изображением могучих стволов прибрежных осокорей, и полноводье кипящей жизни Волги, с просторами взволнованного неба - таков близкий зрителям Валентин Пурыгин. Сфера пейзажного творчества мастера представлена на выставке общеизвестными работами из собрания Самарского художественного музея и дополнена отреставрированными и ранее не выставлявшимися на выставках неизвестными никому другими картинами, этюдами в пастозной манере.
В.З.Пурыгин уроженец Саратовской области, взрастал на волжских берегах. В 1939 году он стал воспитанником Московской средней художественной школы. По окончании МСХШ в 1944 году он продолжил свое образование в художественном институте им. В.Сурикова при Российской академии художеств (1944-1950) в мастерской Георгия Ряжского - выдающегося мэтра советской живописи.
После распределения в Куйбышев (Самару) в 1951 году, Валентин Пурыгин неутомимо изучал природу Жигулей, окрестности города, пригороды, и создал необыкновенно солнечные, жизнерадостные пейзажи Заволжья. Это видно в раннем полотне "За Волгой" 1955г. Центральным элементом в пейзажах художника был громадный осокорь, одна из типических примет самарского Заволжья. - Это дерево, как символ жизненных сил Матушки - природы, у Пурыгина стало своеобразной монограммой в картинах. У голландского художника XVII века Ф. Воувермана из картины в картину кочевала фигура всадника на белой лошади. У другого мастера того же времени Л.Йонга монограммой служило изображение спаниеля. У Пурыгина, в большинстве рисунков, и этюдах главный Герой - кряжистый осокорь.
Надо сказать, что время шестидесятых годов - время политической оттепели. Большая часть советских пейзажистов самозабвенно изучали и использовали разрешенную тогда, методику импрессионистов. Пурыгин не избежал подобного увлечения. В крымских пейзажах Гурзуфа, Судака, искания, эксперименты художника воплотились наиболее полно и красочно. Отчасти новые достижения проявились в самарских мотивах "Улица Куйбышева. Вечер", "Улица Ленинградская", "Весенний день".
В 1970 годах Валентин Пурыгин отправляется в Москву. Некоторое время он жил в Загорске, и потому у него в пейзажах той поры возникли мотивы древнерусского зодчества - купола Троице - Сергиевой лавры.
В 1979 году Пурыгин возвратился в Куйбышев (Самару) и принял активное участие в художественной жизни губернии. Он стал членом Правления Союза художников, влиятельным и заметным участником на областных, зональных, республиканских выставках.
По сути, музеем сегодня представлены две выставки. В Мраморном зале - живописные пейзажи, запечатленные в картинах и этюдах, - неожиданно теплые, лирические, светлые.
Вторая выставка в помещении лектория представляет В.Пурыгина - графика. Он работал в гравюрных, и в других уникальных техниках: офорт, монотипия, акварель, тушь, карандаш, уголь, пастель, сангина, сепия, коллаж. Мало кто знает, что в коллекции Самарского художественного музея хранится свыше десяти тысяч графических листов, коллажей, зарисовок, набросков этого мастера. Тематика объектов запечатленных в рисунках представляет все стороны самарского бытия: пейзажи, городские мотивы, портреты, анималистические наброски. Помимо них представлены мифологические и сказочные сюжеты.
Надо сказать, обе экспозиции равноценны. Графическое наследие художника менее известно широкому зрителю, чем живопись. Особый интерес вызывают работы датируемые сороковыми годами, когда он был еще юношей. И это было правильное решение хранителя и куратора проекта Светланы Шатуновой.
При пристальном всматривании в живописное и графическое наследие художника, понимаешь, Пурыгин - верный последователь школы русского реализма. Вообще, вся первая половина творческой жизни этого человека целенаправленно хранила верность традициям старой художественной школы, это видно в методе творчества, в большой серьезной подготовке к картине. Предварительные рисунки ― наброски, эскизы, живописные этюды, маленькие картины, варианты... Экспозиция произведений Валентина Пурыгина сделана сотрудниками Самарского музея с большой заботой и вниманием.
Другой Пурыгин. Мифы о художнике.
Впервые я увидела художника в 1979 году, когда он возвратился из Москвы. Устроили персональную выставку. Вначале привезли картины на площадь им.В.Куйбышева. Ой, что это были за картины! Во - первых, громадные! Во - вторых, самыми невероятными оказались задники некоторых картин. Оказывается, будучи человеком без предрассудков, В.Пурыгин брал старые оконные рамы и на них натягивал холст. С лица, все равно зрителю ничего не видно. Зато весили они порядочно!
В назначенный день он появился в старой заношенной рубахе, - простой рабочий человек. Срочно снарядили служителей в магазин за белой рубашкой. Помню как его переодевали и причесывали в лектории. Для чего? Тогда на выставки обязательно приходили чиновники - секретари по вопросам культуры из Обкома партии. Надо было художника, приехавшего из Москвы, представить властям, как респектабельного и успешного.
Все убежали на третий этаж, я сидела у телефона в комнате экскурсоводов и почитывала книжечку о современном искусстве.
- Здравствуйте, меня зовут Валентин Захарович. А Вы новенькая? Он вошел как-то неслышно. И голос тихий, вкрадчивый.
