В преддверии Нового года и Рождества в Мраморном зале Самарского художественного музея открылась выставка из собрания Русского музея.
"Проект Портрет семьи" родился в 2014 году и включал не только семейные портреты Петра Первого, но и арт - объекты, инсталляции, и все, что представляет новейшие течения и направления. Проект не умер, а в более сокращенном виде позднее показывался в различных городах России.
Несмотря на срезанность, выставка получилась впечатляющей. Шедевры русского искусства XVIII-ХХ веков выдающихся русских мастеров - Владимира Боровиковского, Ивана Хруцкого, , Константина Маковского, Николая Ге, Бориса Кустодиева, Дмитрия Жилинского и других мастеров представляют все многообразие типов семейных портретов: парные, парадные, камерные, портрет в портрете, портрет "в комнатах" и портрет в пейзаже, а также рассказывают о традиции семейного портрета - от заказного портрета XVIII века до картин на семейную тему в советское время, где важна не конкретная личность, а типаж, представляющий свой социальный, профессиональный, культурный слой.
Они жили, как голубки
Начинается экспозиция выставки с портрета Иоасафа Иевлевича Арбенева - российского военачальника, генерала от инфантерии, участника русско-шведской войны 1788-1790 годов, кисти Владимира Боровиковского. Какой великолепный образец живописи XYIIII века! Прозрачные лессировки, скрупулезная манера письма, текстура тканей, благородная цветовая гамма.
В пару к нему написан портрет Марфы Ивановны Козловой, его жены, в розовом тюрбане на голове и дымчатом платье, вышитом золотыми пайетками, переливающимися на свету. В их собственном доме на Малой Морской улице любили собираться и погреться в тепле семейного уюта многие петербуржцы. Современник Вигель писал. "Во извинение себе знатные говорили, что ездят посмеяться, а если бы сказали правду, то для того, чтобы повеселиться. Всякий вечер, что хозяева не на званом бале, у них самих незваный бал: наедет молодежь, дом набьется битком, всё засмеётся, всё запляшет; правда, говорят, зажгутся сальные свечи, для прохлады разнесется квас; уже ничего прихотливого не спрашивай в угощении, но зато веселье, самое живое веселье, которое, право, лучше одной роскоши"
Супруги прославились своими странностями, а своей смертью на некоторое время оставили в обществе пустоту. Манеры "честного и доброго" старика Арбенева немного отличались солдафонством и от этого казались странными в гостиных. В Марфе Ивановне же смешным виделось то, что наперекор природе, она хотела оставаться молодою и (несмотря на свои преклонные года) очень любила молодиться и краситься для того только, чтобы лучше понравиться мужу, с которым они жили, как голубки. На портрете невольно обращают внимание широкие наведенные сурьмой брови. Зато сам поэт Гавриил Державин посвятил хозяйке экспромт: "Ну же, Муза! ну ну ну!"
"Братский портрет" Бенуа
История "братского портрета" Бенуа работы Михаила Скотти интересна не только как интригующий портрет одной из самых известных фамилий в русской культуре. Количество архитекторов, художников, графиков, театральных художников, актеров, историков искусства, которых подарила семья Бенуа русской культуре, исчисляется несколькими десятками - их не менее пятидесяти!
Создатели петербургских зданий и сооружений, проектировщики старинных русских городов и современного Еревана, основатели художественных направлений, ни много ни мало - "Мира искусства", живописцы с мировой известностью, одно имя Галины Серебряковой чего стоит! Даже великий актер Питер Устинов и тот из рода Бенуа. Поразительная семья!
А ведь начиналась она... с семьи придворного метрдотеля (или повара - кондитера) жены Павла I, императрицы Марии Федоровны. Луи Жюль Бенуа, родом из Франции, был женат на дочери медника, немке Екатерине Гроппе, и было у них 18 детей.
На картине Михаила Скотти "Пять братьев Бенуа", написанной в 1847 году, братья Бенуа: Юлий, Николай, Леонтий, Франсуа и Александр. Нет только старшего брата Михаила, но Леонтий, изображенный в центре, держит в руках письмо, в тексте которого искусствоведы обнаружили слова "Ваш сын Михаил. Брест-Литовский 18 ноября 1847". То есть и старший сын незримо присутствует на картине. Любопытна форма этого произведения, как будто все братья тесно сгрудились перед небольшим зеркалом, стараясь уместиться в его объективе.
