Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Мальвы самарского кэмпа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вот уже 10 лет в Самаре живет и расцветает литературно- художественное объединение " Мальва". Что это такое? Это-классическое проявление кэмпа.


   Поликсена Синицына.
   (Валентина Чернова)

МАЛЬВЫ САМАРСКОГО КЭМПА

   ( к вопросу о ценностях в литературно-художественном объединении "Мальва")
  

Точно бантики любимой, в волнах пыльной духоты

Сладко-сочною малиной разгораются цветы.

Женя Бабушкин.

  
  
   Вот уже 10 лет в Самаре живет и расцветает литературно- художественное объединение " Мальва". Что это такое? Это-классическое проявление кэмпа. А что такое кэмп? Большинство людей уверены, что миропонимание или вкус- это царство субъективных истин, которые никогда не брал под контроль чистый разум. Вкус и в самом деле эзотеричен, он несет в себе симбиоз личности. Одно из таких мировосприятий древнее, как само искусство, характерно для переломных эпох, когда рушатся границы традиционной культуры, получило название "кэмп".
   "Кэмп" - термин для российской критики достаточно новый, хотя первое исследование этого явления появилось в 1964 году, когда было опубликовано эссе американской писательницы Сьюзен Сонтаг.
   Она представила новый феномен, как особый метод эстетизации мира
   Кэмп, действительно стремиться увидеть мир, как чистую эстетику, отрешившись всех моральных, и социальных, проблем, словно их не существует. Он обожает все красивое и беспроблемное. Стразы и бархат, золотая фольга от конфет -вот подлинные сокровища кэмпа. Проводники кэмпа не делают различия между подлинным и имитацией, уникальным и растиражированным. Не важно, - картина, или раскрашенная фотография, репродукция, авторская скульптура или фабричная статуэтка - главное, чтобы было ярко и стильно.
   . Это - реанимация стиля в те "переходные эпохи", когда сама возможность существования стиля ставится под сомнение. Сегодняшнее время тотального бессилия и бесстилья вызвало к жизни феномен - самарской "Мальвы- розы провинции".
   Кто они -эти "мальвиниты"? Люди пишущие, как пером, так и кистью.
   Цветы позднего маньеризма, или поздние орнаменталисты, они же современные "мальвинисты", "мальвинцы" - эти мастера не просто имеют свой стиль,- они самым откровенным образом, культивируют его. Их много, поэтов, прозаиков, но хотелось бы остановиться на художниках. Правда, стихи у них яркие, как картинки и картинки мелодичные, как поэзия. Им важно не повторить всем в очередной раз прописную истину, а эстетически красиво преподнести ее в виде: красок, вкусов и ароматов. Самарский кэмп является искусством декоративного узорочья, не столько живопись, сколько вышитый, коврик с бисерными вставками. С позиции "традиционной критики", мы сталкиваемся не со стилем, а со стилизацией, с явлением вне критики.
   Очевидно, что "стилизованное" искусство" это искусство избытка эрудиции, пресыщенности информацией, чувствительной рафинированности. Нынешнее появление "кэмпа" на художественной сцене нельзя назвать случайностью. Достаточно вспомнить о бесконечном множестве произведений искусства, доступных каждому из нас в избытке и на любой вкус.
   "Сегодняшний" кэмп твердо знает, что все ценности - это слишком человеческие ценности, а следовательно, относительные. Они в большей степени зависят от позиции, что есть хорошо, а что - плохо. Кэмп решается пересмотреть условия этого договора, поскольку не может существовать в рамках Канона
   Сьюзен Сонтаг считает, что своим проводником в мире культурного наследия, кэмп провозглашает вкус - который сегодня дискредитировали, как понятие. Кэмп развивает или использует любые "художественные традиции, и используя их, стремиться быть актуальным своей не современностью. Кэмп откровенно, сознательно не моден. Он подразумевает не просто любовь к прошлому, его чувства всегда немного сентиментальны, кэмп выглядит наивным, в своем желании вернуть миру гармонию.
