Аннотация: В Детской картинной галерее откылась выставка, посвященная Франции. Опубликована 6 апреля в газете "Культура"
В.Чернова
Путешествие на выставку - посвящение Франции
Давно собиралась посетить музей Детская картинная галерея. Тем более, музей предложил своеобразное путешествие, здесь недавно открылась выставка "Немного о Франции" посвященная образу Франции.
Основную часть залов музея занимала выставка рисунков, отобранных в ходе конкурса "Франция глазами российских детей". Он проводился совместно с Альянс Франсез Самара в рамках ежегодного фестиваля "Франкофония". В конкурсе 2016 года приняли участие более 200 работ из учебных заведений Самары, Оренбурга, Тольятти и Кинеля.
Жюри в составе Тибо Айуна, директора Альянс Франсез Самара, Н.Г.Коржовой, руководителя выставочных программ Средневолжского филиала ГЦСИ, директора СХУ Г.М.Мисюк, директора МДКГ Н.В.Иевлевой и И.И.Петровской, начальника информационно-аналитического отдела Самарской Губернской Думы, отобрало 115 лучших для участия в выставке. Здесь картины, рисунки, коллажи, макеты. Возрастной диапазон авторов - от пяти до семнадцати лет.
На мой взгляд, произведения учащихся школ представили не образы Франции, контрастные и весьма колоритные и, которые на самом деле, мало, кому известны. У детей воображен город Париж с живописанием собора Нотр - Дам де Пари, Эйфелевой башни как главного символа государства, базилики Сакре - Кёр, Монмартра.
Написаны картинки парижских кафе, уличных музыкантов. Есть персонажи из литературы и кино. Жанна Д`Арк с лицом киноактрисы И.Чуриковой, и танцующая Эсмеральда в алом платье, героиня романа В. Гюго "Собор Парижской Богоматери".
Стандартный набор мифологических образов, близких сердцу россиянина. Потому трудно определить, кто из детей бывал в Париже. Образ Парижа нам подарили книги и фильмы, лишь через этот культурологический флер мы воспринимаем образы Франции.
Помимо культовых символов, ребята выбрали малоизвестные широкому зрителю архитектурные сооружения, такие как мост Пон - дю - Гар - самый высокий сохранившийся древнеримский акведук во французском департаменте Гар или Папский дворец в Авиньоне, построенный в четырнадцатом веке. В целом экспозицию отличает искрений детский непредвзятый подход к решению художественного образа.
Все оттуда, из Франции.
Поскольку мне интереснее кукольное направление музея, с большим интересом ждала встречу с двумя коллекциями "Эксклюзивной куклы особняка Клодта", посвященные Франции.
Одна коллекция "Карнавал бургундской моды" посвящена эпохе позднего средневековья, так называемой "пламенеющей готике". Во многом это связано с невероятным декором соборов, где каменные резные украшения напоминали колеблемые воздухом язычки пламени. Готика подарила миру симфонию камня, цвета, стекла.
Слово "Бургундия" у моего поколения прочно засело в памяти в связи с киномюзиклом "Три мушкетера" М.Дунаевского и песней на слова Ю.Ряшенцева: "Бургундия, Нормандия, Шампань, или Прованс - куда бы ни унес вас верный конь, при вас мой меч фамильный и песенка при вас".
Но куклы особняка Клодта связаны с иной эпохой. Это была эпоха расцвета рыцарской культуры, с ее особым культом прекрасной дамы. Расцвет поэзии, музыки. Крестоносцы привезли с Востока не только сахар, пряности и привычку мыть руки перед едой, они познакомились с мылом, духами и другими предметами роскоши. Они привезли невероятно красивые шелка, атлас, парчу, - замечательное разнообразие восточных тканей. Тем самым способствовали расцвету ремесел и росту городов.
Когда Бургундский двор стал одним из богатейших дворов в Европе, тогда бургундские моды и стали самой ослепительной страницей европейской культуры. "Фантасмагория мод", поражающие воображение формы - вот отличительные черты бургундской моды XIV-XV веков. Естественно, моды затрагивали лишь только знать, богатых купцов, состоятельных горожан. Причудливость причесок, головных уборов, избыток декора в украшении одежды, удлиненность силуэта, изысканность линий делали одежду похожей на силуэты храмов пламенеющей готики.
На выставке в особняке Клодта на отдельной стене, на подиуме предстали центральные персонажи "Карнавала бургундской моды" - герцог Бургундский и члены его семьи, одетые по моде двора. Они помещены в интерьер парадного зала фамильного замка. На выставке также хороши отдельные образы прекрасных дам, мне особенно запомнилась "Дама с единорогом".
