Аннотация: Обзор выставки к 100-летию революции в Самарском художественном музее. Публикация 23 ноября в газете Культура
Великая Октябрьская революция. Утраты и обретения
В областном художественном музее открылась выставка "Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 г.". Выставка вошла в серию всероссийских мероприятий, посвященных одному из крупнейших событий ХХ века, произошедшему в России в 1917 году и повлиявшему на дальнейший ход всемирной истории.
По каналу "Культура" в преддверии даты прошли дискуссионные проекты, где одна часть интеллектуальной элиты утверждала о тотальном разрушении культурного наследия России. Другая часть утверждала о созидательном начале нового искусства, развитию которого содействовала государственная политика и Ленинский план монументальной пропаганды.
Казалось бы, выставка должна была показать попутно историю страны Советов, сквозь призму изобразительного искусства. Но кураторы выставки сделали иначе. Экспозиция выставки в Мраморном зале включила более ста произведений живописи, графики и скульптуры, - своеобразные трактовки образов и символов революции, относящихся к периоду со второй половины 1910-х до конца 1980-х годов.
Первый раздел выставки - преддверие революции и первые годы советской власти. Мало кто уже помнит, но в революцию первыми пришли левые, и вплоть до 1925 года повсюду была диктатура авангарда. Все государственные заказы. Все изобретенные формы искусства воплотили мастера авангарда. М.Шагал красил крыши Витебска, чтобы картины видели с полета аэроплана. Это были и карнавальные шествия, а молоденький красноармеец В.Акимов ваял революционные фигуры из снега на улицах Самары. В экспозиции в медийных рамках много исторических фотографий.
На Западе историю СССР принято называть "великая утопия". Так и прижилось это обозначение. Русский авангард, сопричастный проекту "великой утопии" говорит о новых достижениях, явлениях, аналогов которым нет в мире.
Когда преобразовали петроградскую Академию художеств в Свободные мастерские, а в начале 1920-х годов, вместе с Московским училищем живописи и ваяния, во Всероссийские художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), работать пришли преподаватели - левые. Такие как Н. Пунин, призывали к сожжению Эрмитажа, хранившего искусство периода правления тиранов, деспотов. Часть молодежи мечтала воспевать предметы пролетарского труда в новых формах. Создавалась пролетарская культура - Пролеткульты.
В 1918-1921-х. При поддержке левых государство закупило произведения левого искусства для всех музеев страны. По инициативе В.Кандинского были организованы в стране отделы ИЗО. В 1919 году уроженец Самары, художник Н.Попов получил в Отделе ИЗО тридцать пять работ современных авангардистов, основу первоклассной самарской коллекции авангарда. Это "Фантастический пейзаж. Эчмиадзин" Г.Якулова, "Город" О.Розановой, "Дама в кафе" Ле Дантю, "Супрематическая композиция" А.Веснина и др..
Когда произведение искусства попадает в фонды, принято записывать не только размер и технику, но и "легенду" - историю появления. Так вот существует потрясающая легенда, подлинная история. В один весенний день, в начале 2000х, в музей позвонил сын театрального художника М.Степанова и сообщил, что на его даче начали ремонт. Остались книги, и какие - то рисунки, эскизы, может что - либо подойдет музею? Оказалось, что среди старых журналов 20 - 30х годов нашлись восемь чудесных рисунков в стиле конструктивизма руки Николая Попова, среди них два замечательных автопортрета. К тому же были обнаружены уникальные эскизы знамен, гербов, эскизы новой символики, исполненные одним из первых членов самарского Вхутемаса М.Степановым к 23 февраля 1928 г., и эскиз задника к спектаклям театра "Агитфонарь". Надо отметить, что оригинальная графика революционной эпохи, большая редкость.
Значительный раздел выставки посвящен творчеству художников Ассоциации художников революционной России - АХРР.
В октябре 1020 года В.И.Ленин написал знаменитую статью о Пролеткультах, где предлагал мастерам создавать не новую, неизвестно откуда взявшуюся культуру, а использовать известные, лучшие общеевропейские традиции. Борьба шла нешуточная, группировок было множество, бились так, что Р.Фальк по телеграмме М.Шагала выехал в Витебск с мандатом комиссара на арест К.Малевча.
В итоге победили сплоченные традиционалисты. После 1921 г. в СССР заложили основы социалистического реализма. В 1922 году зародилась Ассоциация художников революционной России - АХРР, которая после, после "Постановления о перестройке литературно-художественных организаций" в апреле 1932 года влилась в ряды государственного Союза художников СССР. Авангард уже не соответствовал новой тоталитарной идеологии. В Академию художеств пришел руководить И. Бродский, выгнал всех левых, он железной рукой возвратил систему Императорской Академии, сделал так, как было при И.Репине.
