Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Панкратов Василий - портретист

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Чернова Валнтина.
   Наследие прошлого. Панкратов Василий Егорович
  
  В конце февраля 2020 года вышел альбом - каталог в серии "Прекрасного след", о творчестве художников - живописцев, где собраны сведения о четырех мастерах, которых более тридцати лет уже нет с нами. (О.Карташов, В.Кныжов, В.Белоусов, В.Панкратов)
  При создании каталога возникло множество трудностей. Необходимо было выяснять биографические сведения о некоторых мастерах, и были сложности с поиском работ для воспроизведения в альбоме. Мне предстояло знакомство с художником В.Е Панкратовым.
  Панкратов Василий Егорович (1928-2001) один из старейших художников - портретистов Самары. Он родился в селе Кузькино Новодевического уезда (ныне Шигонский район) Самарской губернии в 1928 году. Жизнь в селе сильно повлияла на то, чтобы развить у будущего художника наблюдательность, сосредоточенность. Ходить в лес, детям было раздолье. Грибы, ягоды, клубника, - все росло на краю леса. Они жили в сердце Жигулей. Через село протекала река Камышинская. В двадцати двух километрах Волга.
  Люди жили в то время просто. У всех в домах была традиционная утварь. Сами делали лубяные лукошки. А когда ходили в ночное, пекли картошку. Лошадь всегда была рядом, паслась, плуг тащила, она была частью крестьянского быта. Детство будущего художника было сугубо крестьянским. И впоследствии он постоянно ездил в свою деревню.
  В войну было трудно, но Василий не оставлял свою мечту. В восемнадцать лет в 1946 году он поступил в Пензенское художественное училище им. К.Н. Савицкого, на живописно-педагогическое отделение, которое окончил в 1951 году. В 1954 году продолжил свое образование на живописном факультете Харьковского художественного института (ныне Харьковская государственная академия дизайна и искусства), который окончил в 1960 году.
  Одна из ранних работ, в которой отчетливо проявились традиции пензенской художественной школы "Пейзаж" 1958г. написанный в бытность студентом. Скупой зимний двор, где у забора притулилась темно-гнедая лошадка, запряженная в сани и подбирающая с заснеженной поверхности остатки соломы. Получился замечательный образец пленэрной живописи.
  "Крестьянский сюжет" с лошадкой сопровождал Панкратова всю жизнь. Уже в девяностые годы он написал распряженную белую лошадь, меланхолично жующую сено. "Лошадь". 1989г. В образе этого животного проявилось крестьянское чувство бережного, заботливого отношения к существу, составляющего основу крестьянского бытия.
  После окончания института Василий Панкратов возвратился в Куйбышев.
  Он рано стал участником областных выставок с 1959 года. Член Союза художников СССР с 1960 года. С самого начала работал в жанре портрета.
  В 60-е годы центром изобразительного искусства в городе Куйбышеве стала Детская художественная школа Љ1. Основатель и первый директор офицер морского флота, художник Григорий Ефимович Зингер (1914-1995). Благодаря его инициативе 12 декабря 1961 года открылась первая детская художественная школа. А в сентябре 1964 г. на базе ДХШ г. Куйбышева по инициативе Зингера Г.Е. и преподавателя школы В.Р.Кныжова была открыта вечерняя художественная школа. В последующем, эти две школы объединились в единую школу - ДХШ Љ 1. Школа сразу взяла курс на серьезное академическое образование и сохраняет эти традиции до сих пор.
  Панкратов Василий Егорович в 1964 году пришел преподавать в вечернюю художественную школу, тогда, когда там преподавали известные художники города: Кныжов В.Р., Горовых К.Д., Горовых Е.Д. - все выпускники престижных художественных институтов Москвы и Ленинграда.
  Он сохранил о себе добрую память в сердцах учеников, благодаря тому, что был добрым и простым в общении с ними. Его ученица Лариса Тормозина вспоминала: прежде чем покритиковать, поругать, он вдруг становился приветливым и ласково обращался - "Ну, дорогая, давай смотреть, что ты учудила". Сразу сердечко обмирало, приходило понимание - будет ругать. Искренне отдаваясь преподаванию, он на протяжении долгих лет сохранял дружбу с теми, кто уже покинул стены школы.
  Работая в школе, он принимал участие в ряде выставок. Экспонент региональных ("Большая Волга") республиканских (Москва, Ленинград), всесоюзных и всероссийских (Москва) художественных выставок.
  Первой важной работой молодого художника стал "Портрет Делегата XXI съезда КПСС Героя Социалистического труда А.Ф. Кузьмина" (1959г.) В 1960 году он экспонировался на республиканской выставке" Советская Россия" в Москве. И в том же году он был приобретен Куйбышевским художественным музеем. Героя запечатлели в заводском цехе, рядом со станком, с деталью в руке. В этой работе проявилась важная черта творчества Панкратова - взгляд у всех моделей обращен внутрь себя, нет отрытого позирования. Этим портретом началась работа живописца над созданием портретной галереи своих современников.
