Аннотация: Выставка произведений из коллекции В.И.Кузина в СОХМ. Опубликована в газете Культура 30.10.2014.
Валентина Чернова
Что собирают коллекционеры в Самаре?
" Коллекционер - это человек,
собирающий редкости в надежде на то,
что они станут еще более редкими"
Сигизмунд фон Радецки
В Самарском художественном музее показали коллекцию произведений Виктора Кузина. На открытии выставки, коллекционер поделился со зрителями историями по приобретению произведений искусства.
В последнее время коллекционеры открывают музеи, дарят свои коллекции городской общественности и невольно вызывают любопытство у простого зрителя. "Коллекционирование - это вид человеческой деятельности, который характеризуется собиранием чего-либо (как правило, однородных объектов), имеющего определённую ценность".
В моем окружении люди собирают - шарфики, куколок, одежду, монеты, магниты на холодильники, игрушки, почтовые открытки, морские раковины, книги. Для большинства людей коллекционирование не столько способ познания мира, сколько способ "переключения" для психологической разгрузки, и лекарство от стресса. Конечно это увлечение также выполняет функцию общения.
"В мире около 20% людей что-нибудь да собирают в коллекции. 8% россиян собирают статуэтки. Среди российских коллекционеров каждый пятый - нумизмат. Марки собирают только 4% соотечественников. Коллекционеров больше среди людей старше пятидесяти. Женщин-коллекционеров меньше, чем мужчин. Коллекционеры реже страдают депрессией, они менее подвержены стрессу. Люди, которые что-либо коллекционируют, в среднем зарабатывают больше тех, кто не увлекается собирательством. Самая дорогая частная коллекция, проданная с аукциона, стоила 207,4 млн. долларов. В ней были собраны произведения искусства. Коллекционеры живут на несколько лет дольше своих среднестатистических соотечественников. Президент Путин коллекционирует марки с изображениями выдающихся людей.
Первый человек, полетевший в космос, Юрий Гагарин имел довольно скромную, но весьма интересную домашнюю коллекцию кактусов. После, того, как он стал знаменит на весь мир, добрая часть жителей Советского Союза последовала за его увлечением, начав коллекционировать диковинные кактусы".
Для Виктора Кузина коллекционирование стало не только источником знаний о художественной школе живописи в Самаре, но и знакомством с интересными людьми - самарскими художниками.
Первая выставка из его коллекции, которая состоялась еще в экспозиции зала на площади им. Куйбышева лет десять назад, включала также произведения И.Карпунова. Здесь же представлены лишь двадцать произведений самарских художников Вениамина Клецеля, Виктора Новокрещенова, Валентина Пурыгина.
Произведений Пурыгина больше всего. Для многих почитателей волжского пейзажа имя Пурыгина связано с появлением на карте художественной жизни нашего города в течение 60 -80х годов великолепных образцов пленэрной живописи. Свободные, раскованно и размашисто написанные этюды, большие полотна с изображением могучих стволов прибрежных осокорей, и полноводье кипящей жизни Волги, с просторами необъятного неба - таков близкий зрителям Валентин Пурыгин. Самая приметная картина в экспозиции - "Снег сошел" (1959-1971), решена в манере, которую автор сам называл "точкованием", с посылом в пуантилизм. Считаю, что это одна из лучших работ в собрании. Она незатейлива по сюжету. Сидящая на земле спиной к зрителю женская фигурка в красном пальтишке с белым платком на голове, необъяснимо почему, является центром притяжения.
Ранняя часть творчества мастера представлена работами из собрания в пастозной манере. "Судакский вид", особенно отличается напластованием красочных слоев, экспрессивно формирующих в живую плоть все виды природной среды - облака, горы и воду.
В 1972 году Пурыгин покинул Куйбышев, направив стопы в Москву. Некоторое время жил в Загорске, создавая картины посвященные данному месту. В картине "Март. Загорск" 1972 года, одной из множества многочисленных версий, уже видны новые предпочтения и пристрастия, которые ярко проявились после распада СССР, тогда мировоззрение пейзажиста, не вынесло испытаний. В этой работе проявилось, то, что проявилось позднее - неизвестно откуда взявшийся интерес к некрофилии, вакханалии вороньих стай; многое в полотне, вызывает оторопь, испуг и сострадание.