Что касается талантливых деятелей русской культуры, то самой творчески плодовитой оказалась линия четвертого сына Луи Жюля - архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, который учился в Императорской Академии художеств, был помощником Константина Тона, объехал всю Европу, вернувшись оттуда, стал главным архитектором Петергофа. Вот такой старт для долгой истории блистательной культурной "ветви" Бенуа. Она продолжается и сегодня - совсем недавно в Русском музее была выставка Александра Бенуа ди Стетто, который является близким родственником Александра Леонтьевича Бенуа, Александра Николаевича Бенуа, Евгения Лансере и Зинаиды Серебряковой.
Дети вдовца Басина
Выставка получилась настолько зрелищной и насыщенной, что взор после знакомства с портретами братьев Бенуа и работ Боровиковского устремился в самый конец зала и остановился на большом портрете кисти замечательного художника Петра Басина "Портрет детей художника на фоне пейзажа. Его счастье в семье было недолгим, жена Ольга Владимировна Басина умерла в возрасте тридцати четырех лет, успев оставить супругу сына и пять дочерей, портрет которых безутешный вдовец написал в середине XIX века. После потери матери, старшие дети окружили младших заботой и вниманием.
В центре с прозрачным шарфом, отороченным золотой бахромой, в белом нарядном платье, - старшая дочь художника - Екатерина Петровна. Впоследствии вышла замуж за выходца из Германии, подполковника русской службы Фёдора Фёдоровича Грушке. Родила сына - Николая Фёдоровича известного критика, филолога, одного из авторов "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона", переводчика книги Ганса Мериана о Рихарде Штраусе.
За спиной Екатерины, слегка приобняв сестру, вторая дочь Басиных - Ольга. В замужестве Сухоровская. Жена австрийского подданного, художника Марцелия Гавриловича Сухоровского выпускника Петербургской Академии художеств, академика живописи, снискавшего себе славу мастера обнажённой женской натуры
Крайний слева - сын Николай - будущий архитектор. В 1869 закончил Академию художеств с золотой медалью 1-го достоинства и командировкой за границу "на казённый счёт, для усовершенствования в искусстве, сроком на четыре года". Академик архитектуры, Почётный член Дома милосердия, архитектор двора вел. кн. Николая Николаевича Старшего, архитектор Страхового общества "Россия". Гласный Петербургской городской думы. Крайняя справа - дочь Мария, про которую ничего неизвестно в иннете.
Рядом с ней младшие сёстры-близнецы - Анна и Софья, с букетиками полевых цветов в руках. Об Анне найти ничего не удалось. Софья вышла замуж за профессора, историка искусств Евгения Александровича Сабанеева, выпускника Академии художеств, преподавателя, а позже директора Рисовальной школы при Императорском Обществе поощрения художеств, одного из редакторов ежемесячного издания "Художественные сокровища России.
Именно идея кровного родства, взаимной привязанности, любви и поддержки, а также глубоко затаенная горечь утраты пронизывают портрет детей Петра Басина. Удивительное чувство сплоченности членов семьи завораживает, останавливает, заставляет замереть сердце.
Сегодня, когда многие общественные устои подвергаются изменениям, выставка "Портрет семьи" из собрания Государственного Русского музея обретает наибольшую актуальность. Произведения русских художников, созданные в течение трехсот лет, показывают семейный уклад, сообщают подробности быта и обычаев своего времени, позволяют проследить смену не только исторических эпох, но и отношений между людьми.
Великолепная жена Николая Ге.
На дальней стене Мраморного зала ярко выделяется портрет молодой женщины с двумя детьми кисти Николая Ге. Портрет Анны Петровны Ге с детьми Центрическая композиция словно подсмотрена в картинах Рафаэля на тему мадонны с младенцем Христом и Иоаном Крестителем,
Великий русский художник, потомок старинного французского рода де Гэй, прославившийся картинами на библейские сюжеты, помимо всего был блестящим мастером портрета.