  В семидесятые годы, у Панкратова" центральной темой стал портрет представителя рабочего класса, он написал несколько тематических полотен, таких как "Штаб строительства ВАЗа" (1970), и серию портретов рабочих подшипникового завода 4ГПЗ. Он часто бывал в цехах, делал зарисовки, наброски, порою писал этюды. Ему хотелось создать типический портрет рабочего, при этом сочетая характерные черты каждого персонажа.
  Необходимо отметить, что Василий Панкратов был искренне убежден в необходимости увековечения только видных людей современности в живописи, будь это герои производственного труда, или других важных профессий. Обладая врожденным чувством обаяния, Василий Егорович также был наделен и талантом дружбы. С профессорами Т.И.Ерошевским и Б.Чиркуновым он был давно знаком и дружен. И желание создать качественные портреты этих выдающихся медиков проявилось в потребности бывать в глазной клинике, и наблюдать врачей во время приема больных, присутствовать на операциях.
  Редчайший образец портрета - картины, проявился в живописной работе "Операция" 1972г. Здесь художник показывает оперирующего врача Т.И.Ерошевского как в документальном кадре. Все персонажи в композиции не позируют, не выхвачены фронтально, они целиком погружены в борьбу за здоровье больного.
  Только благодаря пристальному всматриванию в жизнь модели, тесному знакомству с личностью мог появиться такой замечательный "Портрет хирурга, профессора Б.Ф.Черкунова". 1977г. Этот портрет не просто представителя определенной профессии, но и выдающегося человека. Модель вышла из хирургической, ненадолго присела на стул, и, отвлекаясь от сложной операции, задумалась. Лицо незаурядной творческой личности, словно вдохновлено какой- то идеей.
   Сам Борис Федорович Черкунов, так же, как и Панкратов родился в селе (Сурмино, Пензенской области) и в полной мере осознал радость близости к природе. Борис Черкунов начал рисовать с детства. Однако судьба внесла свои поправки. Он вошел в большую жизнь, по выражению народного художника Станислава Якушевского, "через другую дверь" - главное место в судьбе заняла медицина.
  Все свое свободное время Б.Ф. Черкунов посвящал живописи, участвуя в художественных выставках разного уровня. Благодаря дружбе с Панкратовым, Борис Черкунов постигал тайны живописного мастерства, трудился и самостоятельно, по книгам и репродукциям. Скромно оценивая свое творчество как увлечение, он достиг замечательных результатов, широко представлял свои работы на выставках художников - любителей в Самаре, Рязани, в Польше и Германии.
  "Портрет хирурга профессора Б.Ф.Черкунова" кисти Василия Панкратова наполненный уважением и дружбой - один из лучших портретов в творчестве художника.
  К 110-летию со дня рождения вождя революции многие художники в рамках сложившейся тогда традиции, писали работы, посвященные В.И.Ленину. Василий Панкратов выбрал незамысловатый мотив. Ленин в окрестностях усадьбы Горки в лесу вместе с детьми, собирает грибы. Безусловно, живописуя осенний лес в золотисто - багряном уборе, художник вспоминал свое детство в Жигулях. (В.И.Ленин с детьми. 1980.)
  Это двухметровое историческое полотно свидетельствует о тщательной подготовительной работе. Четверо детей - подростки окружили Владимира Ильича, а один малыш, в буденовке прижавшись к старшему брату, обутому в лапти, непроизвольно поднес ладошку ко рту. Белокурую девочку с веткой рябины в руке, Владимир Ильич по - отечески, тепло поглаживает по плечу.
  Центрическая композиция с фигурой вождя в центре грамотно выстроена по всем законам классической академии. Первый план, на котором располагаются герои, будто сцена, второй план с изображением яркого осеннего леса, уплощен, выглядит, словно задник на сцене.
  Дети встали вокруг фигуры Ленина, кружком. Два мальчика справа и слева изображены в профиль, один белокурый отрок, замыкая круг, стоит спиной к зрителю. Фигура черноволосого мальчика с поднятой головой и одухотворенным лицом, своим живым силуэтом в профиль вызывает аллюзии с картиной М.В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Но это хорошо. У великих творений не грешно учится.
  Облик Ленина стоящего в окружении детей, решен в теплой гамме. Одетый в светло зеленый френч, он стоит улыбающийся, моложавый, с большой кепкой на голове, и держит в руке гриб. Он рассказывает ребятам о многообразии грибного мира, или о светлом будущем? Вероятно, теплая лирическая интонация тогда в восьмидесятые годы не понравилась партийным чиновникам, и эта работа, оказавшись невостребованной, в девяностые годы долго скиталась по частным коллекциям, прежде чем попасть в Самарский художественный музей.
