Аннотация: В связи с выставкой произведений Елены Макеевой
Стремительная живопись Елены Макеевой.
21 апреля в Доме журналистов состоялось открытие выставки произведений Елены Макеевой "Городские прогулки". Она представила не только живописные полотна, но и крупные листы графики.
Елена Макеева известный мастер, член Союза художников России с 2006 года. Участвовала и на региональных и всероссийских выставках, и в Самаре на протяжении года она умудряется сделать несколько выставок. Это говорит о продуктивности.
Мне как арт - критику, к сожалению, пришлось поближе узнать ее где-то около года назад, просто молодых мастеров много, а я раньше изучала классическое искусство. Отдельные работы, которые экспонировались на выставках, выделяла совсем не женская экспрессия. Иногда слышался на собраниях Союза ее взволнованный голос, по впечатлению со стороны она производит впечатление человека сенсетивиного, остро реагирующего на проявления жизни.
И вот в зале расположилось множество полотен, большая часть городские пейзажи с видами Праги. Все пейзажи написаны а- ля прима, в один прием, свободно, спонтанно. Нам критикам сразу хочется выложить какую-то оценку, на ум пришло только одно слово "Стремительная". Во -первых, нагруженная манера письма, с использованием густого красочного теста. Живопись корпусная, без лессировок. Мазок лепит формы оконных проемов, дверей, и куски пражских крыш, и отдельные дорожные объекты. Все производит впечатление легкого рельефа. Колорит горячий, чистые цвета, словно вибрируют в иллюзорном пространстве.
Есть отдельный пласт культуры, который связан с путешествиями. Художник С. Щедрин повлиял на итальянскую живопись, на И.Шишкине сказалось влияние дюссельдорфской пейзажной школы. Всегда интересно посмотреть, как там наши люди работают за рубежом. Многие писали Париж, но лучше всего он был запечатлен К.Коровиным. И по сию пору образ Парижа неуловим для российских мастеров.
Что же Прага? Это удивительный средневековый город, полный магии, и напитавший магией всю мировую культуру. Для простого туриста - это родина Я.Гашека. Густав Майринк, писатель - мистик дал свое определение уникальности Праги: Прага управляет своими жителями как марионетками: дергает их за ниточки с первого до последнего вздоха... Магическая сущность города лучше всего проявляется в низкий сезон, когда осенние или весенние туманы, вступающие в Прагу от реки Влтавы - Мольдау, возвращают призракам разных веков и эпох полноценные права гражданства.
Когда читаешь романы этого писателя, понимаешь, что Прага - это "Великий город призраков". Влияние Праги сказалось также на творчестве всемирно известного фотографа - Яна Саудека, жуткого, призрачного фантаста. Чтобы проникнуться этим духом пражского мистицизма, надо долго жить в обществе этого города.
В Праге Елена Макеева была лишь восемь дней. Ее Прага ярка, светла и приветлива для туриста. Мне нравиться, что сюжетом для картин стали как будто случайные уголки, не открыточного плана, нравится, что внимательно запечатлены стоянки для велосипедов, трамваи, троллейбусы, одним словом - много разного движущегося транспорта. Отсюда впечатление стремительного течения жизни.
Она присматривается к старинным башням, соборам, замкам, мостам, зачарованная, словно предчувствуя, что впереди еще не одна встреча, потому так холсты своим красочным колоритом, наполненностью людской толпы сильно напряжены. Ей кажется, что город накопил за сотни лет множество страстей, чувств и усилил ими старые стены.
Широкие длинные мазки щетинной кистью, не заглаживают поверхность штукатурки на стенах, а наоборот вспучивают, разрыхляют, стараясь проникнуть вглубь, познать сущность того или иного архитектурного объекта. Словно следя за стараниями художника, город бодро улыбается, кокетничает, манит и надеется заколдовать.
Графика Елены Макеевой детальна, разработана; те же улицы Праги, те же стоянки для велосипедов. В ней нет насыщенных красок, почти монохром, почти гризайль, и это - преимущество, если говорить о мистическом образе Праги. Легкие контуры башен, серебристую зыбкость мостовых, бесшумные силуэты застывших машин, рука художника очертила легко, без жирных линий, и тем самым наделила городские мотивы духом призрачности. Город призраков оставил свой отпечаток на листе бумаги художника из Самары.