В Самару привезли "Сто картин из Оренбурга". Это уникальный авторский проект художника Ю.А.Рысухина, его цель показать наиболее ярких и вместе с тем наиболее характерных художников Оренбурга. Главный критерий его отбора - запоминающееся и оригинальное решение картины и качественная идея композиции в ее воплощении.
Проект существует уже почти два десятилетия. После капитального ремонта выставочного зала, являясь его директором, Ю.Рысухин захотел сделать выставку по аналогии "Сто картин из Метрополитена". Сам отобрал произведения, сообразуясь со своими критериями о качестве живописи. Два раза показывал в Москве, даже как-то хотел закрыть проект, но живописцы Оренбурга настояли на продолжении проекта - как визитной карточке города. Многие мастера участвуют как экспоненты только в данном проекте. Ю.Рысухин на всех выставках представляет работы исключительно с печатью творческого поиска.
Впервые об особенном искусстве мастеров Оренбуржья я узнала в доме творчества в г. Горячий ключ в 1986 году. Тогда со всей страны собрали художников для участия на всесоюзной выставке "Молодость страны". Художников было сорок восемь человек из самых удаленных уголков СССР. За два месяца они должны были представить комиссии свои интересные работы.
Конечно, все "работали" по-разному. Вечером танцы на курортной танцплощадке, до трех ночи веселые вечеринки, ночные купания в горной речке, и общение. Общение было самым главным. Среди веселящихся художников не было оренбуржцев.
Они неустанно работали в предоставленных мастерских. Это были Валентина и Саша Александровы, Валерий Газукин и Александр Ханин, которые хорошо знали, в отличие от многих приехавших туда, как решать вопросы формы в живописи.
От них я с удивлением узнала, что училище в Оренбурге начинало развиваться как музыкально - художественное. Супруги Александровы с волнением поведали о своем учителе Викторе Ни (1934 -1979), который создал свою технологию живописи с использованием левкаса. (Это меловой грунт, размешанный на животном или рыбьем клее с добавлением льняного масла. Наносится несколько слоями на специально подготовленную доску). Традиция использования левкаса пришла к нам из Византии. Мастера эпохи Возрождения использовали данную технику. В Москве с использованием данной технологии работал художник Д.Д. Жилинский. И вот Виктор Ни с Юрием Рысухиным в своем искусстве начинают разрабатывать тонкие образы, наполненные поэзией, женственностью. И своих учеников через свободу художественной формы этот мастера научил служить красоте. Эти имена были значимыми в искусстве семидесятых годов.
В то время, в 1986 году в Москве Центральном Доме Художника на Крымском валу состоялся интересный вернисаж "Десять художников Оренбурга". Вместе с В.Ни выставились широко известные тогда Н.Ерышев, Ю.Григорьев, Г.Глахтеевв, В.Просвирин, И.Макарова, Н.Петина, Ю.Рысухин и другие мастера. Произведения оренбуржцев вызвали негодование и неудовольствие Москвы. Негласно разрешалось экспериментировать лишь союзным республикам, особенно Прибалтике и Кавказу. Россия же должна была сохранять традиции критического реализма, то бишь соц. реализма. Нам неоперившимся искусствоведам столичные авторитеты настойчиво рассказывали про то, что провинциалам не следует интересоваться авангардом.
Там в Горячем Ключе, художники Александровы с горечью и обидой говорили о рекомендациях столицы. Они показывали тогда в своей мастерской работы свободные от соцреалистических канонов, условные, в зеленовато голубой гамме, близкой по эстетике мастерам "голубой розы", объединения начала XX века.
Валерий Газукин (1951- 2014) работал много, энергично. Воспитанник Ленинградской художественной школы, он в отличие от ребят из Новосибирска и Иркутска много времени провел в Гос.Эрмитаже. Уже тогда его этюды отличались повышенной цветностью, буйной энергией мазка. Безусловно, для него цвет являлся выразителем сильных чувств, переживаний. "Цветовик постигает, изучает и осваивает цветовыми массами окружающих мир, создает "гармонию, параллельную гармонии природы", конструирует цветовые законы на основе вдохновенного творчества. Идея цвета - не только точка отсчета, но и результат цветовых видения и мышления"- вот его кредо.
Характерной чертой творчества этого художника была его склонность к бесконечному варьированию одного композиционного мотива. Мы видели десяток этюдов, написанных с одного места, но вариантов решения было бесконечно много. Тогда в восьмидесятые он просто поразил нас неисчерпаемостью цветовых и пластических решений. Все работы относили нас к традициям русского футуризма. Сочетание пятен цвета их ритмическое чередование на плоскости, отдельные формы подчеркнутые линиями, все живо напоминало Д.Бурлюка или молодого В.Кандинского. К сожалению, этого художника, как и Саши Александрова, нет в живых. На выставке в Самаре представлены интересный триптих В.Газукина "Воспитание Европы", и композиция "Трое".