  В восьмидесятые годы художник продолжал работать над портретами. Интересно сравнить два портрета кисти Василия Панкратова: "Портрет заслуженного работника капитана милиции". 1981г., "Капитан ракеты". 1983.
  Капитан водоходного судна сидит в рубке, за его спиной в окне виднеются река и город - вид на Самару, лицо модели устремлено справа налево на невидимого собеседника. Одной рукой он опирается на угол столика, где небрежно брошена пачка сигарет "Космос", в другой держит форменную фуражку. Художник выделяет лицо и в особенности руки, добиваясь в композиции впечатления случайно сделанного кадра.
  Что же касается другого портрета капитана милиции, то здесь есть несомненное сходство в том, что фигура модели так же прорисована в ракурсе справа налево, на фоне кабины милицейского уазика. Здесь молодой человек в форме запоминается не руками, а глубоким взглядом глаз. И как всякий герой у художника, капитан милиции запечатлен на фоне городского пейзажа. На холме виднеется угол дома красного кирпича.
  Удивительно, то, что художник намеренно изменяет законы построения композиции. Базовые законы композиции гласят: мы воспринимаем картинку слева направо, проще считываются такие изображения, где объект "смотрит" вправо, а при движении объекта влево оно воспринимается более замедленным. Василий Панкратов сознательно хотел затормозить взгляд зрителя, чтобы тот более детально всмотрелся в облик персонажа.
  Во второй половине восьмидесятых в стране произошли разительные перемены. Государственный институт заказных портретов выдающихся людей, прекратил свое существование.
  Одна из последних работ такого рода относиться к заказу для Самарской областной юношеской библиотеки, это поколенный "Портрет Алексея Толстого". 1985г. Фигура писателя представлена фронтально, темным силуэтом на сером фоне. Алексей Толстой облачен в мягкий костюм глубокого оливково- зеленого цвета, жилет. На белоснежной рубашке выделяется темно пурпурный галстук. Облик писателя предстает в ракурсе снизу - вверх, как будто зритель в кресле, а Толстой - богатырски нависает над ним. Отсюда чувство монументальности, этому способствует строгий колорит, уплощенность фона и одежды.
  Наиболее подробно художник разрабатывает лицо. И в том, как оно решено, сказалось внимательное изучение портрета Алексея Толстого кисти выдающегося художника Павла Корина 1940 года. Портрет Алексея Николаевича Толстого был написан тогда на его даче в Барвихе. Он увидел в нём человека широкой, одарённой натуры, русского богатыря, вышедшего из былин. На холсте огромное красное кресло едва вмещает в себя исполинскую фигуру писателя. "коринский" стиль в портретном жанре - это передача характера человека. И Василию Егоровичу Панкратову настолько понравилось его произведение, что также, как и Корин, он использовал в своем портрете характерную привычку писателя прятать правую руку в кармане. Левой рукой стоя Толстой опирается на подлокотник кресла. Безусловно, Панкратову, незнакомому с писателем, интересно было изучать живопись П.Корина. Он внимательно использовал в лепке лица писателя приемы пластического решения как у Корина. Только у Корина вся голова писателя структурирована мелкими плоскостями, цветная краска проложена густым вязким тестом, а Панкратов работает тоном, и вся совокупность черт лица Алексея Толстого представлена более сглажено, смазано. Несмотря ни на что, портрет из-за скупого колорита получился, элегантным, представительным.
  О том, какое значение колориту придавали русские живописцы, свидетельствует хотя бы известное высказывание Сурикова о том, что "есть колорит - есть художник, нет колорита - нет художника". Теперь мы смотрим шире. Можно и не быть колористом в полном смысле этого слова и оставаться очень хорошим художником. Однако немногие, художники наделены колористическим даром. Например, И.Бродский, Г.Коржев, Д.Жилинский, не тяготели к колористической направленности живописи. Они нашли каждый свой особый путь в искусстве, путь, который позволил выявить наиболее сильные стороны таланта каждого из них. Так и Василий Егорович Панкратов не был прирожденным колористом, но мастером композиции и крепкого рисунка. Пример "Портрет Марии Ворониной" (1993г), решенный в технике пастели.
  Это единственный портрет, в графической технике. Портрет относится к категории камерных портретов, не для выставки, а для существования в семье. И полностью соответствует поставленной задаче.
  До конца жизни художник Василий Панкратов был верен реалистической манере письма, не признавая экспериментов. Приверженность классическим традициям чувствуется во многих работах, его манера, убедительно соотносится с понятием стиля социалистического реализма.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"