Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Туман Жумабаев. Свет старой Самары

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    статья о выставке петербургского художникаТумана Жумабаева в Самаре

  Валентина Чернова
  
  Свет старой Самары
  ТУМАН ЖУМАБАЕВ
  
  "И быстро и молча проходят они
  Заводы, заставы, заборы, мосты,
  Слилися вдали городские огни.
  И ветру просторней и тише дышать.
  Виднеется вдруг, словно вымерший дом
  По снам, позабытым он сердцу знаком".
  М. Кузьмин. "Дом
   В истории старой Самары, есть замечательные страницы, связанные с именами русских художников конца XIX века и начала XX века.
   К.Ф.Гун, Ф.А. Васильев, С.В.Иванов, И.Е.Репин, В.И. Суриков, - все эти мастера черпали вдохновенье в Самаре или в окрестностях самарской губернии.
  И вот в начале XXI века в Самару приезжает С.В.Урсуляк снимать улицы нашего города, утверждая, что нигде в стране уже нет такого очарования городской старины. Неоднократно навещает Самару знаменитый питерский художник Туман Жумабаев.
  Творчество Тумана Жумабаева - выпускника Института им. И.Репина Академии художеств - редкий пример величайшего трудолюбия, воплощения принципов русской живописной школы. Сегодня Туман Жумабаев - гордость петербургской художественной школы. Позади знаковая поездка во Вьетнам (2003), создание удивительной серии жанровых и портретных образов ─ "Утренний чай" 2005., "Даша"2005., "Портрет А.С.Гуревича"2005., "Утренний свет"2005., "Теплый сон". 2005г
  В каждом его полотне, будь то пейзажный образ, или натюрморт "Лилии", "Маки", "Старая Самара" выражен вкус к ремеслу, собственное мировосприятие, восточная утонченность.
  В 2006 году весь мир отмечал 400-летие со дня рождения Рембрандта. Издательства выпускали альбомы и монографии; музеи многих стан представили зрителю 68 выставок одну оригинальнее другой. В юбилейный год Рембрандта в Самарском художественном музее показали удивительный проект Тумана Жумабаева - посвящение - "Свет Рембрандта". Этот проект вызвал сенсацию в Санкт-Петербурге, Москве. Конечным пунктом его показа стала Голландия, родина великого мастера. Голландское посольство высоко оценило творческий эксперимент Тумана Жумабаева и его скромное желание вступить в диалог со старым мастером, осваивая традиции европейской художественной культуры для сохранения культуры своей родины.
  Туман Жумабаев с юных лет был захвачен маэстрией великих голландцев, и русских художников начала XX века. Скрупулезно изучал их искусство, стараясь постичь и композиционные принципы, и живописную кухню, в своих работах соединяя тщательность исследователя с благодарностью почитателя.
  Сегодня в галерее "Вавилон" мы видим плоды его труда. Отдельного рассказа заслуживает экспозиция, посвященная архитектуре Самары.
  Конец ХХ века стал для искусства Самары временем городского пейзажа. Самара, как основная тема, как печаль живущих ярко, и стремительно стареющих домов и деревьев. Камерные пейзажи, рожденные в тесноте маленьких мастерских, на стенах галерей обретают в экспозиции линейность фриза.
  Портрет нашего города, оказался наиболее чутким к переменам времени и воздействию этого времени на человека. Именно в 1990 -2010 годы наступило возрождение городского пейзажа, как жанра... Сегодня на ряде выставок самарских мастеров мы находим блестящее продолжение развития темы Города. Сама идея архитектуры приобрела в пейзажах Самары прямо противоположные значения. В одном варианте эта идея либо воплощает гармоничное сосуществование человека, либо оборачивается городом развалин, или заброшенным садом, дышащим равнодушием к человеку, все более одинокому в городской среде.
  Тем интереснее для нас взгляд со стороны Мастера. Можно сказать картины современного бытия Самары "восторженно перенесены" Туманом Жумабаевым в художественное пространство. Его дома, деревья, узнаваемы, с нежной точностью вылеплены мастихином не только пространство вокруг, но фон, аксессуары. В полотнах здания, улочки живут особой колористической и пластической жизнью, все наполнено потаенным светом, ликованием.
  Когда - то танский поэт Хань Юй писал про то, что существующее в мире полно молчания и лишь ветер заставляет звучать мир сущих вещей. Только утратив покой, все сущее начинает звучать.
  Перефразируя его, можно сказать, что деревья и травы безгласны, но если Туман Жумабаев их всколыхнет, то они зазвучат. Вода безгласна, но всколыхнет ее мастер, и она зазвучит, взволнуется, или устремится потоком на полотне, или вспенится, иль заклокочет. Металл и камень безгласны, но стоит ударить кистью, и они зазвучат. Так и художник. Нахлынут чувства, и он не может не запечатлеть. Напишет, - выразит думы; или о печали, о радости он может нам рассказать. И это все прочувствованно в полотнах- посвящениях Самаре. Написанные широко и свободно мастихином, фоны его картин мажорно переливаются, а городские мотивы, сохраняя свое совершенное сходство со своими прообразами, излучают свет.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"