Аннотация: Обзор выставки произведений самарских художников, посвященной 70 -летию Победы. Опубликована в газете Культура.05.06.2015
В Чернова
Память, ставшая далёкой тенью в новой весне.
В Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина открылась выставка, инициированная Самарским отделением Союза художников России. Она посвящена 70-летию Победы.
Вернисаж состоялся уже тогда, когда отшумели официальные победные майские мероприятия. Выставка представила произведения семидесяти девяти мастеров различных видов искусства, представителей разных поколений. В экспозиции работы и уже ушедших художников, и совсем молодых живописцев.
Когда я жила в СССР, то ежегодно наблюдала, как в рамках политики в области культуры государством осуществлялась поддержка подобных проектов. Ежегодно, к майскому празднику победы, художники представляли большую областную выставку. Каждые пять лет отмечали юбилей, и мастера, чья жизнь, юность или детство были переплетены с дуновением войны, представляли тематические картины. Тогда тема Отечественной войны 1941-1945 годов находила отражение во всех сферах изобразительного искусства. Ее хроника и события раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах, в скульптуре. Ее герои и участники были постоянным объектом внимания для художников.
Не случайно, знаковые работы на этой выставке были сделаны теми, кто постоянно работал еще двадцать лет назад над многофигурной картиной. Сразу же выделилась на выставке работа Е.Д.Горовых "Шумел сурово брянский лес".2012г. Это единственная композиция из восьми фигур. Запечатлена сцена, когда в избе, сгрудившись у печурки, все слушают бойца с гармонью. Растягивая меха, наклонив голову к ней, он выводит задушевную мелодию. В этой композиции есть элемент интерьерного пространства, незамысловатый натюрморт с керосиновой лампой на столе, выразительные портретные характеристики. Пожалуй, самым сложным для художника было передать чувство вслушивания в музыку на лицах бойцов.
Так же верно, в традициях реалистической живописи выполнена работа К.Д. Горовых "Партизан" 1975г, запечатлевшая облик немолодого человека с листом бумаги в руке на фоне заиндевевшего окна.
Вообще это поколение художников, чьи детство и юность совпали с годами войны, войну видело очень конкретно. Вот картина Ю.И.Филиппова "Илы в Отечественной войне была создана в 1985 году, но он, будучи подростком в те лихие годы видел налеты, атаки фрицев, скорбные утраты своего времени.
Один из интереснейших художников Самары В.И.Белоусов в 1941 году был ребенком одиннадцати лет, став художником, в своем творчестве стремился к ассоциативности и многозначности, свойственным скорее искусству последующих поколений. Одна из лучших картин - символов "Утро 9 мая 1945 года". В центре квадрата верхушка столба с черным уличным громкоговорителем на фоне синего неба. А вокруг, в некоем вихрящемся движении веточки цветущих яблонь, подброшенные вверх. В целом, в работах представителей старшего поколения выражено чувство причастности к тому времени.
Интереснее всего было увидеть произведения живописцев другого поколения на эту тему. Обычно пейзажисты - пленэристы всегда остаются верны своему жанру. Но на этой выставке удивила работа Н.Лукашука "Утром объявили войну".1915г. В сумеречном пейзаже, на фоне розовеющих облаков, ребенок и жеребенок застыли как вкопанные, напряженно вглядываясь в небо. Может, услышали звук самолета, далеких взрывов? Эмоциональная составляющая решена за счет уплотнения цвета облаков, земли, силуэта фигур и сумеречного приглушенного освещения. Получилось экспрессивно.
Другой мастер пленэрного пейзажа А.В. Мишагин решил композицию "Майский праздник" также в традициях нэоэкспрессионизма". Колористический флер, усиленный цветом покрывает поверхность холста с изображением уголка русской провинции. Фигурки небольшие, но оживлено переходящие мостик через речку, либо отдыхающие на скамейке, либо милующиеся под цветущими деревьями. Неожиданно жизнелюбивая картина.
Известная по персональной выставке работа Н.Шепелевой "Спи, солдатик" связана с пластическими поисками. Она, единственный пример диптиха, грамотно воплотившая тему размышления о войне и мире.
