Аннотация: Опубликована в газете Культура 21 января 2016г
В. Чернова
"О чем молчат куклы" или третья областная выставка кукол
В галерее "Новое пространство" успешно экспонируется ежегодная выставка кукол. Она посвящена "году литературы", поэтому имеет многозначительное литературное называние "О чем молчат куклы".
Перед восторженными зрителями предстала вереница художественных произведений, воплотивших образы литературных произведений. "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, "Вино из одуванчиков" Рэя Брэдбери, "Золотой ключик, или Приключения Буратино" Алексея Толстого, "Обед на польский манер" Милорада Павича - литература подарила художникам немало идей для вдохновения.
Алиса Якиманская, известнейший мастер, говоря о взаимосвязи кукольного дела и литературе, написала: "Читая книги, слушая музыку, разглядывая картины, находясь в толпе, сидя на берегу озера, мы как бы напиваемся образами, метафорами, чувствами, событиями. Мы учимся сочетать слова, звуки, цвета, мысли - и это отражается на нашей жизни и на том, что мы создаем. Для меня каждая кукла - это собирательный образ. И его надо найти! А делать это надо долго и упорно. Все мои человечки ведут меня за собой, через мир поэзии, музыки, снов ... и не отпускают, пока все точки-крючочки, слова и морщинки не окажутся на своих местах. Мои любимые авторы: А.Чехов, У.Эко, А. Линдгрен, Н. Заболоцкий, Д. Хармс, Р. Киплинг, Н. Олейников, Туве Янссон и многие другие".
Ее кукла - марионетка "Пьеро" сделана для спектакля "Актер перед обманчивым зеркалом", по мотивам поэзии Луи Арагона, и не раз принимала участие в театральных спектаклях. Мне запомнилась своим глубоким погружением в музыку кукла "Музыкант" по мотивам новеллы Э.Т.А. Гофмана "Кавалер Глюк".
Второй год отбор на выставку проводился через социальную сеть "В Контакте", с последующим отбором работ компетентным жюри. В экспозицию выставки этого года вошли всего тридцать семь разнообразных классических кукол, среди которых каркасные, шарнирные и будуарные.
Впервые, отдельной секцией в рамках выставки, представлены куклы, выполненные в жанре декоративно-прикладного искусства (текстильные куклы, Тедди - долл, медведи Тедди, композиции из шерсти и др.), также соответствующие теме "Литературный герой".
Общее впечатление от созданной экспозиции - замечательное! Третья выставка представляет самую лучшую экспозицию. Первая, была пестрее, зрелищнее, потому что мастера для декорирования принесли красочные драпировки, множество аксессуаров. Для другой выставки были изготовлены специальные подставки под кукол. А на третьей, придуманы замечательные "облака" под потолком, "детский городок", остроумная елка из бумажных конусов, и художественно преобразовано все пространство галереи.
Для большинства авторов участие в выставке кукол - это добрая предновогодняя традиция, возможность показать свой уровень. Такие выставки необходимы, мы зрители реально видим, как уровень работ с каждым годом возрастает. И примечательно, что, каждый год выставки предъявляют новые имена кукольников.
Для меня новым именем стало имя Татьяны Рассказовой Ее "чудо босоногое" по мотивам стихотворения И. Рудиной "Ходит чудо по квартире..." предстало в виде пухлого малыша, занятого поеданием конфет.
Ходит чудо по квартире,
Нет его любимей в мире.
Как озера блюдца-глазки,
Гномик маленький из сказки.
Говорит он: - Дай конфет!
Отвечает мама: - Нет!
Гномик ласковый пропал,
Вредным плаксой гномик стал!
Вот что пишет она о книжках: С малых лет, как и многим деткам, родители читали мне сказки, а потом библиотека стала моим лучшим другом. "Золушка", "Русалочка", "Щелкунчик" - мои любимые произведения детства. Став мамой, возвращаешься в детство снова и с радостью читаешь все лучшие сказки, стихи уже дочке. И ловишь себя на мысли, что детство никуда не уходит от тебя. Скоро, наверное, уже стану бабушкой и тогда буду читать волшебные сказки своим внукам. Мир Сказок неожиданно подарил мне мое новое увлечение - это создание кукол, образы которых неисчерпаемы в литературе. Одно Волшебство - Литература, подарило мне другое Волшебство - Кукольный Мир! "
В экспозиции представлены произведения мастеров из Тольятти. Татьяна Куркина выставила двух клоунов. "Мой любимый клоун", по мотивам одноименной повести В.Ливанова, и "Клоун с осенью в сердце" по мотивам повести В.Драгунского "Сегодня и ежедневно". Фигурки живые, веселые, задорно играют колокольчиком и платочками.
Ирина Киреева из Тольятти предъявила замечательного Кристофера Робина героя сказки А. Милна "Винни-Пух и все-все-все", как будто выскользнувшего со страниц книги, а Татьяна Тимонина видимо, переполнена безудержной фантазией настолько, что своих персонажей "Пьеро и Коломбину" по мотивам стихотворения А.Блока "Балаганчик", перегрузила множеством деталей и аксессуаров.
