Аннотация: опубликована в газете КУЛЬТУРА 15 февраля 2018
В.А.Чернова
На тропе к образу.
В выставочном зале самарского отделения Союза художников открылась персональная выставка Евгения Николаевича Чертыковцева "На тропе к образу". Представлены живопись и графика.
Хочу сказать, что арт - критики - счастливые люди, их всегда ждут встречи с интересными художниками, новые впечатления и неожиданные открытия. С Евгением Чертыковцевым мы мало пересекались, я работала в художественном музее, а он постоянно занят на преподавательской работе в Самарском Государственном - архитектурно-строительном, а ныне в Самарском техническом университете. Лишь изредка мы пересекались на вернисажах. На выставках его работы запоминались особой непохожестью.
Но вот появилось интересное начинание - субботы в Союзе художников. Здесь проходят мастер - классы по наброскам, по искусству акварели. Есть страница в интернете, есть отчеты, и я сразу же обратила внимание на серию набросков в исполнении Е.Чертыковцева. Запоминалось особое чувство конструирования фигуры, любовь к эстетике линии, тяга к укрупненной форме.
А позднее посчастливилось попасть на персональную выставку.
Разные чувства возникают по пути на вернисаж, иногда предвкушаешь встречу с новыми работами художника, или думаешь о том, что выставка подведение итогов, иногда бывает выставка - впечатление от поездки. А вот на это раз ничего не предполагалось. Зима, вечер, холод. На выставки лучше приходить пораньше, можно внимательно рассмотреть все-все.
Сразу первая неожиданность в экспозиции. Арт. - объекты. Это был триптих с загадочными названиями. 1."Объект для концентрации внимания Љ1" ассамбляж, 1993г. 2."Инерция". 3. "Четвертого не дано" ассамбляж, 1991г. На отдельном планшете предстали: а) тарелка от ударных инструментов, б) мятое колесо от детской коляски, в) и смятый сплющенный на плоскости детский велосипед. Мы стоим перед объектами, и художник воодушевленно говорит о символике колеса, размышляет про то, что колесо - величайшее достижение цивилизации, и вот какое - то новое, более продвинутое звено цивилизации проехало и сплющило маленький велосипед. Художник нашел его на обочине дороги в Ширяево. Я слушаю и думаю, о способности этого человека обобщать, о его умении увидеть в кучке вещей серьезную философскую притчу. Он чуток и восприимчив к информации, к новизне. И это важно в его профессии: учитель должен понимать искания и устремления студентов.
Отдельно в два цельных блока предстала графика, портреты, наброски, постановки. Графику мастер любит и подчеркивает важность линии. Для художника - линия - проводник энергии. От ее толщины, упругости, гибкости зависит энергия контура. Надо сказать, Евгений Чертыковцев любит работать с контурной линией, не только в графике. Запоминается постановочный натюрморт Е.Чертыковцева с лошадиным черепом, на алом, жестко складчатом фоне.
В экспозиции несколько натюрмортов "Память предков". 1998
"Перестройка" (из прошлого) 1998. Это набор старинных предметов. Но они собраны не случайно. Снова размышления художника о прошлом, и о том, как энергия старых вещей несет тепло, и уют для нового времени. Направляющие линии, косые и диагональные обозначают центр в первом натюрморте, а строгая симметрия предметов вокруг керосиновой лампы на втором натюрморте подчеркнута черным контуром.
Напротив, на щите натюрморт посвященный празднику "9 мая".
Я спрашиваю автора, почему так обостренно он воспринимает войну? Мне с гордостью показывают фотографию деда участника трех войн. К пониманию трагедии войны Чертыковцева привела учеба в Орловском Государственном педагогическом институте, на художественно-графическом факультете. В годы войны город Орел был захвачен немцами и сильно пострадал. "Я видел отблески войны на улицах города, в лицах людей. Я слышал эхо войны в разговорах, в воспоминаниях. Как будто война только- только прошла"
Фигуры солдат, портреты стариков, героя Мессины, все отдельные композиции выношены, прочувствованы. И квинтэссенция поисков - "Мадонна 41 года".
"Мадонна 41 года" - изображение молодой женщины с ребенком в руках, написана автором в ракурсе снизу вверх. Благодаря такому приему, вертикальное полотно приобрело неожиданную монументальность, драматизм.