Со времени существования АХРР, художники утверждали героику будней, и романтику революционных преобразований в рамках живописной культуры трех РРР - Х.Рембрандта, П.Рубенса, И.Репина. Политизация поначалу не вредила АХРР. В начале тридцатых были сделаны определенные достижения, но позже это направление под влиянием общественно-политических деформаций пришло к утратам и изломам в области художественно - образных решений. Областные и республиканские филиалы АХРРа, которых к 1926 году насчитывалось уже около сорока, распыляли творческие силы.
В свое время мне пришлось для научной конференции сделать работу по исследованию этого наследия "Образ и время в советской живописи 30х годов". Должна сказать, что такие сюжеты как "Мочка конопли", "Рытье силосной траншеи", "Портрет ударника", возникшие во время принудительных командировок на производство, - откровенная мазня. Сегодня они не художественные произведения, а просто бесценные документы периода строительства "великой утопии".
На выставке впервые представлены работы ахрровцев, экспонировавшиеся в 1920 - начале 1930-х из самарского филиала В.Костяницын "Маевка"; А.Колосов "Митинг",1929г.
В начале тридцатых годов на первый план в искусстве выходит "эпическая поэма", сплошь воспроизводятся события революции, и ее вожди. Согласно замыслу художников, элементами выразительности в портрете героя были не детали, а целое. Не опущенные глаза, или что-то другое связывают одного человека с другим, а наклон или поворот головы, сильный поворот всей фигуры, жест, ракурс - "Ленин в Смольном" И.Бродского, "Ленин на трибуне" К.Юона, "Демонстрация на Красной площади" Н.Никонова.
В одном телевизионном интервью с сотрудниками музея в Горках, журналист громко сокрушалась, что им, бедным, приходится работать в месте, с нехорошей аурой В.И.Ленина. На что они вежливо отвечали, что сейчас Горки ленинские - музей интеллигентной семьи начала XX века. Думаю, "Ленин в Смольном" И.Бродского в будущем станет портретом политика кисти выпускника Императорской Академии художеств, ученика И.Е.Репина, образцом академической школы живописи.
Портреты "простых советских людей" своеобразны. Важны не психологические характеристики, а социальный, классовый статус. А.Самохвалов - "Работница"; Г.Ряжский - "Девушка в красном"; У ударников нет собственных имен.
Мало кто знает, что фигуры капиталистов и буржуинов для оформления скверов на Собрной площади (ныне пл. им.В.Куйбышева), делали из мешков, набитых снегом, мусором, им рисовали усы, надевали цилиндры. Карнавал лежит в основе праздничного оформления самарских улиц и площадей в 1930-х годов. И это был новый вид искусства.
В детстве у меня была толстая книга для детей с рассказами о В.Ленине. Там Володя Ульянов представал, запечатленный рукой Н.Жукова. Живой и непоседливый он был изображен во всех возрастах с детства, юности и до конца жизни. Впоследствии я слышала легенду о том, что художник искал похожих по типу детей, людей, работал с натурой и так пополнял свою Лениниану. На выставке есть работы этого цикла.
В период хрущевской оттепели революция виделась уже на значительном удалении, романтическая окрашенность была присуща многим произведениям, посвященным революционной теме. Это время предстало в графике. Д.Бисти, И.Обросова, М.Бедных.
Творчество куйбышевских художников 1960-х - 1980-х гг. на темы революции и гражданской войны представлено работами выпускников Академии художеств СССРП. В.Кныжов "Вступление Красной Армии в Самару", В.Герасимов "1905 год", С.Федоров "Самарские комсомольцы 20-х годов". Качественный рисунок, продуманная композиция. Все выверено. Сейчас художники уже не пишут такие многофигурные композиции. Они не востребованы обществом
Мне давно, с первого дня после создания, нравится картина "Месяц в Горках" Р.Баранова (1979-1980). Когда мастер показал ее на областной выставке, мы подходили и поздравляли. В паралитической застылости вождя мирового пролетариата отчетливо выражено предчувствие трагического конца и непрочности достижений революции. Что такое семьдесят лет для истории? Ничтожное мгновенье!
Еще одна из уникальных страниц в истории советской культуры - советский фарфор. В начале XX века - это агитационный фарфор с лозунгами, транспарантами, изображениями дворников, лыжников и картин счастливого детства. И это тогда, когда во всем мире наблюдался кризис данной отрасли. Вот салатник и блюдо из сервиза "Пионерия". Позже, в тридцатые годы возникают портреты вождей в бисквите и глазурованном фарфоре. "Сталин пишет листовку батумским рабочим". И этому явлению тоже нет аналогов.
Выставка получилась чрезвычайно наполненной. Фотографии, документы, все стилевые направления в живописи, различные графические техники. Произведения декоративно - прикладного искусства, ярко воплотившие стиль эпохи, соседствовали со значками, книгами, журналами и вымпелами. В первую очередь у входа в зал обращают внимание знамена с золотым шитьем и миниатюрной росписью. В 1987 году к юбилею Революции хотелось чего - то особенного. И вот я отправилась в ДК швейной фабрики им.М.Володарского, и буквально выпросила эти знамена для музея. Сейчас это уже "легенда". Многое на выставке прошлый век, далекая история. И ее важно понимать и знать.