"Доказывать пользу книг смешно. Без литературы нет ни культуры, ни жизни. Открывая книгу, получаешь уникальную возможность погрузиться в мир, созданный писателем, повстречаться с совершенно разными людьми, узнать о различных стилях речи и характерных для них выражениях. Так что, много читая, можно потренировать свое остроумие и красноречие. Во время чтения книги я анализирую поступающую информацию. Мне интересно оценивать характер персонажей и их действия, предсказывать поступки и прогнозировать развитие событий, все это обеспечивает приятную и эффективную тренировку мозга и очень помогает мне выстроить характер будущей куклы,- пишет Татьяна Тимонина.
Очень достойно предстали кукольники Жигулевска. Светлана Бузницкая выставила трогательную "Еву" по мотивам произведения Л. Будогоской "Повесть о рыжей девочке", Наталья Нестерова "Пуговичнного короля" по мотивам авторской сказки "Золотая пуговица", Светлана Климова создала простодушную "Лизоньку" по мотивам стихотворения Е.Тараховской "Я снегурочку слепила". "Я снегурочку слепила. В коридор поставила. А она ...растаяла!"
Татьяна Малушкина ведущий мастер - кукольник растрогала образом темнокожей девочки Пати по мотивам повести М. Коршунова "Крабий тупик" и композицией из двух миниатюрных шарнирных кукол Кай и Герда по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева. Конечно, Кая и Герду сложно создавать, учитывая известность и изобилие иллюстраций. Главное, не впасть в мимишность, сентиментальность. И это удалось. Образы сложились проникновенные, теплые и совсем современные. Татьяна Малушкина пишет: Я очень люблю волшебные сказки. Я живо представляю героев, их внешность, чувства, голос. Отчасти поэтому мне нравится создавать миниатюрных героев с живыми глазами, говорящими без всяких слов. Куклы, как и книги, - целый объемный мир, который обращается к душе человека.
Наталья Стукалова в этом году открыла для себя удивительного писателя, который захватил все мысли, все восприятие. Это Милорад Павич. Одно из его высказываний ее совершенно потрясло: "Роман - это государство, большое или маленькое. У него свои законы, свое население, своя валюта, имеющая или не имеющая хождения за пределами страны. У романа свои берега, свои границы, своя война, свой мир и свое время... Роман имеет своего отца и свою мать, но может быть и сиротой. Подкидышем. Подобно государству он может иметь свою родословную, а может быть выскочкой. Может быть дешевой проституткой или дорогой женщиной. Романы имеют не только своих предшественников, но и свое потомство, своих сыновей и дочерей, праправнуков. Государство имеет своего основателя, имеет его и роман.
Вдохновляясь Павичем, она создала экспрессивную композицию с изображением погрудных портретов за столом. Композиция навеяна рассказом "Обед на польский манер". Детали столовых приборов выполнены в технике горячей эмали.
Наталья Дементьева также известный мастер. Она работает в широком диапазоне, предпочитая композиции из двух фигур, любит создавать костюмированную куклу, тяготея к описательности. Она пишет: Литература для меня - величайшее наслаждение, возможность побывать там, где никогда мне не быть, узнать людей, испытать невероятные чувства, поучаствовать в приключениях и найти друзей. В общем, литература - все то, чего мне не хватает в реальности.
Вероятно отсюда такая тяга к литературности. Вот "Скрипичный мастер Николо Амати по мотивам романа братьев Вайнеров и фильма "Визит к минотавру", в роли Амати - Ростислав Плятт. Видно, у художника хорошая фотографическая память, и этим интересны ее портретные композиции. Композиция "Никогда не играйте с незнакомцами" по мотивам романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" интересна не фигурой кота Бегемота за шахматной доской, а верным воспроизведением облика М.Булгакова. Но особенно меня поразил Александр Кайдановкий в роли Сталкера. Он похож тонкими чертами лица, выразительной мимикой, и тем, как сидит, похож до оторопи и, даже немножко пугает.
Вот Татьяна Завальская, создавая большое количество пуховичков и одеялок для шарнирной "Принцессы на горошине" по мотивам одноименной сказки Г.Х.Андерсена воспроизводит для нас далекую сказочную эпоху. Она пишет: Люблю читать сказки с четырехлетним сыном и не только сказки... Просто люблю читать... Неслучайно в русском языке существует выражение "люблю книгу", а не "люблю телевизор", подчеркивающее эмоциональную связь человека с этим феноменом культуры
Ежегодные кукольные выставки привлекают зрителей не только удовольствием от созерцания визуального ряда. Каждый год, на протяжении всей работы выставки происходят интересные встречи и мастер-классы. Программа мероприятий насыщенная и необыкновенно разнообразная.
