Аннотация: Опубликована в газете КУЛЬТУРА. 16.05 2019
В.Чернова
Ю.Е.СКАЧКОВ
Все краски Волги.
В галерее Вавилон открылась выставка произведений Юрия Евгеньевича Скачкова. (1952- 2003). На выставке собрались не только друзья художника, которые вспоминали о днях дружбы с мастером, были также собиратели и знатоки волжского пейзажа. В экспозиции галереи представлено более полусотни произведений: картины, этюды.
Путь Юрия Евгеньевича Скачкова можно считать классическим для самарской пейзажной живописи: знакомство и обучение у крупных пейзажистов нашего города, таких как В. З. Пурыгин, ранний творческий расцвет в застойные семидесятые - восьмидесятые годы и напряженная молчаливая работа в последние полтора десятилетия его жизни на Бахиловой поляне.
Юрий Скачков приехал в Куйбышев из Новокуйбышевска, в 1973 году и сразу поступил в Художественное училище, в котором четыре года до 1977 года занимался постижением азов живописи.
Поскольку его выбор сделан был сознательно и в согласии с явным живописным дарованием художника, Скачков сразу же выделился лидером группы в первом выпуске Художественного училища.
В середине семидесятых годов в городе Куйбышеве возникло очень интересное начинание - Молодежное объединение при Куйбышевском отделении Союза художников. Здесь сразу же выделились замечательные мастера пейзажного направления - Евгений Бутенков, Александр Уханов, Юрий Скачков. Это объединение стимулировало молодых мастеров, давая направления на творческие дачи России, и поездки по Волге и по Каме, устраивая регулярно выставки, и впоследствии, командируя на всероссийские выставочные проекты "Молодость страны". Член Союза художников с 1990 года.
В последующее переломное время Скачков не стал последователем ни одной из модных модернистских теорий.
Впервые он попал на этюды в Жигули в 1973 году, и навсегда, до самых последних дней остался в плену влекущей и немеркнущей красоты этого края. Лица его жигулевских пейзажей просты и знакомы всем, сюжеты обыденны и узнаваемы, но за каждой композицией, за каждым живописным полотном читается многослойная история русского пейзажа, философская драма смены времен года со светлым концом.
Из любимых мотивов один связан с деревом березы, и то, как она живет в природном пространстве летом, или зимой, весной или осенью, волнует художника. Скачков написал множество этюдов с изображением березовых рощ, будь то стылая осень или мягкая зима. Одушевляя дерево, живописец всматривается в его бытие и спешит рассказать о нем что-то важное, без чего немыслимо представить русский пейзаж. Ветви дерева у Скачкова невероятно выразительны, вот молоденькая березка с ветками ― ручками ребенка, или старая береза расправила сучковатые ветви- руки, повидавшие многое, посылая прощальный привет перед тем, как уйти в зимний сон.
В картине "Старые березы".1995, художник бережно запечатлевает пасмурную печаль уснувших деревьев с остатками желтых листьев, с заброшенным сорочьим гнездом и бурыми скелетиками засохших трав у подножья деревьев. Очень нервно, тонко, пережито и воспето состояние серо - ненастной зимней дремоты. Пейзажный мотив "Скоро весна". 2001г., запоминается благодаря экспрессивной лепке деревьев, ветвей и стволов, полных напряженного, взволнованного ожидания весны. Наиболее яркая работа "Протока" 2000г., зафиксировавшая место в Жигулях. Этот безлюдный пейзаж, ― своеобразная поэма о лете в Жигулях, где прибрежная трава налита соками земли и света, линия горизонта спряталась в холодноватых изумрудных переливах и переходит из листа в лист, а в воде плещет синева отраженного неба. В данной работе нет умиленной красоты, но есть порыв остановленного чувства любования картиной лета.
Страстная жажда запечатлеть сокровенную красоту природы выражена в картине" "Лесная река" 1999г. Эта работа поразительна по совершенству в передаче всех оттенков цветущей природы: теплых глубоких тонов подвижной воды, богатых оттенков зелени, и синей сини - отраженного просвета неба.
Особая тема в творчества Юрия Скачкова ― эпический пейзаж на тему бескрайней Руси. "Дорога" 2002г. ― продолжает извечную в русской живописи тему "ранней осени".
