В галерее Вавилон открылась персональная выставка Дины Ковалевой с интригующим названием "Теория красоты".
Область ее творчества достаточно редкая - гобелены. Она занимается ручным ткачеством. И потому накануне выставки возникла потребность встретиться у нее в мастерской.
Перед встречей немного порылась в иннете, поискала сведения о художнике. Ковалёва Дина Сергеевна родилась в 1978 году в городе Нижневартовске. В 1997 году окончила Педагогический колледж, отделение декоративно прикладного искусства. Затем поступила в Самарский Государственный Педагогический Университет, на отделение Изобразительного и Декоративно-Прикладного Искусства, которое окончила в 2002 году.
Дина Ковалева активна, любознательна, ее часто можно встретить на вернисажах, которые проходят на выставочных площадках Самары.
Арт - критику посещение мастерской открывает новые возможности для изучения личности художника. Светлое пространство комнаты, большое окно, и повсюду на стенах гобелены. И особая теплая атмосфера, при которой комфортно творить, живописать или заниматься ручным ткачеством.
Любовь к искусству Дины проявилась еще в младших классах средней школы. Творческий путь начинался с живописи. И она никогда не бросала живопись.
Будучи человеком мобильным, она в 2017 отправляется на этюды в гостеприимную Армению на международный симпозиум, в 2019 году участвует в проекте Русская Атлантида. Нерехта. Этюды. В данный момент живописует окрестности штата Раджастхан, в Индии как участник Международного социо - культурного проекта "АРТ-ЭКО".
Ее привлекают яркие сочные краски природы, и экспрессия жизни. В свое время она скопировала зеленый "Пейзаж в Овере" кисти Ван-Гога, и с некоторым смущением его показала мне. Потом достала копию с картины Караваджо и пылко объяснилась в любви к творчеству этого своеобразного художника.
Регулярно участвует в групповых проектах, и сама инициирует эти проекты. Дина Ковалева упряма и упорна, что важно для развития этого редкого вида искусства. Она - яркий представитель современного искусства гобелена. Её творческий почерк очень индивидуален и всегда узнаваем.
Говоря о гобеленах, мастер подчеркивает важность яркости красок. - Особенность моих работ в том, что они яркие, я считаю, что искусство должно радовать и вдохновлять. Мне хотелось бы, чтобы зрители глубже воспринимали краски мира, любили жизнь, учились женить окружающую природу, замечать красоту лесов, морей и рек, чтобы у них возникало стремление что-то делать и творить. Если мои работы пробудят у кого - либо желание стать художником, я буду очень рада.
Стилевой доминантой её произведений можно считать особый подход к трактовке изобразительного сюжета. Основные темы как в живописи, так и в гобелене - натюрморт, цветы, портрет, фантазии.
Переплетенье ярких нитей в руках профессионала превращается в сложные картины. То, что издалека кажется нарисованным, при детальном просмотре не теряет объема. В этом и заключается уникальность техники гобелена. Художник выкладывает рисунок цветными нитями, предварительно подобрав необходимый оттенок.
В свое время мне не довелось попасть на первую персональную выставку Дины Ковалевой. Рассматривая отдельные ее работы в технике ручного ткачества на различных выставках, еще тогда я увидела особенность этого мастера. Обычно, многие мастера декоративно - прикладного искусства тяготеют к лапидарности, стремясь создать обобщенный художественный образ. И это характерно для всех мастеров. Но у Д.Ковалевой каждая работа отличается некоей повествовательностью.
И вот перед нами красочная выставка "Теория красоты", на которой гобелены проросли хлопком, шелком, льном, шерстью, акрилом, она подтверждает, что в Самаре не гаснет традиция ручного ткачества.
Дина Ковалева работает скрупулезно в разных техниках, в том числе и в традиционной. Триптих диптих "Времена года. Мак. Роза" по-женски запоминаются цветностью и колористическим разнообразием пятен. Она интересна также тем, что ткет фактурно фрагменты отдельных мотивов, а потом соединяет их в единое целое полотно. Это проявилось в больших гобеленах: "Виолончель. Памяти Ростроповича", и "Сны о карнавале", своеобразное посвящение карнавалам Венеции.
Художник стремится к светотени, объему, конструируя перспективные слои, своеобразные кулисы, используя рельефные элементы. Например, в гобелене "Рождественский букет" с изображением веток рябины и боярышника, она в качестве плодов вплела бусины, шарики, подходящего размера, приближаясь к натуральности изображения.
Точно так же для объемного воплощения в "Рождественском госте" использует бусинки, и люрекс для передачи льдистого инея переплетенных веток зимнего леса. А в гобеленах "Подводный мир" и "Золотые подсолнухи" демонстрирует разнообразные объемные текстуры и фактуры.
"За мгновение до пробуждения весеннего равноденствия" - трогательная композиция на тему материнства также состоит из нескольких пространственных слоев. Полуобнаженная фигура матери с ребенком на руках деликатна в цветовом решении, и точно выверена в композиционном плане.
Во время беседы с ней, я выяснила природу такой настойчивости и тяготение к объемности. В свое время ей довелось познакомиться с восточным ткачеством. Китайские и японские мастера в технике ткачества создавали кувшины, которые были неотличимы от настоящей керамики.
Помимо основной традиции ручного ткачества она экспериментирует, интересно работая со пространственными слоями. Особенно интересен в этом плане гобелен, в объемной технике "Пора любви". Есть два плана, первый план прорезные силуэты юноши и девушки, а второй план заполнен пучками травы - своеобразным травяным настилом - основой для двух фигур. Получилось оригинально. Когда гобелен экспонировался на выставке "Весеннее равноденствие" (2016), трава была зеленая, сейчас она высохла, побурела и в контрасте с сероватыми оттенками льняной нити, приобрела благородную патину.
Следует отметить, что большей частью гобелены Дины Ковалевой не совсем гобелены. Художник, подчеркивая это, настойчиво утверждает, что больше тяготеет к таписерии. Таписерия - принятый специалистами термин для обозначения современных произведений авторского ручного ткачества, использующих опыт шпалерного ткачества, различные виды переплетений, современные материалы и технологии.
Авторская шпалера в наши дни стала художественным объектом, от начала до конца исполненным одним художником. Современная шпалера прошла путь от плоскости к двухмерному слоеному, пространственному произведению, на выставке их много.
В центре выставочного зала расположилась трехмерная инсталяция. Один план составляет квадрат тканной иконы "Спас Нерукотворный" - (новгородская икона XII века в собрании ГТГ), от него протянуты красные нити к изображению "витрувианского человека" Леонардо, а затем от него красные нити устремились к "черному квадрату" Малевича, налицо идея эволюции, которую можно изучить изнутри. Перед нами налицо объект, напоминающий пространственную скульптуру.
Работы художника находятся в частных коллекциях Австрии, Великобритании
Создание картины в технике ручного ткачества не простою "Это очень кропотливый труд. От создания, то есть от задумки, до воплощения у меня проходит не один месяц". Выставка получилась зрелищной, на фоне пасмурной "европейской" зимы проявилось сияние солнечного дня.