Здесь на фоне пейзажа изображен разбившийся бородатый мужчина - птица в красном с золотыми позументами камзоле в зеленых шароварах. Он лежит в овражке раскинув руки и поломанные рыжие крылья, а сверху бросает ему розочку крылато - рогатая парнокопытная женщина - телка, с коротким хвостом. Смерть человека-птицы лесного существа с чертами автора, неоднократно повторена на последующих холстах после 1991 года. Пурыгин как бы оплакивает самого себя - как часть экосистемы мира Заволжья. Почему Заволжья? Потому что в картине с названием "Март. Загорск", слева от силуэта монастыря очень точно написаны Жигулевские ворота.
На выставке представлены четыре работы Вениамина Клецеля, в основном, портреты. Одна "Портрет дирижера" (1974), ранняя где больше проявилось декоративное начало с доминантой силуэта, пятна, цвета. Три остальных портрета были написаны в Израиле, после 1990 года. "В иерусалимской мастерской" (1995), "Автопортрет" (2006), "Человек с петухом" (2000-е). И здесь мастер уделяет главное внимание игре света в живописи, принося в жертву декоративность. Благодаря этому методу, портреты приобрели большую глубину, значимость. Яркая цветовая насыщенность цвета погасла и приобрела благородную патину, сообщая полотнам невиданное величие и благородство.
Коллекция В.Кузина также представлена произведениями Виктор Новокрещенова, яркого представителя самарского экспрессионизма. Экспрессия цвета, динамика образов, сказочность, и трепетная созерцательность - бесценное наследие, которое оставил нам художник Виктор Новокрещенов. В работах талантливого колориста горит живая энергия, то, что можно назвать эссенцией бытия, или таинственным сплавом космоса и хаоса русской души.
Свое творчество Виктор Новокрещенов характеризовал: "О тебе, обо мне, о нас...". На самом деле, он создал особенный мир провинциального городка, затерянного на перекрестке среди множества миров. Здесь всегда радостно, празднично, гротескно: на картинах - парящие над землей фигуры. Если вглядеться в среду обитания этого населения, то можно обнаружить два топографических объекта: Самара и Зубчаниновка. Эту тематику отразили картины с выставки.
Коллекция В.Кузина не ограничивается двадцатью картинами. Она полновеснее, разнообразнее, и пожелаем ей хорошее будущее.
Кстати, коллекцией считается собрание вещей, где собрано не меньше сотни произведений. "Специалисты считают, что полноправной коллекцией можно называть: коллекцию марок - не меньше 10.000 штук; коллекцию книг - не менее 1000 экземпляров; коллекцию монет - не меньше 1000 штук. Кроме того, коллекция должна содержать не менее 1-2% раритетов".
Оказывается, существует классификация коллекционеров.
"Коллекционеры делятся на 5 видов: Истинные коллекционеры (кто способен отдать любую сумму за желанный экспонат), Собиратели (для них главное, чтобы вещь была дорогая и нарядная), Любители (для них коллекция - не более, чем дань моде или подражание другим людям), Владельцы (те, кому коллекции достались либо в наследство, либо по недоразумению), Чудаки (те, кто непонятно что и непонятно зачем собирают").
Согласно этой классификации, я отношусь к чудакам - собираю новогодние открытки с Дедом Морозом и Снегурочкой. А сейчас в продаже преобладают лишь Санта-Клаусы.
"Один чудак-американец коллекционирует снежки, которые хранит в холодильнике. Один из них он слепил во время самого сильного в истории снегопада. Другой слепил для него мэр Нью-Йорка. Этот коллекционер настолько любит свои экспонаты, что даже отмечает их дни рождения. По этому случаю гости должны прийти во всём белом, а хозяин подаёт им только белые блюда".
Итак, если вы купите с рук Рубенса, значит попадется Рембрандт. А если еще знать, что Рембрандт написал триста картин, а в Америке в коллекциях их находится тысяча, то лучше собирать произведения самарских художников. И это будет перспективный и замечательный вид коллекционирования...