   Пани Татьяна Хомицкая тоскует по "серебряному веку" Ее символизм немного жеманен, но честен. Портретные образы хрупки и томны, а красочная гамма туманно-экзальтированная. Задумчивые дети, одинокие дамы и влюбленные барышни. То же в стихах: "Мне хотелось легкой паутинкой вдруг повиснуть на твоем плече, мне хотелось яркою искринкой отразиться в гаснущем луче".
   Мастера кэмпа предполагают не изменять мир, а лишь только его приукрашивать. Госпожа Валентина. Чернова с завидным упорством декорирует мир в своих картинах. Природы нет. Пейзажи - бутафория. Женские и мужские образы - сплошь современники, обряжены в причудливые костюмы былых эпох. Проросшие цветами, как клумбы. Ее мир искусственен. Потому что - это мир искусства. А для автора - он - настоящая жизнь. Картины - детские сны, пропущенные через французский фовизм и русский символизм. Типичный кэмп. А стихи: "Закатных прохлад ожидая, в покоях принцесса сидит. Служанки смеются, играя, мелодия тихо звучит. На мраморных плитах террасы, затейлив девичий букет, (Им ткани парчовой кирасы, заменят французский корсет)".
   Намерения кэмпа приукрасить жизнь необыкновенно серьезны, но вряд ли их глубокомысленно воспримут другие. Людям кажется, что он переигрывает, потому что он слащав до приторности манерен до жеманства. Все сразу бросается в глаза.
   А все потому, что новое явление - театрально, в нем всегда есть элемент маскарада. Определив характер своих работ (Бабушкин, как - "Ноннотомический Театр" или В. Чернова - "Магия Орнамента"), самарские мальвинисты, сами того не подозревая, попали в яблочко. Театр кэмпа - никогда не трагедия! Серьезных переживаний в кэмпе не бывает, он всецело направлен на поиск радостей и удовольствий.
   Характерен в этом плане эксцентрик Женя Бабушкин.
   Пребывающие в сладостном безделье, его ряженые в цыганские лохмотья, милые бродяжки - последний привет исфаганской миниатюры. "Шейка - плечики и ручки, - мед цветочный и нуга. Бантик - розочка из торта, в ней две вишенки лежат. Серьги - капельки варенья"... Все остальные стишки такие же.
   Девчушки дремлют, любуются на свое отражение в зеркале и мечтательно ковыряют в носу, совсем, как у философа В. Розанова: " Ковырять в носу и любоваться на закат". Не на закат ли старой культуры?
   Как все-таки кэмп легковесен! Это игра, в которой лицо и маска постоянно меняются местами. Мысль превращается в незначительный трюк, а орнамент становится главным героем.
   Кэпм знаменует полную победу стиля над содержанием, эстетики над этикой, резвости бытия над серьезностью. Кэмп нисколько не смущает, когда над ним посмеиваются. Он не чужд самоиронии. Самое главное, его улыбка беззлобна.
   Таков живописец Алексей Попов. Те же дети, те же барышни, те же задумчивые кавалеры из никакой эпохи. О чем грустим? Сейчас опустится занавес, и розовая девочка уберет скрипочку в темный футляр. А дама в пышном кринолине станет пить чай и размышлять о суетности музыкального времени.
   У художника Валерия Искварина не живопись, а светомузыка! Тонкие переливы неземного света особенно важны в работах на библейскую тему.
   Одна из лучших вещей - голубовато-зеленая сильфида -- иномирное существо, с любопытством проглянувшее сквозь плоскость холста. В тиши мальвового парка ей наскучило, и потому она решила появиться в пространстве нашего города. И стихи: "Цветам и грозам, плескам и сиянью, смурной остуды жалостный конец. Кто шел сквозь лето и не видел мальвы, тот не здоров и видимо слепец".
   Критиковать кэмп за то, что это несерьезное искусство - бессмысленно, ведь он сам знает, что все его проявления - красота на грани красивости и слащавости. Он ни на что другое и не претендует. А нам, самарцам интересно узнать, что есть и такое "чудо в перьях". И куда оно дальше полетит. Поживем, - увидим.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"