Как художник-волжанин он воплощает ее на фоне подвижной в своей экспрессии "битвы облаков", занимающей половину холста. За бескрайними полями вдали виднеется Волга, вдали сиреневой сиреневая лента бескрайних гор. Композиция полотна разворачивается полосой фриза. Такой прием создает иллюзию невероятной ширины панорамного бескрайнего пейзажа. Отсюда тяготение к узкому горизонтальному формату. Здесь Юрий Скачков утверждает свою тягу к написанию видового пейзажа. Такова "Осень на Волге" - которую так и хочется поименовать "золотая осень", чудесная панорама иссини - синей реки, увиденной с высоты Жигулевских гор, окрашенных осенью в различные оттенки оранжевого и красного и всех золотых оттенков цвета.
Проникновенно запечатлена в картине "На Волге. Ширяевская пристань. 2002. волнующая красота Самарского края. Живопись наполнена, воздухом, ветром. Быстрыми экспрессивными касаниями кисти Скачков пишет белилами пунктиры бликов на густой поверхности глубокой волжской воды и одинокую птицу над волнами.
Живя на Волге, невозможно не заметить хозяина волжских берегов, ― осокоря. У Скачкова - лучшая песня дереву ― картина "Дерево" 1990г. Главное в этой картине - свет и цвет, из них соткан корявый силуэт, и вытянувшихся к небу изгибающихся веток осокорей.
Юрий Скачков часто использует прием диагональной композиции, это придает мотиву особый динамизм, сообщает рядком стоящим фигурам деревьев чувство движения. "Зима в лесу" 2997г.
Картина "Осень" 2000г. полна скрытого драматизма, переданного через множество слоев таинственно-пасмурного неба, и белых клочковатых обрывков облаков стремительно подвижных на багровой ленте зари. Над сиротливыми ржавыми кустиками трав, над этим непостижимым миром осенней листвы и воды реет одинокий коршун-канюк.
Из множества лиц природы, Юрию Скачкову бесконечно дорог зыбкий в своей неуловимости лик Волги. Постоянно созерцая его, все оттенки света и тьмы, в ясный и дождливый день, в холод и жару, при утренней заре и в сумерки, во все времена года художник приобретает радостный опыт живописания изменчивого облика великой реки. "Осень на Волге." 2002г., "Волга замерзла". 2003г. Такова "Разлив на Волге" 1997г., где низкое небо с серыми слоями облаков и мелкие барашки волн на густо синей воде предстают с необыкновенной убедительностью.
В картинах Скачкова мир есть пространство, и два его свойства - форма и протяженность представлены в чистом виде: как массивность гор и простор водной глади. Пример тому - "Вид на Бахиловую гору" 1999г., или, как в картине - "Свежий ветер" 1999, где изображение просторно, прозрачно, тонко и не теряет четкости очертаний. В пейзажах: "Домик в саду". 1992г., "Под березой".1989г. Скачков создает удивительную среду, где совпадают чувство и созерцание, как откровение, возвышающее дух художника.
Дуновение воздуха и празднично-возвышенное настроение природы выражены в картинах "Этюд с коровами". 1987г., "Вид с горы Стрельной". 1992г. "Лесная река"1999г. В них есть ощущение интенсивной внутренней жизни, рост витальных сил, и радость сопричастности творчества художника к созидательному миру природы.
Одна из самых фантастических картин - "Остров Шалыга. Туман". 1991г. запоминается парадоксальным сочетанием плоскости и глубины. Извилистый поблескивающий ручеек воды в центре композиции, вокруг его, сквозь рваные облака тумана ожившая гурьба кряжистых осокорей, с подвижными узловатыми ветвями и корнями. Этот пейзаж-сновидение свидетельствует не о фантастичности реалий, а о реальности фантастического.
Несмотря на использование традиционных приемов и задач в пленэрной живописи, будучи так хорошо и сильно одарен, Скачков нашел свой путь живописных решений картин - оживив их проникновенностью, трепетной экспрессивной свежестью письма и темпераментом собственного мироощущения. Его пейзажи полны какой-то особой остроты видения сокровенных уголков души русской природы
Отсутствие амбиций и природная склонность к одиночеству не развили в нем жажды поиска конъюнктуры. По своему дарованию, Юрий Скачков стоит в одном ряду с классиками волжского пейзажа. Поэтому, и еще по ряду безусловных живописных достоинств, по блеску раскрепощенной мастеровитой манеры письма, его творчество стало предметом восхищения и почитания у многих ценителей и знатоков волжского пейзажа.