Оренбуржцы при всех их различиях держались сплоченно, единой группой. Москвичи поглядывали на них иронично, и мастеровито делали нужные сюжеты. Такие, "как надо", на всероссийскою выставку "Молодость страны".
И конечно в оренбургской группе выделялся, молодой Александр Ханин. Он также черпал вдохновение в наследии первой трети XX века.
Также как и В.Газукин с 1981 года он был членом "Академии Садки". А что такое "Академия Садки"? С 1973 года на Кавказе в селении Садки собрались работать несколько человек (А. Власенко, В. Ерёменко, В. Газукин, Г. Глахтеева, И. Макарова). С начала восьмидесятых и до 1988 года их стало больше, молодые художники уезжали в Садки, с целью общения и решения вопросов формотворчества. Впоследствии они стали представлять оренбургский андеграунд, Лидеры этого объединения Г.Глахтеев и И.Макарова. На протяжении десятилетий, группа существовала вне общественной публичной жизни. Работая на натуре коллективно, они сплотились и создали новый тип творчества, построенный на гармонии и равновесии приятия картины мира, таким образом, обретая себя. Не случайно высказывание Геннадия Глахтеева: - "Для меня и в ранней молодости, и сейчас было важно лишь одно - слышать свой собственный внутренний голос и следовать ему, быть верным самому себе. Я всегда писал так, как того требовала моя внутренняя необходимость, моя душа. И мне спокойно и радостно от осознания этого факта"
Москва была покорена лишь в 2000 году, когда они привезли "125 художников Оренбуржья". Потом они покорили Париж, когда группа художников "Академия Садки" была выставлена на выставке и аукционе "Отель Друо" в Париже. Александр Ханин почти двадцать лет работает в кубистической манере в Париже. Клод Робер искусствовед галереи "Отель Друо" называет его послом от русской культуры.
Уже тогда в восьмидесятые я понимала, - ничего подобного нет в Куйбышеве. Наши художники обособленно творили, каждый в своем гнезде. Было завидно. Поэтому, когда я узнала, что будут художники из Оренбурга, заволновалась. В предвкушении этой встречи, вспомнила свои личные наблюдения и впечатления.
И вот он - вернисаж!! Картин было сто штук, висели сплошным ковром, без малейшего промежутка. Некоторые некуда было приткнуть. Две работы Рысухина "Портрет Марины с голубым кувшином", "Портрет Марины с тюльпанами", тонкие, и по боттичелевски очаровательные, поставили на подставки, как на табуреты. "Дорогие земляки, какой же у вас ужасно маленький и неудобный зал! Здесь совершенно невозможно показывать выставки, - С такими словами приветствия обратилась к зрителям секретарь Оренбургского отделения Союза Художников.
Действительно, произведения мэтра Глахтеева можно было найти в разных концах зала, где - за щитами. Работ этого мастера много, датируются и восьмидесятыми и девяностыми годами. Мне понравилось полотно с интригующим названием - "Говорят, что Париж прекрасен весной".1999г.
Остальные работы - "Оренбургские ветры.1989г., "Восход в горах"1989г., "Таинственная симфония"1989г., "Йога созерцания вселенской формы", разрознены на стендах, не собраны в какую-то интересную экспозицию. А ведь сейчас многие понимают, от того как показать произведения, зависит целостность восприятия выставки. И если в столицах ответственно приглашают специалиста по созданию экспозиции, то в провинции пока этого не осознали.
В традициях экспрессионизма выполнены четыре работы А.Ескина. Его гротескные модели в фуфайке, за бокалом вина вызывают смешанные чувства, но колористически безупречны. Оренбургский классик ВласенкоА.А. представлен пятью холстами небольшого формата. На них изображена река Кубань и окрестности местечка Чураево. Небольшие, но ярко сочные в колорите, они живо напомнили раннего В.Газукина. Марина Борисова развивает наследие В.Ни, и Ю.Рысухина в области живописи по левкасу. "Портрет звонаря" тонкая изящная работа, выполненная в сумеречном колорите. Три композиции Марины Бусалаевой "Радуга I", "РадугаII", "Яблокопад" в "голуборозовской" стилистике живо напомнили произведения моих знакомых художников супругов Александровых.
Выставка "Сто картин художников Оренбурга" безусловно, замечательный проект. Всех художников проекта отличает исключительная творческая свобода. Единое созидательное формалистическое начало соединило всех художников разных поколений, сцементировало в единое понятие - "Художники Оренбурга".
Увы, наш зал на ул. Молодогвардейской вызывает смешанные чувства. Он похож скорее на студию художника, где картины прислонены к стенке шалашом, или на маленький магазинчик, где негде развернуться от товаров.
Конечно, я ушла с выставки разочарованная. Было обидно. Вот перед нами предстало уникальное явление, привезли художников международного класса. Смотреть бы и любоваться. Да не выходит. Любой, зритель, не владеющий информацией, зайдет, обругает всю эту мешанину холстов, да и уйдет!