Костюмированные куклы в невероятных головных уборах соответствуют архитектуре готики с ее идеей духовности, устремления вверх к небу. Кажется, манерно изысканная одежда вдохновенно утверждала моду на все стройное, величественное, возвышенное, горделивое. Из "бургундской моды" до наших дней дошел остроконечный головной убор, который ассоциируется с понятием "фея" или "ведьма".
Блеск и красота "бургундских мод" встревожили церковь, уже с конца тринадцатого века появились указы о запрете и упорядочении использования предметов роскоши, ношения богатой одежды. Богатый купец, надевая на свою дочь головные украшения из золотой сетки и жемчуга, мог перещеголять представителей герцогства. Вспомним, роман В.Скотта "Айвенго".
Нам, историкам культуры представляется важным то, что впервые в истории Европы правила ношения костюма, ограничение пышности костюма в зависимости от социального положения и принадлежности к определенному классу, считаются первым фактом появления моды, ее основных законов и правил. Все оттуда, из Франции.
Вторая часть кукольной коллекции выставки представляет костюмированные образы эпохи барокко. В экспозиции расположились десять кукол, многие имеют исторические прототипы: Людовик XIV де Бурбон, кардинал Ришелье, Мария Медичи, герцогиня де Фонтанж с пажом, а также знатные господа и дамы, одетые по моде барокко.
Слово "барокко" заимствованно с итальянского языка. Означает неправильный, причудливый. А в переводе с португальского языка означает - жемчужина неправильной формы. Сам стиль в архитектуре, интерьере зародился в Италии, но наиболее яркое воплощение получил во Франции.
Куклы коллекции представляют моду барокко в развитии за весь семнадцатый век, следуя возрастным изменениям в жизни Короля-Солнца - Людовика XIV: восход - юность, полдень - зрелость, закат - старость.
В костюме той эпохи исчезли простые силуэты, на смену пришли нарочито театрализованные наряды, порою неудобные в носке. Именно в то время французская мода стала господствовать во всех сферах быта европейцев - интерьерах, мебели, одежде, украшениях, прическах. Именно тогда во все уголки Европы рассылали кукол - манекенов для распространения последнего писка моды. Уже в то время выходил модный журнал "Меркур - Галант" с иллюстрациями модной одежды.
Идеалом мужской красоты стал сам король Людовик XIV. Он любил танцы, длинные темные парики, туфли с высокими красными каблуками и много - много кружев. Барокко буквально утверждает культ кружева, гипюра, бархата и вышивки.
Часто идеалом женской красоты становилась та или иная фаворитка. И весь двор пытался построиться под нее. Луиза де Лавальер многое сделала для домашней одежды: домашнее платье и туфли без задника для дома. К тому же она придумала костюм для верховой езды "амазонка". Маркиза де Монтеспан любила всевозможные кружева, даже из золотых нитей, ввела в моду шлейфы, и подхватывала волосы кружевной повязкой. Мадам де Ментенон ввела в моду ткани в полоску, горошек, кружевные зонтики, маски, веера и первая сообразила, что одежду надо носить по сезону.
Основным новшеством в прическе были всевозможные парики. На выставке представлена многофигурная композиция "Герцогиня де Фонтанж с пажом". Сложный силуэт костюма горделивой маркизы в сочетании с маленькой изящной фигуркой ее лукавого пажа аутентичен духу барокко, с его непременной асимметрией, вычурностью и золотым блеском драгоценных тканей.
В свое время мне доводилось изучать творчество Питера Пауля Рубенса. И хорошо запомнился луврский портрет Марии Медичи кисти этого художника. Он стал прообразом куклы. Здесь на выставке кукла - образ очень верно выявил типические черты итальянки, ее страсть к черному цвету. С добавлением большого количества золотых аксессуаров, этот образ выглядит сногсшибательно!
Да и образы знатных дам из "барокко" не менее притягательны. Особенно хороши прически, с маленькими короткими челками. S - образные повороты фигур в пространстве, что также является приметой стиля барокко.
Отдельный зал посвящен керамике. На выставке представлена керамика учеников МЭДХШ Љ 4 г. Самара, ныне - Мастерские МДКГ.
Каждый раз, приходя в этот замечательный особняк Клодта, понимаешь, хорошо, что в этом старинном доме соединилось прошлое и настоящее. Потому жизнь кипит, волнует, скрепляет все возрасты, все поколения.