Эти вышеупомянутые мастера свои формальные задачи решали за счет цветовой оркестровки. Но на выставке есть большая работа, написанная в традициях неореализма. Е. Штыров соединил в картине "Не в землю полегли, а превратились в белых журавлей" 2015г. элементы реалистической картины с картиной метафорической. Строй солдат в обмундировании разных эпох движется вдоль деревни по дороге, мимо молодой матери с тремя детьми. Фигуры, ушедшие вдаль, превратились в журавлей и взмыли в небо. Лишь желтоватая гамма неба вносит нечто диссонирующее в общий эмоциональный настрой.
Лично мне понравилась картина Н.Панфильцева "Смерть комиссара". Лаконичная композиция по теме и решению. Интерьер кабинета военачальника, на стене, словно на карте - панорама беспорядочно отступающий под натиском врага Красной армии. Единственная фигура, поникла на стуле с пистолетом Т.Т. руке. Мрачная решимость в позе, жесте. Корпусной комиссар генерал Н.Н.Вашугин был из "сталинских соколов". Это он способствовал ослаблению комвоенсостава Красной Армии. И когда увидел, как в начале войны потеряли двадцать тысяч танков, он застрелился. Работа очень цельна и по цвету и по рисунку, одним словом - украшение выставки.
На выставке много натюрмортов. Тематически они все схожи. В натюрморте К.Горовых "Фронтовая весна"1975 года изображены: букет первоцветов в котелке, пилотка, шинель, брошенная на стол, планшетка и треугольник письма. На полотне ее дочери С.Горовых, "Письмо из Севастополя" показаны бушлат, бескозырка, пара гранат, планшетка и треугольник письма. А у С.Чернухина в картине "Письмо с фронта" на столике помимо тругольника, уместились гармонь, каравай хлеба и чугунок с картошкой.
Невольно припомнилось, что "треугольник" это продукт войны, когда население страны все время переезжало, то в тыл, то на фронт, то в эвакуацию из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга.
Для обеспечения связью действующей армии была создана военно-полевая почта. В прифронтовых центрах были созданы военно-почтовые сортировочные пункты. Задержка корреспонденции расценивалась как должностное преступление. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов. В такой-то обстановке и родился фронтовой "Треугольник", народ прозвал его солдатским. Это значимый символ. Среди натюрмортных композиций выставки запоминается также "Северная икона" руки К.Загоскина, натюрморт с иконой на фоне военного пожарища.
В области портретного жанра - представлено много портретов ветеранов, но зацепили два портрета работы В.Романова, - "Портрет художника В.Бакумова", "Портрет реставратора В.Кожанова". Оттого что ли, что я их знаю, тронуло чувство внутренней уязвимости и одиночества, переданное в облике моделей. Не просто художнику в современном мире.
У Т.Скачковой зоркий взгляд. Она представила серию портретов "Дети войны". В них видно, как она метко, с добродушной улыбкой обрисовывает характер человека, чье отрочество прошло в суровое время.
Живописцы на выставке преобладали. Немного было графики,
У И.Князевой работа "Победоносный май" с изображением часовни Св. Георгия и алых хоругвей со святым на фоне голубого неба, как напоминание о том, что 6 мая - День Георгия - Победоносца, похожа на плакат - постер. Хорошо, актуально была решена работа О.Рамодина "Спасибо за небо, спасибо за жизнь" с изображением ветерана войны в окружении белых голубей с георгиевскими ленточками в клювах.
Мастера декоративно-прикладного искусства не устают восхищать. Каждый из них - мастер метафоры. Это есть в гобелене А.Бандуры "Первая...вторая...", где на фоне черно пурпурных нитей вытканы родственники - участники двух мировых войн. Это есть и в необыкновенно современной композиции А.Самаринкиной "Уснувший герой". Одна пластина с отпечатанным растением - земля с профилем человека, другая просто проросший лист. Прекрасная композиция!
Выставка, посвященная 70- летию Победы хороша также тем, что имеет приложение - изданный в полноцвете каталог. А это означает, что когда экспозиция закроется, проект продолжит свою жизнь в хорошем издании.