Николай Ге - философ в живописи, всю жизнь искал идеал в творчестве и жизни. И рядом по жизни с ним шла, преодолевая все тяготы, взлеты и падения его единственная любимая женщина, в которую он влюбился заочно, и которая долгие годы была его неизменной моделью - и в образе Марии Магдалины в картине "Вестники воскресения", где Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики - современники художника - увидели в ней "то ли сороку, то ли ласточку". Она же запечатлена и в образе святого Иоанна Богослова в "Тайной вечери", и Петра I в том числе.
Подробнее об удивительной истории любви, которая продлилась целых тридцать пять лет
В Киевской гимназии, где Николай Ге учился, был у него веселый друг Пармен Забелло. С Парменом они позже сняли квартиру в Петербурге и делили на двоих даже фрак, без которого не пускали в Эрмитаж. Им приходилось носить его поочередно. Забелло всеми силами старался приодеться, а вот Николай занашивал одежду до дыр.
Пармен частенько получал письма от своей сестры Анны, жившей в родительском поместье на Черниговщине. Однажды вышло так, что Николай случайно прочел одно из писем девушки к брату. Потом второе, третье... Письма привели юношу в восторг, они пленили своим возвышенным строем и зрелостью мыслей. А через несколько последующих писем, написанных даже не ему, Ге был уже решительно влюблен в никогда не виденную им Анну. Вскоре Ге и сам вступил в переписку с незнакомой девушкой и обнаружил, что в литературе, в философии, в общественной мысли - их вкусы совпадают.
Ге решил: никогда не женится ни на ком, кроме "божественной Анны Петровны и об этом он решительно заявил ее брату. "Ты будешь наслаждаться плодами моих трудов, да и ты сама будешь не менее моего работать. Мы заживем, как люди, а не бары. Не бойся, ангел мой, ты будешь великолепная жена, я не только верю в это, но я убежден в этом", - писал он ей. В 1856-м году двадцатипятилетний Николай и двадцатичетырехлетняя Анна обвенчались в церкви черниговского села Монастырище. Она стала для Ге натурщицей, кумиром, критиком, мерилом идеальности.
Десять лет чета Ге прожила в Италии, где и появились на свет их сыновья Пётр и Николай - "беленький и чёрненький", как называл их художник
В Италии он работал на износ, и Анна была его "движущей силой". Она в итальянском костюме, она - там, тут, и такая разная, порой и не узнать Анна стала талисманом Николая Ге: стоило ему включить в создаваемый образ хоть толику черт жены, как картина будто обретала дыхание, оживала.
- Ну, Николаша, ты даешь, - качал головой Пармен Забелло, уже приобретший в Италии славу искусного ваятеля, - смотрю я на государя нашего Петра и вижу и его, и Аннушку...
Свет любви этой семьи рассеялся по всей поверхности холста, посвященного жене и детям. Он запутался в золотых кудрях старшенького с лошадкой в руке и озарил белым сиянием мать и дитя на ее коленях. Те, кто стояли перед этим большим полотном благоговейно соглашались с утверждением, что налицо иконографический тип Мадонны с младенцем!
Жемчужина выставки
Вслед за работой Ге внимание привлекает большое полотно руки Кузьмы Петрова - Водкина "Весна" 1935г. Это настоящая жемчужина выставки
Сюжет картины вечен как сама жизнь. Весна - время пробуждения не только природы, но и желания найти свою половинку. Двое - мужчина и женщина - Адам и Ева наших дней. Милая девушка в простеньком васильковом платье и молодой человек в желтой майке на вершине холма. Внизу и сзади известкового склона в голубой дымке виднеются деревни с маленькими, словно игрушечными лиловыми домиками.
Влюбленные словно парят над реальностью, для них нет реалий окружающего мира, только двое и рождающееся новое робкое чувство. Так проявилась в композиции картины знаменитая сферическая перспектива Петрова - Водкина. Картина "Весна" представила пару молодых людей в картину духовной погруженности и единения.
Все картины выставки невозможно пересказать, это картины жизни, на которых запечатлены и повседневные и драматические события: раздел имущества, такой как в картине Василия Максимова "Семейный раздел", и Николая Лосева "Раздел наследства". Чтение письма чадам и домочадцам кисти художника Андрея Попова "Радостное известие". Эта замечательная галерея портретов и жанровых композиций, рассказывающих о событиях частной жизни представителей разных этнических групп России Мягков М.И. "Сцена из домашней жизни бурятов".