-Меня зовут Валентина.
-Валечка, тезка, значит! Галантно поцеловал руку.
-А я приехал для того, чтобы наладить и укрепить работу нашего Союза художников. Столько планов, проектов. Мы создадим новое искусство! Скоро, скоро увидите! А что это Вы, читаете?
- Статьи о современном искусстве.
- Я такое не приветствую. Читайте про И. Репина, В.Сурикова.
- Но мне надо! У меня специализация - современное искусство.
-А, тогда можно.
Во время этого краткого разговора я рассматривала лицо. Ведь первое впечатление остается в памяти навсегда. Он был невысокий, кряжистый, как осокорь. Квадратное лицо с раздвоенным подбородком. Крепкие челюсти. Цвет глаз какой - то серо-зеленый, быстро меняющийся, но пристальный и глубокий, благодаря выступающим надбровным дугам. Низкий лоб и густая грива, жестких с проседью, пегих коротких волос с зачесом назад. По краям лба небольшие залысины. Лицо какое-то отдаленно знакомое. И вдруг промелькнула совсем крамольная мысль. Он ведь похож на "Автопортрет" К.Малевича 1910 года! А если взять фотографии К.Малевича за 1933 год, тоже можно обнаружить тот же физический тип. Потом вспомнилось: Казимир Малевич умер в 1935 году, а Валентин Пурыгин народился в 1936 году. Реинкарнация?! Вот это да!
Впоследствии, часто встречая его на вернисажах, глядя, как он галантно всем целовал руки, вслушиваясь в тихий голос, про себя думала: а у Малевича тоже был вкрадчивый тихий голос, и Вы, Валентин Захарович, так же, как он, стараетесь быть реформатором. Многим знакомым говорила о схожести типа двух художников. Но, пожалуй, кроме меня, никто не верил в этот миф.
Внешность Пурыгина так никогда и не стала респектабельной внешностью. Пиджаки, пуловеры сплошь в пятнышках краски, мало что было аккуратным в нем. Помятые штаны, подвязанные бечевкой, бесформенные ботинки, все было сиротским. Приходя в музей, он сотрудникам целовал ручки, твердо помнил по именам и называл их ласкательно: Танечка, Людочка, Неточка.
У него была оригинальная манера улыбаться неожиданно. Вот только что был серьезен, потом мгновенно улыбался всеми своими широкими зубами. Однажды я поделилась, что занимаюсь офортом. Валентин Захарович проявил такое живое участие, что стал настаивать на встрече с целью знакомства с офортами, чем ужасно смутил меня. И почувствовав мою робость, он неожиданно улыбнулся широко - широко, как Шелкунчик, так, что меня просто страх обуял.
Об этой улыбке рассказал Р.Баранов. Ехали они в троллейбусе от железнодорожного вокзала. На остановке старушка попросила помочь затащить торбы в салон. Пурыгин подбежал, схватил ее мешки и...приветливо улыбнулся. Она в мгновенье ока оглядела его помятый силуэт, веревочку вместо брюк, и улыбку на жестком каменном лице.
- Караул, люди добрые, грабят! Помогите! - завопила старушка. Долго потом художники помнили, и всякий раз, рассказывая кому- либо эту историю, добродушно хохотали. Сам внешний облик В.Пурыгина казался им достопримечательным.
С реформами в Союзе у него не сложилось. И всю причудливую картину взаимоотношений сообщества он стал излагать в фантасмагориях на полотне. Как-то раз специально нас музейщиков пригласили в мастерскую мастера. Впечатление, оставшееся после похода в мастерскую, осталось незабываемым. Кругом вдоль стен стояли грандиозные полотна, а посередине, словно некий символ животворящего хаоса - гигантская куча разномастных предметов, начиная от деревянных брусков, досок, фанерок, оконных рам, и кончая старыми чайниками и эмалированными мисками, коробками и коробочками.
Однажды он пришел в смятении в выставочный зал на площади им.В.Куйбышева и сообщил заведующей Зое Павловне:
- Вы знаете, что некая художественная чета считает друг - друга гениальными художниками?
- Валентин Захарович, так всегда бывает у любящих пар. Я уверена, что в Вашей семье тоже Вас считают гением.
-Вы, серьезно так думаете? А я вот не знаю.
Считается, что настоящий художник должен дистанцироваться от суетного быта, от проблем семьи. Вокруг него должно быть пустое пространство. Пурыгин постоянно бывал в гостях, не пропускал вернисажи, и даже мастерская никогда не пустовала. Но вероятнее всего, он знаком был с понятием - "внутреннее одиночество". Одиночество он носил в себе.
Не припоминаю ни единого раза, чтобы он кричал, шумел, гневался. Вся работа чувств происходила внутри. И он пользовался чрезвычайно большим уважением у мастеров пейзажного цеха. Молодежь была буквально заворожена его свободной манерой письма. Писал что хотел, и как хотел! Представлялось, что это был человек абсолютно независимый от стереотипов. Валентина Захаровича Пурыгина, нельзя было представить на работе. Он был свободен от расписания в школе или в училище, или, где - либо еще в учреждении. Думается, он останется в памяти, как символ Свободного Художника.