На одном щите выделилась картина "Сон о космосе" 20017г. - изображение спящей женщины в пространстве бирюзового космоса. Фигура лежащей навзничь женщины размещена по диагонали, впечатляет крупными, почти брутальными формами. "Магдалина" 2016г. и "Ева" 20016г. - эти библейские персонажи, вкупе с рисунками "ню" воплощают удивительный тип. Это высокая полногрудая крепкая женщина с широким тазом и тяжелыми крепкими бедрами. Мы все знаем, что существует тип женщин Б.Кустодиева, О.Ренуара, К.Петрова-Водкина, быстро узнаваемый, запоминающийся. Поговорили с автором о типе модели и художник пояснил: - "Несколько лет назад мне в руки попал журнал, где европейские ученные исследуя идеальный физический тип женщины, пришли к выводу: природа сама выделила тип женщины - матери, идеально приспособленный к вынашиванию и рождению человека. Вот этот эталон, я как раз воплощаю в своем творчестве".
В выставочном зале помимо экспозиции работ Евгения Чертыковцева экспонировались и другие работы мастеров Союза Художников. Невольно отметила, что они контрастируют друг с другом. Современная ситуация художественного рынка породила лишь одну связку: художник - частник заказчик. Зачастую заказчик требует от художника обилия деталей, мелкие разработанные формы. Нет грамотно разработанного художественного рынка, и пока только формируется государственная политика в области культуры и искусства.
Особый раздел выставки занимают картины с библейскими сюжетами. И это особое искусство.
На протяжении всего периода существования Российской Академии художеств библейские сюжеты были основными в разработке мастеров исторической живописи. В России церковь была государственной. В 1700 году Петр Великий воспретил избрание патриарха, учредив Духовную Коллегию. Патриаршество в Православной российской церкви восстановлено решением Всероссийского Поместного собора в ноябре 1917 года.
В начале XX века наибольшее величие приобрели старцы Оптиной пустыни, монахи Соловецкого монастыря, прославился чудесами праведный Иоанн Кронштадтский. Влияние на общество было колоссальным. И многие художники "серебряного века" начали воплощать черты религиозности на полотнах, увлеклись личной интерпретацией библейского сюжета.
К началу XXI века Русская православная церковь прошла сложный путь. Ее история оказалось тесно связанной с историей страны. Потому современный художник, родившийся в атеистическом обществе, сегодня неравнодушен к теме, ранее не разрешенной в СССР.
Вот "Святой Георгий стражник". 2015г. Георгий представлен как воин; он облачен во все подобающие доспехи: рубаху - тельник, кольчугу, перевязь, плащ с застежкой на плече, порты, сапоги - кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову). В руках держит копье, меч, щит закреплен за спиной. С юных лет Георгий желал поступить на военную службу. Став воином римской армии Георгий вскоре достигнул звания тысяченачальника (по-нашему - полковника). Благодаря своим талантам стал приближённым императора Диоклетиана, но отказался признавать цезаря богом. По приказу последнего погиб мученически. Иконография восходит к образцу двенадцатого века Новгородской школы. Золотой фон и яркие киноварные пятна плаща необычайно декоративны, современны.
Еще одно запоминающееся полотно - "Неодолимое тьмою".1916г. Это изображение святого Петра с ключами в руке. Фигура подана крупно, с разворотом в три четверти. Темным силуэтом фигура выделяется на золотом фоне. Причудливая окантовка плаща, драпирующего фигуру, крупными круговыми складками, усилила движение фигуры, ее поворот и положение рук с длинными тонкими пальцами.
Я спросила про многозначительное название "Неодолимое тьмою" - о значении. "А не просто небесный свет, а свет любви, постулат Нового завета. В Евангелии от св. Марка сказано - "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Свет любви никогда тьме не одолеть. Евгений Николаевич Чертыковцев говорит о своих работах так увлеченно, что поневоле понимаешь, - он мыслящий художник. Есть художники, которые пишут спонтанно, являясь самородками, или просто используют природный талант, а он другой.
Потому неожиданным открытием для меня стало знакомство с теоретической работой художника. "Трехмерность, третичность, триединство - золотое правило природы, также устойчивой системы произведения". - Мы живем в трехмерном, третичном пространстве, где три оси координат; дом имеет фундамент, стены, крышу;...дерево имеет корни, ствол с ветвями и листья;...в основе изучения цветовой системы мы имеем три цвета - красный, желтый и синий. В рассмотрении триединства мы имеем понятия, что пропорция имеет середину и два края. Это свойственно каждому произведению искусства.
Результатом размышлений художника является картина - участница всероссийской выставки "Моя родина".2004г. Когда рассматривали на выставкоме в Самаре, решили, что работу в Москве отвергнут, но вышло по - иному. На полотне предстала картина угасающей деревни. Зима. В центре полотна остов калитки и забора из двух жердей, За ними - красные гроздья рябинки. Справа и слева симметрично стоят невзрачные избы, все пространство заполнено пышными сугробами снега. Говоря о картине, Евгений Чертыковцев уточняет, - вся картина собрана, сконструирована из трех разных этюдов. Настоящий конструктивист! Выставку посмотрела два раза, осталось чувство открытия, и наполненности от встречи с художником с его произведениями.