Перед Новым годом, Татьяна Малушкина учила вышивке японских шаров, Наталья Стукалова научила делать в технике бумагопластики декор для дома к Рождеству, Ия Батенева обучила изготовлению цветов из шелка. Здесь психологи рассказывают о том, зачем люди носят маски, и предлагают моноспектакль по мотивам поэзии Луи Арагона в исполнении заслуженного работника культуры Алексея Якиманского.
Мне посчастливилось попасть на встречу с автором Еленой Кузуб по теме фантазийной куклы. На первой выставке она представляла очаровательную девочку - монстр Джилли, и сразу запомнилась нестандартным подходом к теме. У Джилли открытый ротик и в нем - зубы, как у акулы. На третьей выставке она представила девочку на куриных ножках - Белую ворону по мотивам одноименного произведения А.Бабкиной и будуарную куклу - Мотю - мотылька из "Доктора Айболита" Корнея Чуковского
И пришёл к нему печальный мотылёк:
"Я на свечке себе крылышко обжёг.
Помоги мне, помоги мне, Айболит:
Моё раненое крылышко болит!"
- Не печалься, мотылёк!
Ты ложися на бочок:
Я пришью тебе другое,
шелковое, голубое,
Засмеялся мотылёк
и помчался на лужок
и летает под берёзами
с бабочками и стрекозами.
А весёлый Айболит из окна ему кричит:
"Ладно, ладно, веселись,
только свечки берегись!
Этот Мотя - мотылек - забавный персонаж, с лицом как у колобка, с крошечными ручками и ножками на жирной тушке. Сзади на спине пришиты махонькие шелковые крылышки. Елена Кузуб рассказала о себе: "Как писатель, творящий своих героев через текст, я создаю своих кукол в доступном для меня материале, и иногда только по имени можно понять, что за персонаж стал прообразом созданной мною куклы. Но в этом я как раз и вижу главную прелесть литературы! Даже самое точное описание героя даёт огромный простор для фантазии, и это невообразимо прекрасно! Во время встречи автор показала интересный альбом с монстрообразными куклами. И такое в наши дни тоже интересно...
Художник Анна Княгиничева неоднократно выставляется на выставках как интересный керамист. Ее куклы из фарфора, покрытые глазурью, тоже можно отнести к милым монстрикам. Это Капитан Крюк и его Прекрасная Дама в розовой пачке с деревянной ногой.
Бывая на этой выставке, обратила внимание на то, что зрители часто останавливались у композиции из двух кукол - "Мастер и Маргарита" по мотивам одноименного романа М. Булгакова. Автор Анна Швецова - Зорина усадила своих героев на афишную тумбу. Замечательна роспись задника в стиле арт - деко. Маргарита наклонила свою головку к плечу Мастера, в этой работе есть предчувствие расставания. У мастера довольно странная шапочка, и из за этого пара у меня проассоциировалась с персонажами книги "Блуждающие звезды" Шолома Алейхема.
В центральной части зала выделяются произведения Ксении Мингалевой. Композиция "Я люблю свою лошадку" по мотивам стихотворения А. Барто "Лошадка" сразу вызывает симпатии у детей. А композиция "Мастерская мамы Карло" по мотивам сказки А.Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" показывает кухню художника, включая показ эскизов, чертежей кукол и персонажи неодетые, необутые, незавершенные. Она делится впечатлениями: В детстве любимой была книга "Сказки мира". Наверное, в душе я по-прежнему ребенок, так как создаю и рисую героев сказок и стихов.
Куклы Ольги Гагаркиной "Осень", и Натальи Аказиной "Человек рассеянный" созданы по мотивам одноименных стихотворений. А куклы Катерины Барац "Тетя Мотя" и Марины Казанцевой "Паниковский" вдохновлены прозой. И здесь трудно решить, какой персонаж легче создать, поэтический или прозаический. Все зависит от фантазии мастера.
Отдельный раздел в экспозиции посвящен текстильной - декоративно-прикладной кукле: Мне лично понравилась композиция "Три девицы под окном" по мотивам сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане. Это тряпочные фигурки куколок, в передниках, в замысловатых головных уборах.
И еще приглянулась скромная Джен Эйр по мотивам одноименного романа, созданная руками Татьяны Семиколеновой. У этого мастера точное чувство колорита в подборе текстиля. Известно, что цвет влияет на эмоциональное восприятие образа.
Мастеров и кукол представлено много, но разные жанры, материалы и техники, мое незнание этого раздела декоративно - прикладного искусства, не позволяют высказаться пространно по творчеству ряда авторов.
Вот и закончился Год литературы. На этой выставке выяснилось, что все мастера - кукольники входят в категорию людей постоянно читающих книги. Как раз именно они достойно отметили его, посвятив свои произведения. Художник Марина Казанцева - автор куклы "Паниковский" лаконично выразилась: "Читаю, читаю, читаю... Литература помогает мне отвлечься от обыденности".